Людмила Ивановна Семеняка. Родилась 16 января 1952 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Советская и российская балерина, балетмейстер, хореограф, балетный педагог, актриса. Заслуженная артистка РСФСР (1976). Народная артистка РСФСР (1982). Народная артистка СССР (1986). Лауреат Государственной премии СССР (1977).
Людмила Семеняка родилась 16 января 1952 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).
Отец — Иван Яковлевич Семеняка, работал гравёром в издательстве «Правда».
Мать — Мария Митрофановна Семеняка, аппаратчица в химической лаборатории.
С ранних лет начала заниматься балетом в хореографическом кружке имени Жданова. Для этого ей приходилось каждый день ездить почти через весь город, но целеустремленную девочку это не останавливало.
В возрасте 10 лет талантливую девочку приняли в Ленинградское Академическое хореографическое училище им. Вагановой, обучалась в классе Нины Беликовой. Людмилу всячески поддерживали родители, которые стремились развивать ее талант, они регулярно общались с педагогами с тем, чтобы правильно выстроить режим начинающей танцовщицы. По воскресеньям вместе с отцом она бегала на лыжах, чтобы развивать выносливость.
В 12 лет она дебютировала на сцене Театра оперы и балета им. Кирова в сольной партии маленькой Мари в балете «Щелкунчик».
В 1969 году на Первом Международном конкурсе артистов балета в Москве была удостоена III премии.
В 1970-1972 годах работала в Театре оперы и балета им. Кирова. Продолжала заниматься под руководством Ирины Колпаковой.
В 1972 году Юрий Григорович пригласил её в Большой театр. В том же году артистка успешно дебютировала в спектакле Большого театра «Лебединое озеро». Свою первую большую роль получила благодаря случаю. Артисты Большого должны были выступать в Кремле с «Лебединым озером». Но сразу две солистки заболели, тогда Юрий Николаевич отдал роль новенькой. Буквально через два дня после разговора с хореографом Людмила блестяще исполнила доверенную партию. В тот день ей аплодировали не только зрители, но и коллеги.
В Большом ее наставником стала легендарная Галина Уланова, оказавшая значительное влияние на творчество балерины. Также Семеняка работала с М.Т. Семёновой, М.В. Кондратьевой, Н.Р. Симачёвым, занималась в классе А.М. Мессерера.
Людмила Семеняка в молодости
В 1976 году она завоевала 1-ю премию и золотую медаль I Международного конкурса артистов балета в Токио, а в Париже Серж Лифарь вручает ей Премию имени Анны Павловой Парижской академии танца.
В Большом театре выступала с 1972-го по 1998-й год (в 1972–92 — в штате, в 1992–98 — по контракту), исполнив центральные партии во многих балетах.
В 1986 году Людмила Семеняка получает в Лондоне престижную английскую премию «Evening Standard» за лучшие достижения в области хореографического искусства.
В 1987 году выступала в гала-концерте, предварявшем встречу Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачёва с Президентом США Р. Рейганом в Вашингтоне в «Кеннеди-центре».
В 1990-1991 годах годах балерина работала по контракту в труппе Английского национального балета. В 1992 году Людмила Семеняка с большим успехом танцевала в театре «Колон» в Аргентине.
В репертуаре Людмилы Семеняки — все крупнейшие роли классических балетов, а также множество балетных партий в современных балетах.
