Святополк Владимирович (др.-рус. Свѧтополкъ Владимировичь), в крещении — Пётр, прозвище — Окаянный. Родился в 979 году — умер в 1019 году. Князь туровский (с 988 года), великий князь киевский (1015-1016, 1018-1019). Убийца своих братьев Бориса, Глеба и Святослава.
Святополк Владимирович (в крещении — Пётр) родился в 979 году.
Относительно его отца историки ведут споры. Есть данные как за то, что он был сыном Владимира Великого, так и Ярополка Святославича.
Владимир, убив своего единокровного брата Ярополка, взял себе в наложницы его вдову, которая, предположительно, была гречанкой по имени Предислава. Не исключено, что на тот момент она уже была беременна Святополком.
Однако Владимир официально признавал Святополка своим сыном — поэтому и в историю он вошел как Святополк Владимирович. Владимир считал его своим законным сыном — третьим по старшинству, дал ему княжение в Турове.
Но по данным «Повести временных лет» на момент убийства Ярополка Святославича его вдова уже носила Святополка, которого летописец называет сыном двух отцов.
Выдвигалась также гипотеза, что Святополк был сыном не гречанки, а чехини, одной из первых жён Владимира.
Исследователи антропонимики обращают внимание на то, что имена практически всех остальных сыновей Владимира по принципу варьирования родового имени построены на корне «-слав» на 2-м месте — в честь их деда Святослава: Вышеслав, Изяслав, Ярослав, Мстислав и т.д. Святополк в этот ряд не вписывается, что может свидетельствовать о том, что сам Владимир сомневался в отцовстве при выборе имени.
В «Повести временных лет» другой сын Владимира Ярослав, ставший великим князем киевским Ярославом Мудрым, поставлен впереди Святополка. В Новгородской первой летописи Ярослав Мудрый занимает четвертую позицию. Слух о рождении Святополка от двух родителей даёт основание считать, что он родился через 7-9 месяцев после вступления Владимира в Киев в июне 978, соответственно Святополк мог родиться в начале 979.
Некоторые историки обращают внимание на тамгу на монетах Святополка (двузубец без креста) — якобы сам князь декларировал своё происхождение от Ярополка и хотел отмежеваться от Владимира и других его сыновей. Также известно, что в 1018 году Святополк взял в заложницы мачеху и сестёр Ярослава — это было бы едва ли возможно, если бы он считал себя сыном Владимира.
Личная жизнь Святополка Владимировича Окаянного:
Жена — дочь польского князя Болеслава Храброго (польск. Bolesław I Chrobry, с 1025 года — король). Она родилась от третьего брака с Эмгильдой между 991-1001 годами и умерла после 14 августа 1018 года.
Сочетались браком в 1013 или 1014 году. Брак стал следствием мира, заключённого с Польшей после неудачного похода Болеслава. Стоит добавить, что Святополк занимал туровский престол примерно с 990 г., после смерти Всеволода и Позвизда волынских его земли стали граничить с Польшей и потому именно его избрал Владимир в качестве кандидата на бракосочетание с польской принцессой.
Святополк Окаянный и дочь Болеслава Храброго
Перед смертью Владимира Святого Святополк находился в Киеве в заключении, вместе с ним под стражу была взята его жена и духовник жены, колобжегский (кольбергский) епископ Рейнберн, который умер в тюрьме.
Святополк якобы был одним из соучастников готовившегося заговора по отвращению Руси от «византийского обряда», но заговор был раскрыт (в частности, Анастасом Корсунским), после чего великий князь Владимир бросил Святополка с женой и духовником в темницу. Также есть версия, что причиной ареста Святополка был, по-видимому, план Владимира завещать престол своему любимому сыну Борису.
Правда, стоит отметить, что и еще один сын Владимира — новгородский князь Ярослав — тогда же также восстал против отца.
После кончины Владимира 15 июля 1015 года Святополк оказался ближе всех других братьев к Киеву, вышел на свободу и без особых затруднений вступил на престол. Его поддержал и народ, и бояре, составлявшие его окружение в Вышгороде под Киевом.
В Киеве Святополк успел выпустить сребреники (известно 50 таких монет), похожие на сребреники Владимира. Сребреник Святополка Владимировича чеканили в 1015-1016 годах. Монета весит чуть менее 3 грамм и имеет диаметр около 29 мм. На лицевой стороне изображение князя с круговой надписью: «Святополк на столе (престоле — прим.)». На обратной стороне: княжеский знак в виде двузубца, левый конец которого завершается крестом, и надпись: «А се его серебро».
На некоторых монетах Святополк именуется своим христианским именем Петрос или Петор.
Сребреник Святополка Окаянного
Убийство братьев Бориса, Глеба и Святослава
В первый же год правления Святополка Владимировича были убиты три его единокровных брата — Борис, муромский князь Глеб и древлянский Святослав.
