Борис Барнет

18 октября 2021

Борис Барнет

Борис Васильевич Барнет. Родился 5 (18) июня 1902 года в Москве — покончил с собой 8 января 1965 года в Риге. Советский режиссер, сценарист, актер, каскадер. Заслуженный артист РСФСР (1935). Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1951). Лауреат Сталинской премии второй степени (1948). Создатель фильма «Подвиг разведчика».

Борис Барнет родился 5 (18 по новому стилю) июня 1902 года в Москве.

Его дед — Томас Барнет (Thomas Barnet), англичанин, являлся потомственным печатником, перебрался в Россию во второй половине XIX века, владел типографией, расположенной в Бабьем городке. Позже типография перешла по наследству к Василию Барнету (отцу Бориса), а затем к старшему брату Бориса.

Семья проживала в Москве в Вознесенском переулке в доме № 16/4.

После революции 1917 года типография Барнетов была национализирована и размещалась по старому адресу как «Типо-литография Совета Рабочих Депутатов Замоскворецкого района» города Москвы.

Борис учился в Московской школе живописи, ваяния и зодчества. Параллельно трудился реквизитором, бутафором и рабочим сцены в 1-ой Студии МХТ.

В 1920 году, в возрасте восемнадцати лет, Борис добровольцем вступил в Красную армию, попал на Юго-Восточный фронт, где служил санитаром при госпиталях и медсанбатах. В 1922 году был отправлен на лечение в Москву и позже демобилизован.

Окончил Главную военную школу физического образования трудящихся при Главном управлении военных учебных заведений (ГУВУЗ) в Москве, после окончания которой зачислен в штат школы как преподаватель по боксу. Выступал на ринге как профессиональный боксёр.

На одном из матчей Барнета заметил режиссёр Лев Кулешов и пригласил его на роль ковбоя в свой фильм «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков», который вышел в 1924 году. В фильме Барнет сыграл телохранителя Веста ковбоя Джедди — акробата, прыгуна, боксёра. В этом же фильме Барнет работал как каскадер — он совершил прыжок на ходу с конной упряжки на подножку машины, прыжок с конной упряжи на верхнюю перекладину ворот, перелезание по канату на высоте 8 этажа, также исполнил драку с хулиганами на улице и в американском офисе.

Далее Барнет учился актерскому мастерству в Государственном Техникуме Кинематографии в мастерской Льва Кулешова.

Тогда же Барнет пишет свой первый киносценарий «Четыре шайки», который относит в сценарный отдел «Межрабпомфильма» на Масловке. Его сценарий понравился и уже через несколько месяцев ему поручили не только написать сценарий, но и выступить в качестве режиссера фильма «Мисс Менд» по роману Мариэтты Шагинян. В этой ленте он также сыграл главную роль и выступил как каскадер.

Борис Барнет в фильме «Мисс Менд»

Борис Барнет в фильме Мисс Менд

В 1920-1930-х годах Борис Барнет работал в пролетарском игровом кино уже как режиссёр-постановщик и продолжал сниматься как актёр.

Борис Барнет в фильме «Живой труп»

Борис Барнет в фильме Живой труп

В фильме 1927 года «Девушка с коробкой» он талантливо передал атмосферу периода НЭПа с помощью лирики, тонкой иронии и эксцентричной буффонады.

В начале 1930-х годов на экраны выходят его научно-популярные «культурфильмы»: «Живые дела», «Пианино» и «Производство музыкальных инструментов».

Значимой для всего советского кинематографа стала звуковая лента Бориса Барнета «Окраина», вышедшая в 1933 году. В этом фильме, повествующем о периоде Первой мировой войны, через судьбы людей провинциального городка показаны последние годы существования Российской империи. Барнет использовал новаторские приёмы монтажа и преподнёс тему войны и революции в небольшом городке с совершенно неожиданной стороны. В фильме своеобразно сплетены патетические и лирические начала. В 1934 году фильм получил Кубок Муссолини на Втором Венецианском кинофестивале в Италии.

