Ингмар Бергман (Ingmar Bergman)

18 октября 2021

Ингмар Бергман

Эрнст Ингмар Бергман (Ernst Ingmar Bergman). Родился 14 июля 1918 года в Уппсале (Швеция) — умер 30 июля 2007 года в Форё, Готланд (Швеция). Шведский режиссёр, актёр театра и кино, сценарист, продюсер, писатель. Признан одним из величайших кинорежиссёров авторского кино. Обладатель премии «Оскар».

Ингмар Бергман родился 14 июля 1918 года в городе Уппсала

Отец — Эрик Бергман, лютеранский пастор.

Мать — Карин Бергман, медсестра.

Старший брат — Даг, дипломат.

Сестра — Маргарет, писательница.

Отец придерживался консервативных взглядов на воспитание детей и часто подвергал различным наказаниям, в том числе телесным.

О способе воспитания отца Ингмар поведал: «В основе нашего воспитания лежали такие понятия, как грех, признание, наказание, прощение и милосердие, конкретные факторы отношений детей и родителей между собой и с Богом. В этом была своя логика, которую мы принимали и, как мы полагали, понимали».

Интерес к театру и кино проявился у Бергмана ещё в детстве. Когда ему было девять лет, брату подарили на Рождество «волшебный фонарь» (Аппарат для проекции изображений). Ингмар предложил Дагу в обмен свою коллекцию оловянных солдатиков и приступил к опытам. Волшебный фонарь позволял проецировать неподвижные изображения со стеклянных пластин и небольшие фильмы с соединённой в кольцо 35-мм плёнки. Бергман использовал бокс-камеру для создания псевдо-фильмов из нескольких кадров, а на отрезках плёнки со смытой эмульсией дядя Карл помогал создавать ему собственные мультфильмы.

В 12 лет Бергман получил возможность в течение нескольких вечеров присутствовать за сценой театра на постановке пьесы «Игра снов» Стринберга. Начиная с этого возраста и вплоть до окончания гимназии его любимым увлечением самодельный кукольный театр. Ингмар постоянно строил новые варианты театров, изготавливал декорации и системы освещения.

Ингмар Бергман в детстве

Ингмар Бергман в детстве

Летом 1934 года Бергман провёл шесть недель в Германии, куда его отправили по обмену. Его сверстник из немецкой семьи был членом Гитлерюгенда, и вскоре сам 16-летний Бергман поддался влиянию нацистской пропаганды.

В 1937 году Бергман поступил в Стокгольмский университетский колледж, где изучал литературу и историю искусств. Учёбе он уделял мало времени, посвящая всё своё время театральной деятельности молодёжного клуба. После семейного скандала Бергман покинул родительский дом, после чего несколько лет не общался с семьёй. Окончательно оставив учёбу ради театра, Бергман отправляется в турне в качестве реквизитора и осветителя в постановке «Отца» Стринберга. Премьера «Отца» обернулась провалом, и оставшийся без гроша, Ингмар некоторое время работал в Оперном театре ассистентом режиссёра. В это время он также писал пьесы.

В 1942 году одна из пьес Бергмана была поставлена в Студенческом театре и получила положительный отзыв в газете «Свенска дагбладет». На спектакль обратили внимание Карл Андерс Дюмлинг, руководитель киностудии «Svensk Filmindustri» и Стина Бергман, заведующая сценарным отделом. Вскоре Бергман получил работу в киностудии, занявшись редактированием чужих сценариев и написанием собственных.

Также один из сценариев Бергмана под названием «Травля», основанный на воспоминаниях о его школьных годах, привлёк внимание Виктора Шёстрёма, одного из основоположников шведского кинематографа, который передал сценарий режиссёру Альфу Шёбергу. Фильм был снят в 1944 году. Ингмар Бергман присутствовал на съёмочной площадке в качестве помощника режиссёра, и Шёберг поручил ему самостоятельно срежиссировать несколько сцен. «Травля» была хорошо принята в странах Скандинавии, а после окончания войны была и в США и Великобритании.

Во время съёмок «Травли» Бергман получил предложение возглавить пришедший в упадок Городской театр Хельсингборга. Он нанял новую труппу и за год сумел вывести театр из кризиса.

В том же году Ингмар приступил к своей первой работе в качестве кинорежиссёра — съёмкам фильма «Кризис». Сценарий был написан им по пьесе датского драматурга Лека Фишера «Мать-животное». Работа над «Кризисом» сопровождалась многочисленными проблемами. Фильм провалился в прокате, что вызвало недовольство со стороны руководства «Свенск Фильминдустри».

