Мамонт Викторович Дальский (настоящая фамилия — Неёлов). Родился 2 сентября 1865 года в Кантемировке Харьковской губернии — умер 21 июня 1918 года в Москве. Русский актёр.
Мамонт Неёлов, ставший известным под псевдонимом Дальский, родился 2 сентября 1865 года в Кантемировке Харьковской губернии.
Отец — Виктор Владимирович Неелов. Родился в деревне Царедаровке Изюмского уезда Харьковской губернии (8.11.1837 г.).
Мать — Екатерина Андреевна Крыштофович (около 1844 — не ранее 10.9.1902), дочь гвардии поручика Андрея Ивановича Крыштофовича (Криштофовича).
Кроме Мамонта в семье было ещё шестеро детей, пятеро из них впоследствии стали знаменитыми артистами и работали под псевдонимами.
Брат — Ипполит Викторович Неелов.
Брат — Сергей Викторович Неелов. Драматический актёр (сценический псевдоним Ланской). Амплуа: герой-любовник, играл весь классический и современный репертуар. В 1902 г. выступал во Владикавказе, в 1904-1905 гг. — в Москве, Екатеринбурге, Житомире и Николаеве. В это время запрашивал гонорар: за летний сезон — 300 руб. с двумя полубенефисами, за зимний — 600 руб. с двумя полубенефисами. 16.10.1911 г. заключил договор с Евпаторийской городской управой на аренду театра в г. Евпатория Таврической губернии. Убит в 1918 г.
Брат — Виктор Викторович Неелов. Драматический актёр (сценический псевдоним Рамазанов). Автор пьес, режиссёр-постановщик. Работал в Петербурге и на периферии. Его пьесы хранятся в Публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. Жены: Аврора Эдуардовна Андросова, Ольга Васильевна Ключанская и Галина Ниловна Архангельская. Умер 17 мая 1942 г. в блокадном Ленинграде.
Брат — Владимир Викторович Неелов. Драматический актёр (сценический псевдоним Мерцалов). Амплуа: любовник-герой, резонер и кавалер. До военной службы играл со старшим братом Мамонтом Дальским. Сезоны 1902/1903 и 1903/1904 гг. находился на военной службе. В 1905-1906 гг. получал музыкальное образование в Новочеркасске. Выступал в Майкопе и Новочеркасске, в 1906-1907 гг. в Луцке и Виннице. Автор драматических произведений. Умер не ранее 1939 г.
Сестра — София Викторовна Неелова (сценический псевдоним Тамская, по мужу — Ган).
Сестра — Екатерина Викторовна Неелова. Родилась в 1870 г. Актриса (сценический псевдоним Дальская). Перед революцией 1917 г. гастролировала в Прибалтике, откуда и не вернулась в Советскую Россию.
Сестра — Магдалина Викторовна Неелова. Драматическая актриса (сценический псевдоним Дальская). Антрепренёрша. Красавица и роковая женщина. Отличалась бурным темпераментом и «страстью к кутежам и жаждой тщеславия». В мае 1911 года в Чите в Даурской гостинице стреляла и по неосторожности убила своего молодого коллегу, артиста Бартенева. Была обвинена в убийстве и арестована, впоследствии выпущена под залог в 10 тысяч рублей. Умерла под следствием в Чите в конце 1911 года от скоротечной чахотки.
Мамонт Дальский
Псевдоним Дальский был взят им по детскому прозвищу Даля любимой им младшей сестры Магдалины.
Мамонт Дальский окончил киевскую гимназию. Увлекался литературой, хорошо знал иностранные языки, латынь. Уже гимназистом выступал в концертах, исполняя произведения А. С. Пушкина, У. Шекспира, Ф. Шиллера.
Затем поступил на юридический факультет Харьковского университета, но в 1885 году оставил учёбу ради сцены.
В 1886 году Дальский получил ангажемент в труппе Воронцова в Вильно и быстро занял место ведущего актёра. В течение нескольких лет Дальский играл в провинции. Актриса Мария Велизарий вспоминала: «Даже Шклов, Умань, Винница… были для него крупными городами. Он играл в Голте, а мечтал о гастролях в Париже… Ему было совершенно безразлично, каков ансамбль, есть ли на сцене декорации, а на актёрах — должные костюмы. Раз он, Мамонт Дальский, играет, значит, здесь — настоящий театр, если даже над головой нет крыши».
В 1889 году по предложению П. Д. Боборыкина Дальский поступил в труппу московского Нового театра Е. Н. Горевой. Именно в театре Горевой к Дальскому пришла слава: публика оценила его игру в пьесе «Дон Карлос» Ф. Шиллера (заглавную роль пьесы Дальский сохранял в своём репертуаре в течение нескольких лет). Другой замечательной ролью Дальского стал Барон в пьесе А. С. Пушкина «Скупой рыцарь».
В 1890 году Мамонт Дальский получает приглашения из ведущих театров Москвы и Петербурга: Малого и Александринского. Главный режиссёр Александринки П. М. Медведев приглашает его в труппу «без дебюта». Первое появление Дальского на сцене состоялось 8 сентября 1890 года — в роли Жадова в пьесе А. Н. Островского «Доходное место».
