Кара Абульфаз оглы Караев (азерб. Qara Əbülfəz oğlu Qarayev). Родился 5 февраля 1918 года в Баку — умер 13 мая 1982 года в Москве. Советский азербайджанский композитор, педагог, общественный деятель. Герой Социалистического Труда (1978). Народный артист СССР (1959). Лауреат Ленинской премии (1967), двух Сталинских премий второй степени (1946, 1948) и Государственной премии Азербайджанской ССР (1965).
Кара Караев родился 5 февраля 1918 года в Баку.
Отец — Абульфаз Фарадж оглы Караев (азерб. Əbülfəz Fərəc oğlu Qarayev; 1885-1952), азербайджанский советский врач-педиатр, профессор, доктор медицинских наук, Заслуженный деятель науки Азербайджанской ССР, крупнейший в Азербайджане специалист по детским болезням. Считается одним из крупнейших деятелей медицины Советского Азербайджана.
Мать — Сона-ханум Ахундова (1898-1971), старшая дочь известного азербайджанского адвоката Искендер-бека Ахундова.
Младший брат — Мурсал Караев, он пошёл по стопам отца и стал врачом, занимал должность главного хирурга Министерства здравоохранения Азербайджанской ССР.
Племянник — Джахангир Караев (1951-2013), был незаурядным пианистом и джазовым композитором.
Племянник — Абульфаз Гараев, в 1994-2006 годах был министром молодежи, спорта и туризма, с 2006 года 2018 по 21 мая 2020 года занимал пост министра культуры Азербайджанской Республики.
После окончания начальной музыкальной школы обучался игре на фортепиано на рабфаке Бакинской консерватории, класс фортепиано Г.Г. Шароева. С 1935 года учился в той же консерватории по классам композиции у Л.М. Рудольфа и основам народной музыки — у У. Гаджибекова. К этому времени относятся его первые композиторские опыты, в которых заметно сильное влияние азербайджанского народного искусства.
В 1937 году, во время обучения, принял участие в фольклорной экспедиции Научно-исследовательского музыкального кабинета, где изучал и записывал песни ашугов и мугамы. Через год поступил в Московскую консерваторию им. П.И. Чайковского, где совершенствовал мастерство у А.Н. Александрова (композиция) и С.Н. Василенко (инструментовка). Занятия были прерваны войной. В этот период возвратился в Баку и стал художественным руководителем Азербайджанской филармонии. Занятия в консерватории возобновились в 1943 году.
В 1946 году окончил Московскую консерваторию, класс композиции Д.Д. Шостаковича. Дипломной работой стала Вторая симфония, в которой ярко проявился индивидуальный талант композитора.
С 1946 года преподавал в Бакинской консерватории (в 1949-1952 годах — ректор, с 1959 — профессор). Среди его учеников — его сын Фарадж, Ариф Мирзоев, Рауф Гаджиев, Ариф Меликов, Хаям Мирзазаде, Васиф Адигёзалов, Тофик Бакиханов, Владимир Шаинский, Октай Зульфугаров, Франгиз Ализаде, Мамед Кулиев, Севда Ибрагимова, Полад Бюльбюль-оглы, Азер Дадашов.
Композиторскую деятельность совмещал с активным участием в музыкальной жизни Азербайджана: был художественным руководителем Бакинской филармонии (1941-1942), заведующим сектором музыки Института искусств АН Азербайджанской ССР (1948-1949).
В 1937 году стал членом Союза композиторов Азербайджанской ССР. С 1953 года — председатель, первый секретарь СК Азербайджанской ССР, с 1962 — секретарь правления Союза композиторов СССР. Член Союза кинематографистов СССР (с 1957).
