Аркадий Вайнер

18 октября 2021

Аркадий Вайнер

Аркадий Александрович Вайнер. Родился 13 января 1931 года в Москве — умер 24 апреля 2005 года в Москве. Советский и российский писатель, сценарист, драматург, актер.

Аркадий Вайнер родился 13 января 1931 года в Москве.

Младший брат — Георгий Александрович Вайнер (1938-2009), советский писатель, сценарист, журналист.

Пишущих людей в роду у Вайнеров не было. Его отец был родом из небольшого местечка недалеко от Одессы, имел образования всего один класс и толком не умел читать и писать. Позже книги его сыновей отцу вслух читала мать, которая была образованной и интеллигентной женщиной.

Окончил музыкальную школу по классу аккордеона, прекрасно пел.

В юности активно занимался спортом. Мастер спорта по вольной борьбе.

После окончания школы поступил в Московский авиационный институт, в котором проучился один год. Затем перевелся на юрфак МГУ.

В 1953 году окончил юридический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова.

Работал следователем МУРа в 21-м отделении милиции в милиции, позже — начальником следственного отдела.

Член КПСС с 1957 года.

Аркадий Вайнер в молодости

Аркадий Вайнер в молодости

Как рассказывала дочь Аркадия Вайнера Наталья Дарьялова, его трижды пытались исключить из партии, когда он переходил дорогу важным людям. Во время работы в МУРе у него постоянно были конфликты из-за чрезмерной принципиальности. Он расследовал самые разные дела — от крупных хищений до убийств, всегда доводил их до справедливого завершения — приговора. Ему не раз пытались давать взятки, случалось, что и угрожали.

Писать начал в конце 1960-х вместе с братом Георгием.

Член Союза писателей СССР с 1971 года.

О манере написания книг братьями Вайнерами рассказывала Наталья Дарьялова. Подготовку произведения они записывали на магнитофон, когда обсуждали детали сюжета. Много спорил, иногда на повышенных тонах. Вайнеры работали очень много, чаще всего — ночью, выкуривая блоки сигарет и выпивая литры кофе. Братья по характеру были очень разными, но их жизненные принципы и понимание людей у них было схожим. Аркадий Александрович прекрасно выстраивал сюжет, придумывал повороты, а Георгий Александрович «вышивал» писательское полотно. Они друг друга гармонично дополняли. Ряд сюжетов Аркадий Александрович позаимствовал из своей практики в МУРе.

Широкую известность им принес сценарий к фильму «Место встречи изменить нельзя» режиссера Станислава Говорухина, в основу которого легла их повесть «Эра милосердия».

Инициатором съемок фильма был актер Владимир Высоцкий, с которым братья Вайнеры как-то встретились в ЦДЛ и подарили ему свою книгу «Эра милосердия». Дочь писателя Наталья Дарьялова расскаывала: «На следующее утро в нашу дверь позвонили, папа пошел открывать и увидел на пороге Высоцкого, чему очень удивился, — друзьями они тогда еще не были. Прямо с порога гость заявил: «Я за ночь прочитал роман и очень хочу сыграть Жеглова». Надо было папу знать — он стал Высоцкого подначивать: «А почему ты решил, что эта роль — для тебя?». Володя давай горячо рассказывать, как замечательно сыграет. Тогда папа засмеялся и сказал: «Да мы и сами знаем, что это твое». Они стали друзьями, Володя часто у нас бывал — и с Мариной Влади, и с ее сыном. Пел новые песни, а две из них посвятил лично Вайнерам».

Высоцкий познакомил Вайнеров с Говорухиным. В ходе съемок у братьев был конфликт с Говорухиным из-за Владимира Конкина. В их книге Шарапов — крепкий деревенский парень, широкоплечий, сильный, мужественный. У Конкина ни в его внешности, ни в актерской манере с настоящим Шараповым не было ничего общего. Вайнеры, которым образ Шарапова был очень дорог, переживали и поначалу даже отказались указывать в титрах фильма свою фамилию. Но потом помирились с Говорухиным и дружили всю жизнь.

Должно было появиться продолжение фильма «Место встречи изменить нельзя», Вайнеры собирались писать сценарий, но из-за смерти Высоцкого идея реализована не была — братья в роли Жеглова не могли представить никого другого.

