Марат Александрович Гельман. Родился 24 декабря 1960 года в Кишиневе. Российский коллекционер, галерист, арт-менеджер, политтехнолог. Бывший директор пермского музея современного искусства PERMM. Заместитель генерального директора ОАО «Первый канал» (2002-2004).
Марат Гельман родился 24 декабря 1960 года в Кишиневе.
Отец — Александр (Шуня) Исаакович Гельман (род. 25 октября 1933), советский и российский драматург, сценарист, писатель, публицист, общественный и политический деятель.
Родители Марата развелись, когда он был еще маленьким. Отец женился повторно на кинодраматурге Татьяне Калецкой. У него родился брат Павел Гельман, ставший сценаристом.
В 1977 году Гельман окончил кишиневскую школу № 37. С детства увлекался живописью.
В 1983 году окончил Московский институт связи по специальности инженер. Параллельно с учебой работал машинистом и рабочим сцены во МХАТе, «Современнике» и театре имени Маяковского.
В 1983-1986 годах работал инженером в Кишиневе. После отмены статьи о тунеядстве уволился с работы, чтобы написать роман и открыть свое дело.
До 1990 года — генеральный директор центра НТТМ в Кишиневе.
В 1987 году Гельман, который с юности интересовался искусством, прежде всего современным, сделал первую выставку в своей жизни, показав московских художников в Кишиневе. Она имела большой успех, в том числе и коммерческий. Приехав в Москву отдавать художникам картины и вырученные от продажи работ деньги, Гельман принял решение остаться в российской столице.
Марат Гельман в молодости
Политтехнолог
С 1991 года начал заниматься политическими технологиями. Сотрудничал с имиджмейкерской фирмой Ефима Островского.
В 1995 году создал «Фонд эффективной политики» вместе с Глебом Павловским и Максимом Мейером.
На думских выборах 1995 года значился в списке кандидатов блока «Поколения рубежа».
Организатор выставки «Компромат» в декабре 1996 года. На выставке образцы подлинного компромата неразличимо соседствовали с обильно представленными остроумными фальсификациями, выполненными в виде машинописных текстов на всевозможных бланках, фотографий, звукозаписей телефонных переговоров, видеофильмов, компьютерных программ и т.п. Противники Гельмана обвиняли его в том, что выставка была организована в угоду или по заказу Анатолия Чубайса, чтобы дискредитировать начатую против него «войну компроматов» в СМИ, принадлежащих Борису Березовскому и Владимиру Гусинскому.
С 1997 года — соиздатель вместе с Глебом Павловским ежемесячного публицистического журнала «Пушкин».
В 1999 году был руководителем предвыборного штаба Сергея Кириенко на выборах мэра Москвы.
С конца 2000 года участвовал в организации «Медиасоюза», созданного Александром Любимовым в противовес Союзу журналистов России. Вошел в правление «Медиасоюза» и возглавил в нем в 2001 году гильдию интернета.
В 2001 году, по приглашению Сергея Кириенко, возглавил предвыборный штаб действующего губернатора Нижегородской области Ивана Склярова на губернаторских выборах. Во втором туре Скляров проиграл Геннадию Ходыреву.
В мае 2002 года отказался от своего пакета акций «Фонда эффективной политики». Он пояснял: «ФЭП превратился практически в департамент по информационному обеспечению администрации президента России… Это делает для меня участие в ФЭПе бессмысленным, и в некоторых случаях вредным».
В июне 2002 году был назначен заместителем гендиректора телеканала ОРТ — руководителем аналитической дирекции телеканала.
В 2003 году курировал (по данным СМИ, от Владислава Суркова) проект блока Сергея Глазьева (на этапе, когда он еще не стал «Родиной», а назывался «Товарищ»).
16 февраля 2004 подал в отставку с поста заместителя генерального директора ОАО «Первый канал», заявив, что «Первый канал» и нынешняя власть больше не нуждаются в его «интеллектуальном обслуживании».
Как политтехонолог Марат Гельман длительное время сотрудничал с главой администрации экс-президента Леонида Кучмы — Виктором Медведчуком. На президентских выборах на Украине в 2004 года участвовал как политтехнолог в кампании за Виктора Януковича и против Виктора Ющенко. «Если Ющенко станет президентом, то я буду считать это своим личным поражением», — говорил Гельман.
Летом 2005 года вступил в Социал-демократическую партию России (СДПР; лидер — Владимир Кишенин).