Режиссер Геннадий Полока отмечал: «Окраину» я до сих пор считаю одним из лучших фильмов мирового кино. По качеству барнетовские картины очень разные: есть уникальные — такие, как «Окраина», и есть, я бы сказал, средние. Такое ощущение, что их снимали разные режиссёры. Так случилось, что у него не было постоянных соратников. Он снимал почти на всех студиях страны и почти во всех регионах нашего необъятного отечества. Пожалуй, он не мог найти и своего автора, а в «Окраине» произошло идеальное «попадание».

В 1940 году на киностудии «Мосфильм» по сценарию, написанному Михаилом Вольпиным и Николаем Эрдманом, Барнет снял кинокомедию «Старый наездник» о заслуженном жокее, бегущем от неудач на ипподроме в родную деревню. Премьерный показ состоялся в январе 1941 года, в московском Доме кино. Коллеги и критики восторгались работой, называя «Старого наездника» «первой настоящей советской звуковой комедией», но фильм был снят с проката и запрещён А.А. Ждановым. В новой редакции на экраны фильм вышел лишь в 1959 году.

Во время Великой Отечественной войны Барнет работал над созданием героико-патриотических образов в отечественном кинематографе. Со своими фильмами и бригадами артистов посещает госпитали и воинские части. В частности, на экраны вышли «Боевые киносборники» № 3 (1941) и № 10 (1942) c киноновеллами режиссёра, а также снятый в 1944 году на Ереванской студии художественных фильмов по сценарию Фёдора Кнорре боевик о подпольщиках «Однажды ночью».

В 1942 году на ЦОКС в Алма-Ате Барнет снимает патриотическую комедию «Славный малый» по повести Петра Павленко из сборника «Народные мстители», в которой юная героиня влюбляется во французского лётчика, спасённого партизанами в новгородских лесах. Но признанный «идеологически незначительным», фильм на экраны не вышел и был запрещён к показу.

В 1947 году Борис Барнет представил свой самый известный фильм — военную драму «Подвиг разведчика» с Павлом Кадочниковым в главной роли. Лента пользовалась огромной популярностью у зрителей. «Подвиг разведчика» заложил основу традиции героико-приключенческих фильмов в советском киноискусстве.

Кадр из фильма «Подвиг разведчика»

Кадр из фильма Подвиг разведчика

Среди значимых работ режиссера в 1950-е — «Борец и клоун», а также историческая драма «Аннушка».

В 1961 году на экраны страны выходит лирическая комедия «Алёнка», снятая по одноимённой повести Сергея Антонова. Это история маленькой девочки Алёнки Муратовой, которая самостоятельно отправляется на учёбу за 500 км по целине с интересными и добрыми попутчиками. Фильм состоит из нескольких историй, рассказанных героями в пути и представленных режиссёром глазами ребёнка.

Последним фильмом режиссёра Барнета стал «Полустанок», снятый им в 1963 году на киностудии «Мосфильм», по сценарию, написанному совместно с ленинградским прозаиком Радием Погодиным. В картине были заняты популярные советские актёры, такие как Василий Меркурьев, Надежда Румянцева, Борис Новиков.

Работы Бориса Барнета оказали влияние на творчество многих советских кинорежиссёров.

кинорежиссер Борис Барнет

В свои последние годы Борис Барнет работал на разных киностудиях, переезжая из города в город.

Самоубийство Бориса Барнета

В 1963 году, после выхода на экраны художественного фильма «Полустанок» он подаёт заявление об увольнении с киностудии «Мосфильм», — заявление было подписано руководством студии без каких-либо возражений.

В 1964 году режиссёра приглашают на Рижскую киностудию ставить историко-приключенческую драму «Заговор послов» об известной операции ЧК в годы Гражданской войны. Во время затянувшегося подготовительного периода Борис Барнет покончил с собой в рижской гостинице. Это произошло 8 января 1965 года.

В своей предсмертной записке Барнет написал о старости и усталости и о том, что потерял веру в себя, без которой невозможно работать, а следовательно, жить.

