Юрий Векслер

18 октября 2021

Юрий Векслер

Юрий Абрамович (Аркадьевич) Векслер. Родился 4 февраля 1940 года в Ленинграде — умер 29 сентября 1991 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Советский кинооператор, сценарист. Лауреат государственной премии СССР (1985). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1991). Снял фильмы «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Пацаны», «Зимняя вишня».

Юрий Векслер родился 4 февраля 1940 года в Ленинграде.

Отец — Абрам Соломонович (Шлемович) Векслер (1905-1974), советский художник, занимался рисованием в студии Шагала в Витебске, потом перешел к Малевичу и вместе с ним уехал в Академию художеств в Ленинград. Был художником-постановщиком в кино, работал на «Ленфильме» с 1929 года.

Сестра — Лиана Аркадьевна (Абрамовна) Раппопорт (урожденная Векслер), театральный гример.

Дядя — Михаил Векслер (1898-1974), художник.

В школьные годы посещал Дворец пионеров, семь лет обучался в рисовальной студии С.А. Левина. Как вспоминал Векслер, Левин учил не только рисованию, но пытался привить своим питомцам любовь ко всему, что связано с понятием культуры.

С 1957 года работал на киностудии «Ленфильм». Начинал как ученик фотолаборанта. Не имея кинооператорского образования и формального диплома, прошел все ступени профессионального роста.

Сам Юрий Векслер в интервью 1988 года рассказывал: «В детстве я много занимался рисованием и живописью, а мечтал быть шофером, но стал кинооператором. Почему?.. Не знаю… На «Ленфильме» работаю с 1957 года. Специального кинемато-графического образования не получил. Во ВГИК — не приняли».

Юрий Векслер в молодости

Юрий Векслер в молодости

Мастером для него стал кинооператор Дмитрий Долинин, включивший его в свою группу сначала ассистентом, а потом вторым оператором. В титрах фильма Виталия Мельникова «Семь невест eфрейтора Збруева», вышедшего в 1970 году, они оба значатся операторами-постановщиками.

Был оператором в известных фильмах Виталия Мельникова «Здравствуй и прощай», «Старший сын», «Женитьба». Также у Мельникова работал в ленте «Отпуск в сентябре» по пьесе Александра Вампилова «Утиная охота» — фильм был снят в 1979 году, но пролежал на «полке» под запретом до 1987 года.

Как отмечали кинокритики, Юрий Векслер понимал операторскую задачу классически строго: видел ее в том, чтобы подчинить себя драматургии. В советское время он умел с помощью изображения обойти идейное содержание фильма и донести до зрителя правду.

В 1979 году был оператором фильма Игоря Масленникова «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», имевшего большой успех у зрителей. В 1980-м вышло продолжение «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Также Юрий Векслер был сценаристом серии «Собака Баскервилей».

Придуманный Юрием Векслером кадр, когда зритель видит со спины Холмса и Ватсона, которые сидят возле камина и беседуют, стал символом этого сериала.

С Игорем Масленниковым им были сняты экранизация «Пиковой дамы» и культовый фильм 1980-х годов «Зимняя вишня». Работал в знаменитых фильмах режиссера Динары Асановой «Ключ без права передачи» и «Пацаны».

О работе кинооператора Юрий Векслер говорил: «Охарактеризовать современный стиль работы кинооператора непросто. Ведь работа кинооператора меняется вместе с кинематографом. Сейчас, например, ставят много ретро-фильмов, но, по-моему, ретро-изображения нет. А жаль… Свет, цвет — это в конечном итоге инструмент, которым пользуются операторы. Главное же — точный выбор стилистики изображения, которая естественным образом должна вытекать из драматургии и режиссерской трактовки (если она есть). Оператор должен вносить дополнение и в то, и в другое. Иногда для того, чтобы выдержать стиль, приходится отказываться от многих внешних эффектов. Картину «Пацаны» можно было снять эффектнее, но мне кажется, что фильм от этого только бы пострадал… Если оператор не чувствует смысла происходящего на экране, то работа над светом, цветом, композицией становится напрасной тратой времени. И как бы внешнее изображение ни поражало зрителя, — в результате для фильма только вред. Получить эффектное экранное изображение сейчас умеет практически каждый вгиковец, но современному кинематографу этого мало… Для меня же главное — актер, его лицо, сиюминутность его состояния. Все остальное стараюсь подчинить этой главной зaдaче. Если предстоит выбор между состоянием актера и тщательностью отработки кадра, выбираю первое».