Весной 2006 года был автором идеи Союза «Интернационал». Осенью 2006 года вышел из СДПР.
9 апреля 2010 года на заседании Общественной палаты РФ, членом которой он был избран, посвященном обсуждению Генплана развития Москвы до 2025 года, выступил с резкой критикой как самого Генплана, так и мэра Москвы Юрия Лужкова. Далее был исключён из Общественной палаты.
С июня 2010 года — руководитель проекта партии «Единая Россия» — «Культурный альянс».
С 2011 года некоторое время был членом градостроительного Совета Фонда «Сколково».
В 2012 году Гельман расторг сотрудничество с властью и партией «Единая Россия».
Галерея Гельмана
Профессиональную жизнь в искусстве начинал как коллекционер, но, по неопытности собрав неудачную первую коллекцию, был вынужден овладеть навыками продажи произведений искусства и стал фактически первым арт-дилером в СССР. В 1990 году, получив зарубежное образование в области современного искусства, собрал коллекцию украинского искусства, которая легла в основу выставки «Южнорусская волна», показанной в 1992 году и имевшей широкий резонанс. Сам Марат свой путь в искусство описывал как череду случайностей, но именно эта пластичность и открытость случайному, по мнению галериста, является едва ли не более важным залогом успеха, чем целеустремленность.
В 1990 году по совету Леонида Бажанова Гельман открыл одну из первых в России частных галерей современного искусства. Она просуществовала до 2012 года, и за 20 лет сменила несколько названий — Gallery Guelman, M. Guelman Gallery, «Галерея М. и Ю. Гельман», а также три адреса (1992-1995 годы — Центр современного искусства на Якиманке; 1995-2007 годы — ул. Малая Полянка, д. 7/7, стр. 5; 2007-2012 годы — центр современного искусства Винзавод). Все это время она была широко известна как галерея Гельмана.
С галерей сотрудничали практически все важнейшие художники этой эпохи — от классиков московского концептуализма (Юрий Альберт, Игорь Макаревич, Вадим Захаров, Дмитрий Александрович Пригов), соц-арта (В. Комар & А. Меламид, Борис Орлов, Леонид Соков) и постмодернизма (П. Пепперштейн, Г. Острецов) до художников петербургской «Новой академии» (Т. Новиков), культовых «Митьков», московского акционизма (О. Кулик, А. Осмоловский, А. Бренер, Император ВАВА, О. Мавромати, А. Тер-Оганьян, Общество РАДЕК), южнорусской волны (А. Сигутин, А. Савадов, А. Ройтбурд, О. Голосий) и пионеров медиарта («Синий суп», АЕС+Ф, Ольга Чернышева, Владислав Ефимов & Аристарх Чернышев); от живописцев (Ю. Шабельников, В. Кошляков, А. Виноградов & В. Дубосарский, Д. Врубель) до фотографов (Б. Михайлов, В. Мамышев-Монро), архитекторов (А. Бродский, А. Беляев-Гинтовт), скульпторов (Д. Гутов, Г. Брускин, Мартынчики) и художников, работающих с инсталляциями и новыми медиа (И. Нахова, В. Архипов, арт-группа «Синие носы» и другие).
Кроме российских художников, Гельман показывал в галерее искусство Украины, с которого он начал свой путь как куратор и галерист (выставка «Южнорусская волна», 1992) и которое всегда занимало и занимает значительную часть в его коллекции. В 2002-2004 годах в Киеве работал филиал галереи Гельмана, который возглавлял его друг и художник московской галереи Александр Ройтбурд.
В начале 1990-х годов Гельман активно занимался включением постсоветского искусства в международный контекст. С одной стороны, он завязал деловые контакты с ведущими нью-йоркскими галереями, благодаря чему мировое художественное сообщество познакомилось со многими художниками галереи Гельмана. С другой стороны, стремился к показу международных звезд в России — в частности, в галерее на Якиманке состоялись такие важнейшие для Москвы тех лет события, как персональные выставки Энди Уорхола (Alter Ego, 1994) и Йозефа Бойса («Дневник Леонардо», 1994).
