Николай Баталов

18 октября 2021

Николай Баталов

Николай Петрович Баталов. Родился 24 ноября (6 декабря) 1899 года в Москве — умер 10 ноября 1937 года в Москве. Русский и советский актер театра и кино. Заслуженный артист РСФСР (1933). Дядя актера Алексея Баталова.

Николай Баталов родился 24 ноября (6 декабря по новому стилю) 1899 года в Москве.

Отец — Петр Владимирович Баталов, в 1910-м году стал совладельцем ресторана, после революции работал директором столовой.

Мать — Александра Ивановна Баталова, была домохозяйкой.

Родители были крестьянами Ярославской губернии, перебравшимися в столицу империи.

Младший брат — Владимир Петрович Баталов (сценический псевдоним Аталов; 1902-1964), советский актер, театральный и кинорежиссер.

Племянник — Алексей Владимирович Баталов (1928-2017), советский российский актер театра и кино, кинорежиссер, педагог, общественный деятель, народный артист СССР.

Родители хотели видеть Николая священником, он мало общался со сверстниками и прислуживал в церкви. Вместе с братом разыгрывал маленькие спектакли дома.

В 1910-1915 годах учился в Торговой школе имени Александра III, участвовал в школьных концертах.

В 1915 году его отдали в Школу драматического искусства, в 1916 году — во Вторую студию МХТ, где он выступал до 1924 года. Первой ролью стал Петя-переплетчик в спектакле «Зеленое кольцо» по пьесе Зинаиды Гиппиус. В 1919-1923 годах во время гастрольных поездок и выездных спектаклей играл роли Гиггиса и Стрэттона в «Потопе» по пьесе Хеннинга Бергера и Гильома в «Адвокате Патлене».

В 1923 году заболел туберкулезом, ставшим для Баталова роковым. Из-за болезни он в течение полугода не выступал на сцене.

Николай Баталов активно участвовал в жизни театра. С 1925 года он входил в органы внутреннего управления и практически заведовал труппой. Вдохновленный лозунгами РАПП, он стремился перестроить театр в новом, «идеологически правильном» ключе, настаивал на расширении круга авторов-партийцев, что позже воплотил вместе с Ильей Судаковым в московском театре рабочей молодежи (ТРАМ).

В апреле 1927 года впервые вышел на сцену в одном из своих самых ярких образов — Фигаро в пьесе Бомарше «Безумный день, или женитьба Фигаро» в постановке Константина Станиславского, Елизаветы Телешевой и Бориса Вершилова.

Театральные работы Николая Баталова:

  • З. Гиппиус «Зеленое кольцо» (1916) — Петя-переплетчик;
  • И. С. Тургенев «Нахлебник» (1916) — Васька-казачок;
  • М. Горький «На дне» (1916) — Алешка;
  • А. С. Пушкин «Пир во время чумы» (1917) — Пирующий;
  • И. С. Тургенев «История лейтенанта Ергунова» (1918) — Доктор;
  • И. Д. Сургучев «Осенние скрипки» (1918);
  • А. П. Чехов «Иванов» (1918);
  • Ф. М. Достоевский «Село Степанчиково» (1918) — Мужик;
  • Л. Андреев «Младость» (1918-1919) — Петр, дворник;
  • Л. Андреев «Младость» (1919) — Нечаев;
  • И. С. Тургенев «История лейтенанта Ергунова» (1919) — Ергунов;
  • А. Франс «Комедия о человеке, который женился на немой женщине» (1919-1920) — Мэтр Симон Коллик;
  • Ф. К. Сологуб «Узор из роз» (1920);
  • Н. В. Гоголь «Ревизор» (1921) — Коробкин;
  • М. Метерлинк «Синяя птица» (1921) — Хлеб;
  • Л. Н. Толстой «Сказка об Иване-дураке и его братьях» (1922) — Тарас-брюхан;
  • М. Метерлинк «Синяя птица» (1921) — Пес;
  • Ф. Шиллер «Разбойники» (1923) — Франц;
  • А. К. Толстой «Царь Федор Иоаннович» (1924) — Луп-Клешнин;
  • К. Тренев «Пугачевщина» (1925) — Онуфрий;
  • К. Тренев «Пугачевщина» (1926) — Чика Зарубин;
  • А. Р. Кугель «Николай I и декабристы» (1926) — Каховский;
  • П. Бомарше «Женитьба Фигаро» (1927) — Фигаро;
  • М. Горький «На дне» (1927) — Медведев;
  • «Бронепоезд 14-69» (1927) Всеволода Иванова. Художественный руководитель постановки К. С. Станиславский, режиссеры Илья Судаков и Нина Литовцева — Васька Окорок;
  • В. Катаев «Растратчики» (1928) — Никита;
  • Вс. Иванов «Блокада» (1929) — Рубцов;
  • А. П. Чехов «Вишневый сад» (1930) — Лопахин;
  • Н. В. Гоголь «Мертвые души» (1933) — Собакевич.

