Елена Фирсова

17 ноября 2021

Елена Фирсова

Елена Олеговна Фирсова. Родилась 21 марта 1950 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Русский композитор.

Елена Фирсова родилась 21 марта 1950 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в семье ученых-физиков.

Отец — Олег Борисович Фирсов (1915-1998), был известным физиком-теоретиком, лауреатом Ленинской премии (1972).

Начала сочинять музыку в возрасте одиннадцати лет. В 1963-1966 годах училась в музыкальной школе, в 1966-1970 годах обучалась в училище в Москве.

В 1975 году окончила Московскую консерваторию. Среди ее учителей — Александр Пирумов, Юрий Холопов, Эдисон Денисов, Филипп Гершкович.

С 1976 года — член Союза композиторов СССР.

В 1979 году на VI съезде композиторов в докладе Тихона Хренникова ее музыка подверглась жесткой критике, и Фирсова попала в так называемую «хренниковскую семерку» — «черный список» 7 отечественных композиторов авангардного направления.

С 1991 года живет в Англии.

Она является автором более чем сотни сочинений практически во всех жанрах академической музыки.

С 1993 по 1997 годы работала профессором композиции в Килском университете (Стаффордшир).

Елена Фирсова в молодости

Елена Фирсова в молодости

С 1999 по 2001 преподавала композицию в Манчестере. Имела заказы от Би-Би-Си, Би-Би-Си промс, Немецкого Радио, Бродски-Квартета, ЭКСПО-2000, Концертгебау-оркестра (Амстердам) и других музыкальных организаций и фестивалей. Премьера ее «Реквиема» на стихи Анны Ахматовой состоялась в Konzerthouse, в Берлине 6 сентября 2003 года.

Ее музыка публикуется издательствами «Ханс Сикорски» (Гамбург), «Бузи энд Хокс» (Лондон), «G. Schirmer Inc.» (Нью-Йорк) а также «Меладина-Пресс» (Сент Олбанс, Англия).

Со своим мужем Дмитрием Смирновым сделала перевод пятого тома романа Пруста «В поисках утраченного времени» — «Узница». Также они опубликовали в Интернете «Фрагменты о Денисове», документирующие советскую и постсоветскую музыкальную жизнь.

Личная жизнь Елены Фирсовой:

Муж — Дмитрий Смирнов, композитор, вместе с ним активно участвовала в организации Ассоциации Современной Музыки (АСМ).

Дочь — Алиса Фирсова, пианист, дирижер и композитор.

Дискография Елены Фирсовой:

Misterioso, Струнный квартет № 3 Op.24;
Amoroso, Струнный квартет № 4 Op.40;
La Malinconia, Струнный квартет № 10 Op.84;
Камерный концерт № 1 для флейты и струнных Op.19;
Cassandra (Кассандра) для симфонического оркестра Op.60;
The Mandelstam Cantatas (Кантаты на стихи Мандельштама)

Произведения Елены Фирсовой:

Пир во время чумы, опера на текст А. С. Пушкина (1973);
Концерт № 1 для виолончели с оркестром (1973);
Сонеты Петрарки (в переводе Осипа Мандельштама) для голоса и ансамбля (1976);
Камерный концерт № 1 для флейты и струнных (1978);
Tristia, кантата для голоса и камерного оркестра на стихи Осипа Мандельштама (1979);
Misterioso (Струнный квартет № 3, 1980);
Три стихотворения Осипа Мандельштама, для голоса и фортепиано (1980);
Камерный концерт № 2 для виолончели и камерного оркестра (Концерт № 2 для виолончели с камерным оркестром, 1978);
Камень, кантата для голоса и симфонического оркестра (парный состав) на стихи Осипа Мандельштама (1983);
Концерт № 2 для скрипки с оркестром (1983);
Земная жизнь, камерная кантата для сопрано и ансамбля на стихи Осипа Мандельштама (1984);
Камерный концерт № 3 для фортепиано и камерного оркестра (Фортепианный Концерт № 1, 1985);
Музыка для 12 for для ансамбля (1986);
Лесные прогулки, камерная кантата для сопрано и ансамбля на стихи Осипа Мандельштама (1987);
Камерный концерт № 4 для валторны и камерного оркестра (1987);
Augury (Прорицание) для оркестра и хора на текст (Уильяма Блейка, 1988);
Amoroso (Струнный квартет № 4, 1989);
Ностальгия для оркестра (1989);
Odyssey (Одиссея) для семи исполнителей (1990);
Соловей и роза, опера на текст Оскара Уайльда и Кристины Россетти (1991);
Раковина (Seashell) для сопрано и ансамбля на стихи Осипа Мандельштама (1991);
Омут (Whirlpool) для голоса, флейты и ударных на стихи Осипа Мандельштама (1991);
Silentium для голоса и струннго квартета на стихи Осипа Мандельштама (1991);
Тайный путь (Secret Way) для голоса и оркестра на стихи Осипа Мандельштама (1992);
Расстояния (Distance) для голоса, кларнета и струнного квартета на стихи Марины Цветаевой (1992);
Lagrimoso, (Струнный квартет № 5, 1992);
Cassandra, для оркестра (1992);
Insomnia, для вокального квартета на текст А. С. Пушкина (1993);
Перед грозой (Before the Thunderstorm), камерная кантата для сопрано и ансамбля на стихи Осипа Мандельштама (1994);
Струнный квартет № 6 (1994);
Compassione (Струнный квартет № 7, 1995);
Каменный гость (The Stone Guest, Струнный квартет № 8, 1995);
Нет, не мигрень… для баритона и фортепиано на стихи Осипа Мандельштама (1995);
Камерный концерт № 5 (Виолончельный концерт № 3, 1996);
The Door is Closed (Струнный квартет № 9, 1996);
Chamber Concerto No. 6 (Фортепианный концерт № 2, 1996);
Река времен (The River of Time) для хора и камерного оркестра памяти Эдисона Денисова на стихи Гаврилы Державина (1997);
La malinconia (Струнный квартет № 10, 1998);
Captivity для духового оркестра (1998);
Leaving для струнного оркестра (1998);
The Scent of Absence для баса, флейты и арфы на стихи Олега Прокофьева (1998);
Das erste ist vergangen (Christushymnus 2000) (The Former Things are Passed Away) для сопрано, баса, хора и камерного оркестра (Франц Кафка, Библия, etc., 1999);
Реквием для сопрано, хора и оркестра на стихи Анны Ахматовой (2001);
Winter Songs для сопрано и виолончели на стихи Осипа Мандельштама (2003);
The Garden of Dreams (памяти Дмитрия Шостаковича) для оркестра (2004);
Farewell (Струнный квартет № 12, памяти Дмитрия Шостаковича, 2005);
Black Bells (Черные колокола, памяти Дмитрия Шостаковича) II часть «Семейного концерта» с для ф-п. и 7 инструментов, написанного совместно с Дмитрием Смирновым и (2005) и Алисой Фирсовой (2005);
For Slava для виолончели соло (2007, памяти М. Ростроповича);
Purgatorio («Чистилище», струнный квартет No. 11, 2008);
Invocation для кларнета и фортепиано (2009);
Из Воронежских тетрадей, кантата для сопр. и стр. квартета на стихи О. Мандельштама (2008-2009);
Концерт-Элегия для влч. с камерным оркестром (Виолончельный концерт № 4, 2008);
Ночные песни вок. цикл для меццо-сопрано, флейты и влч. на стихи О. Мандельштама (2009);
Erwartung (Ожидание) для хора и оркестра на слова Александра Блока (2012);
Вот он, ветер для сопрано и виолончели на слова Александра Блока (2015);
Юмореска для гобоя и фагота (2010);
Homage to Canisy (Посвящение Канизи) для виолончели и фп. (2010);
Tender is the Sorrow (Печаль нежна) для флейты, стр. трио и фп. (или арфы, 2010);
Кубла-хан, для тенора, скрипки, влч. и баяна (Кольридж) совм. проект с Д. Смирновым и Алисой Фирсовой (2010);
Triple Portrait (Тройной портрет) для флейты, виолончели и фп. (2011);
De Profundis (Из глубины…) для виолончели и фп (2011);
Фортепианный квинтет (2011);
For Elissa. Burlesque (2011);
Whisper of Light (Шепот света) для сопр. и стр. квартета на стихи О. Мандельштама (2011);
Lost Vision (Утраченное видение) для фп. (2011);
Двойной крнцерт для скрипки, виолончели и оркестра (2012-16);
Диптих для голоса и фп. на стихи О. Мандельштама (1912);
Альтовый концерт (2013);
Sorrows (Скорбная Элегия) для сопрано и виолончели (2014);
Фортепианный квартет (2014-16);
Рождение улыбки (The Birth of a Smile) для сопр., вибраф. и 4 тромб. на стихи О. Мандельштама (2013);
Agnus Dei для женского хора и струнного квинтета (Лидии Мордкович, 2014);
Соло для виолончели памяти Александра Ивашкина (2014);
Гобелен (Gobelin) для сопр., кларнет, влч. и фп. на стихи О. Мандельштама, 2014);
Готика (Gothic) для симфонического орестра (2014);
Dalla Luce alla Luce (От света к свету) для баяна и струнного квинтета (2014);
Времена года (The Seasons) для голоса, струнных и ударных на стихи (В. Носарева, 2015);
Ночные тени (Night Shadows) концертино для клавесина, струнных и ударных (2015);
4 Seasons Intermezzi (4 интермеццо времен года) для фп. (2016);
Кларнетовый квинтет (2016);
Memoria для скрипки соло памати Светланы Савиной (2016);
Бурлеска для фл. и фп. (2016)

Библиография Елены Фирсовой:

1990 — О музыке