Notice: Функция _load_textdomain_just_in_time вызвана неправильно. Загрузка перевода для домена cyr2lat была запущена слишком рано. Обычно это индикатор того, что какой-то код в плагине или теме запускается слишком рано. Переводы должны загружаться при выполнении действия init или позже. Дополнительную информацию можно найти на странице «Отладка в WordPress». (Это сообщение было добавлено в версии 6.7.0.) in /home/biojizn/web/biojizn.ru/public_html/wp-includes/functions.php on line 6114
Андрей Гнатюк - биография, личная жизнь, фото

Андрей Гнатюк

18 октября 2021

Андрей Гнатюк

Андрей Климентьевич Гнатюк. Издатель, пиарщик, инженер и создатель самой тиражной газеты в истории России. Андрей Гнатюк умудряется сохранить вкус к веселью и внутреннюю свободу, не теряя госконтрактов.

Мы редко задумываемся о том, что окружающее нас досуговое и просветительское пространство — реклама, газеты, издательства, различные фестивали, праздники, многие культурные инициативы — по большей части создано и поддерживается людьми одного поколения. Это они в конце прошлого века слушали и пели под гитару песни Цоя, Башлачева и Кинчева. Они организовывали первые рок-фестивали. Открывали кооперативы не только для того, чтобы заработать, но и чтобы сделать для самих себя то, чего никак нельзя было получить иным способом: например, издать Бердяева или напечатать в газете Хармса.

Сегодня этим предпринимателям с полубогемным прошлым 50+, они возглавляют маститые компании и, кажется, совсем не собираются стареть. У них минимум комплексов и предубеждений, максимум внутренней свободы и жажды жизни — и конечно, они умеют делать дело и деньги практически в любых условиях. Яркий представитель этого поколения — основатель и бессменный руководитель холдинг «ИМА» Андрей Гнатюк.

Вы его знаете

Все, кто был молод в 1990-е, помнит издательские проекты ИМА: если не дерзкий дизайн открыток в стиле Родченко, которые рвали из рук в перестроечной Москве, то уж газету «СПИД-Инфо» точно. Это было самое популярное и узнаваемое издание, которое каждую неделю предлагало трем миллионам читателей неожиданные сюжеты, вызывающие картинки и совершенно безумные «письма в редакцию», над которыми рыдали от восторга студенты гуманитарных вузов. Эту газету издавал Андрей Гнатюк. Но давайте по порядку.

Инженер, сын инженера

Андрей Климентьевич Гнатюк родился в месте, где был впервые получен сибирский уран. В город Северск, лишь недавно переименованный из поэтичного «Почтовый ящик №5», семья инженера Климентия Гнатюка приехала по распределению: молодой выпускник Харьковского университета был специалистом по радиологии и получил назначение на секретное предприятие. Жена Татьяна окончила Библиотечный институт, но в Северске пошла преподавать в ПТУ. Родились двое сыновей: в 1961 году Андрей, в 1965 — Дмитрий.

Жизнь в закрытом сибирском городе была нестандартная: зарплаты приличные, а возможности тратить деньги — наоборот. Возможно, благодаря библиотечному образованию мамы в семье был культ книг: домашняя коллекция превышала 3 500 экземпляров, и уже в советское время сыновья читали редкую литературу, которую издавали небольшими тиражами — например, труды Фрейда.

Когда Андрею Гнатюку было уже пора определяться с выбором профессии, семья решила перебраться ближе к хорошим вузам. Отец получил работу в подмосковной Дубне — тоже в прошлом закрытом городе, который благодаря близости к столице и обилию зарубежных ученых был настоящим оазисом свободы: сколько раз в здешнем Доме ученых выступал, например, Высоцкий, и не сосчитать.

Almamater Андрея Гнатюка стал Московский полиграфический институт — сказалась любовь к книгам. А полученная специальность инженера-технолога позволяла работать и в печатном производстве, и в микроэлектронике. Первые шесть лет трудовой биографии Гнатюк отдал заводу, на котором производили системы внутреннего контроля для АЭС. «Родной завод научил меня выживать во дворце, — рассказывал много лет спустя Андрей Гнатюк. — Там же сто служб: главного механика, главного технолога, много цехов и так далее. Если хочешь что-нибудь пробить, надо уметь подписать протоколы, всех свести, найти какие-то точки. И еще я научился осваивать новое производство, поэтому, когда в 1987-м начались кооперативы, у меня был вторая фирма в Дубне: мы делали значки для рок-фестиваля, на который приехали Цой, Чайф, Башлачев. А потом — в честь совместного советско-французского полета в космос».

Бизнес на значках приносил деньги, для души братья Гнатюки организовывали концерты джазовых музыкантов и бардов, но жил Андрей с женой и тремя детьми в комнате площадью 17 кв. м. А потом он решил издавать газету.

