Александр Ильич Егоров. Родился 13 (25) октября 1883 года в Бузулуке Оренбургской области — расстрелян 23 февраля 1939 года в Москве. Русский и советский военачальник. Маршал Советского Союза (20 ноября 1935 года; лишен звания 27 марта 1938 года; восстановлен 14 марта 1956 года).
Александр Егоров родился 13 (25 по новому стилю) октября 1883 года в Бузулуке Оренбургской области в семье мещанина.
Семья была многодетной.
В 1901 году окончил Самарскую классическую гимназию.
В том же 1901 году поступил на военную службу вольноопределяющимся, был зачислен в 4-й гренадерский Несвижский полк. С отличием окончил по первому разряду Казанское пехотное юнкерское училище, где учился в 1902-1905 годах. 22 апреля 1905 года был выпущен подпоручиком (со старшинством с 9 апреля 1904 года) и распределился в 13-й лейб-гренадерский Эриванский полк.
В 1904 году примкнул к эсерам.
Участник Первой мировой войны. В январе 1916 года состоящий в чине капитана при Алексеевском военном училище, был переведен в Тифлисское Великого Князя Михаила Николаевича военное училище, где преподавал военные науки на ускоренных курсах, выпускающих прапорщиков, одновременно являясь и помощником начальника училища.
21 августа 1916 года был назначен и. д. штаб-офицера для поручений штаба 2-го Кавказского кавалерийского корпуса. В чине подполковника с 6 декабря 1916 года (старшинство с 15 августа 1916). В дальнейшем командовал батальоном, а затем и 132-м пехотным Бендерским полком в том же чине, затем в чине полковника. Был 5 раз ранен и контужен.
После Февральской революции в чине подполковника вступил в партию эсеров.
Позже, после ареста Егорова, Георгий Васильевич Жуков (советский военачальник, генерал-лейтенант) будет утверждать, что в ноябре 1917 года был свидетелем выступления на тот момент правого эсера подполковника А. И. Егорова, «который в своем выступлении называл товарища Ленина авантюристом, посланцем немцев. В конечном счете речь его сводилась к тому, чтобы солдаты не верили Ленину, как борцу-революционеру, борющемуся за освобождение рабочего класса и крестьянства».
После Октябрьской революции участвовал в разработке Декрета об организации РККА.
Член РКП(б) с июля 1918 года.
С января 1918 работал в Военном отделе ВЦИК. Состоял в РККА с 1918 года, отвечал за отбор офицеров для Красной армии, занимался вопросами пленных и беженцев, с августа 1918 года командовал армиями и фронтами в Гражданской войне — в частности, участвовал в боевых действиях под Самарой и Царицыном. Участвовал в советско-польской войне 1919-1921 годов.
С 26 декабря 1918 по 25 мая 1919 — командующий 10-й армией. В мае 1919 года был тяжело ранен в бою у Плетнева (у реки Сал). В июле — октябре 1919 года — командующий 14-й армией.
С октября 1919 по январь 1920 — командующий войсками Южного фронта. В январе — декабре 1920 года — командующий войсками Юго-Западного фронта.
Александр Егоров и Иосиф Сталин
После Гражданской войны в декабре 1920 — апреле 1921 года командовал войсками Киевского военного округа.
С апреля по сентябрь 1921 года — командующий войсками Петроградского военного округа.
В сентябре 1921 — январе 1922 — командующий Западным фронтом. В феврале 1922 — мае 1924 — командующий Кавказской Краснознаменной армией.
С апреля 1924 по март 1925 года — командующий войсками Украинского военного округа.
В 1925-1926 был военным атташе в Китае.
С мая 1926 по май 1927 — заместитель начальника военно-промышленного управления ВСНХ СССР.
В мае 1927 — апреле 1931 — командующий войсками Белорусского военного округа.
С июня 1931 по сентябрь 1935 — начальник Штаба РККА.
С сентября 1935 по май 1937 — начальник Генерального Штаба РККА.
В феврале 1934 года на XVII съезде ВКП(б) избран кандидатом в члены ЦК ВКП(б). В 1935 году приказом Наркома обороны СССР Ворошилова в честь Егорова была названа 37-я Новочеркасская стрелковая дивизия.
