Вадим Абдрашитов

18 октября 2021

Вадим Абдрашитов

Вадим Юсупович Абдрашитов (тат: Вадим Йосыф улы Габдерәшитов / Vadim Yosıf uğlı Ğabderəşitov). Родился 19 января 1945 года в Харькове. Советский и российский кинорежиссер, продюсер, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987). Народный артист Российской Федерации (1992).

Вадим Абдрашитов родился 19 января 1945 года в Харькове.

По национальности татарин.

Отец — Юсуп Абдрашитов, военный офицер.

В юности о режиссерской профессии не задумывался. После окончания школы в 1959-1961 годах учился в Алма-Атинском техникуме железнодорожного транспорта. Далее поступил в МФТИ, который окончил в 1964 году.

Учился на кафедре кибернетики химико-технологических процессов Московского химико-технологического института им. Д. И. Менделеева.

В 1967-1970 годах работал на Московском электровакуумном заводе, был начальником большого цеха.

В 25 лет решил пойти учиться во ВГИК, бросив ответственную должность на заводе. «Мне казалось, что я буду во ВГИКе самым старым дядькой, а оказался средним по возрасту», — вспоминал он.

В 1970 году поступил на режиссёрский факультет ВГИКа, в мастерскую Михаила Ромма. Это была последняя мастерская, которую Ромм набрал во ВГИКе. Уже самая первая студенческая работа Абдрашитова — немой шестиминутный документальный этюд «Репортаж с асфальта» — удостоилась высокой оценки Ромма. Через полтора года Ромма не стало. Далее Вадим Абдрашитов продолжил обучение на курсе у Льва Кулиджанова, окончил вуз в 1974 году.

Защитил свою дипломную работу, сняв сатирическую комедию «Остановите Потапова!» по рассказу Григория Горина.

С 1974 года — режиссер киностудии «Мосфильм», куда его пригласил Юлий Райзман, который являлся руководителем творческого объединения «Товарищ». Там он встретился с Александром Миндадзе, с которым впоследствии создал 11 фильмов.

Вадим Абдрашитов в молодости

Вадим Абдрашитов в молодости

В 1976 году представил судебную драму «Слово для защиты», в которой главные роли исполнили Галина Яцкина, Марина Неёлова, Олег Янковский и Станислав Любшин.

В 1980-м вышла лента «Охота на лис». Экзистенциальная драма на основе эпизода из жизни советского рабочего конца 1970-х — начала 1980-х годов. Главный герой этой драмы (Владимир Гостюхин) увлекается интересным и редким видом радиоспорта с одноимённым названием «охота на лис».

Производственная драма 1982 года «Остановился поезд» по сценарию Александра Миндадзе рассказывает о том, как в результате аварии пассажирского поезда гибнет машинист. Приехавший для расследований обстоятельств случившегося следователь убеждается в том, что этот случай — закономерность в цепи служебной недобросовестности на всех уровнях организационной структуры железнодорожного управления. В этой картине последняя роль на экране сыграл Анатолий Солоницын.

Вадим Абдрашитов на съемках

Интересной работой стал фильм-притча «Парад планет» — почти фантастическая история по сценарию Александра Миндадзе. Герои — сорокалетние мужчины — отправляются в некое путешествие по собственной жизни через прошедшую молодость и будущую старость.

Большой популярностью у зрителей пользовалась драма 1986 года «Плюмбум, или Опасная игра». По сюжету эгоцентричный пятнадцатилетний подросток Руслан Чутко (роль сыграл Антон Андросов) жаждет «творить добро» и помогать милиции в выявлении правонарушений под псевдонимом Плюмбум (от лат. plumbum — свинец). Плюмбум решает в отдельно взятом провинциальном городе искоренить зло, но берётся за это с по-юношески максималистским рвением.

В момент развала СССР в 1991 году режиссер представил фильм «Армавир». Далее в 1995-м вышла его картина «Пьеса для пассажира» — история встречи осужденного и его судьи (ныне первый — преуспевающий бизнесмен, новый хозяин жизни; второй — потерял прежнюю работу и положение в обществе, работает проводником поезда).

