Владимир Захарович Масс. Родился 6 (18) февраля 1896 года в Москве — умер 30 ноября 1979 года в Москве. Советский драматург, сценарист.
Владимир Масс родился 6 (18 по новому стилю) февраля 1896 года в Москве в еврейской семье.
Отец — Захар Абрамович Масс, был купцом первой гильдии.
Мать — Мария Леонтьевна Масс (1870-1943).
Его детство прошло в принадлежащем деду особняке в Камергерском переулке, что напротив МХАТ. Мечтал стать художником, учился в Витебске у Марка Шагала.
В 1915-1917 годах учился на филологическом факультете МГУ, кроме литературы также занимался музыкой и живописью.
После революции он поддержал Советскую власть. Начал работать на литературном поприще, стал постоянным автором знаменитого в то время в Москве Театра современных масок при московском Доме печати (мастерская Н. Фореггера). Писал злободневные обозрения, сатирические буффонады.
В 1918-1920 годах работал в Театральном отделе Наркомпроса, дебютировал пьесой «Народ Парижской коммуны» (1919), выступал с критическими статьями. Под влиянием Владимира Маяковского написал (с Л.Субботиным) пьесы «О том, кто крестьянам помог — агроном или бог», «Скотинушку водить — не разиня рот ходить» и др.
Пьеса Масса «Хорошее отношение к лошадям» стала в те годы очень популярной. С молодым композитором Матвеем Блантером они сочиняли песенки, такие, как известные до сих пор «Джон Грей», «Служил на заводе Сергей-пролетарий».
В 1921-1923 годах — написал для театра ряд злободневных пародийных пьес («Предложение», «Фетра», «Царская теща» и др.), несколько «парадов» — небольших стихотворных пьес с постоянными персонажами — социальными масками: «Как они собирались», «Гарантии Гента», буффонаду-парад «Хорошее отношение к лошадям», отразившую пестрый быт нэпа.
С середины 1920-х годов возникло содружество Владимира Масса и Николая Эрдмана. Вместе они сочиняли пародии, басни, интермедии, обозрения для Ленинградского Мюзик-холла, для Леонида Утёсова с его знаменитым джазом.
С их сатирического спектакля «Москва с точки зрения» начался Московский театр Сатиры. По предложению кинорежиссёра Григория Александрова Масс и Эрдман написали сценарий первой советской кинокомедии «Весёлые ребята».
В 1933 году во время съёмок «Весёлых ребят» оба автора были арестованы и сосланы на три года, а по отбытии ссылки их ещё на десять лет лишили права проживания в Москве и в других крупных городах. Следствие по делу вёл бывший агент Коминтерна Н. Х. Шиваров. Фамилии обоих сняли из титров фильма «Весёлые ребята». Поводом послужили басни, слишком смелые для того времени.
Был в ссылке в Тюмени, Тобольске, а перед войной — в Горьком. Там Владимир Масс работал завлитом, режиссёром, художественным руководителем местных театров, порой сам организовывал театральные коллективы. Написанная им в ссылке пьеса «Сады цветут» (в соавторстве с актёром Николаем Куличенко) перед войной обошла чуть ли не все театры страны. С 1938 года Масс руководил колхозным театром в Горьком, с 1940 — Областным театром драмы.
С началом войны Владимир Масс организовал и возглавил театральную фронтовую бригаду, которая обслуживала военные части Красной армии. В 1942-1943 годах руководил фронтовым театром Моского военного округа.
В 1943 году Массу разрешили жить в Москве. В этом же году состоялась его встреча с Михаилом Червинским, фронтовиком, демобилизованном из-за тяжёлого ранения. Их первая совместная пьеса «Где-то в Москве» была поставлена в театре им. Евг. Вахтангова (режиссёр А. Ремизова), а вслед за тем начала триумфальное шествие по всем театрам страны.
Судьба второй пьесы «О друзьях-товарищах» оказалась менее удачной: её выход совпал с кампанией, вошедшей в историю под названием «борьбы с космополитами», и авторы пьесы оказались жертвами этой борьбы. Их не арестовали, но литературную деятельность можно было продолжать лишь уйдя, так сказать, с центральной дороги на периферию.
Их сферой деятельности стала эстрада. Конферансы, сценки, целые пьесы для Аркадия Райкина, Марии Мироновой и Александра Менакера, Тимошенко и Березина, Мирова и Дарского (а потом Мирова и Новицкого) — тогдашних эстрадных кумиров, ставших таковыми не в последнюю очередь благодаря остроумным текстам Масса и Червинского, стихотворные фельетоны для журнала «Крокодил», песенки для ансамбля Эдди Рознера и Леонида Утёсова.
Главным же в их творчестве 1950-х — начала 1960-х годов стало создание так называемой «советской оперетты». По их либретто были поставлены следующие произведения этого жанра: «Самое заветное» (музыка В. Соловьёва-Седого), «Трембита» (музыка Ю. Милютина), «Белая акация» (музыка И. Дунаевского) и, наконец, «Москва, Черемушки» (музыка Д. Шостаковича). Им также принадлежит русскоязычное либретто оперетты Ф. Легара «Весёлая вдова».
Михаил Червинский скончался в 1965 году. После его смерти Владимир Масс работал один, опубликовал несколько книжек стихотворений лирического жанра. И наконец-то смог посвятить себя тому, о чём мечтал в юности. В нём на старости лет прорезался художник, долгие годы заглушаемый писателем. В его портретах, композициях, пейзажах столько свежести, музыкальности, света, словно он под конец жизни вложил в них всю нерастраченную молодость души.
Владимир Масс умер 30 ноября 1979 года в возрасте восьмидесяти трёх лет, в Москве. Похоронен на Головинском кладбище. В то же время на Новодевичьем кладбище, рядом с могилами родных, ему был поставлен кенотаф.
Личная жизнь Владимира Масса:
Дочь — Анна Владимировна Масс (род. 6 апреля 1935), советская и российская писательница, мемуаристка.
Сын Виктор Масс и внук Александр Масс работали операторами на киностудии имени Горького.
Произведения Владимира Масса:
Сборники: «Песни» (1942), «Так держать» (1979).
С Николаем Эрдманом:
Басни
«Заседание о смехе» (памфлет)
«Одиссея» (комедия-обозрение)
С Николаем Куличенко:
«Сады цветут» (комедия, 1939)
С Михаилом Червинским:
Комедии: «Где-то в Москве», «О друзьях-товарищах», «Я люблю, Архимед!»
Оперетты: «Самое заветное», «Трембита», «Белая акация», «Москва, Черемушки», «Весёлая вдова» (русский текст)
«Добрый вечер!» Миниатюры для эстрады. М., «Искусство», 1959
«Без кондуктора». Стихи. М., «Правда», 1962
«Идя навстречу». Стихи. М., «Правда», 1965
«В порядке оваций». М., «Правда», 1968
«Комедии». «Советский писатель», 1968
Фельетоны, эстрадные обозрения, стихи и песни.
Сценарии Владимира Масса:
1934 — Весёлые ребята
1954 — Опасная шалость (анимационный)
1957 — Белая акация (фильм-спектакль)
1962 — Черёмушки
1968 — Трембита
1972 — Только ты
Образ Владимира Масса в кино:
2015 — Орлова и Александров — в роли Владимира Масса актер Олег Морозов
Олег Морозов в роли Владимира Масса