«Повесть временных лет» обвиняет Святополка в организации убийства Бориса и Глеба, которые при Ярославе были прославлены как святые мученики и являлись его единокровными братьями. Согласно летописи, Святополк послал вышгородских мужей убить Бориса, узнав же, что брат ещё жив, велел варягам добить его. Глеба он, согласно летописи, призвал именем отца в Киев и послал людей убить его по дороге. Святослав погиб, пытаясь бежать от убийц в Венгрию.
В то же время есть и другие теории на данный счёт. Так, скандинавская Сага об Эймунде упоминает о войне между конунгом Ярислейфом (Ярославом) и его братом Бурислейфом, где Ярислейф нанимает варягов для борьбы с братом и в итоге побеждает. Имя Бурислейфа многими идентифицируется с Борисом, но по другой версии это имя короля Болеслава Храброго, которым сага называет его союзника Святополка, не разделяя их. Также, хроника Титмара Мерзебургского, в которой рассказывается, как Святополк бежал в Польшу, часто интерпретируется в пользу его невиновности, так как в ней нет упоминания о княжении Святополка в Киеве (что, однако, противоречит существованию монет Святополка) и каких-либо действиях против Бориса и Глеба.
Ряд исследователей на основании саги про Эймунда поддерживают гипотезу, что смерть Бориса — «дело рук» варягов, присланных Ярославом Мудрым в 1017 году, учитывая то, что, по летописям, и Ярослав, и Брячислав, и Мстислав отказались признать Святополка законным князем в Киеве. Лишь два брата — Борис и Глеб — заявили о своей верности новому киевскому князю и обязались «чтить его как отца своего», и для Святополка весьма странным было бы убивать своих союзников. До настоящего времени эта гипотеза имеет как своих сторонников, так и противников.
Исследователи антропонимики приводят косвенное доказательство его невиновности, указывая, что хотя у Рюриковичей имелся четко ограниченный набор родовых имен, и имена «плохих» князей из него исключались, однако со смертью Святополка Окаянного его имя «Святополк» из него не вычеркивается, и продолжает использоваться вплоть до середины XII века.
Далее началась борьба за власть между Святополком и Ярославом. В 1016 году Ярослав выступил с новгородским и варяжским войском против брата. Войска встретились под Любечем на Днепре, ни одна сторона долго не решалась первой перейти реку и дать бой. Наконец, Ярослав атаковал, воспользовавшись моментом, когда Святополк пировал с дружиной. Войска киевского князя были разбиты и сброшены в озеро, Ярослав захватил Киев. В том же 1016 году при походе византийцев в Болгарию русы составляли треть всего византийского войска.
Разбитый князь удалился в Польшу, где призвал на помощь тестя, князя Болеслава I Храброго. В 1018 при поддержке польских и печенежских войск Святополк и Болеслав двинулись в поход на Киев. Дружины встретились на Буге, где польская армия под командой Болеслава разбила новгородцев, Ярослав снова бежал в Новгород.
Святополк снова занял Киев. Не желая содержать войска Болеслава, поставленные в русских городах на прокорм, он разорвал союз и изгнал поляков. Вместе с Болеславом ушли и многие киевские бояре.
И менее чем через год лишившийся военной силы Святополк вынужден был снова бежать из Киева от вернувшегося с варягами Ярослава. Киевский князь призвал на помощь других союзников, печенегов, надеясь с их помощью вернуть власть. В решающей битве на реке Альте (недалеко от того места, где погиб Борис) Святополк потерпел решающее поражение.
Согласно Новгородской первой летописи, после битвы на Альте Святополк бежал к печенегам, и дальнейшая его судьба не указана. По рассказу «Повести временных лет», носящему легендарные черты, братоубийца был наказан параличом и безумием («и расслабишася кости его, не можааше седети, несяхут и на носилех») и умер во время бегства.
Место смерти Святополка «Повесть временных лет» обозначает «между ляхы и чахы» (многие исследователи считают это не буквальным географическим обозначением границы Чехии и Польши, а поговоркой со значением «Бог знает где»).
Святополк Окаянный
В связи с ролью, которую Святополк играет в летописном и житийном рассказе о Борисе и Глебе (созданных начиная с третьей четверти XI в.), он предстаёт одним из наиболее отрицательных персонажей средневековой русской истории. Святополк Окаянный — такой постоянный эпитет этого князя в летописи и житиях. Тем не менее, примечательно, что именем такого «отрицательного персонажа», как Святополк, продолжали называть детей княжеского рода — например, Святополк Изяславич (1050-1113), сын Изяслава Ярославича, в 1093-1113 гг. — великий князь киевский.
Образ Святополка Окаянного в кино:
1981 — Ярослав Мудрый — в роли Святополка Окаянного актер Николай Бабенко;
1993 — Владимир Святой — в роли Святополка Окаянного актер Олег Мельник;
2004 — Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко — в роли Святополка Окаянного актер Александр Филиппенко.
Александр Филиппенко в роли Святополка Окаянного