Екатерина Дмитриевна Декалина (Екатерина Симбирская). Родилась в ноябре 1875 года в селе Панская Слобода (Симбирский уезд, Симбирская губерния) — умерла 17 февраля 1938 года в Ульяновске. Православная святая, монахиня Спасского женского монастыря в Симбирске в 1890-1918 гг.
Екатерина Декалина родилась в ноябре 1875 года в селе Панская Слобода (Симбирский уезд, Симбирская губерния) в семье русского крестьянина.
Помимо Екатерины в семье было ещё трое детей: сын Василий и две сестры — Евдокия и Елизавета. Семья была набожной, и уже в нежные годы девочка решила посвятить своё девство Христу. Родители, узнав об этом, воспротивились желанию дочери, так как той было всего 15 лет. Но, поразмыслив, всё же одобрили решение Екатерины.
С 1890 года дева — послушница Симбирского Спасского Новодевичьего монастыря. В обители о девушке отзывались как об усердной, спокойной и прилежной.
После переворота 1917 года на верующих начались гонения. Спасская пустынь не была исключением и уже в 1918 году всех служителей разогнали, а учреждение закрыли. Матушка Екатерина вместе с другой подвижницей матушкой Анастасией (Фокиной) некоторое время работали на государственном предприятии, но как только стало известно об их церковной деятельности, женщин уволили. Жили впроголодь, но не забывали при этом помогать детским приютам.
В 1937 году было начато следствие по некоему делу о «контрреволюционной церковно-монархической фашистско-повстанческой организации». Как считало НКВД в организацию входили как простые люди, так и священнослужители. По этому сфальсифицированному делу были произведены сотни арестов и возбуждены уголовные дела.
18 декабря того же года в домике Екатерины произвели обыск (ничего не нашли), женщину арестовали и вызвали на допрос:
чекист: — Расскажите, какое недовольство советской властью Вы высказывали среди верующих, и до какого времени это продолжалось?
Екатерина: — Да, я действительно недовольна существующим порядком, и всегда и везде говорила, что советская власть делает гонения на верующих. Монастыри закрыли, церкви закрыли, священников в тюрьму посажали. Спрашивается — за что? За то, что они всю правду рассказывали верующим? Конечно, я говорила, что эта власть не то Бога, а от антихриста. С этим положением я не могу смириться до настоящего времени, и в силу своих убеждений в существование Бога я и буду говорить об этом до самой смерти.
чекист: — Вы являетесь членом церковно-монархической контрреволюционной организации. Требую от Вас чистосердечных признаний!
Екатерина: — Членом этой организации я не состояла и о существовании таковой не знала.
чекист: — Выше Вы говорили, что Вы высказывали недовольство против советской власти, что она закрыла церкви, сажает верующих в тюрьмы. Вы знаете, что этим самым Вы помогаете врагам советской власти?
чекист: — Да, я понимала это, и делала это с тем расчётом, чтобы привлечь на свою сторону как можно больше верующих. Вот тогда мы потребовали бы, чтобы нам открыли церкви, и, по моему убеждению, это сделать нам бы удалось. Я также надеялась на то, что долго советская власть не просуществует. Я видела это ещё и в том, что сейчас очень много недовольных ею за все вот эти притеснения.
чекист: — Что Вы говорили в отношении конституции и выборов в Верховный Совет?
Екатерина: — В отношении конституции я говорила о том, что она нам ничего не даст. В Совет попадут коммунисты, а коммунисты против религии. Если бы могли избрать своих, верующих, кандидатов, тогда было бы другое дело. Я говорила против всех выдвинутых кандидатов и против всей выборной системы: лучше нам пойти в церковь, чем на выборы…
Матушку Екатерину и других верующих приговорили к расстрелу, что и исполнили в ночь с 17 на 18 февраля 1938 года в подвале здания Ульяновского НКВД. В ту ночь были оборваны жизни 78 человек. Их место погребения до сих пор точно неизвестно.
Общецерковное почитание памяти преподобномученицы Екатерины Симбирской 17 февраля (по ст. ст. 4 февраля).