Луи Армстронг (Louis Armstrong)

18 октября 2021

Луи Армстронг

Луи Армстронг (Louis Armstrong). Родился 4 августа 1901 года в Новом Орлеане, Луизиана (США) — умер 6 июля 1971 года в Нью-Йорке. Американский джазовый трубач, вокалист и руководитель ансамбля. Один из величайших джазовых музыкантов в истории.

Луи Армстронг родился 4 августа 1901 года в городе Новый Орлеан, штат Луизиана.

Отец — Вильям Армстронг.

Мать — Мэри Альберт.

Рос в неблагополучной семье. Его отец бросил семью, когда мальчик был ещё младенцем, а мать занималась проституцией. Вскоре мальчика вместе с младшей сестрой Беатрис отдали на воспитание бабушке Джозефине, которая ещё помнила времена рабства.

Спустя некоторое время мать Армстронга, Мэйэнн, забрала Луи, но должного внимания ему никогда не уделяла. Армстронг с детства занимался развозом угля, продажей газет и другой подобной работой.

В семь лет Луи стал помогать по дому в семье торговцев углем Карнофски, они были евреями, недавно иммигрировавших в Америку из Литвы. Позже он стал оставаться у них ночевать и со временем стал практически приёмным сыном в этой семье. Благодаря им он свободно владел языком идиш и до конца своих дней носил цепочку с кулоном Звездой Давида.

Карнофски жили в Сторивилле — районе, известном своими свободными нравами, а также барами, клубами, танцзалами и публичными домами. Именно семья Карнофски позже дали денег Армстронгу на покупку корнета, его первого собственного музыкального инструмента.

Луи Армстронг в детстве

Луи Армстронг в детстве

Позже Луи стал выступать в небольшом уличном вокальном ансамбле, играл на барабанах и за несколько лет натренировал свой слух.

Своё музыкальное образование Армстронг получил в исправительном лагере-интернате «Уэйф’с Хоум» для цветных подростков, куда попал за случайный озорной поступок — стрельбу из пистолета на улице в Новый год (пистолет был похищен им у полисмена — одного из клиентов матери).

В «Уэйф’с Хоум» он сразу присоединился к лагерному духовому оркестру и научился играть на тамбурине, альтгорне, а затем освоил корнет. Оркестр исполнял традиционный для того времени репертуар — марши, польки и популярные песенки.

Так Луи Армстронг решил серьёзно заняться музыкой, а в дальнейшем стать музыкантом. Он начал ходить по клубам и играть на одалживаемых инструментах в местных оркестрах. После его взял под своё покровительство Кинг Оливер, считавшийся тогда лучшим корнетистом города и которого сам Луи Армстронг считал своим настоящим учителем.

После отъезда Оливера в Чикаго в 1918 году Армстронга взял в свой ансамбль весьма авторитетный тромбонист Кид Ори. Луи эпизодически начал выступать в ансамбле «Tuxedo Brass Band» Оскара «Папы» Селестина, где играли тогда такие музыканты как Пол Домингес, Затти Синглтон, Альберт Неколз, Барни Бигард и Луис Рассел.

Дальше участвовал в джазовых парадах по улицам родного города и играл в бэнде «Jazz-E-Sazz Band» Фэтса Мэрейбла, который выступал в дансингах на пароходах, плавающих в летний сезон по Миссисипи. После того, как Мэрейбл, достаточно профессиональный бэнд-лидер, преподал юноше основы нотной грамоты, Армстронг стал считаться квалифицированным музыкантом. За ним постепенно в среде музыкантов закрепляется прозвище Сатчмо — сокращение от английского Satchel Mouth («рот-меха»).

В 1922 году Кингу Оливеру понадобился второй корнетист, и он пригласил Армстронга в Чикаго играть в «Линкольн Гарденс» (ресторан на 700 мест) в своем оркестре «Creole Jazz Band». Этот бэнд был в то время самым ярким джазовым составом в Чикаго, и работа в этом бэнде многое дала Армстронгу для его будущей карьеры.

В составе «Креольского джаз-бэнда» Оливера в Чикаго Армстронг сделал свои первые записи. Посоветовавшись со своей женой Луи решил начать самостоятельную карьеру.