Юрий Векслер и Динара Асанова на съемках фильма Пацаны

Юрий Векслер и Динара Асанова на съемках фильма Пацаны

В 1980-е годы продолжилось его сотрудничество с режиссером Виталием Мельниковым. Были сняты фильмы «Чужая жена и муж под кроватью», «Первая встреча — последняя встреча» и «Царская охота».

В последние месяцы жизни Юрий Векслер готовился к собственной постановке по сценарию Алексея Германа и Светланы Кармалиты «Долгие ночные стоянки», полудетективной современной истории с военными воспоминаниями. Но не успел.

К 70-летию со дня рождения Юрия Векслера в январе 2010 года на канале «Россия» состоялся показ документального фильма режиссёра Владимира Непевного «Острова. Юрий Векслер».

Скончался от второго инфаркта 29 сентября 1991 года. Похоронен в Ленинграде на Сестрорецком кладбище.

Личная жизнь Юрия Векслера:

Трижды был женат.

Первая жена — Инна (Валерия) Станиславовна Браун. Состояли в браке в 1964-1975 годах.

Вторая жена — актриса Светлана Крючкова. Они познакомились на съемках фильма «Старший сын». Как говорила Светлана, это была любовь с первого взгляда: «Я была насмерть влюблена в Векслера. Бросила Москву, МХАТ и поехала к нему в Питер». 6 лет они прожили в гражданском браке, а перед рождением сына решили расписаться.

Сын — Дмитрий Векслер (1981 г.р.), звукорежиссер.

Их отношения продлились с 1975 по 1988 год. По словам Крючковой, на фоне ее возросшей популярности они стали часто ссориться – мужу казалось, что он все время остается в тени своей известной жены.

Юрий Векслер и Светлана Крючкова

Юрий Векслер и Светлана Крючкова

Юрий Векслер и жена Светлана Крючкова

Юрий Векслер Светлана Крючкова сын Дмитрий

Третья жена — Елена Геннадьевна Векслер (Поникаровская). Были вместе в 1989-1991 годах.

Сценарии Юрия Векслера:

1981 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей (3 фильм)
2000 — Воспоминания о Шерлоке Холмсе

Работы Юрия Векслера как оператора:

1970 — Семь невест ефрейтора Збруева
1972 — Здравствуй и прощай
1974 — Странные взрослые
1974 — Ксения, любимая жена Фёдора
1975 — Старший сын
1976 — Ключ без права передачи
1977 — Женитьба
1979 — Отпуск в сентябре
1979 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Знакомство
1979 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Кровавая надпись
1980 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Король шантажа
1980 — Очки от солнца (короткометражный)
1980 — Куст сирени (короткометражный)
1982 — Пиковая дама
1983 — Пацаны
1984 — Чужая жена и муж под кроватью
1984 — Колье Шарлотты
1985 — Зимняя вишня
1987 — Первая встреча, последняя встреча
1988 — Презумпция невиновности
1990 — Царская охота (Royal Hunt, The / Ruské impérium)
1991 — Лох — победитель воды
1995 — Зимняя вишня (сериал)
2000 — Воспоминания о Шерлоке Холмсе

Награды и звания Юрия Векслера:

1985 — Государственная премия СССР (за фильм «Пацаны»);
1986 — премия имени А. Н. Москвина, премия киностудии «Ленфильм» за лучшую операторскую работу («Первая встреча, последняя встреча»);
1991 — премия имени А. Н. Москвина за лучшую операторскую работу (за фильм «Лох — победитель воды»);
— медаль «За трудовое отличие» (22.08.1986);
— Заслуженный деятель искусств РСФСР (17.06.1991)