Дмитрий Константинович Старший (в крещении Фома; в монашестве Феодор). Родился в 1322 году в Суздале — умер 5 июля 1383 года в Нижнем Новгороде. Князь Суздальский (1356 — 5 июля 1383). Великий князь Суздальско-Нижегородский (1365 — 5 июля 1383). Великий князь Владимирский (1360-1363).
Дмитрий Константинович Старший (в крещении Фома) родился в 1322 году в Суздале.
Отец — Константин Васильевич (1295/1303-1355), князь Суздальский (1332-1341), князь Нижегородский (1341-1355).
Мать — Елена.
У него был младший родной брат, также Дмитрий по прозвищу Ноготь, безудельный князь Суздальский. Поэтому Дмитрия Константиновича именуют Старший.
После падения политического значения Твери, в середине XIV веке суздальские князья вступили в борьбу с московскими — потомками Ивана I Калиты — за Владимирский великокняжеский стол. В 1353 году отец Дмитрия, князь Константин Васильевич, оспаривал ордынский ярлык на Владимир у младшего сына Калиты, Ивана II Красного, однако, после смерти Ивана 13 ноября 1359 года в Москве не осталось совершеннолетних князей (сыну и наследнику Ивана, Дмитрию Ивановичу было девять лет, его родные и двоюродные братья также были малолетними). В этих условиях Дмитрий Константинович сумел одолеть московских бояр и в 1360 году получил у хана Навруса ярлык на великое княжество Владимирское и 22 июня 1360 года прибыл во Владимир.
Двухлетнее правление Дмитрия Константиновича было неспокойным, сопровождалось междоусобицами на Руси и в Орде. Московское правительство, возглавляемое митрополитом Алексием, продолжало добиваться у сменявших друг друга в Орде ханов признания прав Дмитрия Ивановича.
В 1362 году после очередного переворота в Орде новый хан Мюрид лишил Дмитрия Константиновича великого княжения Владимирского и передал его 12-летнему Дмитрию Ивановичу Московскому. Но в том же году ярлык Дмитрию Московскому выдал ставленник Мамая Абдаллах, и Мюрид передал ярлык Дмитрию Константиновичу.
Он повторно сел во Владимире, но спустя неделю был изгнан оттуда москвичами. Позднее, в 1364 году, сын Дмитрия Константиновича Василий, получил у хана Азиза ярлык на великое княжение во Владимире для отца. Но тот «отступися великого княженья князю великому Дмитрею Ивановичю», выдав за него дочь свою Евдокию.
С этого времени Владимирский стол навсегда перешел в руки московских князей.
После смерти 2 июня 1365 года старшего из Константиновичей, великого князя Нижегородско-Суздальский Андрея Константиновича, великокняжеский стол занял не по «старейшинству» князь Городецкий Борис, младший брат Дмитрия. Дмитрий Константинович обратился за помощью к Дмитрию Московскому, который послал к Борису для увещевания сначала игумена Сергия Радонежского, а когда это не помогло, то дал Дмитрию Константиновичу войско. Борис уступил Нижегородский стол своему брату. Так закончилось противостояние между двумя Дмитриями.
Окончательное их примирение состоялось 18 января 1366 года, когда Дмитрий Нижегородский отдал в жены Дмитрию Московскому свою дочь Евдокию. В дальнейшем тесть и зять вели совместные кампании против волжских булгар (1370 и 1376), мордвы (1377-1378) и участвовали в разгромном для русских войск сражении на реке Пьяне против ордынцев в 1377 году.
В столице Суздальского-Нижегордского великого княжества, Нижнем Новгороде, князем Дмитрием был заложен в 1372 первый нижегородский каменный кремль с одной башней. При дворе князя в 1377 был создан один из важнейших памятников древнерусского летописания — Лаврентьевская летопись.
Битва на реке Пьяне
Русское войско сначала разбило ордынцев у реки Сундовик, а затем настигло у реки Пьяны и сбросило в реку. Ордынцы не смогли организованно отступить и понесли большие потери, многие утонули. Спасшийся бегством Булат-Темир по возвращении в Орду был убит ханом Азиз-шейхом.
Победа примерно на десятилетие обезопасила юго-восточные границы Нижегородско-Суздальского великого княжества и позволила перенести дальнейшую борьбу в бассейн средней Волги. Поражение одного из ордынских «царевичей» способствовало концентрации власти в Золотой Орде в руках Мамая (в частности, в 1370 году Дмитрий Суздальский помог наместнику Мамая утвердиться на средней Волге).
На реке Пьяне погиб (утонул в реке) сын Дмитрия Константиновича Иоанн.
Битва на реке Пьяне
В 1374 или 1375 году в Нижний Новгород прибыли послы от Мамая — более тысячи воинов во главе с мурзой Сарайкой. По приказанию князя послов перебили, а Сарайка и его личная охрана были заключены в крепости. Пробыв в заключении около года, мурза попытался бежать, устроив перестрелку, в которой едва не пострадал епископ Суздальский Дионисий. И мурза, и его слуги были убиты.
В ответ на убийство Сарайки Мамай выслал карательный отряд, который опустошил поселения по берегам Киши и Пьяны.
В 1380 году войска Дмитрия Константиновича участвовали в сборе в Коломне, после чего приняли участие в битве на Куликовом поле против Мамая.
В 1382 году, во время карательного похода Тохтамыша на Москву, Дмитрий Константинович, желая обезопасить свое княжество, отправил в войско ордынского хана своих сыновей — Василия и Симеона. Последние, поддавшись на обман, убедили москвичей открыть ворота.
5 июля 1383 года в Нижнем Новгороде Дмитрий Константинович умер. Тело его погребено в нижегородском Спасо-Преображенском соборе. Великокняжеский стол занял его младший брат Борис Константинович.
Личная жизнь Дмитрия Константиновича Суздальско-Нижегородского:
Дважды был женат.
Первая жена — Анна, ее происхождение не установлено.
Дети от первого брака:
— Василий Дмитриевич Кирдяпа (ум. 1403), родоначальник князей Шуйских;
— Симеон Дмитриевич, умер в 1402 году в изгнании в Вятке; родоначальник князей Горбатых-Шуйских и Глазатых-Шуйских;
— Иван Дмитриевич, погиб в 1377 году;
— Мария Дмитриевна, вышла замуж за московского боярина Микулы Васильевича Вельяминова;
— Евдокия Дмитриевна (1352-1407), вышла замуж в 1366 за Дмитрия Донского, умерла в 1407.
Второй женой была княжна ростовская Василиса Константиновна (ум. 21 августа 1406), дочь князя ростовского Константина Васильевича; умерла в Нижнем Новгороде, приняв перед смертью схиму под именем Ирина. Похоронена в нижегородском Архангельском соборе.