На помощь Бергману пришёл продюсер Лоренс Мармстедт, пригласивший его снять фильм «Дождь над нашей любовью» по пьесе норвежского драматурга Оскара Бротена. Согласно воспоминаниям режиссёра «Дождь над нашей любовью» стал его первым фильмом, снятым под влиянием поэтического реализма, в частности — работ французского режиссёра Марселя Карне.

Осенью 1946 года Ингмар начал работать в муниципальном театре Гётеборга. Он искал возможность самостоятельно экранизировать собственные сценарии, но продюсеры были заинтересованы лишь в покупке сценариев. В 1947 году по его сценарию режиссёром Густавом Муландером был снят фильм «Женщина без лица».

Ингмар Бергман в молодости

Ингмар Бергман в молодости

Затем к Бергману снова обратился Лоренс Мармстедт с предложением экранизировать пьесу Мартина Сёдерйельма «Корабль в Индию». Картина была представлена в конкурсной программе второго Каннского кинофестиваля, но не добилась успеха. Продолжая заниматься постановкой спектаклей в театре и на радио, осенью 1947 года Бергман снимает свой четвёртый фильм под названием «Музыка в темноте» о потерявшем зрение пианисте. Фильм оказался коммерчески успешным и был номинирован на главный приз Венецианского кинофестиваля.

В 1948 году Ингмар Бергман получает международную известность в качестве драматурга — его киносценарий «Травля» был адаптирован для театра. Спектакль шёл в Осло и Лондоне, где постановкой занимался Питер Устинов. Летом того же года Густав Муландер снял ещё один фильм по сценарию Бергмана — «Ева». Сам Бергман в это время приступил к съёмкам «Портового города» по роману Олле Лансберга.

Следующий фильм — «Тюрьма» — стал прорывом для Бергмана. Благодаря финансовой поддержке Мармстедта ему удалось создать свою первую авторскую картину. В 1949 году Бергман снимает два напряжённых фильма о катастрофе семейных отношений — «Жажда» и «К радости», в которых находит отражение кризис его собственного второго брака с Эллен Лундстрём.

Съёмки драмы «Летняя интерлюдия» были закончены летом 1950 года. В прокате фильм появился лишь через год, был хорошо принят зрителями и кинокритиками. Бергман называл «Летнюю интерлюдию» одной из наиболее важных своих работ: «Для меня лично «Летняя игра» — один из самых важных моих фильмов, хотя кому-то он, может быть, и покажется устаревшим. Но мне он таким не кажется. Тогда я впервые обнаружил, что работаю совершенно самостоятельно, что у меня есть свой стиль, что я создал наконец собственный фильм со своим особым обликом, которого никто не повторит».

Сразу после окончания работы над «Летней интерлюдией» Бергман приступает к съёмке шпионского триллера «Это не может случиться здесь». Руководство «Свенск Фильминдустри» рассчитывало на международный успех фильма, но Бергман работал над ним без всякого интереса, исключительно ради заработка.

В 1959 году в знак протеста против налоговой политики прекращают работу над новыми фильмами все шведские киностудии. Достигнуть компромисса удалось лишь в начале 1952 года, и Бергман в это время занимается радио-спектаклями, театром и даже снимает рекламу.

При первой же возможности Ингмар Бергман снова возвращается в кинематограф и с апреля по июнь 1952 года снимает комедийную драму «Женщины ждут», в которой представлены истории замужества четырёх сестёр, а ещё через месяц начинает съёмку картины «Лето с Моникой» о молодой паре, чей летний роман закончился беременностью и несчастливым браком.

В это время Бергман получил должность художественного руководителя Муниципального театра. В дальнейшем Харриет Андерссон снимется ещё в восьми фильмах Бергмана, в том числе в таких известных картинах как «Сквозь тусклое стекло» и «Шёпоты и крики».

В 1953 году Бергман снял два фильма. Драма о жизни бродячих артистов «Вечер шутов» была холодно воспринята критиками и провалилась в прокате. Финансовое положение режиссёра вновь пошатнулось и в рекодно короткий срок он успел снять достаточно успешную комедию «Урок любви». В том же году он поставил в Мальмё «Замок» Кафки и «Шесть персонажей в поисках автора» Пиранделло.

Снятый в 1954 году его фильм «Женские грёзы» остался практически незамеченным, и Бергман компенсировал неудачу интенсивной работой в театре. К десятилетнему юбилею Муниципального театра Мальмё он поставил ставшую очень популярной оперетту Легара «Весёлая вдова».

