Гликерия Николаевна Федотова (урожденная Позднякова). Родилась 10 (22) мая 1846 года в Орле — умерла 27 февраля 1925 года в Москве. Великая русская театральная актриса, педагог. Заслуженная артистка Императорских театров. Народная артистка Республики (1924). Герой Труда (1924).
Гликерия Позднякова, прославившаяся под фамилией супруга Федотова, родилась 10 (22 по новому стилю) мая 1846 года в Орле.
Гликерия рано осталась без родителей. Воспитывали ее сначала дед, а затем дальняя родственница, которая удочерила девочку.
В 10-летнем возрасте сироту взяли в Московское императорское театральное училище, где она три года обучалась балету, а затем перешла в драматический класс знаменитого русского актера, драматурга и педагога Ивана Васильевича Самарина.
В 1862 году окончила Московское императорское театральное училище. Еще во время обучения, с 1858 года, начала играть роли на сцене Малого театра.
10 мая 1862 года, в день своего 16-летия, Гликерия Позднякова была зачислена в труппу Малого театра. Ее педагог Иван Самарин доверил юной, но талантливой актрисе роль Верочки в драме «Ребёнок» П. Д. Боборыкина — эту постановку он избрал для своего бенефиса.
С 1963 года, выйдя замуж, начала выступать под фамилией Федотова.
Гликерия Федотова в молодости
С середины 1860-х годов Гликерия Федотова — ведущая актриса Малого театра. Она отличалась тем, что уделяла огромное внимание технике сценической игры, которая позже станет образцом для многих других выдающихся русских и советских актеров.
Пик ее успеха пришелся на 1870-е годы. Гликерии Федотовой одинаково хорошо удавались трагические, комедийные, мелодраматические и романтические роли. Она считалась одной из лучших актрис театра под руководством Александра Николаевича Островского, сыграв в его пьесах 29 ролей, некоторые из которых — Снегурочка, Василиса Мелентьева — в одноимённых пьесах были предназначены драматургом персонально для нее. Ее первая работа в пьесе легендарного драматурга — Катерина в «Грозе». Эту роль она играла 35 лет!
В 1880-е годы актриса перешла на возрастные роли — старух, матерей, пожилых женщин. Перед тем она взяла для освоения соответственных приёмов актёрской техники двухгодичный отпуск.
Работы Гликерии Федотовой в Малом театре:
- 1862 — «Ребёнок» П. Д. Боборыкина — Верочка;
- 1863 — «Гроза» А. Н. Островского — Катерина;
- 1864 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Софья;
- 1865 — «Русалка» А. С. Пушкина — Наташа;
- 1865 — «Много шума из ничего» У. Шекспира — Беатриче;
- 1868 — «Василиса Мелентьева» А. Н. Островского — Василиса Мелентьева;
- 1869 — «Горячее сердце» А. Н. Островского — Параша;
- 1870 — «Бешеные деньги» А. Н. Островского — Лидия Чебоксарова;
- 1871 — «Каширская старина» Д. В. Аверкиева — Марьица;
- 1871 — «Укрощение строптивой» У. Шекспира — Катарина;
- 1875 — «В осадном положении» В. А. Крылова — Лиза;
- 1877 — «Каменный гость» А. С. Пушкина — Дона Анна;
- 1881 — «Месяц в деревне» И. С. Тургенева — Наталья Петровна;
- 1882 — «Дело» А. С. Сухово-Кобылина — Лидочка;
- 1883 — «Медея» В. П. Буренина и А. С. Суворина — Медея;
- 1884 — «Без вины виноватые» А. Н. Островского — Кручинина;
- 1886 — «Мария Стюарт» Ф. Шиллера — Елизавета;
- 1887 — «Антоний и Клеопатра» У. Шекспира — Клеопатра;
- 1890 — «Макбет» У. Шекспира — Леди Макбет;
- 1890 — «Виндзорские проказницы» У. Шекспира — миссис Форд;
- 1891 — «Цимбелин» У. Шекспира — Королева;
- 1891 — «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого — Звездинцева;
- 1892 — «Кориолан» У. Шекспира — Волумния;
- 1894 — «Волки и овцы» А. Н. Островского — Мурзавецкая;
- 1900 — «Дело» А. В. Сухово-Кобылина — Атуева;
- 1912 — «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» А. Н. Островского — царица Марфа.
