Мамонт Дальский

19 октября 2021

Мамонт Дальский

Мамонт Викторович Дальский (настоящая фамилия — Неёлов). Родился 2 сентября 1865 года в Кантемировке Харьковской губернии — умер 21 июня 1918 года в Москве. Русский актёр.

Мамонт Неёлов, ставший известным под псевдонимом Дальский, родился 2 сентября 1865 года в Кантемировке Харьковской губернии.

Отец — Виктор Владимирович Неелов. Родился в деревне Царедаровке Изюмского уезда Харьковской губернии (8.11.1837 г.).

Мать — Екатерина Андреевна Крыштофович (около 1844 — не ранее 10.9.1902), дочь гвардии поручика Андрея Ивановича Крыштофовича (Криштофовича).

Кроме Мамонта в семье было ещё шестеро детей, пятеро из них впоследствии стали знаменитыми артистами и работали под псевдонимами.

Брат — Ипполит Викторович Неелов.

Брат — Сергей Викторович Неелов. Драматический актёр (сценический псевдоним Ланской). Амплуа: герой-любовник, играл весь классический и современный репертуар. В 1902 г. выступал во Владикавказе, в 1904-1905 гг. — в Москве, Екатеринбурге, Житомире и Николаеве. В это время запрашивал гонорар: за летний сезон — 300 руб. с двумя полубенефисами, за зимний — 600 руб. с двумя полубенефисами. 16.10.1911 г. заключил договор с Евпаторийской городской управой на аренду театра в г. Евпатория Таврической губернии. Убит в 1918 г.

Брат — Виктор Викторович Неелов. Драматический актёр (сценический псевдоним Рамазанов). Автор пьес, режиссёр-постановщик. Работал в Петербурге и на периферии. Его пьесы хранятся в Публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. Жены: Аврора Эдуардовна Андросова, Ольга Васильевна Ключанская и Галина Ниловна Архангельская. Умер 17 мая 1942 г. в блокадном Ленинграде.

Брат — Владимир Викторович Неелов. Драматический актёр (сценический псевдоним Мерцалов). Амплуа: любовник-герой, резонер и кавалер. До военной службы играл со старшим братом Мамонтом Дальским. Сезоны 1902/1903 и 1903/1904 гг. находился на военной службе. В 1905-1906 гг. получал музыкальное образование в Новочеркасске. Выступал в Майкопе и Новочеркасске, в 1906-1907 гг. в Луцке и Виннице. Автор драматических произведений. Умер не ранее 1939 г.

Сестра — София Викторовна Неелова (сценический псевдоним Тамская, по мужу — Ган).

Сестра — Екатерина Викторовна Неелова. Родилась в 1870 г. Актриса (сценический псевдоним Дальская). Перед революцией 1917 г. гастролировала в Прибалтике, откуда и не вернулась в Советскую Россию.

Сестра — Магдалина Викторовна Неелова. Драматическая актриса (сценический псевдоним Дальская). Антрепренёрша. Красавица и роковая женщина. Отличалась бурным темпераментом и «страстью к кутежам и жаждой тщеславия». В мае 1911 года в Чите в Даурской гостинице стреляла и по неосторожности убила своего молодого коллегу, артиста Бартенева. Была обвинена в убийстве и арестована, впоследствии выпущена под залог в 10 тысяч рублей. Умерла под следствием в Чите в конце 1911 года от скоротечной чахотки.

Мамонт Дальский

Мамонт Дальский 2

Псевдоним Дальский был взят им по детскому прозвищу Даля любимой им младшей сестры Магдалины.

Мамонт Дальский окончил киевскую гимназию. Увлекался литературой, хорошо знал иностранные языки, латынь. Уже гимназистом выступал в концертах, исполняя произведения А. С. Пушкина, У. Шекспира, Ф. Шиллера.

Затем поступил на юридический факультет Харьковского университета, но в 1885 году оставил учёбу ради сцены.

В 1886 году Дальский получил ангажемент в труппе Воронцова в Вильно и быстро занял место ведущего актёра. В течение нескольких лет Дальский играл в провинции. Актриса Мария Велизарий вспоминала: «Даже Шклов, Умань, Винница… были для него крупными городами. Он играл в Голте, а мечтал о гастролях в Париже… Ему было совершенно безразлично, каков ансамбль, есть ли на сцене декорации, а на актёрах — должные костюмы. Раз он, Мамонт Дальский, играет, значит, здесь — настоящий театр, если даже над головой нет крыши».

В 1889 году по предложению П. Д. Боборыкина Дальский поступил в труппу московского Нового театра Е. Н. Горевой. Именно в театре Горевой к Дальскому пришла слава: публика оценила его игру в пьесе «Дон Карлос» Ф. Шиллера (заглавную роль пьесы Дальский сохранял в своём репертуаре в течение нескольких лет). Другой замечательной ролью Дальского стал Барон в пьесе А. С. Пушкина «Скупой рыцарь».

Мамонт Дальский 3

В 1890 году Мамонт Дальский получает приглашения из ведущих театров Москвы и Петербурга: Малого и Александринского. Главный режиссёр Александринки П. М. Медведев приглашает его в труппу «без дебюта». Первое появление Дальского на сцене состоялось 8 сентября 1890 года — в роли Жадова в пьесе А. Н. Островского «Доходное место».