Александр Егоров в молодости
С 11 мая 1937 года — 1-й заместитель Наркома обороны СССР.
12 декабря 1937 года был избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва от Смоленской области. В период репрессий середины 1930-х годов в РККА Егоров оказался в опале. Сталин, прежде характеризовавший Егорова как «выдающегося полководца и одного из организаторов побед», лично подверг маршала критике: «Известно, что у нас пять Маршалов Советского Союза. Из них меньше всего заслуживал этого звания Егоров, я не говорю уже о Тухачевском… Егоров — выходец из офицерской семьи, в прошлом полковник — он пришел к нам из другого лагеря и относительно к перечисленным товарищам меньше имел право к тому, чтобы ему было присвоено звание маршала, тем не менее за его заслуги в гражданской войне мы это звание присвоили».
В январе 1938 года постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) Егоров был снят с должности 1-го заместителя Наркома обороны СССР и назначен «в качестве последнего испытания» на должность командующего войсками Закавказского военного округа. В постановлении Политбюро ЦК ВКП(б) «о т. Егорове» от 25.01.1938 года говорилось: «Первый заместитель народного комиссара обороны СССР т. Егоров А. И. в период его работы на посту начальника штаба РККА работал крайне неудовлетворительно, работу Генерального Штаба развалил, передоверив ее матерым шпионам польской, немецкой и итальянской разведок Левичеву и Меженинову». Опросом членов ЦК ВКП(б) 28 февраля — 2 марта 1938 года Егоров был выведен из состава кандидатов в члены ЦК ВКП(б).
Арест и расстрел маршала Егорова
8 февраля 1938 года была арестована его вторая жена Галина Цешковская.
Егоров признал факт измены родине его жены. Еще когда Егоров был на свободе, с ним были проведены очные ставки с арестованными командармами Беловым, Кашириным, Седякиным, комкором Грязновым.
28 февраля 1938 года маршал Егоров писал наркому Ворошилову:
«Я представил Вам свои выводы по основным вопросам, которые были поставлены на очной ставке со мной врагами народа. Со всей глубиной моей ответственности за себя, за свои поступки и поведение я вновь и еще раз вновь докладываю, что моя политическая база, на основе которой я жил в течение последних 20 лет, живу сейчас и буду жить до конца моей жизни — это наша великая партия Ленина — Сталина, ее принципы, основы и генеральный курс.
За все эти 20 лет, проводя в жизнь все задачи партии и борясь за их осуществление, у меня не было ни одного облачка, которое вызывало бы какое-либо малейшее сомнение и тем более колебание в отношении правильности задач партии и критики руководства. Этого никогда не было и никто не посмеет говорить обратное. На тех же основах было и зиждилось мое отношение к задачам Красной Армии и отношение к руководству армии в Вашем лице. Я со всей решительностью это подчеркиваю и заявляю, как бы и что бы ни говорили по этому вопросу в отношении меня предатели и шпионы.
Я не безгрешен. Допускаю, что и я и мне говорили по отдельным моментам практической работы. Но со всей решительностью скажу, что я тотчас же перегрыз бы горло всякому, кто осмелился бы говорить и призывать к смене руководства. Моя политическая база оставалась и остается незыблемой. Мое политическое лицо не обрызгано ни одной каплей грязи и остается чистым, как оно было на протяжении всех 20 лет моего пребывания в рядах партии и Красной Армии. Исходя из этого сознания, тем более тяжело переживать всю ту обстановку, которая сложилась в отношении меня. Тяжесть переживаний еще более усугубилась, когда узнал об исключительной подлости и измене Родине со стороны бывшей моей жены, за что я несу величайшую моральную ответственность.
Дорогой Климент Ефремович! Я переживаю исключительно тяжелую моральную депрессию. Я знаю и сознаю, что показания врагов народа, несмотря на их вопиющую гнусность и клеветничество, надо тщательно проверить. Но я об одном не могу не сказать, а именно: конечно, партия должна получить исчерпывающие данные для окончательного решения моей судьбы. Решение будет являться следствием анализа показаний врагов против меня и анализом моей личности, в совокупности всех моих личных свойств.