В 1905 году из-за тяжёлой болезни ног Федотовой пришлось оставить сцену, однако до смерти актриса считалась почётным членом труппы. Последний раз Федотова поднялась на сцену в 1912 году, в пятидесятилетний юбилей своей сценической деятельности в Малом театре: она сыграла царицу Марфу в пьесе Островского «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский».
Как отмечал В. И. Немирович-Данченко, Гликерия Федотова, исполняя свою роль, следила и за всем спектаклем, добивалась ансамблевого звучания пьесы, помогала партнерам и по существу была со-режиссёром.
По приглашению К. С. Станиславского она преподавала актёрское мастерство в «Обществе искусства и литературы». Среди ее учеников — Александра Александровна Яблочкина.
Гликерия Федотова скончалась в Москве 27 февраля 1925 года. Похоронена на Ваганьковском кладбище (участок № 11) — рядом с могилами сына Александра и других артистов Малого театра — Н. И. Музиля, И. А. Рыжова и М. И. Царёва.
В 1956 году одна из улиц Орла была названа в честь Федотовой.
В память актрисы в 1960 году улица в Москве, на которой жила Гликерия Николаевна, стала называться улица Федотовой (но в 1993 году улице вернули прежнее название Малый Николопесковский переулок).
Личная жизнь Гликерии Федотовой:
Муж — Александр Филиппович Федотов (1841-1895), известный русский актёр, режиссёр Московского отделения Императорских театров, драматург, театральный педагог, антрепренёр.
С 1862 года Александр Филиппович играл в московском Малом театре. Был председателем созданного 9 января 1877 года Общества взаимного вспоможения русских артистов для «доставления русским артистам большего удобства для распространения их произведений в публике и усовершенствования их дарований». В 1888 году Федотов вместе с К. С. Алексеевым (Станиславским), художником Ф. Л. Соллогубом и оперным певцом Ф. П. Комиссаржевским основал «Общество искусства и литературы» и театральную школу при нём (театр получил негласное прозвище «Секретарёвка»). После его закрытия Федотов самостоятельно основал в Москве похожее предприятие — школу драматического искусства. Однако в 1893, уехав в Петербург, Федотов поступил в Петербургскую труппу императорских театров, куда был приглашён как актёр и как преподаватель сценического искусства в Петербургской театральной школе.
Были женаты с апреля 1863 года.
Александр Филиппович Федотов — муж Гликерии Федотовой
Сын — Александр Александрович Федотов (1864-1909), русский актёр, режиссёр Малого театра, театральный педагог.
Успешно выступал (под псевдонимом Филиппов) в спектаклях Общества Искусства и Литературы, руководимого К. С. Станиславским в ролях Лепорелло («Каменный гость» А. С. Пушкина), Карандышев («Бесприданница» А. Н. Островского), Фома Опискин («Фома» по повести Ф. М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели») и других. В июле 1893 года поступил в труппу Московского Малого театра, где состоял до дня своей смерти. Дебютировав в роли Андрея Белугина («Женитьба Белугина» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьёва), Федотов исполнял преимущественно характерные роли: Дулебов («Таланты и поклонники» А. Н. Островского), Милонов («Лес» А. Н. Островского), Никита («Власть тьмы» Л. Н. Толстого), Городулин («На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского), Репетилов («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Добчинский («Ревизор» Н. В. Гоголя), Яков («Плоды просвещения» Л. Н. Толстого) и другие.
С 1900 года Федотов был определён в должности очередного режиссёра Малого театра и с 1905 года включён в состав режиссёрского совета. Как режиссёр, Федотов поставил в Малом театре «Выгодное предприятие» А. А. Потехина (1900), «Погоня за наслаждением» Э. А. Бутти (1901), «Сердце не камень» А. Н. Островского (1902), «Женская логика» («Мисс Гоббс») Дж. К. Джерома (1902), «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Н. Островского (1903), «Сын Жибуайе» Э. Ожье (1903), «Одинокой тропой» А. Шницлера (1904), «Поросль» Р. М. Хин (1905), «Молодёжь» М. Дрейера (1906), «Борьба за престол» Г. Ибсена (1906), «Хозяйка в доме» А. Пинеро (1907), «В борьбе за мужчину» К. Фибиг (1908) и другие.
Александр Александрович Федотов так же пользовался известностью, как опытный преподаватель драматического искусства в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества и на Драматических курсах Московского театрального училища (1904-1909). В 1903 году был избран членом Общества любителей российской словесности. Как искусный лектор, он много раз выступал на публичных собраниях Общества с чтением произведений русской литературы.
Александр Александрович Федотов — сын Гликерии Федотовой