Николай Акимов

18 октября 2021

Николай Акимов

Николай Павлович Акимов. Родился 3 (16) апреля 1901 года в Харькове — умер 6 сентября 1968 года в Москве. Советский театральный режиссер, сценограф, педагог, живописец, книжный график, театральный художник, сценарист, педагог, публицист. Народный артист СССР (1960). Его имя присвоено Санкт-Петербургскому театру комедии.

Николай Акимов родился 3 (16 по новому стилю) апреля 1901 года в Харькове.

Отец был железнодорожным служащим.

В 1910 году семья переехала сначала в Царское Село, затем в Санкт-Петербург, где отец работал в правлении Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.

С 1914 года учился в Санкт-Петербурге изобразительному искусству в Вечерних рисовальных классах Общества поощрения художеств. В 1915 году брал уроки в частной студии С. М. Зайденберга, в 1916-1918 годах занимался в Новой художественной мастерской под руководством М. В. Добужинского, А. Е. Яковлева и В. И. Шухаева.

В 1918 году, прервав учёбу, поступил на работу в мастерскую плаката Пролеткульта в Петрограде, но вскоре из-за голода уехал в Харьков.

Весной 1919 года в Харькове он участвовал в Первой совместной выставке-продаже, на которой были представлены работы профессиональных художников (М. М. Синякова, В. Д. Ермилов, М. Кац, А. А. Кокель, А. М. Любимов, З. Е. Серебрякова, Л. Тракал и др.) и художников-самоучек.

С 1920 по 1922 год Акимов преподавал рисунок на Высших курсах политпросветработников в Харькове.

В 1921 году начал работать в качестве художника в Первом Государственном театре для детей (ныне Харьковский театр для детей и юношества). Первой его театральной работой стало оформление спектакля «Подвиги Геркулеса» А. Белецкого; он начал работу и над спектаклем «Али-Нур» (инсценировка В. Э. Мейерхольда и Ю. М. Бонди по сказке О. Уайльда «Звёздный мальчик»), но в разгар работы покинул Харьков, и оформление спектакля завершил Б. В. Косарев.

Николай Акимов в молодости

Николай Акимов в молодости

Осенью 1922 года Акимов вернулся в Петроград, поступил во ВХУТЕМАС и сблизился с драматургом, режиссёром и теоретиком Николаем Евреиновым. Евреинов познакомил Акимова с режиссёром Георгием Крыжицким. Ниспровергатель традиционного психологического театра почувствовал в молодом художнике родственную душу, и в сезоне 1923/1924 годов Акимов оформил поставленные Крыжицким в Современном синтетическом театре оперетты «Креолка» Ж. Оффенбаха и «Король комедиантов» Ж. Жильбера.

Евреинов представил Акимова и Николаю Петрову, в то время режиссёру «Вольной комедии». Оформление эксцентрического представления «Бунт времени» С. А. Тимошенко на сцене филиала «Вольной комедии» — ночного кабаре «Балаганчик» стало началом длительного сотрудничества Акимова с Петровым. Работа художника в этом представлении была особо отмечена петроградским еженедельником «Театр».

В качестве сценографа Акимов сотрудничал с театром «Кривое зеркало» и с кабаре «Карусель». В 1924-1925 годах на постоянной основе работал в Большом драматическом театре (ныне — имени Г. А. Товстоногова). Сотрудничество с театром продолжалось до конца 1930-х годов.

В то же время Евреинов представил Акимова директору издательства «Academia» А. А. Кроленко. По заказам этого издательства он создавал обложки и иллюстрации к произведениям Жюля Ромена, Анри де Ренье, Пьера Боста. В 1927 году в издательстве «Academia» вышел небольшой сборник, посвященный Акимову (художнику было всего 26 лет). Изданный в серии «Современные театральные художники» сборник составили статьи Н. В. Петрова, театрального критика А. И. Пиотровского и искусствоведа Б. П. Брюллова. В том же году состоялась первая персональная выставка Акимова. Его работы были представлены на проходившей в Академии художеств выставке театрально-декорационного искусства, наряду с работами ведущих ленинградских художников. Макет к спектаклю «Конец Криворыльска», поставленному в 1926 году в Театре драмы им. А. С. Пушкина, был послан в Милан на Международную выставку.

В 1926 году Николай Акимов участвовал в создании Ленинградского театра сатиры — театра эстрадных обозрений во главе с Д. Г. Гутманом.

С 1929 года он работал и как театральный режиссёр. Первой самостоятельной работой стал «Гамлет» У. Шекспира, поставленный в 1932 году в Московском Театре им. Вахтангова с музыкой Д. Д. Шостаковича, однако режиссёрская трактовка трагедии вызвала неодобрение.

С 1935 по 1949 год и с 1956 года был художественным руководителем Ленинградского Театра Комедии (ныне Санкт-Петербургский академический театр комедии имени Н. П. Акимова). Здесь он оказался в своей стихии: тонкое остроумие, богатство режиссёрской фантазии в сочетании с блестящим оформлением спектаклей Акимова выдвинули его театр в число лучших в стране.