Балетные партии Людмилы Семеняки:
«Щелкунчик» П. И. Чайковского — Мари;
«Лебединое озеро» П. И. Чайковского — Одетта-Одиллия;
«Жизель» А. Адана — Жизель;
«Спящая красавица» П. И. Чайковского — Аврора, принцесса Флорина;
«Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса — Китри, Амур;
«Баядерка» Л. Ф. Минкуса — Никия;
«Петрушка» И. Ф. Стравинского — Балерина;
«Шопениана» Ф. Шопена — Сильфида;
«Раймонда» А. К. Глазунова — Раймонда;
«Сильфида» Х. Левенскьольда — Сильфида;
«Каменный цветок» С. С. Прокофьева — Катерина;
«Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева — Джульетта;
«Спартак» А. И. Хачатуряна — Фригия;
«Легенда о любви» А. Д. Меликова — Ширин;
«Иван Грозный» С. С. Прокофьева — Анастасия;
«Ангара» А. Я. Эшпая — Валентина;
«Макбет» К. В. Молчанова — леди Макбет;
«Золотой век» Д. Д. Шостаковича — Рита;
«Медный всадник» Р. М. Глиэра — Коломбина;
«Любовью за любовь» Т. Хренникова — Геро, Беатриче;
«Сирано де Бержерак» М. Констана — Роксана;
«Преступление и наказание» А. Пярта — Соня Мармеладова;
Жизель (1977, «Жизель» Берлинская государственная опера);
Одетта-Одиллия (1977, «Лебединое озеро» Венгерская государственная опера, Будапешт);
участие в юбилейном вечере Галины Улановой (1981, «Hommage a Oulanova», Зал «Плейель», Париж);
Одетта–Одиллия (1982, «Лебединое озеро», ред. Н. Г. Конюс, Шведская королевская опера);
«Спящая красавица» — Принцесса Аврора (1989, Американский балетный театр на сцене «Метрополитен-опера», Нью-Йорк);
«Лебединое озеро» — Одетта-Одиллия (1990, ред. Р. Х. Нуреева, Парижская опера).
В труппе Английского национального балета исполняла партии: Золушка (1990), Мари (1990, «Щелкунчик», балетмейстер Б. Стивенсон), Девушка (1991, «Видение розы», хореография Фокина, балетмейстер Н. Берёзов), «Вальсы» на музыку Я. Сибелиуса (1991, балетмейстер В. Небрада), а в труппе Шотландского национального балета исполнила партию принцессы Авроры (1990, «Спящая красавица», редакция Г. М. Самсовой).
Людмила Семеняка стояла у истоков возрождения благотворительного движения в России. В 1989 году при поддержке Фонда культуры и Правительства СССР провела одну из первых благотворительных акций — гала-концерт «Приглашает Людмила Семеняка» в Концертном зале им. П.И. Чайковского. Наряду со сценами из классических балетов и спектаклей Большого театра, Семеняка впервые в России представила фрагменты спектаклей «Сильвия» Л. Делиба (балетмейстер Дж. Баланчин) и «В поисках утраченного времени» на музыку Г. Форе (балетмейстер Р. Пети), а также па-де-де из балета «Эсмеральда» (редакция Дж. Гилпина и Н. Берёзова). В том же 1989 году Семеняка выступила организатором и участником благотворительных гала-концертов звёзд мирового балета в Нью-Орлеане, Брюсселе и городах Израиля.
В 2000–2004 годах выступала как драматическая актриса в Московском театре «Школа современной пьесы» в ролях Полины Андреевны (2000, «Чайка» А. П. Чехова) и Леры (2001, «Прекрасное лекарство от тоски» С. И. Злотникова; оба — режиссёр И. Л. Райхельгауз, балетмейстер М. Л. Лавровский).
С 2002 года Людмила Семеняка — педагог-репетитор Большого театра. Готовит партии с солистками и артистками балета: Е. А. Андриенко, А. В. Горячевой, С. Ю. Захаровой, Е. А. Казаковой, Е. В. Образцовой, А. В. Меськовой, В. А. Осиповой, Д. Е. Хохловой, М. Шрайнер.
Член жюри международных конкурсов артистов балета: в Любляне (1998), им. Григоровича «Фуэте Артека» (Крым, 1998 и 1999), им. Сержа Лифаря (Киев, 1999), в Нагое (ежегодно с 2000, Япония), международного приза «Бенуа де ла данс» (2000), 10-го (2005) и 11-го (2009) Международных конкурсов артистов балета и хореографов (Москва), Международного конкурса артистов балета (Астана, 2010).
В 2008 году стала обладательницей приза «Душа танца» (номинация «Мэтр танца»), ежегодно присуждаемой журналом «Балет».
В 1999 году дебютировала как балетмейстер-постановщик, подготовив для своего сольного выступления номер «Из роли в роль» на музыку Моцарта.