Летом 1955 года была снята комедия «Улыбки летней ночи». Изначально лента не пользовалась успехом у шведской аудитории, руководство киностудии было крайне разочаровано, но неожиданно в следующем году фильм получил специальный приз Каннского фестиваля, что способствовало повышению международного спроса.

Успех «Улыбок летней ночи» позволил Бергману снять картину, ставшую впоследствии одной из самых известных его работ — «Седьмая печать». Сюжет фильма вдохновлён фреской «Смерть, играющая в шахматы» в церкви Тёбю. Действие происходит в средневековой Швеции. Рыцарь и его оруженосец возвращаются домой из крестового похода и застают эпидемию чумы. Рыцарю является Смерть в образе мужчины в чёрных одеждах, и он предлагает Смерти сыграть партию в шахматы. Рыцарь и оруженосец путешествуют по объятой чумой стране, встречают различных персонажей и ищут ответы на вопросы о смысле жизни, сущности смерти и существовании Бога.

режиссер Ингмар Бергман

Фильм был снят с небольшим бюджетом и всего за тридцать пять дней во дворе киностудии. Премьера «Седьмой печати» состоялась зимой 1957 года, фильм получил множество положительных отзывов от шведских кинокритиков и послужил поворотной точкой в карьере 27-летнего Макса Фон Сюдова, исполнителя главной роли, и самого Бергмана, прочно вошедшего в первый ряд современных кинорежиссёров. В том же году «Седьмая печать» получила специальный приз в Каннах.

В 1957-м Ингмар поставил 4-часовой спектакль «Пер Гюнт» с Максом Фон Сюдовом в главной роли, а представленный в конце года «Мизантроп» Мольера один из критиков назвал «главным событием всего шведского театра 1950-х».

В том же году был снят получивший множество наград фильм «Земляничная поляна». Главная роль пожилого профессора, вспоминающего ошибки своей жизни, стала последней для 78-летнего наставника Бергмана, Виктора Шёстрёма. Фильм получил главный приз на Берлинском кинофестивале и приз за лучший иностранный фильм от американского Национального совета кинокритиков.

Фильм «На пороге жизни» — камерная история о трёх беременных женщинах — была отмечена на Каннском фестивале призами за лучшую режиссуру и лучшую женскую роль. Следующий фильм, мистическая драма «Лицо», получил специальный приз на кинофестивале в Венеции.

Далее работал с Уллой Исакссон над сценарием к фильму «Девичий источник» на основе народной баллады «Дочери Тёре из Вэнге». Ингмар Бергман не придавал большого значения этому фильму, называя его «убогим подражанием Куросаве», но он получил премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке и специальные призы Каннского фестиваля и «Золотой глобус».

С «Девичьего источника» начинается систематическое сотрудничество режиссёра с кинооператором Свеном Нюквистом. Как и прежде, в дополнение к сомнительному с коммерческой точки зрения проекту в «Свенск Фильминдустри» предложили Бергману «компенсирующий» фильм, рассчитанный на широкую аудиторию. В этот раз им стала комедия «Око дьявола» о Дон Жуане, который помогает дьяволу совратить замужнюю женщину.

В 1960 году Ингмар осуществил неудачную постановку в Драматене, Королевском драматическом театре, чеховской «Чайки». В том же году на острове Форё он снял «Сквозь тусклое стекло», первый из серии трёх камерных фильмов. которую критики позже назовут «трилогией веры». «Сквозь тусклое стекло» Бергман повествует о непростых отношениях больной шизофренией женщины с мужем, отцом и младшим братом принёс Бергману специальный приз Берлинского фестиваля и второй «Оскар».

В следующем году Ингмар Бергман снял «Молчание», фильм о конфронтации двух сестёр, воплощающих чувственную и интеллектуальную стороны личности. Выход «Молчания» на экраны вызвал скандал в прессе из-за наличия откровенных по тем временам сцен.

После выхода «Молчания» Бергман стал настоящей знаменитостью в Швеции, и размер его гонорара достиг высокой по тем времена отметки в 35 тысяч долларов. В начале 1963 года ему предложили возглавить Драматен. Бергман принял предложение и начал сезон с удачной постановки «Кто боится Вирджинии Вулф?».

