Маргарита Дроздова

18 октября 2021

Маргарита Дроздова

Маргарита Сергеевна Дроздова. Родилась 7 мая 1948 года в Москве. Советская и российская балерина, педагог. Народная артистка СССР (1986).

Маргарита Дроздова родилась 7 мая 1948 года в Москве.

В 1967 году окончила Московское хореографическое училище (ныне Московская академия хореографии) по классу педагога С.М. Мессерера.

В 1967-1987 годах — солистка и ведущая балерина Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Ее творческая деятельность началась с «Лебединого озера», где она танцевала партию Одетты-Одиллии, еще будучи ученицей балетного училища. Ее пригласил главный балетмейстер театра Владимир Павлович Бурмейстер.

Маргарита Дроздова говорила: «Владимир Павлович решил, что я это станцую. Он видел меня в классе и на концертах училища. У меня не было технических сложностей, всё давалось достаточно легко. Естественно, необходима была работа над образом, и он со мной работал, многое объяснял. Много помогали Леонид Михайлович Лавровский, который был художественным руководителем училища, Суламифь Михайловна Мессерер, у которой я выпускалась. Я не могла подвести и моего педагога Нину Николаевну Чкалову, с которой потом дальше работала здесь, в театре. Для меня это был праздник. Я понимаю, что значит начать с такого большого спектакля. Появилась возможность сразу набрать актерский опыт. Я вводилась в репертуар, и главное — на меня ставили новые балеты. Для исполнителя это очень важно, и я счастлива, что так повернулась моя судьба».

Обладая виртуозной техникой, масштабностью и широтой движений, редкой драматической выразительностью, создавала характеры внутренне сильных героинь, мужественно противостоящих судьбе. В трактовку классических партий вносила только ей присущее волевое, победное звучание.

Специально для неё создавали спектакли главные балетмейстеры театра, с которыми она работала на протяжении своей сценической деятельности — В.П. Бурмейстер, А.В. Чичинадзе, Д.А. Брянцев. В каждом новом спектакле раскрывались разные стороны дарования Дроздовой, шлифовалась ее танцевально-актерская выразительность. Постоянным партнером балерины был народный артист РСФСР В.С. Тедеев.

балерина Маргарита Дроздова

Балетные партии Маргариты Дроздовой:

  • «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, балетмейстер В. П. Бурмейстер — Одетта-Одиллия;
  • «Корсар» А. Адана, Л. Делиба, Р. Дриго, Ц. Пуни — Медора;
  • «Эсмеральда» Ц. Пуни, балетмейстер В. П. Бурмейстер в редакции А. В. Чичинадзе — Флер де Лис и Эсмеральда;
  • «Дон Жуан» на музыку Р. Штрауса — Донна Анна;
  • «Пахита» Э. Дельдеве и Л. Минкуса — Солистка;
  • «Штраусиана» на музыку И. Штрауса — Актриса;
  • «Вариации» на музыку Ж. Бизе, балетмейстер В. П. Бурмейстер — Муза;
  • «Аппассионата» на музыку Л. ван Бетховена, балетмейстер В. П. Бурмейстер — Девушка;
  • «Золушка» С. С. Прокофьева, балетмейстер А. В. Чичинадзе — Золушка;
  • Сюита из балета «Гаянэ» А. И. Хачатуряна, балетмейстер А. В. Чичинадзе — Гаянэ;
  • «Прозрение» Ю. М. Буцко, балетмейстеры Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв — Наталья;
  • «Коппелия» Л. Делиба, балетмейстер А. В. Чичинадзе — Сванильда;
  • «Мечтатели» на музыку Д. Д. Шостаковича, балетмейстеры Н. И. Рыженко и В. В. Смирнов-Голованов — Таня;
  • «Степан Разин» Н. Н. Сидельникова, балетмейстер А. В. Чичинадзе — Марья;
  • «Чёрные птицы» Г. Катцера, балетмейстеры Т. Шиллинг — Ханна;
  • «Шакунтала» С. а. Баласаняна, балетмейстер А. В. Чичинадзе — Шакунтала;
  • «Легенда о Жанне Д’Арк» Н. И. Пейко, балетмейстер К. М. Сергеев — Жанна Д’Арк;
  • «Вечерние танцы» на музыку Ф. Шуберта, балетмейстер Т. Шиллинг — Солистка;
  • «Дон Кихот» Л. Минкуса, балетмейстер А. В. Чичинадзе — Китри;
  • «Риварес» на музыку С. Ф. Цинцадзе, по роману «Овод» Э. Л. Войнич, балетмейстер А. В. Чичинадзе — Джемма;
  • «Антоний и Клеопатра» на музыку С. С. Прокофьева, балетмейстер С. В. Воскресенская — Клеопатра;
  • «Баллада», балетмейстер В. А. Усманов — Женщина;
  • «Конёк-Горбунок» Р. К. Щедрина, по одноименной сказке П. П. Ершова, балетмейстер Д. А. Брянцев — Девица-краса;
  • «Оптимистическая трагедия» М. Б. Броннера, балетмейстер Д. А. Брянцев — Комиссар;
  • Хореографическая миниатюра «Вокализ» на музыку С. В. Рахманинова («Вечер современной хореографии»), балетмейстер Д. А. Брянцев.

Маргарита Дроздова в молодости

Много гастролировала за рубежом, особенно запомнились выступления в ГДР в берлинском театре «Комише опер».

Член КПСС с 1980 года.

В 1988 году окончила педагогическое отделение балетмейстерского факультета ГИТИСа им. А.В. Луначарского.

С 1987 года работает педагогом-репетитором в Московском музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Среди ее учениц ведущие балерины труппы — Т.А. Чернобровкина, С.Б. Цой, Л.К. Мусаварова.

Личная жизнь Маргариты Дроздовой:

Свою частную жизнь скрывает.

Фильмография Маргариты Дроздовой:

1970 — Танцуют М. Дроздова и В. Тедеев (документальный)

Награды и звания Маргариты Дроздовой:

— Премия Анны Павловой Парижской Академии танца (1968);
— 2-я премия Международного конкурса артистов балета в Варне (1972);
— 2-я премия Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета в Москве (1972);
— 3-я премия Международного конкурса артистов балета и хореографов в Москве (1973);
— Заслуженная артистка РСФСР (2 июля 1974);
— Народная артистка РСФСР (27 октября 1980);
— Народная артистка СССР (31 июля 1986);
— Орден Почёта (16 декабря 2008);
— Орден Дружбы (29 ноября 1999);
— Лауреат профессионального балетного приза «Душа танца», учрежденного журналом «Балет» и Министерством культуры России в номинации «Учитель» (2008).