Таким образом Армстронги уехали в Нью-Йорк, где Луи поступил на работу в оркестр Флетчера Хендерсона. Там к нему пришла известность, любители джаза приходили слушать бэнд зачастую ради его «горячих» соло. К этому времени окончательно сформировался собственный стиль Луи Армстронга — яркий, импровизационный и изобретательный.

В этот период Армстронг участвовал в записях ансамбля «Blu Five» пианиста Кларенса Уильямса и работал в составах различных аккомпанирующих ансамблей со многими блюзовыми и джазовыми вокалистами такими, как: Ма Рэйни, Трикси Смит, Кларой Смит, Бесси Смит, Альбертой Хантер, Мэгги Джонс, Евой Тэйлор, Вирджинией Листон, Маргарет Джонсон, Сипи Уоллес и Перри Брэдфордом.

В 1925 году по истечении срока ангажемента у Флетчера Хендерсона музыкант вернулся в Чикаго, где продолжил свою карьеру. Там он начала играть у Эрскина Тэйта в театральном шоу-бэнде, где ярко проявилось его актёрское дарование. Именно в этот период были сделаны исторические записи со своим лучшим студийным составом «Hot Five». Записи, сделанные в эти годы при участии тромбониста Кида Ори, кларнетиста Джонни Доддса, исполнителя на банджо Джонни Сент-Сира и пианистки Лил Хардин стали шедеврами джазовой классики.

Луи Армстронг в молодости

Луи Армстронг в молодости

В 1926 году Армстронг стал солистом оркестра Кэрролла Диккерсона, а после его ухода сам стал бэндлидером и руководил собственным оркестром «Louis Armstrong And His Stompers», членами которого были — Бойд Аткинс, Джо Диксон, Эл Вашингтон, Эрл Хайнс, Рип Бассет, Пит Бриггс, Табби Холл.

В 1927 году к студийному квинтету «Hot Five» примкнули Пит Бриггс и Бэби Доддс, образовав новый студийный состав «Hot Seven», с которым был осуществлён ряд блестящих сессионных записей. В этот же период Луи отказался от корнета и полностью перешёл на трубу, полюбившуюся ему более ярким звучанием. Он выступал в дуэтах с пианистом Эрлом Хайнсом, начав петь в манере «скэт», одерживая успех у слушателей.

В 1929 году Луи Армстронг окончательно перебрался в Нью-Йорк. Наступила эра биг-бэндов, и он все больше стал концентрироваться на танцевальной, популярной тогда свит-музыке (sweet music). Армстронг принёс в этот музыкальный стиль свою яркую индивидуальную манеру, свойственную хот-джазу, и быстро стал звездой национального масштаба.

В 1930-е годы Армстронг стал много гастролировал, выступал со знаменитыми биг-бэндами Луиса Расселла и Дюка Эллингтона, а затем в Калифорнии с оркестром Леона Элкинса и Леса Хайта, участвовал в киносъемках в Голливуде. В 1931 году посетил с биг-бэндом Новый Орлеан, а вернувшись в Нью-Йорк, играл в Гарлеме и на Бродвее. Ряд турне, совершённых в Европу и Северную Африку, принесли Луи широкую известность как у себя на родине, так и за рубежом.

В промежутках между гастролями он выступал с оркестрами Чарли Гейнза, Чика Уэбба, Кида Ори, с вокальным квартетом «Mills Brothers», в театральных постановках и радиопрограммах, снимался в кинофильмах.

В 1933 году джазовый трубач вновь стал руководить джаз-бэндом. C 1935 года всю деловую часть жизни Армстронга взял под свой контроль его менеджер Джо Глейзер. В 1936 году в Нью-Йорке вышла автобиографическая книга Луи Армстронга «Swing That Music». Однако затем у музыканта наступили проблемы со здоровьем: он перенёс несколько операций, связанных с лечением травмы верхней губы, которая деформировалась и разорвала ткань из-за чрезмерного давления мундштука и неправильного амбушюра, а также операцию на голосовых связках, с помощью котороый, Армстронг пытался избавиться от хриплого тембра голоса, ценность которого для его неповторимой исполнительской манеры он осознал лишь впоследствии.

Армстронг любил своих еврейских родителей, вследствии чего написал о них книгу, изданную в Новом Орлеане, всегда носил Звезду Давида, бегло говорил на идиш и посвятил свою песню о евреях вышедших из Египта — «Let My People Go». Он написал её к юбилею отца в 1939 году.