Творческое наследие композитора охватывает практически все жанры музыкального искусства. Стиль отличается эмоциональностью и сочетанием драматичности и тонкого лиризма. Одним из самых примечательных произведений студенческого периода являлась фортепианная пьеса «Царскосельская статуя», написанная под впечатлением стихов А. С. Пушкина. Другим произведением, созданным в годы студенчества, стала «Песня счастья», написанная для фортепиано и симфонического оркестра. Она была посвящена 20-летию Октябрьской революции. Во время учёбы в Москве вместе с Джовдетом Гаджиевым работал над оперой «Ветен».
Одной из важных сфер творчества композитора является музыка, написанная к фильмам и театральным постановкам. Он начал писать такую музыку в 1950-м году, и с этого времени она стала особой сферой его композиторского искусства. В Азербайджане жанр «музыка к кинофильмам» возник во многом благодаря именно ему и успешно развивался.
Уже в произведениях, относящихся к 1930-1940 годам, закладывается будущая характерная особенность творческого почерка композитора — оригинальные формы синтеза фольклора и профессионального исполнительского искусства, благодаря чему в интонационную атмосферу современности вплетался богатый опыт народной музыки.
Ряд сочинений конца 1940-х — начала 1950-х годов испытывает влияние поэта Низами Гянджеви — симфоническая поэма «Лейли и Меджнун», симфоническая сюита «Семь красавиц», балет на одноимённую тему, ставший вершиной творчества композитора.
Заслуживает внимание произведение «Осень», написанное на стихи Низами Гянджеви для хора и капеллы. Также под влиянием поэта обработал для голоса и оркестра три теснифа на стихи Низами («Лейли», «Ширин», «Сарандж»).
В 1960-1970-х годах, присутствуя на премьерах своих балетов, побывал в нескольких зарубежных странах.
В 1961 году в связи с исполнением Второй сюиты из балета «Тропою грома» участвовал в Первом Международном фестивале современной музыки в Лос-Анджелесе. В 1963 году Ленинградский Малый Оперный театр с постановкой «Семи красавиц» находился на гастролях в Каире, в связи с чем композитор побывал с визитом в АРЕ.
В 1964 году принял участие в фестивале современной музыки «Варшавская осень».
В 1966 году был избран председателем жюри Второго общесоюзного конкурса дирижёров и в составе делегации мастеров советской культуры и искусства побывал в Испании. В 1969 году, в составе этой же делегации, посетил Японию. В том же году принял участие во всемирном фестивале танца, состоявшемся в Париже. На нём был представлен балет «Семь красавиц» и балетная постановка на музыку симфонической поэмы «Лейли и Меджнун».
В 1973 году избирался членом жюри V Международного музыкального конкурса имени П. Чайковского, участвовал в международном конгрессе по вопросам модальной музыки в Турции.
Экспрессивный, романтически-эмоциональный, красочный стиль композитора тесно связан с принципами народной музыки. Её влияние заметно даже в поздний период его творчества, когда он обратился к более рациональной технике сочинения и экспериментировал с додекафонией (Третья симфония, Скрипичный концерт).
Кара-Караев — вальс из балета «Семь красавиц»
Автор ряда критических статей, некоторые из которых были опубликованы в Баку в 1988 году.
Член ВКП(б) с 1949 года.
Член ЦК КП Азербайджской ССР (с 1960).
Депутат Верховного Совета СССР 5-10-го созывов и депутат Верховного Совета Азербайджанской ССР 4-го созыва.
Академик Академии наук Азербайджанской ССР (с 1959 года).
Член президиума республиканского Комитета защиты мира.
Умер 13 мая 1982 года в Москве. Похоронен на Аллее почётного захоронения в Баку.
В Баку, на стене дома, в котором жил композитор (проспект Бюль-бюля, 21), установлена мемориальная доска.
20 июня 2014 года в Москве в Трёхпрудном переулке, 11/13, в доме, где с 1973 по 1982 год жил Кара Караев, была открыта мемориальная доска (авторы — скульптор Г. Хагверди и архитектор П. Козлов).