Сюжет комедии «Обо всех этих женщинах» 1964 года, первого цветного фильма Бергмана, повествует об отношениях критика и знаменитого музыканта, содержащего жену и шесть любовниц. Картина не пользовалась успехом у зрителей и получила массу негативных отзывов от критиков, ожидавших от Бергмана серьёзного кино в духе предыдущего «Молчания».

В 1965 году Ингмар Бергман во время восстановления после перенесённого воспаления лёгких написал сценарий камерной экзистенциальной драмы «Персона». Главные роли сыграли Биби Андерссон и норвежская актриса Лив Ульман, с которой во время съёмок у режиссёра начался роман. В 1967 году фильм получил сразу несколько наград от Национального общество кинокритиков США: за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучшую женскую роль. Со временем «Персона» стала одной из самых обсуждаемых работ Бергмана.

В 1966 году Бергман принял решение оставить Драматен. В том же году в честь второго дня рождения своего сына Дэниэля он монтирует короткометражный фильм на основе семейной кинохроники. В 1967 году он войдёт в сборник «Стимуляция» из восьми киноновелл, снятых разными режиссёрами. Бергман поставил в Национальном театре Осло «Шести персонажей в поисках автора», назвав спектакль «своей прощальной работой в театре», но данный спектакль оказался первым в ряду нескольких последующих постановок в различных театрах Европы.

В 1968 году на экраны вышли «Час волка» и «Стыд». Оба фильма были отмечены призом за лучшую режиссуру Национального общества кинокритиков США. В том же году Бергман основал собственную кинокомпанию Cinematograph, первым фильмом которой стал «Ритуал» — снятая всего за девять дней камерная картина о допросе трёх актёров, обвинённых в съёмке непристойного фильма. Осенью была завершена съёмка картины «Страсть», которую позже критики отнесут ко второй трилогии Бергмана вместе с «Часом волка» и «Стыдом».

В начале 1970-х Бергман интенсивно работал в театре. В 1970 году он повторил успешную постановку 1964 года «Гедды Габлер» для лондонского театра, в следующем году поставил «Шоу» Ларса Фосселя в Драматене и «Игры снов» в Лондоне. Во время репетиции «Гедды Габлер» он заключил с ABC Pictures контракт на съёмку фильма «Прикосновение». После окончания работы над ним Бергман заявил о том, что планирует через пару лет, в течение которых рассчитывает снять ещё четыре-пять фильмов, а после навсегда уйти из кино.

В основе сюжета фильма «Шёпоты и крики» лежит история о трёх сёстрах, одна из которых долго и мучительно умирает. Работа над фильмом далась Бергману с большим трудом из-за финансовых трудностей. Режиссёру пришлось использовать собственные средства и занять средства у Киноиститута. Чтобы окупить этот фильм и найти средства для продолжения работы над «Сценами из супружеской жизни», Бергман в течение года безуспешно пытался найти дистрибутора в США.

В итоге фильм был выпущен на экраны в конце 1972 года компанией Роджера Кормана, знаменитого «короля фильмов категории B». Премьера прошла с большим успехом, фильм выдвигался на премию «Оскар» в четырёх номинациях и в итоге получил несколько престижных наград.

Дела в театре также шли хорошо — постановка «Дикой утки» с Максом фон Сюдовом и Леной Нюман в Драматене признана критиками одной из тончайших театральных работ Бергмана. В 1973 году успехом пользуется «Соната призраков», а «Дикую утку» ставят в Лондоне.

Премьера «Сцен из супружеской жизни», шестисерийного мини-сериала о двадцати годах непростого брака, состоялась на шведском телевидении весной 1973 года. Очередной камерный фильм, в котором роли супругов исполнили Лив Ульман и Эрланд Юзефсон, был хорошо принят шведской телевизионной аудиторией и кинокритиками.

В 1974 году Бергман ставит в Драматене две части трилогии Стриндберга «Путь в Дамаск». В следующем году он повторяет свой успех на телевидении — на этот раз с постановкой оперы «Волшебная флейта» Моцарта.

В 1976 году выходит драма «Лицом к лицу» о женщине-психиатре, постепенно раздавленной собственной душевной болезнью. Как и в случае со «Сценами из супружеской жизни» фильм был сначала выпущен как мини-сериал для шведского телевидения, а затем был смонтирован сокращённый вариант для зарубежных кинотеатров. Картина «Лицом к лицу» не имела успеха, но внимание критиков обратила на себя исполнившая главную роль Лив Ульман, которая была номинирована на несколько премий, и в итоге получила приз Национального совета кинокритиков США.