Еще одним существенным аспектом деятельности галереи Гельмана было проведение больших некоммерческих выставочных проектов на внешних площадках. Среди важнейших — «Конверсия» (Центральный Дом художника, 1993), «VII Съезду Народных Депутатов России посвящается» (ЦДХ, 1993), «Новые деньги» (Государственная Третьяковская галерея, 2006), «Динамические пары» (ЦВЗ «Манеж», 2000), «Южнорусская волна», «Ностальгия» (Государственный Русский музей, 2000, к 10-летию галереи Гельмана), «Россия 2» (ЦДХ, 2005), «Питерские: Современное искусство Санкт-Петербурга» (ЦДХ, 2005) и ряд других.
С первых лет работы галерея участвовала в международных выставочных событиях, фестивалях и ярмарках, в том числе, уже в нулевых, в таких ключевых международных ярмарках, как FIAC (Париж) и ARCO (Мадрид).
В 1999 году галерея представляла проект для российского павильона на Венецианской биеннале.
В апреле 2012 года Марат Гельман, вместе с двумя другими ведущими российскими галеристами, Еленой Селиной и Айдан Салаховой, объявил о переформатировании галерейной деятельности. В случае с галереей Гельмана это закончилось ее закрытием. Основной причиной такого шага Гельман назвал сворачивание рынка современного искусства в России, связанное в общей нестабильностью политической и экономической ситуации в стране.
Последним событием в галерее Гельмана стала выставка Алексея Каллимы «Считай, что тебе повезло» (май-июнь 2012).
Пермский музей современного искусства
В 2008 году при поддержке Сергея Гордеева, представителя в Совете Федерации от администрации Пермского края, Марат Гельман провел в Перми этапную для него как для куратора выставку «Русское бедное», куда вошли работы важнейших российских художников современности — как хорошо известных (Альберт, Архипов, Гутов, Полисский, Соков, Макаревич, Бродский, Шабельников, Шеховцов и другие), так и молодых (Recycle, Желудь, Кадырова, Трушевский). Выставка прошла в здании Речного вокзала — на тот момент не эксплуатируемом и минимально отреставрированном для экспозиции на средства Гордеева.
За месяц работы выставки ее посетили 45 000 человек, после чего по просьбам горожан она была продлена еще на месяц. Выставка «Русское бедное» и ее успех как на городском, так и на общероссийском уровне положили начало масштабному проекту «Пермь — культурная столица», в рамках которого в том же здании Речного вокзала, уже полностью отреставрированном и оборудованном, открылся Пермский музей современного искусства.
Марат Гельман возглавил музей в должности директора. Уже в 2009 году деятельность Гельмана подверглась критике со стороны части пермских деятелей искусства. Известный писатель и искусствовед по образованию А. Иванов заявил, что «музей пожирает огромное количество денег, практически все средства местной культуры», что на музей выделено из регионального бюджета 90 млн рублей, а Пермская картинная галерея получила только 30 млн рублей. По мнению А. Иванова московские деятели культуры искусств завышали стоимость своих проектов и своих услуг. В знак протеста против присуждения Гельману Строгановской премии А. Иванов объявил, что отказывается от этой премии, лауреатом которой он стал тремя годами ранее.
Гельман выступил куратором большинства выставочных проектов музея, среди которых такие важные для формирования общероссийского художественного сообщества проекты, как «Евангельский проект» Дмитрия Врубеля (2009), «Ночь в Музее» (2010), «Анонимус» (2012), «Лицо невесты» (2012) и «Большой Кавказ» (2012), а также сокуратор выставок Наиля Аллахвердиева), «Родина» (2011), «Icons» (2012) и др. Выставочные проекты музея показывались в городах России и за рубежом. В частности, выставка «Видение» была представлена в Санкт-Петербурге в 2010 году и в Твери в 2011 году, «Русское бедное» — в Милане в 2011 году, «Родина» — в Новосибирске и в Красноярске в 2012 году.
Выставки музея вызвали недовольство со стороны представителей Русской православной церкви. Против выставок Гельмана выступил ставропольский епископ Кирилл, который в специальном обращении заявил, что «творчество Гельмана не имеет отношения к подлинной культуре и направлено на возбуждение межрелигиозной и межнациональной розни». В 2012 году не получилось провести выставку в Новосибирске — региональное министерство культуры отказалось предоставить помещения под экспозицию.