Личная жизнь Кары Караева:
Сын — Фарадж Кара оглы Караев (азерб. Fərəc Qara oğlu Qarayev; 19 декабря 1943, Баку), российско-азербайджанский композитор и педагог, профессор, сын азербайджанского композитора Кара Караева, профессор Московской консерватории им. П.И. Чайковского. Народный артист Азербайджана (2018).
Фарадж Караев в день рождения отца всегда бывает в Баку. В этот день рано утром он вместе с близкими друзьями посещает могилу отца на Аллее почетного захоронения. Цветов с собой никогда не берет, поскольку Кара Караев их не любил.
Произведения Кары Караева:
Оперы:
«Айна» (совместно с Д. Гаджиевым, 1941)
«Родина» (Vətən, совместно с Д. Гаджиевым, 1945)
«Нежность» (монодрама по пьесе А. Барбюса, для женского голоса и камерного оркестра, 1972)
Балеты:
«Семь красавиц» (Yeddi Gözəl, 1952)
«Тропою грома» (İldırımlı yollarla, 1958)
«Лейли и Меджнун» (Leyli və Məcnun, 1958)
Музыкальная комедия (оперетта)
«Неистовый гасконец» (по произведениям Э. Ростана, 1973)
Вокально-симфонические сочинения:
«Песня сердца», кантата (сл. Р. Рзы, 1938)
«Песня счастья», кантата (сл. М. Ражма, 1947)
Три ноктюрна для голоса и джазового оркестра (1958)
«Партия наша», кантата (сл. С. Вургуна, 1959)
«Знаменосец эпохи», кантата (сл. С. Вургуна, 1959)
«Ленин», оратория-плакат (сл. Р. Рзы, 1970)
«Гимн дружбы» (сл. Р. Рзы, 1972)
Камерные вокальные сочинения:
Шесть обработок азербайджанских народных песен (1937)
Шесть рубаи на стихи О. Хайяма для голоса и фортепиано (1946)
Романсы на стихи А. Пушкина («На холмах Грузии», «Я вас любил») для голоса и фортепиано (1949)
Пионерская песня о мире (сл. З. Джаббарзаде, 1951)
Песня нефтяников моря (сл. М. Светлова, 1953)
Оркестровые сочинения:
«Поэма радости» для фортепиано с оркестром (1937)
Азербайджанская сюита (1939)
Пассакалия и тройная фуга (1941)
Три симфонии («Памяти героев Великой Отечественной войны» 1943, 1946, 1965)
«Лейли и Меджнун», симфоническая поэма (1947)
Приветственный марш с фанфарами (1948)
Симфоническая сюита из балета «Семь красавиц» (1949)
Албанская рапсодия (1952)
Хореографические картинки (1953)
Сюита из музыки к фильму «Повесть о нефтяниках Каспия» (1953)
Сюита из музыки к фильму «Вьетнам» (1955)
«Дон Кихот», симфонические гравюры (1960)
Три сюиты из музыки к фильму «Покорители моря» (1964)
Классическая сюита для камерного оркестра (1966)
Две сюиты из балета «Тропою грома» (1967)
Концерт для скрипки с оркестром (1967)
Камерные сочинения:
«Царскосельская статуя», фортепианная картина (1937)
Траурная прелюдия (1937)
Трёхголосная фуга (1939)
Три тэснифа для голоса с оркестром (1939)
Азербайджанская рапсодия (1940)
Фуга для струнного квартета (1940)
Два струнных квартета (1942, 1947)
Квартеттино для струнного квартета (1942)
Соната для скрипки и фортепиано (1960)
Две сонатины для фортепиано (1940, 1943)
Цикл «24 прелюдии» для фортепиано (1951-1963)
Двенадцать детских пьес (6-1950, 6-1966)
Сочинения для духового оркестра:
Спортивная сюита (1938)
Азербайджанский марш (1943)
Марш бакинских нефтяников (1951)
Сочинения для оркестра азербайджанских народных инструментов:
Ашугский марш (1944)