Луи Армстронг на сцене

В 1947 году Джо Глейзер, его менеджер, собрал для Армстронга ансамбль «All Stars». Первоначально это действительно был оркестр всех звёзд — в него входили такие персоны, как: Эрл Хайнс (фортепиано), Джек Тигарден (тромбон), Барни Бигард (кларнет), Бад Фримен (тенор-саксофон), Сид Кэтлетт (ударные) и другие знаменитые мастера джаза. Впоследствии музыканты часто менялись и благодаря своему участию в группе многие малоизвестные до тех пор джазмены приобретали большую известность.

«All-Stars» ориентировались на исполнение в стиле «диксиленд», а также джазовые обработки популярных песен, причем последние все же преобладали в репертуаре ансамбля. К середине 1950-х годов Луи Армстронг был одним из самых знаменитых в мире музыкантов и шоуменов, к тому же он снялся более чем в 50-ти фильмах. Госдепартамент США присвоил ему неофициальный титул «Посол джаза» и неоднократно спонсировал его мировые турне. В середине 50-х, когда Госдеп при Эйзенхауэре был готов финансировать его поездку в СССР, но Луи отказался. Прокомментировав, что: «Люди спросили бы меня там, что делается у меня в стране. Что я бы мог им ответить?».

Впоследствии, в 1960-е, неоднократно обсуждались разные варианты его гастролей в СССР, но всё это так и осталось в проектах. Тем не менее, Армстронг выступал в других городах социалистического лагеря.

В 1954 году Армстронг написал вторую автобиографическую книгу «Satchmo. My Life in New Orleans».

Дальнейшая популярность джазмена продолжала процветать благодаря его неутомимой и разносторонней творческой деятельности. Примечательна его совместная работа с Сиднеем Беше, Бингом Кросби, Саем Оливером, Дюком Эллингтоном, Оскаром Питерсоном и другими звездами джаза, участие в джаз-фестивалях таких, как: 1948 — Ницца, 1956-1958 — Ньюпорт, 1959 — Италия, Монтерей, гастроли во многих странах — Европы, Латинской Америки, Азии, Африки. При его содействии был организован ряд филармонических джазовых концертов в Таун-холле и на сцене Метрополитен-опера. Классической стала сделанная им и Эллой Фицджеральд в 1950-е годы запись оперы Гершвина «Порги и Бесс».

В 1959 году Армстронг перенёс инфаркт, и с этого момента здоровье уже не позволяло ему выступать в полной мере, однако он не прекращал концертные выступления.

В 1960-е годы Армстронг работал чаще в качестве вокалиста, записывая как новые версии традиционных композиций в стиле госпел, так и новые песни, например тех тем к фильмам — «На секретной службе Её Величества» и «We Have All the Time in the World». Вместе с Барброй Стрейзанд он принял участие в мюзикле «Привет, Долли!». А выпущенная отдельным синглом песня «Hello, Dolly!» в исполнении Луи дошла до первого места в американском хит-параде продаж. Последним хитом Армстронга стала жизнеутверждающая песня «What a Wonderful World», которая заняла первое место в Великобритании.

Louis Armstrong — What a wonderful world

В конце 1960-х годов здоровье джазового музыканта стало резко ухудшаться, но он продолжал работать. 21 января 1971 года он в последний раз играл и пел в телешоу «The David Frost Show» со своим старым партнером по сцене Бингом Кросби. В марте Армстронг вместе с «All Stars» ещё две недели выступали в «Уолдорф-Астория» в Нью-Йорке. Но очередной сердечный приступ вновь заставил его лечь в больницу, где он пробыл два месяца. 5 июля 1971 года Армстронг попросил собрать его оркестр для репетиции. 6 июля он скончался: сердечная недостаточность привела к отказу почек.

8 июля тело было выставлено для торжественного прощания в учебном манеже Национальной гвардии, предоставленном для этих целей по личному распоряжению президента США. В заявлении, сделанном президентом Никсоном, говорилось следующее: «Госпожа Никсон и я разделяем горе миллионов американцев в связи со смертью Луи Армстронга. Он был одним из творцов американского искусства. Человек яркой индивидуальности, Армстронг завоевал всемирную известность. Его блестящий талант и благородство обогатили нашу духовную жизнь, сделали её более насыщенной».