Николай Баталов в кино

Сниматься начал с 1924 года, дебютировав в кинофильме «Аэлита» режиссера Якова Протазанова, где сыграл красноармейца Гусева.

Широкую известность в 1926 году ему принесла роль Павла Власова в фильме Всеволода Пудовкина «Мать» по мотивам романа Максима Горького. Сам Пудовкин отмечал: «Работа Н. П. Баталова была для меня грандиозным подарком. Кинематограф тогда был немым. Слово для нас было оружием недоступным. Все дело было только во внешней жизни лица, глаз, жеста. И я должен сказать, что Николай Петрович на моих глазах создавал поразительные вещи. Он далеко перешагнул самые смелые мои мечтания. Я еще тогда не мог сильной рукой формировать то, что я хотел. Но для Баталова достаточно было только творческого общения. Если я был искренним, если он видел, что я хотел, он вспыхивал, как искра, и сразу через него виден был чудесный свет, который покорял меня, а затем и зрителей, которые его очень любили».

Николай Баталов в фильме «Мать»

Николай Баталов в фильме Мать

В 1931-м сыграл в фильме «Путевка в жизнь» о перевоспитании беспризорных подростков в первые годы советской власти. Это блы первый советский художественный звуковой фильм. В 1932 году фильм заслужил награду I Международного кинофестиваля в Венеции, после чего прошёл по экранам 107 стран мира и принес международную известность советскому кинематографу. В картине он сыграл роль Николая Ивановича Сергеева — организатора трудовой коммуны ОГПУ для беспризорников.

Николай Баталов в фильме «Путевка в жизнь»

Николай Баталов в фильме Путевка в жизнь

В 1932-м снялся в ленте Льва Кулешова «Горизонт» о судьбе еврейского эмигранта, вернувшегося в Советскую Россию.

Заметной стала роль водолаза Алексея Петровича Панова в приключенческой ленте «Сокровище погибшего корабля». По сюжету одной из команд ЭПРОНа поручено поднять со дна Черного моря затонувший английский корабль. Лучший водолаз команды Николай Панов (Николай Баталов) в прошлом был взломщиком сейфов, он узнал, что в сейфе корабля находится тысяча фунтов стерлингов.

Николай Баталов в фильме «Сокровище погибшего корабля»

Николай Баталов в фильме Сокровище погибшего корабля

С 1933 года Баталов преподавал актерское мастерство в ГИКе и ЦЕТЕТИСе.

Болезнь и смерть Николая Баталова

В 1930-е годы туберкулез давал о себе знать. 18 февраля 1935 года состоялось последнее выступление актера на сцене в образе никогда не унывающего Фигаро. После этого он уже не мог выйти из дома. Когда Иосиф Сталин посетил МХАТ и поинтересовался, почему не играет Баталов, ему ответили, что актер болен. «Надо лечить», — сказал Сталин, и осенью актера отправили на курорт Закопане в Польше. Было дано распоряжение, чтобы его мог навестить любой, кто пожелает, и к нему выехала жена.

Позднее лечился в санаториях на Северном Кавказе и в Италии, но лучше ему не становилось. Он вернулся домой и уехал на дачу, где много работал над сценарием фильма о Пушкине, которого очень мечтал сыграть.

3 мая 1937 года был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Николай Баталов скончался на 38-м году жизни 10 ноября 1937 года в Москве от туберкулеза. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Личная жизнь Николая Баталова:

Жена — Ольга Николаевна Андровская (настоящая фамилия Шульц; 1898-1975), советская актриса театра и кино, педагог, народная артистка СССР (1948), лауреат Сталинской премии I степени (1952) и Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского (1974).

Он женился на ней в ноябре 1921 года, а заметил еще в 1919 в Театре Корша и пригласил в труппу своего театра.

В браке родилась единственная дочь — Светлана Николаевна Баталова (21 июня 1923 — 9 апреля 2011), советская актриса, играла на сцене МХАТа.

Николай Баталов и Ольга Андровская

Николай Баталов и Ольга Андровская

Фильмография Николая Баталова:

1924 — Аэлита — Гусев
1926 — Мать — Павел Власов
1927 — Жена — товарищ Антон
1927 — Земля в плену — земляк Марии
1927 — Третья Мещанская — Николай
1931 — Путевка в жизнь — Сергеев
1932 — Горизонт — Лева Горизонт
1934 — Пастух и царь
1935 — Сокровище погибшего корабля — Алексей Панов
1935 — Три товарища — Лацис