Похоронен на Втором Лесном кладбище в Риге на Аллее старых большевиков. В ноябре 2017 года Ольга Барнет перевезла прах отца в Москву и похоронила на Новодевичьем кладбище, рядом с мамой Аллой Казанской.

Личная жизнь Бориса Барнета:

Трижды был женат.

Первая жена — Елена Александровна Кузьмина (1909-1979), советская киноактриса, народная артистка РСФСР, лауреат трёх Сталинских премий. Были женаты в период 1929-1936 годов. От Барнета она ушла к кинорежиссёру Михаилу Ромму, с которым актриса познакомилась на съёмках фильма «Тринадцать» в 1936 году.

В браке родилась дочь Наталья (1930-1994), она опубликовала ряд материалов из личного архива М.И. Ромма.

Елена Кузьмина — первая жена Бориса Барнета

Елена Кузьмина первая жена Бориса Барнета

Вторая жена (1937-1945) — Валентина Георгиевна Древницкая, дочь воздухоплавателя и парашютиста Юзефа Древницкого (1868-1917). Вторым браком была замужем за режиссером Григорием Козинцевым.

Валентина Древницкая — вторая жена Бориса Барнета

Валентина Древницкая вторая жена Бориса Барнета

Третья жена — Алла Казанская (1920-2008), советская и российская актриса театра и кино, театральный педагог, народная артистка РСФСР.

В третьем браке родилась дочь Ольга Барнет (1951 г.р.), советская и российская актриса театра и кино, народная артистка России.

Алла Казанская — третья жена Бориса Барнета

Алла Казанская третья жена Бориса Барнета

Фильмография Бориса Барнета:

1924 — Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков — ковбой Джедди, акробат, прыгун, боксёр телохранитель Веста
1925 — Шахматная горячка (короткометражный) — эпизод
1925 — На верном следу — хулиган
1926 — Процесс о трёх миллионах — журналист (нет в титрах)
1926 — Мисс Менд — репортёр
1927 — Москва в Октябре — эпизод
1928 — Потомок Чингисхана — английский солдат
1928 — Живой труп (Der lebende Leichnam) — карманный вор
1928 — Дом на Трубной — прохожий (нет в титрах)
1933 — Окраина — эпизод (нет в титрах)
1939 — Ночь в сентябре — Глебов, инженер (нет в титрах)
1944 — Однажды ночью — Бальц, комендант
1946 — Синегория — Арсений Петрович Гай
1947 — Подвиг разведчика — генерал фон Кюн

Работы Бориса Барнета как каскадера:

1924 — Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков
1925 — Броненосец «Потёмкин» — драка в кают-компании, падение с мачты в море, падение с палубы в море
1926 — Мисс Менд — драки и падение
1934 — Весёлые ребята

Режиссерские работы Бориса Барнета:

1926 — Мисс Менд
1927 — Москва в Октябре
1927 — Девушка с коробкой
1928 — Дом на Трубной
1931 — Ледолом (короткометражный)
1933 — Окраина
1933 — Один из десяти
1935 — У самого синего моря
1939 — Ночь в сентябре
1940 — Старый наездник
1941 — Боевой киносборник №3. Мужество
1942 — Славный малый
1942 — Боевой киносборник №10. Бесценная голова
1944 — Однажды ночью
1947 — Подвиг разведчика
1948 — Страницы жизни
1950 — Щедрое лето
1952 — Концерт мастеров украинского искусства (фильм-спектакль)
1955 — Ляна
1956 — Поэт
1957 — Борец и клоун
1959 — Аннушка
1961 — Алёнка
1963 — Полустанок

Сценарии Бориса Барнета:

1926 — Мисс Менд
1933 — Окраина
1952 — Концерт мастеров украинского искусства (фильм-спектакль)
1955 — Ляна
1963 — Полустанок

Награды и звания Бориса Барнета:

— Кубок Муссолини (1934);
— Заслуженный артист РСФСР (1935);
— Сталинская премия второй степени (1948);
— Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1951);
— Орден «Знак Почёта» (06.03.1950);
— Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
— Медаль «В память 800-летия Москвы».