В конце 1997 года выходит фильм Вадима Абдрашитова «Время танцора». По сюжету закончилась гражданская война на окраине империи, герои пытаются войти в мирную жизнь. Но война не хочет уходить из их жизни — слишком много судеб переломано в этой «маленькой» войне, как победителей, так и проигравших.

В 2003 году вышла драма «Магнитные бури» по сценарию Александра Миндадзе, в которой главные роли сыграли Максим Аверин и Виктория Толстоганова. Картина рассказывает об испытании чувств и любовном треугольнике. Забастовки и рабочие волнения на родном заводе захватывают главного героя и приводят к разлуке с женой. Каждая вылазка на заводские баррикады оборачиватеся несчастьем, но ни уговоры, ни приезд из Москвы сестры жены, ни разлад с близким другом не останавливают его.

режиссер Вадим Абдрашитов

Работы Абдрашитова неизменно отличает сдержанный, внутренне напряжённый кинематографический язык. В центре работ режиссёра всегда находятся острые нравственные проблемы.

В 1986-1990 годах — секретарь правления Союза кинематографистов СССР, действительный член Российской Академии кино, член правления Гильдии кинорежиссёров России. Член жюри премии «Триумф», Председатель Правления киностудии «Арк-фильм» киноконцерна Мосфильм.

С конца 1970-х преподает во ВГИКе, профессор, руководитель мастерской режиссуры игрового фильма. Среди его учеников — Петр Буслов («Бумер», «Высоцкий. Спасибо, что живой»), Алексей Мизгирёв («Дуэлянт», «Кулагин и партнёры»), Егор Анашкин («Каменская -6», «Идеальный брак», «Жизнь взаймы», «Деньги»).

«Если бы умел рисовать или петь, я вряд ли занимался бы кино: слишком велика зависимость от государства», — признавался режиссер.

«Съемки — это всегда выбор. Ты имел в голове какую-то идеальную картину с божественной музыкой, фантастическими оператором и актерами, бесконечным количеством денег. Но приезжаешь на площадку и понимаешь, что все работает против замысла, потому что все реально, а не идеально. В лучшем случае оптимально. Начинаешь думать, на какой компромисс пойти, а на какой нет. По сценарию, в массовке тысяча человек, а тебе приводят шестьсот. И ты соображаешь: отменить съемку или нет. В режиссерском сценарии написано: «Яркий солнечный день». А сегодня дождь. Можно эту сцену снять так, чтобы дождь работал на картину? И в жизни то же самое. Есть компромиссы, которые опрокидывают идею. А есть такие, с которыми считаешься, потому что это противодействие жизни», — говорил Вадим Абдрашитов.

Вадим Абдрашитов

Личная жизнь Вадима Абдрашитова:

Жена — Нателла Тоидзе, художник, действительный член РАХ, из известного рода художников, ее дед, Моисей Тоидзе, — ученик Репина, отец, Георгий Тоидзе, — известный скульптор и график.

Дочь — Нана (09.07.1980), окончила РАТИ-ГИТИС (мастерская С.Бархина) и Высшие курсы сценаристов и режиссеров, специальность режиссёр игрового и неигрового кино (мастерская В.И.Хотиненко), художник-сценограф, режиссёр.

Сын — Олег, окончил МФТИ и Колумбийский университет, занимается разработкой и внедрением информационных технологий.

Вадим Абдрашитов и Нателла Тоидзе

Вадим Абдрашитов и Нателла Тоидзе

Вадим Абдрашитов и жена Нателла Тоидзе

«Когда дети росли, мы с женой делали все, чтобы представить им полную палитру жизни: общение с людьми, моими друзьями-физиками, художниками, писателями. На съемки дети приезжали. И в мастерской у Нателлы работали. Мы хотели, чтобы они сами сделали свой выбор», — говорил Вадим Абдрашитов.