Новый поворот

Братьям очень хотелось напечатать для широкой аудитории тексты Даниила Хармса, но шансов на такую публикацию в дубненской газете «За коммунизм» не было. Поэтому «СМИ» пришлось делать самим: Андрей Климентьевич лично сверстал номер на зеленоградском компьютере МТМ, причем все опубликованные рассказы были напечатаны в виде больших букв Х. Почти сразу после выхода единственного номера случилсяофициальный запрет на кооперативные газеты, и казалось бы, на издательских делах надо было ставить крест — но внезапно Андрея и Дмитрия Гнатюков позвали работать в… легендарное Агентство печати «Новости». «Этот номер с Хармсом каким-то образом попал в АПН. Они очень удивились, что где-то в Дубне есть такие продвинутые люди, и позвали нас в АПН — работать».

Андрей Климентьевич Гнатюк

Весной 1989 года АПН и Союз журналистов России совместно учредили «Информационное молодежное агентство», который возглавил Андрей Гнатюк. Сегодня аббревиатуру мощного холдинга ИМА даже расшифровывать не принято — бренд состоялся и запомнился. Но на заре истории был в ходу вариант, который иначе, как комплиментом создателям, и назвать трудно: ИМА разворачивали как «изящный московский андерграунд». Издательские проекты агентства и правда были отрадой ценителей: ИМА впервые издала «Философию неравенства» Бердяева и «Осенний крик ястреба» Бродского, стихи Олега Григорьева и книгу Олега Шинкарева про «митьков». Детективы, фантастика и уже упомянутая газета «Спид-ИНФО» обеспечивали финансовую поддержку изящного издательского андерграунда. А потом пришло время другого бизнеса.

Свобода, реклама и выборы

Уйдя из АПН в поисках большей свободы, «ИМА-Пресс» устроила себе непростую, но интересную жизнь. В начале 90-х команда агентства собирала все возможные призы за графический дизайн, а реклама стала серьезным направлением бизнеса. Андрей Гнатюк по своему обыкновению перезнакомил и передружил всех ведущих рекламщиков страны и в конце концов создал Ассоциацию рекламных агентств России (нынешнюю АКАР). Не бросая рекламу и книгоиздание, занялся политтехнологиями. Стал управляющим партнером в «Никколо-М», а затем основал и собственную компанию «ИМА-консалтинг». «НА каждом этапе жизни мы создавали какое-то агентство, в итоге получился холдинг, в котором 12 фирм, — говорит глава «Группы ИМА». — Это издательства, рекламные и пиар-агентства, своя типография, свои упаковочные фирмы, взаимосвязанный ряд предприятий».

Структура холдинга позволяет осуществлять коммуникационные проекты любой сложности. Умение Андрея Климентьевича Гнатюка продавать услуги ИМА, выигрывать тендеры и применять тонкие ходы во время кампаний иногда вызывает ворчание коллег по PR индустрии — но это просто работа на результат, и он всегда есть. Андрей Гнатюк остается технологом — и любые приставки здесь только отвлекают от сути: по мнению главы ИМА, проекты должны быть прежде всего правильно выстроены. Оптимальное сочетание ресурсов, сроки, темпы, направления — все это контролируется и строится так, чтобы получить лучший результат. «Я заводской технолог и мыслю комбайнами», — объяснял Гнатюкизвестной журналистке Марии Арбатовой. Вопрос политических пристрастий для главы холдинга — праздный. Андерграундное прошлое подарило ему свободу думать так, как хочет сам, сохранять независимость и работать с политиками, не влезая в политику. Но с теми, кто не верит в страну, Гнатюк дел не ведет — потому что сам в нее верит: «Лес, если его не трогать 20 лет, он вырастет, главное — не вырубать его, не жечь костры».

издатель Андрей Климентьевич Гнатюк

Число премий, благодарностей и грамот, полученных Андреем Гнатюком от коллег по отрасли и разных высоких рук давно перевалило за сотню. В 2008 году Андрей Климентьевич награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени, а в 2019 году — орденом Александра Невского. Перечисление успешных проектов ИМА, имевших резонанс на международной арене, сильно увеличило бы объем этого текста. «За фасадом веселого эпатажа скрывается лучшая, на мой взгляд, в России PR-корпорация: амбициозная, цепкая, ответственная, креативная, суперпрофессиональная, — оценивает Сергей Ястржембский. — За годы моей работы в Администрации Президента мы с „ИМА-пресс“ провели много совместных акций государственного масштаба — как в России, так и за рубежом. И всегда добивались успеха!».

Но самое интересное в этой длинной истории — это ее основа, красная нить. Личность. Даже скептики признают, что «именно личность Гнатюка, его опыт и связи являются залогом успеха».

Вырастив мощный холдинг, воплотив сотни проектов и издав десятки книг (между прочим, ИМА так и остается крупнейшим издателем литературы о Данииле Хармсе), Андрей Гнатюк позволяет себе быть настоящим. Член Высшего экспертного совета Российской ассоциации по связям с общественностью, академик Российской академии рекламыАКАР, вице-президент Российского отделения Международной рекламной ассоциации (IAA) — он находит время на просветительские проекты, проводит культурологические семинары, организует развеселые праздники для друзей, с которыми сблизился еще в 90-е: маскарады в стиле цирка или дурдома, на которых московские зубры бизнеса зажигают, как дети — это тоже фирменный стиль братьев Гнатюков. Они умеют дружить — и хотя Андрей Гнатюк говорит, что пиар — это просто технологии, добавляет: «Любые технологии адаптируются в процессе общения с людьми». Главное — не терять связь с собой.