30 января 1976 года во время репетиции «Пляски смерти» в Королевском драматическом театре Бергман был задержан двумя полицейскими в штатском по обвинению в уклонении от уплаты налогов. Последовавшие за арестом трёхчасовой допрос, обыск и громкий скандал в прессе привели режиссёра к нервному срыву, который закончился трёхнедельным пребыванием в психиатрической клинике.

Обвинение строилось вокруг транзакции между компанией Ингмара Бергмана Cinematorgraf и её подразделением Persona, созданной для финансирования международных проектов. Persona была ликвидирована в 1974 году и сумма около 500000 шведских крон была переведена на счёт Cinematorgraf. По мнению налоговой инспекции Бергман должен был заплатить дополнительный налог с данной операции, и теперь ему грозил крупный штраф в несколько сотен тысяч крон или два года тюремного заключения.

В конце марта 1976 года все обвинения по этому делу с Бергмана и его адвоката, занимавшегося финансовыми делами режиссёра, были сняты, но вскоре были выдвинуты новые — налоговая инспекция заинтересовалась доходами Cinematorgraf, полученными от международного проката фильмов «Шёпоты и крики» и «Сцены из супружеской жизни». Общая сумма налоговых претензий на этот раз превысила полмиллиона долларов.

22 апреля 1976 года Бергман публикует в газете Expressen открытое письмо, в котором сообщает о своём намерении покинуть Швецию. Бергман заявляет, что вынужден эмигрировать, так как не может продолжать работать в условиях постоянного давления со стороны бюрократии. Для защиты собственной репутации режиссёр оставляет крупную сумму в одном из шведских банков на случай проигрыша дела против Cinematorgraf.

Сначало Ингмар переезжают в Париж, затем посещает Лос-Анджелес, где вместе с Дино Де Лаурентисом обсуждает будущий фильм — «Змеиное яйцо». Действие вышедшего на экраны в 1977 фильма происходит в Берлине 1920-х годов, съёмку проводят в Мюнхене, куда на несколько лет переселяется Бергман. «Змеиное яйцо» обернулось неудачей, фильм упрекали в недостаточной проработке персонажей. Но через год Бергману удалось вернуть расположение критиков, сняв «Осеннюю сонату», камерная драма о взаимоотношениях матери и дочери с Лив Ульман и Ингрид Бергман в главных ролях получила несколько престижных наград.

После отъезда из Швеции Бергман не оставляет театр. В мюнхенском Резиденцтеатре он заново ставит «Игру снов» в 1977 году, затем «Три сестры» Чехова и «Тартюф» Мольера.

14 июля 1978 года Бергман отмечает свой 60-летний юбилей в своём доме на острове Форё. На любимом острове он проводит почти весь следующий год, где готовит свой второй документальный фильм о Форё и пишет сценарий к фильму «Фанни и Александр». В этом же году Шведский институт кино учреждает «приз Ингмара Бергмана» за достижения в области кинематографа.

Фильм «Фанни и Александр» стал самым масштабным проектом Бергмана. На съёмки картины ушло полгода и 6 миллионов долларов. Действие фильма происходит в начале XX века, в центре сюжета — судьба двух детей, брата и сестры. Многосерийная версия была показана по шведскому телевидению в Рождество 1982 года и пользовалась большим успехом. В других странах демонстрировалась сокращённая киноверсия, которая собрала большое количество наград: четыре «Оскара», премии BAFTA, «Сезар», «Давид ди Донателло», «Золотой глобус» и другие.

шведский режиссер Ингмар Бергман

В 1983 году Бергман сделал в память о своей матери короткометражный документальный фильм «Лицо Карин» на основе фотографий из семейного альбома.

После работы над «Фанни и Александром» Бергман принимает решение оставить большое кино. Однако позже он всё же снял два телефильма — «После репетиции», камерную картину о взаимоотношениях театрального режиссёра и актрисы, и «Благословенные».

Основные темы творчества Ингмара Бергмана — кризис религии, кризис традиционной семьи, кризис личности и поиски настоящих отношений между людьми. Делая основную ставку на крупный план лиц, передающих сложную гамму чувств, Бергман с помощью своих актёров выражает сложнейшие переживания экзистенциальной встречи человека с правдой о мире внутри и вокруг себя.

Бергман был известен тем, что многократно работал с одними и теми же актёрами. Среди «своих» актёров Бергмана, которых режиссёр снял в десяти и более фильмах, можно отметить Гуннара Бьёрнстранда, Эрланда Юзефсона, Макса Фон Сюдова, Биби Андерссон, Харриет Андерссон, Лив Ульман.

