Эва Шикульска (Ewa Szykulska). Родилась 11 сентября 1949 года в Варшаве (Польша). Польская актриса театра и кино.
Эва Шикульска родилась 11 сентября 1949 года в польской столице Варшаве.
Актрисой становиться не собиралась. Но в 16-летнем возрасте случайно попала в кино — ее пригласили польские режиссеры из-за эффектной внешности. На экране впервые появилась в 1966 году в польской картине «Тандем» (Tandem). В 1967 году вышел фильм с ее участием «Отец» (Ojciec).
В 19-летнем возрасте Эву впервые пригласили на съемки иностранные режиссеры — она сыграла роль в венгерском фильме «Крестины».
Успех на экране предопределил выбор профессии: в 1971 году она окончила Высшую театральную школу в Варшаве. Далее играла в варшавском театре, зачастую была занята в русской классике. Среди ее работ: графиня — «Горе от ума» А. Грибоедов; дама — «Сон» Ф. Достоевский; Евдокия Потаповна Холоденко — «Закат» И. Бабель; Авдотья Назаровна — «Иванов» А. Чехов.
При этом продолжала активно сниматься в кино. В начале 1970-х в год выходило по несколько польских фильмов с ее участием — «Сигналы» (Рози), «Гидрозагадка» (Йоля), «Кудесник за рулем» (Эвка), «Веретеницы» (Янка), «Фортуна» (Манька Пецух).
Эва Шикульска в фильме «Гидрозагадка»
Сыграла заметную роль в знаменитой исторической ленте Ежи Гоффмана «Потоп» (Зоня Гаштовтувна-Пацунелька) по историческому роману Генриха Сенкевича.
Эва Шикульска в фильме «Потоп»
Талантливую актрису приметили советские режиссеры. В 1975 году она впервые появилась на советском экране — в историко-романтическом фильме Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья». Фильм посвящен подвигу жен декабристов, последовавших на каторгу в Сибирь за своими мужьями — участниками декабрьского восстания 1825 года.
Она сыграла француженку Полину Гебль. Как вспоминала актриса, с русским языком у нее проблем не было — она его хорошо знала со школы, на съемках была проблема с французским, поскольку в картине она должна была говорить по-французски. Ее партнером по ленте был Игорь Костолевский, создавший образ кавалергарда Ивана Анненкова, который пошел наперекор воле своей суровой и властной бабушки — Анненков влюбился во француженку-модистку.
Актриса вспоминала: «Дочери Мотыля попался в руки польский журнал с моей фотографией на обложке, где меня представляли как молодую актрису театра и кино. Дочь принесла отцу этот журнал и сказала: «По-моему, неплохая девушка»… Он приехал в Варшаву с оператором Дмитрием Месхиевым, который и снимал потом «Звезду пленительного счастья». Они приехали поспрашивать у польских кинодеятелей, какие талантливые и красивые артистки есть в Варшаве. При встрече мы посмотрели друг другу в глаза, улыбнулись. И режиссер сразу же пригласил меня на пробные съемки в Ленинград. Роль Полины Гебль для меня — дар судьбы. У меня с этим фильмом связаны лучшие воспоминании жизни».
Эва Шикульска в фильме «Звезда пленительного счастья»
Еще больше популярность актрисы возросла после роли Зины в мелодраме «Объяснение в любви» режиссера Ильи Авербаха по мотивам книги Евгения Габриловича «Четыре четверти».
Талантливый литератор Филиппок (Юрий Богатырев), мучительно ищущий свой путь в жизни, оказался свидетелем и участником важнейших исторических событий. Филиппок казался всем слабым и нерешительным. Но, по сути, он был сильным, цельным человеком. Филиппку повезло, он встретил женщину и полюбил ее, одну-единственную, на всю жизнь — Зиночку, вдову комиссара, воспитывающую сына Ваську. Зиночка взяла Филиппка к себе, надеясь «сделать из него человека». Чего только она ни предпринимала, чтобы помочь его карьере. Филиппок стал журналистом, но не об этом фильм. Картина о большой, редкой любви, без которой не было бы книги и не нужен был бы фильм. Филиппок любил Зиночку всю жизнь, хотя та увлекалась другими мужчинами и даже один раз бросила Филиппка. Ушла, так как устала с ним нянчиться. Любовь победила, и Зиночка вернулась к Филиппку.
Эва Шикульска в фильме «Объяснение в любви»
Также запомнилась по роли Аполлинарии Сусловой, первой страсти Достоевского в картине «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» Александра Зархи. Актриса признавалась, что роль Аполлинарии была самой трудной в ее карьере. «Но, наверно, она получилась, потому что фильм показывали во многих странах мира. Я однажды была в Париже и видела по телевидению эту картину. Моим партнером был Анатолий Солоницын, сыгравший у Тарковского в «Андрее Рублеве» главную роль», — говорила Эва.