Во время войны вместе с театром эвакуировался в Сталинабад (ныне Душанбе).

Работы Николая Акимова как режиссёра и художника в Ленинградском театре Комедии:

  • 1939 — «Школа злословия» Р. Шеридана;
  • 1936 — «Собака на сене» Лопе де Вега;
  • 1939 — «Валенсианская вдова» Лопе де Вега;
  • 1937 — «Терентий Иванович» Ю. Свирина;
  • 1940 — «Тень» Евг. Шварца;
  • 1941 — «Давным–давно» А. Гладкова;
  • 1938 — «Двенадцатая ночь» Шекспира;
  • 1939 — «Страшный суд» В. Шкваркина;
  • 1942 — «Актриса», киносценарий М. Вольпина и Н. Эрдмана;
  • 1946 — «Путешествие Перришона» Э. Лабиша;
  • 1946 — «Старые друзья» Л. Малюгина;
  • 1947 — «Остров мира» Евг. Петрова.

В 1949 году в прессе появились разгромные статьи на его спектакли, Акимова открыто называли космополитом и формалистом. Травля Акимова во время борьбы с космополитизмом, развёрнутая в конце 1940-х, завершилась его вынужденным уходом из театра в августе 1949 года. Жил он на гонорары, которые платили его именитые друзья (Н. К. Черкасов, Б. М. Тенин, Н. П. Охлопков) за свои портреты.

В 1951-1956 годах — главный режиссёр и художник Ленинградского Нового театра (с 1953 года — Театр имени Ленсовета).

Работы Николая Акимова как режиссёра и художника в театре им. Ленсовета:

  • 1952 — «Весна в Москве» В. Гусева;
  • 1952 — «Тени» М. Салтыкова-Щедрина;
  • 1953 — «Европейская хроника» А. Арбузова;
  • 1954 — «История одной любви» К. Симонова (с О. Ремезом);
  • 1954 — «Дело» А. Сухово-Кобылина (с Н. Райхштейн);
  • 1955 — «Спрятанный кабальеро» П. Кальдерона (художник, реж. П. Вейсбрем);
  • 1955 — «Охотник» С. Михалкова (с Н. Райхштейн);
  • 1955 — «Случай с гением» В. Катаева;
  • 1956 — «12 спутников» Н. Шундика (художник, реж. П. Вейсбрем);
  • 1956 — «Только правда» Ж.-П. Сартра (художник, реж. О. Ремез);
  • 1956 — «Ночной переполох» М. Соважона.

Николай Павлович Акимов

В 1956-1968 годах вновь руководил Ленинградским театром Комедии.

Режиссерские работы Николая Акимова в Ленинградском театре Комедии:

  • 1956 — «Обыкновенное чудо» Евг. Шварца;
  • 1956 — «Ложь на длинных ногах» Э. де Филиппо;
  • 1957 — «Деревья умирают стоя» А. Кассоны;
  • 1956 — «Не сотвори себе кумира» А. Файко;
  • 1957 — «Повесть о молодых супругах» Евг. Шварца;
  • 1958 — «Призраки» Э. де Филиппо;
  • 1958 — «Дипломаты» П. Карваш;
  • 1958 — «Ревизор» Н. В. Гоголя;
  • 1959 — «Трехминутный разговор» В. Левидовой;
  • 1959 — «Рассказ одной девушки» А. Тверского;
  • 1959 — «Дракон» Е. Л. Шварца;
  • 1959 — «Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского;
  • 1959 — «Пестрые рассказы» А. П. Чехова;
  • 1961 — «Чемодан с наклейками» Д. Угрюмова;
  • 1963 — «Автор неизвестен» П. Тура;
  • 1964 — «Дело» А. Сухово-Кобылина;
  • 1963 — «Дон Жуан» Д. Байрона;
  • 1965 — «Гусиное перо» С. Лунгина, И. Нусинова;
  • 1967 — «Звонок в пустую квартиру» Д. Б. Угрюмова.

Работы Николая Акимова в Ленинградском театре Комедии как художника:

  • 1945 — «Вы этого не забудете», реж. С. Юткевич;
  • 1946 — «Обыкновенный человек», реж. П. Вейсбрем;
  • 1946 — «На всякого мудреца довольно простоты», реж. Б. Зон;
  • 1947 — «Русский вопрос», реж. А. Ремизова;
  • 1957 — «Кресло № 16»;
  • 1961 — «Милый обманщик», реж. А. Ремизова;
  • 1966 — «Искусство комедии», реж. И. Гриншпун.

С 1954 года преподавал в Ленинградском театральном институте им. А. Н. Островского (ныне Российский государственный институт сценических искусств), с 1960 года — профессор. Основатель художественно-постановочного отделения института.