Если бы я имел за собой, на своей совести и душе хоть одну йоту моей вины в отношении политической связи с бандой врагов и предателей партии, родины и народа, я не только уже теперь, а еще в первые минуты, когда партия устами вождя товарища Сталина объявила, что сознавшиеся не понесут наказания, да и без этого прямо и откровенно об этом заявил в первую голову товарищу Сталину и Вам. Но ведь нет самого факта для признания, нет вопросов моей политической вины перед партией и Родиной как их врага, изменника и предателя…
Дорогой Климент Ефремович!
Я подал записку Сталину с просьбой принять меня хоть на несколько минут в этот исключительный для моей жизни период. Ответа нет. Я хочу в личной беседе заявить ему, что все то светлое прошлое, наша совместная работа на фронте остается и впредь для меня самым дорогим моментом жизни и что это прошлое я никогда и никому не позволял чернить, а тем более не допускал и не могу допустить, чтобы я хоть в мыслях мог изменить этому прошлому и сделаться не только уже на деле, но и в помыслах врагом партии и народа. Прошу Вас, Климент Ефремович, посодействовать о приеме меня тов. Сталиным. Вся тяжесть моего переживания сразу же бы спала, как гора с плеч.
Я хочу, мне крайне необходимо моральное успокоение, какое всегда получаешь от беседы с тов. Сталиным. Еще раз заявляю Вам как моему непосредственному начальнику, соратнику по боевым дням Гражданской войны и старому другу (как Вы выразились в своем приветствии по случаю моего пятидесятилетия), что моя политическая честность непоколебима как к партии, так к Родине и народу.
Уважающий Вас
Маршал Советского Союза
А.И. Егоров».
27 марта 1938 был арестован и сам Егоров (хотя ордер на его арест датирован месяцем позже).
26 июля нарком НКВД Ежов представил на утверждение Сталина список лиц, подлежащих расстрелу, в котором было 139 фамилий. Сталин вычеркнул из списка фамилию Егорова и наложил резолюцию: «За расстрел всех 138 человек». Таким образом, Егоров, благодаря вмешательству Сталина, прожил еще полгода.
22 февраля 1939 года Военной коллегией Верховного Суда СССР по обвинению в шпионаже и принадлежности к военному заговору приговорен к расстрелу. Расстрелян 23 февраля 1939 года, в День Красной Армии и Флота. Кремирован на Новом Донском кладбище.
Посмертно реабилитирован 14 марта 1956 года.
Личная жизнь Александра Егорова:
Дважды был женат.
Вторая жена — Галина Антоновна Цешковская, по национальности полячка.
По воспоминаниям современников, во время одного из банкетов Сталин бросал в Галину Цешковскую хлебные шарики, стараясь попасть ей в декольте.
Галина Цешковская — жена Александра Егорова
Награды Александра Егорова:
— Орден Св. Станислава III степени (ВП от 10 марта 1907 года);
— Нагрудный знак в память 50-летнего юбилея покорения Восточного Кавказа (ВП от 31 августа 1909 года);
— Медаль В память Отечественной войны 1812 года (15 августа 1912);
— Медаль «В память 300-летия Дома Романовых » (21 февраля 1913);
— Орден Святой Анны III степени (ВП от 6 апреля 1914 года);
— Орден Святой Анны IV степени (ВП от 30 марта 1915 года);
— мечи и бант к ордену Святой Анны III степени (ВП от 30 марта 1915 года);
— Орден Святого Станислава II степени с мечами (ВП от 30 мая 1915 года);
— Орден Святой Анны II степени с мечами (ВП от 23 октября 1915 года);
— Георгиевское оружие — за бой под Буском 13 августа 1914 года (ВП от 24 января 1917 года);
— Орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом (ВП от 12 февраля 1917 года);
— Два ордена Красного Знамени (1919, 1928 (№ 2));
— Орден Красного Знамени Азербайджанской ССР (1922);
— Орден Красного Знамени Грузинской ССР (12.05.1924);
— Почетное революционное оружие — шашка (17 февраля 1921).