Параллельно она успешно снималась в польских, болгарских, немецких, чехословацких картинах. Стоит отметить ее работы в лентах «Ва-банк» и «Ва-банк 2, или Ответный удар» (Марта Рыхлиньская), «Каменные плиты» (Юдита), «Эпизод в Западном Берлине» (Иза Лебл), «Новые амазонки» (инструктор в специальной секции), «Похороны льва» (дрессировщица льва Стелла), «Пять женщин на фоне моря» (Эва Длугош). Многие из этих картин с успехом демонстрировались в СССР.
Эва Шикульска в фильме «Похороны льва»
В начале 1990-х из-за кризиса в кино в странах бывшего соцлагеря она некоторое время не снималась. Но с середины 1990-х вновь вернулась на экраны. Исполнила ряд ролей в польских фильмах.
В 2002 году сыграла главную роль в российском детективном сериале «Азазель» (Эмма Пфуль).
Эва Шикульска в сериале «Азазель»
Затем российские зрители смогли увидеть актрису в комедии Игоря Угольникова «Casus Belli», совместном российско-польском фильме «Брейк Пойнт», сериале «Диверсант. Конец войны», приключенческой драме «Волчье солнце».
Эва Шикульска в сериале «Волчье солнце»
Также Эва Шикульска много работает в польском кинематографе. Среди наиболее заметных работ в польских лентах 2000-х годов — «Прикоснись ко мне» (Эва), «Криминальщики» (Нина Высоцкая), «Из-за любви» (Марта), «Три сестры Т» (Сабина), «Коллекция платьев» (Луиза), «Сын Снежной королевы» (Мария).
За многие годы работы в советском и российском кино Эва Шикульска очень полюбила Россию и ее людей.
Она говорила: «Во все времена, при разных правителях я громко говорила о своей любви к России. Мне очень нравился и географический, и человеческий ее климат. В России я встречала мудрых, фантастически талантливых людей. Чего стоила совместная работа с Авербахом, Баталовым, Мотылем, Зархи, Костолевским. Я была совершенно очарована Санкт-Петербургом. Это был мой город. Я работала на «Ленфильме» с лучшими актерами и никогда не чувствовала себя в России туристкой и иностранкой. И вообще я много ездила по вашей стране, побывала в Москве, Пскове, в Сибири, на Кавказе, в Казахстане, Киргизии. Я так вросла в Россию, что потом в одном финском фильме с блеском сыграла русскую женщину».
Польские красавицы. Кино с акцентом
Рост Эвы Шикульской: 170 сантиметров.
Личная жизнь Эвы Шикульской:
Первый раз вышла замуж совсем юной, брак быстро распался.
В середине 1970-х у нее был бурный роман с советским режиссером Ильей Авербахом. Они познакомились на кинофестивале в городе Фрунзе. Авербах в то время был женат на сценаристке Наталье Рязанцевой. Их отношения продолжались несколько лет, Эва при первой возможности отправлялась к любимому в Ленинград. Однако Авербах так и не решился на развод с женой. Позже он умер от рака, что было сильным потрясением для Шикульской.
Эва Шикульска и Илья Авербах
Второй муж — Збигнев Перней (Zbigniew Pernej). Вместе с 1985 года. Она заставила супруга выучить русский язык.