Георгий и Аркадий Вайнеры

Георгий и Аркадий Вайнеры

Также у читателей большую популярность завоевали книги братьев Вайнеров «Часы для мистера Келли», «Ощупью в полдень», «Лекарство против страха», «Гонки по вертикали», «Визит к Минотавру», «Город принял!», «Объезжайте на дорогах сбитых кошек и собак», «Телеграмма с того света». Многие из них были экранизированы.

Общий тираж их совместных с братом романов к концу 1980-х годов превысил 1 миллион экземпляров.

Лауреат премии Союза писателей СССР и МВД СССР (1976, 1978, 1981). Лауреат премии Союза писателей РСФСР и Уралмашзавода им. Героя Советского Союза Н. Кузнецова (1983).

Сами братья Вайнеры своим самым значимым произведением считали роман «Петля и камень в зеленой траве», который вышел в 1991 году. В нем была поднята тема гонений еврейского народа в сталинские времена. Книга вызвала огромный резонанс на Западе.

Член Российской академии кинематографических искусств «Ника».

Вместе с дочерью Натальей Дарьяловой был основателем и владельцем телеканала «Дарьял-ТВ» (ДТВ).

Президент Международного фестиваля детективного кино.

Кавалер Ордена Дружбы (9 марта 1996).

В апреле 2005 года Аркадий Вайнер фактически сбежал из больницы, чтобы открыть VII Международный фестиваль детективных фильмов «DetectiveFEST». Выступая со сцены, он сказал: «Задача фестиваля — воспитать уважение к закону, через уважение к закону воспитать уважение друг к другу и к самому себе, то есть то, что описывается словом «достоинство»». На следующий день Аркадия Вайнера не стало.

Умер 24 апреля 2005 года в Москве. Похоронен на Востряковском кладбище в Москве.

Личная жизнь Аркадия Вайнера:

Жена — Софья Львовна Дарьялова, доктор медицинских наук, лауреат Государственной премии, профессор Московского научно-исследовательского онкологического института им. П.А. Герцена.

Дочь — Наталья Дарьялова, журналистка, телеведущая, психолог, экс-глава телеканала «Дарьял-ТВ».

Аркадий Вайнер с женой и дочерю

Аркадий Вайнер с женой и дочерю

Аркадий Вайнер и дочь Наталья Дарьялова

Аркадий Вайнер и дочь Наталья Дарьялова

Фильмография Аркадия Вайнера:

1990 — Нелюдь — эпизод
1992 — Мы только знакомы
1999 — Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского — камео
1999 — Место встречи изменить нельзя. 20 лет спустя (документальный)

Сценарии Аркадия Вайнера:

1971 — Я, следователь…
1974 — Ночной визит
1977 — Свидетельство о бедности
1978 — Лекарство против страха
1979 — Место встречи изменить нельзя
1979 — Город принял
1982 — Гонки по вертикали
1986 — Потерпевшие претензий не имеют
1987 — Визит к Минотавру
1989 — Вход в лабиринт
1990 — Нелюдь

Библиография Аркадия Вайнера:

1969 — Ощупью в полдень
1970 — Часы для мистера Келли
1972 — Я, следователь
1972 — Визит к Минотавру
1974 — Гонки по вертикали
1976 — Эра милосердия
1978 — Лекарство для Несмеяны
1978 — Не потерять человека
1980 — Город принял!
1983 — Карский рейд
1986 — Объезжайте на дорогах сбитых кошек и собак
1988 — Телеграмма с того света
1990 — Двое среди людей
1991 — Петля и камень в зелёной траве
1991 — Завещание Колумба
1991 — Евангелие от палача
1996 — Нелюдь

Пьесы Аркадия Вайнера:

Ощупью в полдень (в соавторстве с Юлианом Семеновым)
Я, следователь…
Двое среди людей
Великолепнейшая из Кремоны (в соавторстве с В. Туром)

Экранизации произведений Аркадия Вайнера:

1971 — Я, следователь
1974 — Ночной визит
1977 — Свидетельство о бедности
1978 — Лекарство против страха
1979 — Город принял
1979 — Место встречи изменить нельзя
1983 — Гонки по вертикали
1986 — Потерпевшие претензий не имеют
1987 — Визит к Минотавру
1989 — Вход в лабиринт
1990 — Сатана (от авторства сценария отказался)
1990 — Нелюдь («В раю запрещена охота»)
2016 — Следователь Тихонов