Смерть Армстронга вызвала поток соболезнований. Многие газеты не только в США, но и в других странах, в том числе и советская газета «Известия» поместили на первой полосе сообщение о его кончине. Похороны прошли очень торжественно и транслировались по телевидению на всю страну.

За 5 месяцев до смерти Армстронга в 1971 году была сделана запись живого выступления трубача, на котором он среди прочих композиций исполнил известные темы Mack the Knife, Rockin’ Chair и Boy from New Orleans. Позже, в 1972 году, релиз с этим импровизационным сетом был издан под названием Satchmo at the National Press Club: Red Beans and Rice-ly Yours. Выпущенная только на виниле, эта пластинка больше не переиздавалась вплоть до 2012 года.

25 июня 2019 года The New York Times Magazineruen назвал Луи Армстронга среди сотен исполнителей, чей материал, как сообщается, был уничтожен во время пожара в Universal Studios Hollywoodruen 2008 года.

Рост Луи Армстронга: 167 сантиметров.

Личная жизнь Луи Армстронга:

Был женат на проститутке из Нового Орлеана Дэйзи Паркер, креолка.

В 1924 году во второй раз женился на пианистке ансамбля Лил Хардин.

С 1938 по 1942 год был женат на Альфе Смит.

В 1938 году Луи Армстронг женился в четвёртый раз — на танцовщице Люсиль Уилсон, с которой прожил до конца своих дней.

Луи Армстронг и Люсиль Уилсон

Луи Армстронг и Люсиль Уилсон

Дети: Шэрон Престон-Фольта, Кларенс Армстронг, Дейв Бартоломью.

Дискография Луи Армстронга:

1923 — The Young Louis Armstrong
1924 — Louis Armstrong And The Blues Singers
1925 — Hot Fives & Sevens, vol.1
1926 — Hot Fives & Sevens, vol.2
1927 — Hot Fives & Sevens, vol.3
1928 — Louis Armstrong And His Orchestra
1929 — Hot Fives & Sevens, vol.4
1930 — Louis Armstrong & His Orchestra
1931 — Stardust
1932 — The Fabulous Louis Armstrong
1933 — More Greatest Hits
1934 — Paris Session
1935 — Rhythm saved The World
1936 — Jazz Heritage: Satchmo’s Discoveries
1937 — New Discoveries
1938 — On The Sunny Side Of The Street
1939 — Louis Armstrong In The Thirties, vol.1
1940 — New Orleans Jazz
1947 — Satchmo Sings
1947 — Satchmo At Symphony Hall (live)
1947 — Satchmo At Symphony Hall, vol.2 (live)
1950 — New Orleans Days
1950 — Jazz Concert (live)
1950 — New Orleans Nights
1950 — Satchmo On Stage (live)
1950 — Satchmo Serenades
1950 — New Orleans To New York
1951 — Satchmo At Pasadena (live)
1954 — Latter Day Louis
1954 — Louis Armstrong Sings The Blues
1955 — Satch Plays Fats: The Music Of Fats Waller
1955 — Satchmo The Great (live)
1955 — Ambassador Satch
1956 — Louis Armstrong Plays W.C.Handy
1956 — Great Chicago Concert 1956 (live)
1956 — American Jazz Festival At Newport (live)
1956 — Ella and Louis
1956 — At Pasadena Civic Auditorium, vol.1 (live)
1957 — Louis Under The Stars
1957 — Porgy and Bess
1957 — Louis Armstrong Meets Oscar Peterson
1957 — Louis and the Angels
1959 — Satchmo In Style
1960 — Louis & the Dukes Of Dixieland
1960 — Happy Birthday, Louis! (live)
1960 — Paris Blues
1961 — Louis Armstrong and Duke Ellington
1961 — Armstrong/Ellington: Together For The First
1961 — Together For The First Time
1963 — Hello, Dolly
1964 — Satchmo
1964 — Louis
1967 — I Will Wait For You
1968 — Disney Songs The Satchmo Way
1970 — What A Wonderful World
1999 — The Very Best Of Louis Armstrong (2CD)
2000 — Louis And The Good Book
2000 — Grand Collection
2000 — Louis Live
2000 — The Katanga Concert (live)
2001 — In Concert (live)
2001 — Best Live Concert, vol.1
2001 — La Vie En Rose