Нана Абдрашитова — дочь Вадима Абдрашитова

Нана Абдрашитова дочь Вадима Абдрашитова

Фильмография Вадима Абдрашитова:

1979 — ВГИК: Педагоги и студенты говорят о профессии (документальный) (нет в титрах)
1986 — Плюмбум, или Опасная игра — эпизод (нет в титрах)
1995 — Чтобы помнили. Анатолий Солоницын (документальный)
1997 — Долголетие (документальный)
2000 — Чтобы помнили. Игорь Нефёдов (документальный)
2000 — Чтобы помнили. Олег Борисов (документальный)
2006 — Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя — эпизод
2006 — Борис Барнет. Легенда о режиссере (документальный)
2008 — Кино на двоих (документальный)
2009 — Олег Янковский. В главной роли (документальный)
2009 — Ирина Муравьёва. Самая обаятельная и привлекательная (документальный)
2009 — Александр Филиппенко. Неугомонный (документальный)
2010 — Документальная камера. 2 Михаила + 2 Тито (документальный)
2011 — История киноначальников, или Строители и перестройщики (документальный)
2011 — Елена Яковлева. ИнтерЛеночка (документальный)
2013 — Сергей Гармаш. Мужчина с прошлым (документальный)
2014 — Янковский (документальный)
2017 — Артемьев (документальный)

Режиссерские работы Вадима Абдрашитова:

1973 — Остановите Потапова! (короткометражный)
1976 — Слово для защиты
1978 — Поворот
1980 — Охота на лис
1982 — Остановился поезд
1984 — Парад планет
1986 — Плюмбум, или Опасная игра
1988 — Слуга
1991 — Армавир
1995 — Пьеса для пассажира
1997 — Время танцора
2003 — Магнитные бури

Продюсерские работы Вадима Абдрашитова:

2018 — Семь пар нечистых

Награды и звания Вадима Абдрашитова:

— Приз «За лучшую режиссуру» на всесоюзном кинофестивале «Молодость» (1975), Главный приз кинофестиваля ВГИКа — за фильм «Остановите Потапова!» (1973);
— Лауреат Всесоюзного кинофестиваля 1977 года в номинации «Приз за режиссуру» и премия Ленинского Комсомола (1979) — за фильм «Слово для защиты» (1976);
— Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1984) — за фильм «Остановился поезд» (1982);
— Главный приз кинофестиваля в Авеллино и специальный приз фестиваля в Сан-Ремо (1984) — за фильм «Парад планет»;
— Золотая медаль Венецианского кинофестиваля (1987) — за фильм «Плюмбум, или Опасная игра» (1986);
— Государственная премия СССР (1991), премия Альфреда Бауэра (за открытие новых путей в киноискусстве) и Премии Экуменического жюри Берлинского кинофестиваля 1989 года — за фильм «Слуга» (1988);
— Приз Берлинского кинофестиваля «Серебряный медведь» 1995 года за фильм «Пьеса для пассажира»;
— Приз за лучшую режиссуру на I-ом международном кинофестивале «Меридианы Тихого» во Владивостоке за фильм «Магнитные бури» (2003);
— Приз «Золотой Овен» на кинофестивале «Киношок» (2003);
— Премия «Ника» в номинации «Лучшая режиссёрская работа» — за фильм «Магнитные бури» (2004);
— Премия «Золотой Орёл» в номинации «Лучшая режиссёрская работа» — за фильм «Магнитные бури» (2004);
— Почётный член РАХ;
— Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987);
— Народный артист Российской Федерации (1992);
— Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2003 года;
— Премия Правительства Российской Федерации 2005 года в области культуры за художественный фильм «Магнитные бури»;
— Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2006);
— Приз «За художественную и гражданскую бескомпромиссность» на кинофестивале «Кинотавр» (2015);
— Золотая медаль Министерства культуры Республики Армения (2012);
— Специальный приз Совета Академии кинематографических искусств «Ника» «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф» имени Алексея Германа-старшего (2013)