Сочинения для эстрадного оркестра:
«Танец» (1957)
«Нергиз-песня» (1957)
Три ноктюрна для голоса и джаз-оркестра (сл. Л. Хьюза, 1958)
Сочинения для хора без сопровождения:
«Колыбельная» (1939)
«Осень» (сл. Н. Гянджеви, 1947)
Музыка к спектаклям драматических театров:
1942 — «Мирза Хаял» М. Джалала
1947 — «Победители» Б. Ф. Чирскова
1949 — «Отелло» У. Шекспира
1949 — «Учитель танцев» Л. де Веги
1955 — «Зимняя сказка» У. Шекспира
1955 — «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского
1956 — «Чудак» Н. Хикмета
1958 — «Бег» М. А. Булгакова
1959 — «Дамоклов меч» Н. Хикмета
1959 — «Маскарад» М. Ю. Лермонтова
1962 — «Бунт женщин» Н. Хикмета и В. Г. Комиссаржевского
1964 — «Антоний и Клеопатра» У. Шекспира
1966 — «Человек бросает якорь» И. А. Касумова
1966 — «Мертвецы» Д. Г. Мамедкулизаде
1968 — «Жизнь Сент-Экзюпери» Л. А. Малюгина
1968 — «Гамлет» У. Шекспира
1969 — «Генрих IV» У. Шекспира
1970 — «Артём» А. А. Хазина
1972 — «Женщина за зеленой дверью» Р. М. Ибрагимбекова
Фильмография Кары Караева:
1977 — Композитор Кара Караев (документальный)
Работы Кары Караева в кино как композитора:
1937 — «Одна из одиннадцати» (документальный)
1943 — «Одна семья»
1944 — «Каспийцы» (документальный)
1948 — «Вечерний концерт» (документальный)
1950 — «Огни Баку»
1950 — «Мингечевир» (документальный)
1953 — «Повесть о нефтяниках Каспия» (документальный)
1955 — «Вьетнам»
1956 — «Урок истории»
1957 — «Двое из одного квартала»
1957 — «Дон Кихот»
1958 — «Её большое сердце»
1959 — «На дальних берегах»
1959 — «Золотой эшелон»
1959 — «Настоящий друг»
1959 — «Покорители моря» (документальный)
1960 — «Маттео Фальконе»
1961 — «Лейли и Меджнун» («Сказание о любви»)
1965 — «Великая Отечественная»
1967 — «Гренада, Гренада, Гренада моя…»
1967 — «Человек бросает якорь»
1968 — «Это голос правды. Композитор К. Караев» (документальный)
1968 — «Третья симфония» (фильм-концерт)
1971 — «Гойя, или Тяжкий путь познания»
1972 — «Правда о республике» (документальный)
1974 — «Гимн дружбы» (документальный)
1975 — «Легенды мира»
1978 — «Кара Караев — 60» (документальный)
1979 — «Композитор Кара Караев. Опус — 78» (документальный)
1982 — «Низами»
1982 — «Семь красавиц» (фильм-балет)
2003 — «Кара Караев» (документальный)
Звания и награды Кары Караева:
— Герой Социалистического Труда (03.02.1978);
— Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (30.04.1955);
— Народный артист Азербайджанской ССР (26.04.1958);
— Народный артист СССР (09.06.1959);
— Ленинская премия (1967) — за балет «Тропою грома»;
— Сталинская премия второй степени (1946) — за оперу «Вэтэн» («Родина»);
— Сталинская премия второй степени (1948) — за симфоническую поэму «Лейли и Меджнун»;
— Государственная премия Азербайджанской ССР имени Мирзы Фатали Ахундова (28.04.1965) — за музыку к спектаклю «Антоний и Клеопатра»;
— Два ордена Ленина (27.10.1967, 03.02.1978);
— Орден Октябрьской Революции (02.07.1971);
— Орден Трудового Красного Знамени (15.09.1961);
— Медаль «За оборону Кавказа» (1944);
— Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946);
— Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)