В 1956 году в Москве прошла выставка театральных плакатов Акимова в ЦДРИ. В 1957 году на 1-м Всесоюзном съезде художников (Москва) выступил с докладом Художник советского театра. На Всемирной выставке в Брюсселе (1958) был удостоен серебряной медали.

В 1963 году состоялась его персональная выставка в Ленинграде, в 1965 году — в Москве.

Учениками Николая Акимова были художники: Михаил Кулаков, Олег Целков, Евгений Михнов-Войтенко, Юрий Дышленко, Алек Рапопорт, Татьяна Кернер, Виталий Анатольевич Кубасов, Владимир Михайлов, Александр Славин, Игорь Тюльпанов.

В 1966 году выпустил «Свадьбу Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина на сцене «Комеди Франсез» в Париже.

В 1967 году Ленинградскому театру комедии было присвоено звание Академического.

С 1945 по 1967 годах жил в Ленинграде в доме № 4 по улице Гоголя (ныне Малая Морская).

Николай Акимов умер 6 сентября 1968 года во время гастролей театра в Москве от инфаркта. Похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища (Центральная площадка театральных деятелей). Надгробие создано в 1974 году (скульптор Г. В. Хонин, архитектор В. М. Черкасский).

После его смерти осталось огромное художественное наследие: портреты, книжная графика, станковая и театральная графика, эскизы декораций и костюмов.

Личная жизнь Николая Акимова:

Дважды был женат.

Первая жена — Надежда Николаевна Кошеверова (1902-1989), советский кинорежиссёр-сказочник. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1966). Расстались в 1934 году.

Надежда Кошеверова — первая жена Николая Акимова

Надежда Кошеверова первая жена Николая Акимова

Вторая жена — Елена Владимировна Юнгер (1910-1999), советская актриса. Народная артистка РСФСР (1957). Одна из ведущих актрис Театра Комедии (1936-1999).

В браке в 1934 году родилась дочь Анна Николаевна Акимова.

Николай Акимов и Елена Юнгер

Николай Акимов и Елена Юнгер

В 1945 году известный театральный критик и сценарист Лидия Вильвовская родила Акимову дочь Нину Николаевну Акимову, она была актрисой Российского академического молодёжного театра.

Режиссерские работы Николая Акимова:

1953 — Тени (фильм-спектакль)
1953 — Весна в Москве (фильм-спектакль)
1955 — Дело (фильм-спектакль)
1961 — Пёстрые рассказы (фильм-спектакль)
1964 — Рассказ одной девушки (фильм-спектакль)
1969 — Свадьба Кречинского (фильм-спектакль)
1970 — Двенадцатая ночь (фильм-спектакль)
1972 — Милый обманщик (фильм-спектакль)

Сценарии Николая Акимова:

1956 — Софья Ковалевская

Работы Николая Акимова как художника:

1925 — Радиодетектив (короткометражный)
1928 — Третья молодость
1929 — Больные нервы
1944 — Кащей Бессмертный
1947 — Золушка
1952 — Школа злословия (фильм-спектакль)
1953 — Тени (фильм-спектакль)
1953 — Весна в Москве (фильм-спектакль)
1955 — Дело (фильм-спектакль)
1964 — Рассказ одной девушки (фильм-спектакль)
1970 — Двенадцатая ночь (фильм-спектакль)
1971 — Искусство комедии (фильм-спектакль)

Награды и звания Николая Акимова:

— Заслуженный деятель искусств РСФСР (1939);
— Народный артист Таджикской ССР (1944);
— Народный артист РСФСР (1945);
— Народный артист СССР (1960);
— Два ордена Трудового Красного Знамени (1939, 1961);
— Медаль «За оборону Ленинграда»;
— Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
— Медаль «В память 250-летия Ленинграда»

Публицистика Николая Акимова:

1928 — Художник в театре;
1928 — Ответ молодому фронту;
1929 — Оформление спектакля: О спектакле «Жена»;
1929 — К постановке «Врагов»;
1929 — 20 строк, которые потрясли Радлова;
1929 — К постановке «Тартюфа»;
1931 — Сегодня «Робеспьер»;
1931 — Внешность спектакля;
1932 — «Гамлет». К постановке в Театре им. Евг. Вахтангова;
1932 — Как Театр им. Евг. Вахтангова ставит «Гамлета»;
1932 — О «Гамлете»;
1935 — О себе;
1939 — По поводу «Снежной королевы»;
1939 — Время и классики;
1943 — Трансформирующий павильон;
1955 — Нелегкий, но плодотворный труд;
1956 — О сатире: Литературные заметки;
1957 — Художники театра;
1957 — Художники советского театра;
1957 — Новый сезон в Театре комедии;
1958 — Памяти Евгения Шварца;
1959 — Современность в содержании и форме;
1959 — Это возможно!;
1960 — Реплика: По поводу статьи А. В. Солодовникова