Фильмография Эвы Шикульской:
1966 — Тандем (Tandem) — 5 маленьких ролей
1967 — Отец (Ojciec) — подруга Зенобия
1968 — Крестины (Christening Party / Keresztelö) — жена Гоци
1969 — Человек с ордером на квартиру (Człowiek z M-3) — Марта (озвучила Надежда Румянцева)
1969 — Как добиться денег, женщины и известности (Jak zdobyć pieniądze, kobietę i sławę) — Мариёля
1969 — Игра (Game, The / Gra) — Эва
1970 — Сигналы (Signale — Ein Weltraumabenteue) — Рози
1970 — Гидрозагадка (Hydrozagadka) — Йоля
1971 — Пан Самоходик и тамплиеры (Samochodzik i Templariusze) — Карен Петерсен
1971 — Кудесник за рулем (Motodrama) — Эвка, коллекционерша автографов
1971 — Все в спешке (Gonitwa) — клиентка портнихи
1972 — Фортуна (Fortuna) — Манька Пецух «Ада»
1972 — Скорпион, дева и стрелец (Skorpion, panna i łucznik) — девушка у «Мастера» (нет в титрах)
1972 — Девушки на выданье (Dziewczyny do wzięcia) — девушка, работающая на почте
1973-1974 — Потоп (Potop) — Зоня Гаштовтувна-Пацунелька
1973 — Веретеницы (Padalce) — Янка
1975 — Звезда пленительного счастья — Полина Гебль-Анненкова
1977 — Объяснение в любви — Зиночка
1978-1981 — Доложи, 07 (07 zgłoś się)
1978 — Семья Поланецких (Rodzina Połanieckich) — Анета Основская
1980 — Дон Жуан, улица Карла Либкнехта, 78 (Don Juan, Karl-Liebknecht-Straße 78) — Вера Кроненталь
1980 — Двадцать шесть дней из жизни Достоевского — Аполлинария Суслова
1981 — Ян Сердце (Jan Serce) — Данута
1981 — Он, она, они (On, ona, oni) — Данка, подруга Магды
1981 — Окрестности спокойного моря (Okolice spokojnego morza) — Ирена, жена Калевика
1981 — Ва-банк (Va Banque) — Марта Рыхлиньская, вдова Тадеуша
1982 — 24 часа дождь (24 часа дъжд) — Элиза Барбьери
1983 — Надзор (Nadzór) — Стаха Вилецкая
1983 — Каменные плиты (Kamienne tablice) — Юдита
1983 — Головы, полные звёзд (Głowy pełne gwiazd) — «Микки Маус», местная проститутка
1984 — Новые амазонки (Seksmisja) — инструктор в специальной секции
1984 — Марыня (Marynia) — Анета Основская
1984 — Кто этот человек? (Kim jest ten człowiek) — Мария Гоцлавская (озвучила Галина Чигинская)
1984 — Эпизод в Западном Берлине (Epizod Berlin — West) — Иза Лебл
1984 — Дом святого Казимира (Dom świętego Kazimierza) — Мария Тереса Садовская
1984 — Ва-банк 2, или Ответный удар (Vabank II czyli Riposta) — Марта (озвучила Эра Зиганшина)
1985 — В тени ненависти (W cieniu nienawiści) — «опекунша» Эвы
1986 — Приглашение (Zaproszenie) — Наталия, дочь Петра и Анны
1986 — Похороны льва (Pogrzeb lwa) — Стелла, дрессировщица льва
1987 — Пять женщин на фоне моря (Пет жени на фона на морето) — Эва Длугош
1988-1989 — Баллада о Янушке (Ballada o Januszku)
1988 — Цвета любви (Kolory kochania) — Амелия
1988 — Варшавские голуби (Warszawskie gołębie) — Янина Кравчакова
1994 — Польская смерть (Polska śmierć) — Зыхова
1994 — Крыса (Szczur) — «Мамочка», жительница подземелья
1997-2017 — Клан (Klan)
1997 — Семейные хроники (Kroniki domowe) — Плишка
1997 — Ловушка (Pułapka) — жена Владка
1999 — Что сказал покойник — Алиса
2000-2011 — Пресвитерия (Plebania)
2002 — Казус Белли (Casus Belli, Symfonia Ciszy)
2002 — Брейк-пойнт (Break Point)
2002 — Азазель — Эмма Пфуль
2003 — Прикоснись ко мне (Dotknij mnie) — Эва
2005 — Это я (Teraz ja) — женщина в автомобиле
2006 — Олек (Olek) — Стася
2007 — Диверсант. Конец войны — фрау Фогель
2008-2017 — Отец Матеуш (Ojciec Mateusz)
2008 — Ян с дерева (Jan z drzewa) — Магда
2008 — Криминальщики (Kryminalni) — Нина Высоцкая
2010 — Мать Тереза от кошек (Matka Teresa od kotów) — Кристина, подруга Тересы
2010 — Виски с молоком — доктор
2011 — Анатомия любви. Эва, Пола и Беата (документальный)
2011 — Три сестры Т (Three Sisters T / Trzy Siostry T) — Сабина
2011 — Посмотри на меня (Popatrz na mnie) (короткометражный) — мать Наталии
2011 — Из-за любви (Z miłości) — Марта
2013 — Жёсткое свидание (Ostra randka) — Тереса, бабушка Малгоси
2013 — Игорь Костолевский. Расставаясь с иллюзиями (документальный)
2014 — Волчье солнце — Магда Тышкевич
2015 — Коллекция платьев (Women collection / Kolekcja sukienek) — Луиза
2015 — В далёком сорок пятом… Встречи на Эльбе — фрау Ганиш
2017 — Сын Снежной королевы (Son of Snow Queen, The / Syn Królowej Śniegu) — Мария
Озвучивание Эвы Шикульской:
2005 — Джем Сешн (Jam Session) (короткометражный)