Поставила спектакли: «Бахчисарайский фонтан» (2008, Астраханский государственный музыкальный театр, Семеняка — автор оригинальной хореографии и дизайна костюмов); «Жизель» (2009, ред. Л. М. Лавровского; Семеняка — автор дизайна костюмов); «Лебединое озеро» (2010, Семеняка — автор оригинальной хореографии с использованием хореографических фрагментов Иванова, Петипа, Горского; оба — Екатеринбургский театр оперы и балета).
Людмила Семеняка
Личная жизнь Людмилы Семеняки:
Дважды была замужем.
Первый муж — Михаил Леонидович Лавровский (настоящая фамилия — Иванов), советский и российский артист балета, балетмейстер, хореограф, Народный артист CCCР. Познакомились в Большом театре. Замуж за Лавровского вышла с лёгкой руки своего педагога Нины Беликовой, которая дружила с Еленой Чикваидзе — матерью Михаила. Елена Георгиевна решила, что Людмила станет прекрасной партией для её сына. До свадьбы Лавровский и Семеняка встречались всего 2-3 раза. Предложение Михаил сделал за кулисами, придя на выступление будущей жены. Свадьба была скромной.
В браке Людмила быстро забеременела, но на семейном совете было решено, что она должна продолжать карьеру, пришлось сделать аборт. Брак распался через 4 года — Михаил увлёкся другой женщиной, подругой и по совместительству коллегой жены. Когда балерина узнала об этом, тут же решила подать на развод.
Несмотря на развод, они сохранили хорошие отношения. А когда у Людмилы родился ее сын, именно Лавровский стал его крёстным.
Людмила Семеняка и Михаил Лавровский
Второй муж — Андрис Марисович Лиепа, советский и российский солист балета, театральный режиссёр, Народный артист России. Он на 10 лет младше Людмилы. Людмила знала его с детства — ранее она блистала на сцене в паре с его отцом, дружила с его матерью Маргаритой. Андрис настойчиво добивался ее.
Они поженились, несмотря на недовольство матери Андриса — Маргарита Жигунова была не в восторге от связи сына с бывшей подругой, которая намного старше его. Однако брак быстро распался — уже через год они развелись. Однако, выйдя из ЗАГСА со свидетельством о расторжении брака на руках, пара решила начать всё сначала. И еще шесть лет были вместе. За это время Людмила дважды беременела, но теряла детей.
Людмила Семеняка и Андрис Лиепа
Позже балерина встретила мужчину, имя которого не раскрывает. В этих отношениях она стала мамой — родила сына Ивана в возрасте тридцати шести лет.
Людмила Семеняка и сын Иван
Фильмография Людмилы Семеняки:
1973 — Эта весёлая планета — принцесса Аврора (нет в титрах)
1980 — Большой балет (фильм-концерт) (фильм-спектакль)
1990 — Лебединая песня (фильм-спектакль) — танцовщица
1987 — Балет от первого лица (документальный)
1997 — Фантазия на тему Казановы
2009 — Агриппина Ваганова. Великая и ужасная (документальный)
Награды и звания Людмилы Семеняки:
Народная артистка СССР (27.08.1986);
Народная артистка РСФСР (05.01.1982);
Заслуженная артистка РСФСР (25.05.1976);
Лауреат Первого Международного конкурса артистов балета в Москве (1969, 3-я премия);
Лауреат Шестого Международного балетного конкурса в Варне (1972, 3-я премия);
Лауреат Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета в Москве (1972, 2-я премия);
Лауреат Первого международного конкурса артистов балета в Токио (1976, 1-я премия);
Премия им. Анны Павловой Парижской академии танца (1976);
Премия Ленинского комсомола (1976) — за высокое исполнительское мастерство;
Государственная премия СССР (1977) — за исполнение партии Валентины в балетном спектакле «Ангара» А. Я. Эшпая;
Премия им. Елены Смирновой (1985, Буэнос-Айрес, Аргентина);
Премия «Evening Standard» за выдающиеся заслуги в области хореографического искусства (1986, Лондон);
Премия «Хрустальная роза Донецка» международного фестиваля «Звёзды мирового балета» (2004 Донецк, Украина);
Приз «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «Мэтр танца» 2008