В 1987 вышла «Латерна Магика», автобиографическая книга о детских воспоминаниях, ранних постановках и фильмах.

В 1990-е появляется несколько фильмов, снятых по сценариям Бергмана — «Воскресное дитя» пошедшего по стопам отца Даниэля Бергмана. В 1997 Бергман экранизирует собственную пьесу о своём дяде Карле Окерблуме под названием «В присутствии клоуна». В 2003 году на экраны выходит продолжение «Сцен из супружеской жизни», фильм «Сарабанда».

Ингмар Бергман скончался во сне на 90-м году жизни 30 июля 2007 года в своём доме на острове Форё, в один день с другим известным кинорежиссёром, Микеланджело Антониони.

Похороны состоялись 18 августа на кладбище возле местной церкви. В 2008 году по запросу родственников останки Ингрид Фон Розен, последней жены Бергмана, были перемещены с кладбища коммуны Нортелье на Форё.

Осенью 2015 года в Швеции появились банкноты с изображением Ингмара Бергмана. На купюрах достоинством 200 крон изображены сам режиссёр и кадр из его фильма «Седьмая печать».

В 2018 году производное прилагательное от фамилии режиссёра Bergmanesque было включено в Оксфордский словарь английского языка.

Рост Ингмара Бергмана: 179 сантиметров.

Личная жизнь Ингмара Бергмана:

С 1943 по 1945 год был женат на Эльсе Фишер, актриса. В 1943 Эльса родила супругу дочь Лену.

В 1945 году женился на Эллен Лундстрем, подруге Эльсы, которую она порекомендовала мужу как хореографа. В 1948 году Эллен родила ему близнецов.

Под конец 1948 года женился на Гун Грут. Она журналистка, родившую ему сына.

Весной 1959 года Бергман встретил Кяби Ларетай, эстонскую пианистку, ставшую в том же году его четвёртой женой.

В 1966 году заключил брак с Лив Ульман, актриса. В 1967-м Лив родила супругу дочь, и вскоре покинула режиссёра.

Пятой женой Ингмара Бергмана стала — Ингрид ван Розен, актриса.

Ингмар Бергман и Ингрид ван Розен

Ингмар Бергман и Ингрид ван Розен

Дети: Сын Даниэль был режиссёром художественного фильма «Воскресный ребёнок», Ева и Ян — также режиссёры. Карин Беате «Линн» Ульман — выпускница вальдорфской школы, известна как писатель, журналист, критик и колумнист. Анна и Лена — актрисы, Матс Бергман — актёр.

Фильмография Ингмара Бергмана:

1947 — Корабль идет в индийскую землю (Ship Bound for India)
1949 — Жажда (Thirst) — пассажир в поезде
1950 — К радости (To Joy)
1952 — Женщины ждут (Waiting Women) — эпизод
1954 — Урок любви (Lesson in Love) — эпизод
1955 — Женские мечты (Kvinnodröm) — эпизод
1969 — Ритуал (Riten)
1975 — Волшебная флейта (Magic Flute)
1997 — В присутствии клоуна (Larmar och gör sig till) — пациент психиатрической клиники
2000 — Свет живет со мной (Light Keeps Me Company)

Режиссёрские работы Ингмара Бергмана:

1946 — Кризис (Kris)
1946 — Дождь над нашей любовью (Det regnar på vår kärlek)
1947 — Корабль в Индию (Skepp till India land)
1948 — Музыка в темноте (Musik i mörker)
1948 — Портовый город (Hamnstad)
1949 — Тюрьма (Fängelse)
1949 — Жажда (Törst)
1950 — К радости (Till glädje)
1950 — Это не может случиться здесь (Sånt händer inte här)
1951 — Летняя интерлюдия (Sommarlek)
1952 — Женщины ждут (Kvinnors väntan)
1953 — Лето с Моникой (Sommaren Med Monika)
1953 — Вечер шутов (Gycklarnas afton)
1954 — Урок любви (En lektion i kärlek)
1955 — Женские грёзы (Kvinnodröm)
1955 — Улыбки летней ночи (Sommarnattens leende)
1957 — Седьмая печать (Det Sjunde Inseglet)
1957 — Земляничная поляна (Smultronstället)
1958 — На пороге жизни (Nära livet)
1958 — Лицо (Ansiktet)
1960 — Око дьявола (Djävulens öga)
1960 — Девичий источник (Jungfrukällan)
1961 — Сквозь тусклое стекло (Såsom i en spegel)
1962 — Причастие (Nattvardsgästerna)
1963 — Молчание (Tystnaden)
1964 — Обо всех этих женщинах (För att inte tala om alla dessa kvinnor)
1966 — Персона (Persona)
1967 — Стимуляция (Stimulantia)
1968 — Час волка (Vargtimmen)
1968 — Стыд (Skammen)
1969 — Страсть (En passion)
1969 — Ритуал (Riten)
1971 — Прикосновение (Beröringen)
1972 — Шёпоты и крики (Viskningar Och Rop)
1973 — Сцены из супружеской жизни (Scener ur ett äktenskap)
1975 — Волшебная флейта (Trollflöjten)
1976 — Лицом к лицу (Ansikte Mot Ansikte)
1977 — Змеиное яйцо (Das Schlangenei)
1978 — Осенняя соната (Höstsonaten)
1980 — Из жизни марионеток (Aus Dem Leben Der Marionetten)
1982 — Фанни и Александр (Fanny Och Alexander)
1983 — Лицо Карин (Karins ansikte)
1984 — После репетиции (Efter repetitionen)
1986 — Благословенные (De Två Saliga)
1997 — В присутствии клоуна (Larmar och gör sig till)
2003 — Сарабанда (Saraband)

Сценарии Ингмара Бергмана:

1946 — Кризис (Kris)
1946 — Дождь над нашей любовью (Det regnar på vår kärlek)
1947 — Корабль в Индию (Skepp till India land)
1948 — Музыка в темноте (Musik i mörker)
1948 — Портовый город (Hamnstad)
1949 — Тюрьма (Fängelse)
1950 — К радости (Till glädje)
1951 — Летняя интерлюдия (Sommarlek)
1952 — Женщины ждут (Kvinnors väntan)
1953 — Лето с Моникой (Sommaren Med Monika)
1953 — Вечер шутов (Gycklarnas afton)
1954 — Урок любви (En lektion i kärlek)
1955 — Женские грёзы (Kvinnodröm)
1955 — Улыбки летней ночи (Sommarnattens leende)
1957 — Седьмая печать (Det Sjunde Inseglet)
1957 — Земляничная поляна (Smultronstället)
1958 — На пороге жизни (Nära livet)
1958 — Лицо (Ansiktet)
1960 — Око дьявола (Djävulens öga)
1960 — Девичий источник (Jungfrukällan)
1961 — Сквозь тусклое стекло (Såsom i en spegel)
1962 — Причастие (Nattvardsgästerna)
1963 — Молчание (Tystnaden)
1964 — Обо всех этих женщинах (För att inte tala om alla dessa kvinnor)
1966 — Персона (Persona)
1967 — Стимуляция (Stimulantia)
1968 — Час волка (Vargtimmen)
1968 — Стыд (Skammen)
1969 — Страсть (En passion)
1969 — Ритуал (Riten)
1971 — Прикосновение (Beröringen)
1972 — Шёпоты и крики (Viskningar Och Rop)
1973 — Сцены из супружеской жизни (Scener ur ett äktenskap)
1975 — Волшебная флейта (Trollflöjten)
1976 — Лицом к лицу (Ansikte Mot Ansikte)
1977 — Змеиное яйцо (Das Schlangenei)
1978 — Осенняя соната (Höstsonaten)
1980 — Из жизни марионеток (Aus Dem Leben Der Marionetten)
1982 — Фанни и Александр (Fanny Och Alexander)
1983 — Лицо Карин (Karins ansikte)
1984 — После репетиции (Efter repetitionen)
1997 — В присутствии клоуна (Larmar och gör sig till)
2003 — Сарабанда (Saraband)

Продюсерские работы Ингмара Бергмана:

1959 — Девичий источник (Virgin Spring)
1966 — Персона (Persona)
1980 — Из жизни марионеток (From the Life of the Marionettes)

Операторные работы Ингмара Бергмана:

1967 — Стимуляторы (Stimulantia)

Озвучивание Ингмара Бергмана:

1943 — Травля (Hets)
1981 — Тетя Мария (Tante Maria)

Награды Ингмара Бергмана:

1956 — Award — Best Poetic Humor — Улыбки летней ночи
1957 — Bodil — Лучший европейский фильм — Улыбки летней ночи
1957 — Специальный приз жюри — Седьмая печать
1958 — Золотой медведь — Земляничная поляна
1958 — Лучшая режиссура — Рядом с жизнью
1958 — Italian Film Critics Award — Parallel Sections — Земляничная поляна
1959 — Special Jury Prize — Лицо
1959 — Bodil — Лучший европейский фильм — Земляничная поляна
1959 — Special Citation — Ингмар Бергман
1959 — Лучший фильм — Земляничная поляна
1960 — Special Mention — Девичий источник
1960 — Silver Ribbon — Best Director — Foreign Film (Regista del Miglior Film Straniero) — Земляничная поляна
1961 — Оскар — Лучший иностранный фильм — Девичий источник
1961 — Silver Ribbon — Best Director — Foreign Film (Regista del Miglior Film Straniero) — Седьмая печать
1962 — Оскар — Лучший иностранный фильм — Сквозь тусклое стекло
1962 — OCIC Award — Сквозь тусклое стекло
1962 — CEC Award — Best Foreign Director (Mejor Director Extranjero) — Седьмая печать
1962 — Kinema Junpo Award — Best Foreign Language Film — Девичий источник
1962 — Kinema Junpo Award — Best Foreign Film Language Director — Девичий источник
1964 — Золотой жук — Лучшая режиссура — Молчание
1968 — NSFC Award — Лучшая режиссура — Персона
1969 — NSFC Award — Лучшая режиссура — Стыд
1971 — NSFC Award — Лучшая режиссура — Страсть
1971 — Irving G. Thalberg Memorial Award — Ингмар Бергман
1971 — Career Golden Lion — Ингмар Бергман
1973 — NSFC Award — Best Screenplay — Шёпоты и крики
1973 — Technical Grand Prize — Шёпоты и крики
1973 — NBR Award — Лучшая режиссура — Шёпоты и крики
1973 — NYFCC Award — Лучшая режиссура — Шёпоты и крики
1973 — NYFCC Award — Best Screenplay — Шёпоты и крики
1974 — NYFCC Award — Best Screenplay — Сцены из супружеской жизни
1974 — Silver Ribbon — Best Director — Foreign Film (Regista del Miglior Film Straniero) — Шёпоты и крики
1974 — Bodil — Лучший европейский фильм — Шёпоты и крики
1974 — Давид — Best Director — Foreign Film (Migliore Regista Straniero) — Шёпоты и крики
1974 — KCFCC Award — Лучшая режиссура -Шёпоты и крики
1975 — NSFC Award — Best Screenplay — Сцены из супружеской жизни
1975 — Special Award — Волшебная флейта
1975 — Jussi — Best Foreign Director — Шёпоты и крики
1976 — BAFTA TV Award — Best Foreign Programme — Волшебная флейта
1978 — NBR Award — Лучшая режиссура — Осенняя соната
1979 — Bodil — Лучший европейский фильм — Осенняя соната
1979 — Silver Ribbon — Best Director — Foreign Film (Regista del Miglior Film Straniero) — Осенняя соната
1983 — Nocciola d’Oro — Ингмар Бергман
1983 — Золотой жук — Лучшая режиссура — Фанни и Александр
1983 — FIPRESCI Prize — Фанни и Александр
1983 — NYFCC Award — Лучшая режиссура — Фанни и Александр
1984 — Оскар — Лучший иностранный фильм — Фанни и Александр
1984 — Сезар — Best Foreign Film (Meilleur film étranger) — Фанни и Александр
1984 — Давид — Best Director — Foreign Film (Migliore Regista Straniero) — Фанни и Александр
1984 — Silver Ribbon — Best Director — Foreign Film (Regista del Miglior Film Straniero) — Фанни и Александр
1984 — Давид — Best Foreign Film (Miglior Film Straniero) — Фанни и Александр
1984 — Давид — Best Screenplay — Foreign Film (Migliore Sceneggiatura Straniero) — Фанни и Александр
1984 — Critics Award — Best Foreign Film — Фанни и Александр
1986 — Приз Лукино Висконти — Ингмар Бергман
1988 — Life Achievement Award — Ингмар Бергман
1990 — Lifetime Achievement Award — Ингмар Бергман
1993 — Золотой жук — Лучший сценарий — Den Goda viljan
1997 — Palm of the Palms — Ингмар Бергман
1998 — Special Award — Лучший дуэт всех времен:Режиссёр — Оператор Ингмар Бергман, Свен Нюквист
1998 — Prize of the Ecumenical Jury Special award for his whole works — Ингмар Бергман
2005 — Special Condor — Сарабанда
2006 — Special Award — Сарабанда