В театре он выступает в амплуа драматических любовников, особенно ему удавались герои с сильными, необузданными страстями, выступающие против общества: Чацкий («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Незнамов («Без вины виноватые» А. Н. Островского), Рогожин («Идиот» Ф. М. Достоевского), Гамлет и Отелло («Гамлет», «Отелло» Шекспира), Карл Моор («Разбойники» Ф. Шиллера) и др.

Дальский проработал в Александринском театре 10 лет, однако в последние годы ему практически не давали новых ролей: он играл, например, Квартального в «Ревизоре» Н. В. Гоголя и Надзирателя в «Свадьбе Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина.

Последняя крупная роль Дальского в театре — Отелло в одноимённой трагедии Шекспира, — была сыграна им 4 февраля 1900 года, в юбилей пребывания на александринской сцене. Сразу после этого Дальского увольняют из театра.

По одной из версий уволен из знаменитой Александринки за скандальный характер — никто не хотел выходить с ним на сцену. «Здравствуйте, молодой человек!», — надменно кивала ему легендарная прима Александринки Мария Савина. «Здравствуйте, пожилая дама!», — отрезал Мамонт. Это типичная сценка из жизни великого трагика.

Мамонт Дальский 4

Театральные работы Мамонта Дальского:

«Без вины виноватые» А. Н. Островского — Незнамов;
«Доходное место» А. Н. Островского — Жадов;
«На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — Глумов;
«Василиса Мелентьева» А. Н. Островского и С. А. Гедеонова — Колычев;
«Женитьба Белугина» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьёва — Белугин;
«Ревизор» Н. В. Гоголя — Хлестаков;
«Скупой рыцарь» А. С. Пушкина — Барон;
«Борис Годунов» А. С. Пушкина — «Самозванец»;
«Каширская старина» Д. В. Аверкиева — Василий;
«Идиот» Ф. М. Достоевского — Рогожин;
«Венецианский купец» У. Шекспира — Шейлок;
«Гамлет» У. Шекспира — Гамлет;
«Отелло» У. Шекспира — Отелло;
«Разбойники» Ф. Шиллера — Карл Моор;
«Дон Карлос» Ф. Шиллера — Дон Карлос, Поза;
«Собака садовника» Лопе де Вега — Теодоро;
«Кин, или Гений и беспутство» А. Дюма — Кин;
«Горе от ума» А. С. Грибоедова — Чацкий;
«Дети Ванюшина» С. А. Найдёнова — Константин;
«На дне» М. Горького — Сатин;
«Отец» А. Стриндберга — Ротмистр.

Мамонт Дальский 5

Дальский пытался создать собственный театр (свой проект театра он показывал М. Горькому и Ф. Шаляпину в 1915 году), но ему это не удалось. С 1900 года он гастролирует в провинции, выступает на столичных сценах и в частных театрах, организует публичные вечера трагедий, исполняя отрывки из своих лучших ролей. В последний раз Дальский появляется на сцене в 1916 году.

В 1917 году Мамонт Дальский, давно интересовавшийся идеями Бакунина и Кропоткина, объявляет себя анархистом и вступает во Всероссийскую федерацию анархистов-коммунистов. 14 января 1918 года он был арестован по указанию управляющего делами Совета народных комиссаров В. Д. Бонч-Бруевича, однако вскоре отпущен.

Дальский погиб в Москве 21 июня 1918 года: сорвался с подножки трамвая, отправляясь в гости к Федору Шаляпину.

Личная жизнь Мамонта Дальского:

О личной жизни актера известно мало. В одном из источников встречается упоминание о его дочери. А именно в книге Льва Успенского «Ты и твоё имя» упомянута Лариса Мамонтовна Дальская (Топоркова) (1913-1995) — жена актёра Василия Топоркова. О ней говорится как о носительнице курьёзного имени: «У М. В. Дальского была дочь. Она, насколько известно, жива и сейчас, и зовется Ларисой Мамонтовной. Так как имя Лариса некоторыми расшифровывается как «чайка» то сочетание получается ещё более неожиданное».

Мамонт Дальский в культуре и исскустве:

Мамонт Дальский фигурирует в романе А. Н. Толстого «Хождение по мукам»: «Душой этих ночных кутежей был Мамонт Дальский, драматический актер, трагик, чье имя в недавнем прошлом гремело не менее звучно, чем России. Это был человек дикого темперамента, красавец, игрок, расчетливый безумец, опасный, величественный и хитрый. За последние годы он выступал редко, только в гастролях. Его встречали в игорных домах в столицах, на юге, в Сибири. Рассказывали о его чудовищных проигрышах. Он начинал стареть. Говорил, что бросает сцену. Во время войны участвовал в темных комбинациях с поставками. Когда началась революция, он появился в Москве. Он почувствовал гигантскую трагическую сцену и захотел сыграть на ней главную роль в новых «Братьях-разбойниках». Со всей убедительностью гениального актера он заговорил о священной анархии и абсолютной свободе, об условности моральных принципов и праве каждого на все. Он сеял по Москве возбуждение в умах».

Образ Дальского присутствует в экранизациях романа Алексея Толстого.

1974-1977 — «Хождение по мукам» — роль Мамонта Дальского сыграл актер Сергей Яковлев.

Сергей Яковлев в роли Мамонта Дальского

Сергей Яковлев в роли Мамонта Дальского

2017 — «Хождение по мукам» — роль Мамонта Дальского сыграл актер Дмитрий Дюжев.

Дмитрий Дюжев в роли Мамонта Дальского

Дмитрий Дюжев в роли Мамонта Дальского