В театре он выступает в амплуа драматических любовников, особенно ему удавались герои с сильными, необузданными страстями, выступающие против общества: Чацкий («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Незнамов («Без вины виноватые» А. Н. Островского), Рогожин («Идиот» Ф. М. Достоевского), Гамлет и Отелло («Гамлет», «Отелло» Шекспира), Карл Моор («Разбойники» Ф. Шиллера) и др.
Дальский проработал в Александринском театре 10 лет, однако в последние годы ему практически не давали новых ролей: он играл, например, Квартального в «Ревизоре» Н. В. Гоголя и Надзирателя в «Свадьбе Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина.
Последняя крупная роль Дальского в театре — Отелло в одноимённой трагедии Шекспира, — была сыграна им 4 февраля 1900 года, в юбилей пребывания на александринской сцене. Сразу после этого Дальского увольняют из театра.
По одной из версий уволен из знаменитой Александринки за скандальный характер — никто не хотел выходить с ним на сцену. «Здравствуйте, молодой человек!», — надменно кивала ему легендарная прима Александринки Мария Савина. «Здравствуйте, пожилая дама!», — отрезал Мамонт. Это типичная сценка из жизни великого трагика.
Театральные работы Мамонта Дальского:
«Без вины виноватые» А. Н. Островского — Незнамов;
«Доходное место» А. Н. Островского — Жадов;
«На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — Глумов;
«Василиса Мелентьева» А. Н. Островского и С. А. Гедеонова — Колычев;
«Женитьба Белугина» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьёва — Белугин;
«Ревизор» Н. В. Гоголя — Хлестаков;
«Скупой рыцарь» А. С. Пушкина — Барон;
«Борис Годунов» А. С. Пушкина — «Самозванец»;
«Каширская старина» Д. В. Аверкиева — Василий;
«Идиот» Ф. М. Достоевского — Рогожин;
«Венецианский купец» У. Шекспира — Шейлок;
«Гамлет» У. Шекспира — Гамлет;
«Отелло» У. Шекспира — Отелло;
«Разбойники» Ф. Шиллера — Карл Моор;
«Дон Карлос» Ф. Шиллера — Дон Карлос, Поза;
«Собака садовника» Лопе де Вега — Теодоро;
«Кин, или Гений и беспутство» А. Дюма — Кин;
«Горе от ума» А. С. Грибоедова — Чацкий;
«Дети Ванюшина» С. А. Найдёнова — Константин;
«На дне» М. Горького — Сатин;
«Отец» А. Стриндберга — Ротмистр.
Дальский пытался создать собственный театр (свой проект театра он показывал М. Горькому и Ф. Шаляпину в 1915 году), но ему это не удалось. С 1900 года он гастролирует в провинции, выступает на столичных сценах и в частных театрах, организует публичные вечера трагедий, исполняя отрывки из своих лучших ролей. В последний раз Дальский появляется на сцене в 1916 году.
В 1917 году Мамонт Дальский, давно интересовавшийся идеями Бакунина и Кропоткина, объявляет себя анархистом и вступает во Всероссийскую федерацию анархистов-коммунистов. 14 января 1918 года он был арестован по указанию управляющего делами Совета народных комиссаров В. Д. Бонч-Бруевича, однако вскоре отпущен.
Дальский погиб в Москве 21 июня 1918 года: сорвался с подножки трамвая, отправляясь в гости к Федору Шаляпину.
Личная жизнь Мамонта Дальского:
О личной жизни актера известно мало. В одном из источников встречается упоминание о его дочери. А именно в книге Льва Успенского «Ты и твоё имя» упомянута Лариса Мамонтовна Дальская (Топоркова) (1913-1995) — жена актёра Василия Топоркова. О ней говорится как о носительнице курьёзного имени: «У М. В. Дальского была дочь. Она, насколько известно, жива и сейчас, и зовется Ларисой Мамонтовной. Так как имя Лариса некоторыми расшифровывается как «чайка» то сочетание получается ещё более неожиданное».
Мамонт Дальский в культуре и исскустве:
Мамонт Дальский фигурирует в романе А. Н. Толстого «Хождение по мукам»: «Душой этих ночных кутежей был Мамонт Дальский, драматический актер, трагик, чье имя в недавнем прошлом гремело не менее звучно, чем России. Это был человек дикого темперамента, красавец, игрок, расчетливый безумец, опасный, величественный и хитрый. За последние годы он выступал редко, только в гастролях. Его встречали в игорных домах в столицах, на юге, в Сибири. Рассказывали о его чудовищных проигрышах. Он начинал стареть. Говорил, что бросает сцену. Во время войны участвовал в темных комбинациях с поставками. Когда началась революция, он появился в Москве. Он почувствовал гигантскую трагическую сцену и захотел сыграть на ней главную роль в новых «Братьях-разбойниках». Со всей убедительностью гениального актера он заговорил о священной анархии и абсолютной свободе, об условности моральных принципов и праве каждого на все. Он сеял по Москве возбуждение в умах».
Образ Дальского присутствует в экранизациях романа Алексея Толстого.
1974-1977 — «Хождение по мукам» — роль Мамонта Дальского сыграл актер Сергей Яковлев.
Сергей Яковлев в роли Мамонта Дальского
2017 — «Хождение по мукам» — роль Мамонта Дальского сыграл актер Дмитрий Дюжев.
Дмитрий Дюжев в роли Мамонта Дальского