Важным достижением музея и лично Марата Гельмана стало участие в разработке концепции и реализации фестиваля «Живая Пермь», который был впервые организован при поддержке бывшего губернатора Пермского края Олега Чиркунова в 2009 году. Он стал ключевым событием в культурной жизни Перми и прототипом для более масштабного фестиваля «Белые ночи в Перми», проводимого ежегодно. В 2012 году его посетили более 1 000 000 человек. 23 марта 2009 года Пермский музей современного искусства получил статус государственного краевого учреждения.
В июне 2013 года после череды скандалов Марат Гельман был уволен с поста директора ПЕРММ. В юридическом комментарии к решению об увольнении подчеркивается, что работодатель не обязан мотивировать решение об увольнении, Гельман основной причиной увольнения назвал цензуру. Поводом для увольнения Марата Гельмана с поста директора, по мнению журналистов, послужила персональная выставка красноярского художника Василия Слонова «Welcome! Sochi 2014», открытая в рамках фестиваля «Белые ночи». По словам нового пермского губернатора В. Ф. Басаргина именно союз с Гельманом стал причиной отставки его предшественника О. А. Чиркунова.
Культурный Альянс
В октябре 2012 года на месте закрытой галереи на Винзаводе открылась новая выставочная площадка Марата Гельмана — продюсерский центр «Культурный Альянс». Площадка специализируется на показе в Москве искусства из российских регионов и стран СНГ — здесь уже прошли выставки, давшие актуальный срез искусства Казахстана, Ижевска, Перми.
Обращение к региональному искусству для Гельмана не было случайным: начиная с первых выставок в 1990-х годах, он был занят поиском новых для московской сцены имен. Ему, в частности, принадлежит заслуга «открытия» новосибирской группы «Синие носы», как и многих художников из Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону и с Украины.
Свое название и отчасти концепцию галерея получила от ассоциации «Культурный Альянс», созданной Гельманом в 2010 году в сотрудничестве с партией «Единая Россия». Ассоциация создавалась как объединение городов, в которых существует самостоятельная художественная жизнь в сфере современной культуры. За два года ассоциацией проведено два крупных фестиваля и десяток выставок, благодаря которым стало ясно, что и вдали от Москвы «существуют интересные художественные сообщества, что региональные художники не чувствуют себя полностью оторванными от столичной и даже международной художественной сцены, что они владеют языком современного искусства, преодолевая и географию и биографию».
В 2012 году Гельман разорвал сотрудничество с властью, однако не прекратил деятельность по культурному развитию регионов. Ее результатом и продолжением стала галерея «Культурный Альянс» на Винзаводе.
Также он решил для себя в политических проектах больше не участвовать (большое правительство, Культурный Альянс — новая культурная политика) только профессиональная деятельность, продюсирование фестивалей, организация центров искусства и курирование выставок.
Выставка «Искусство против географии», прошедшая в 2011 году в рамках 4-й Московской биеннале современного искусства, продемонстрировала новую ситуацию в российском искусстве, в которой регионы начинают взаимодействовать и сотрудничать с российским художественным сообществом для того, чтобы преодолеть депрессию территории самостоятельно, без министерств культуры, государственных музеев и других официальных институций.
До самого своего закрытия в 2015 году галерея «Культурный Альянс» была значимой в Москве площадкой, специализировавшейся на представлении регионального искусства в столице.
Переезд в Черногорию
С 2014 года живет в Черногории.
В 2014 году переехал в Черногорию для осуществления культурных проектов. С 2015 года здесь существует арт-резиденция Dukley European Art Community (сокращенно DEAC), учрежденная тремя людьми: Нэйлом Эмильфарбом, Петаром Чуковичем и Маратом Гельманом. Первое время резиденция работала только по приглашениям, далее заявку смог подавать любой желающий. По результатам работы художников в резиденции регулярно проводятся выставки, которые постепенно меняют культурный статус не только Котора, но и всей Черногории. Марат Гельман здесь развивает свою концепцию пост-экономического общества и гуманитарной инженерии.
27 октября 2018 года одним из первых получает паспорта Виртуального государства Фриленд.
Личная жизнь Марата Гельмана:
Первая жена — Юлия Радошовецкая, по образованию архитектор, была директором Галереи Марата и Юлии Гельман в Москве.
У пары родилась дочь Ева.
Марат Гельман и Юлия Радошовецкая
Вторая жена — Анастасия Борохова. Поженились 9 апреля 2015 года.
В 2014-м у них родился сын Егор. В октябре 2015-го у них родился второй сын, а осенью 2017-го — дочь.
Марат Гельман и жена Анастасия