Биография Анатолий Луначарский

Анатолий Луначарский

Анатолий Васильевич Луначарский. Родился 11 (23) ноября 1875 года в Полтаве — умер 26 декабря 1933 года в Ментоне (Франция). Русский революционер, советский государственный деятель, писатель, переводчик, публицист, критик, искусствовед. Первый нарком просвещения РСФСР (26 октября 1917 — сентябрь 1929). Академик АН СССР.

Анатолий Луначарский родился 11 (23 по новому стилю) ноября 1875 года в Полтаве.

Отец — Александр Иванович Антонов (1829-1885), действительный статский советник.

Мать — Александра Яковлевна Ростовцева (1842-1914).

Брат — Михаил Васильевич Луначарский (1862-1929), кадет, коллекционер книг по искусству.

Брат — Платон Васильевич Луначарский (1867-1904), врач, доктор медицины, участник революционного движения 1904-1905 годов, основатель тульской ячейки РСДРП.

Брат — Яков Васильевич Луначарский (1869-1929), адвокат.

Брат — Николай Васильевич Луначарский (1879-1919), до октября 1917 года был уполномоченным от Союза городов по Киевскому району, в дальнейшем занимался общественной деятельностью. Умер от тифа в Туапсе.

Его родители в браке не состояли.

Отчим — Василий Федорович Луначарский, из дворянского рода Чарнолусских (его фамилия — результат перестановки слогов в фамилии «Чарнолуский»). Был внебрачным сыном полтавского помещика польского происхождения Федора Чарнолусского и крепостной крестьянки и при рождении не получил дворянства; в 1848 году окончил в Нежине Юридический лицей князя Безбородко со степенью кандидата; в 1880-х годах в чине действительного статского советника служил членом Полтавского окружного суда и дослужился до дворянства на государственной службе.

Отчим его усыновил, от него он получил фамилию, отчество и дворянское звание.

У матери и отчима семейная жизнь не задалась, они пытались развестись. Эти сложные семейные отношения матери и отчима отразились на Анатолии, из-за семейных ссор он даже остался на второй год в гимназии.

Во время обучения в Первой мужской гимназии в Киеве он познакомился с марксизмом. Одним из гимназических товарищей Луначарского был Н. А. Бердяев, с которым впоследствии Луначарский полемизировал. В 1892 году как представитель гимназии был включен в состав нелегального общеученического марксистского центра, представителем от Киевского реального училища в котором был В. А. Всеволожский. Вел пропаганду среди рабочих.

В 1895 году, окончив гимназию, отправился в Швейцарию, где поступил в Цюрихский университет.

В университете слушал курс философии и естествознания под руководством Рихарда Авенариуса, изучал труды Карла Маркса и Фридриха Энгельса, а также работы французских философов-материалистов. Большое влияние на Луначарского оказали и позитивистские (идеалистические по оценке Ленина) воззрения Авенариуса, вступавшие в противоречие с марксистскими идеями. Итогом изучения эмпириокритицизма стало двухтомное исследование «Религия и социализм», одной из основных идей которого является связь философии материализма с «религиозными мечтаниями» прошлого. К швейцарскому периоду жизни Луначарского относится и сближение с плехановской социалистической группой «Освобождение труда».

В 1896-1898 годах молодой Луначарский путешествовал по Франции и Италии, а в 1898 году приехал в Москву, где стал заниматься революционной работой. Через год он был арестован и выслан в Полтаву.

Анатолий Луначарский во время ареста

Анатолий Луначарский во время ареста

В 1900 году арестован в Киеве, месяц находился в Лукьяновской тюрьме, отправлен в ссылку — сначала в Калугу, а затем в Вологду и Тотьму.

В 1903 году, после раскола партии, Луначарский стал большевиком.

В 1904 году, по окончании ссылки, Луначарский переехал в Киев, а затем в Женеву, где стал членом редакций большевистских газет «Пролетарий», «Вперед». Вскоре Луначарский становится одним из лидеров большевиков. Сблизился с А. А. Богдановым и В. И. Лениным. Под руководством последнего участвовал в борьбе с меньшевиками — Мартовым, Даном и др.

Участвовал в работе III съезда РСДРП, где выступил с докладом о вооруженном восстании и IV съезда РСДРП (1906).

В октябре 1905 года отправился для агитации в Россию. Начал работать в газете «Новая жизнь»; был вскоре арестован и предан суду за революционную агитацию, но бежал за границу.

В 1906-1908 годах вел художественный отдел журнала «Образование».

К концу 1900-х годов усилились философские разногласия между Луначарским и Лениным, вскоре переросшие в политическую борьбу. В 1909 году Луначарский принял активное участие в организации крайне левой группы «Вперед» (по названию журнала «Вперед», издававшегося этой группой), в которую входили «ультиматисты» и «отзовисты», считавшие, что социал-демократам не место в столыпинской Думе, и требовавших отзыва социал-демократической фракции.

Поскольку фракция большевиков исключила эту группу из своих рядов, в дальнейшем, вплоть до 1917 года, Луначарский пребывал вне фракций. «Луначарский вернется в партию, — говорил Ленин Максиму Горькому, — он менее индивидуалист, чем те двое (Богданов и Базаров). На редкость богато одаренная натура». Сам Луначарский отмечал о своих отношениях с Лениным: «Мы лично не порвали отношений и не обостряли их».

Вместе с другими «впередовцами» участвовал в создании партийных школ для русских рабочих на Капри и в Болонье; для чтения лекций в этой школе приглашались представители всех фракций РСДРП. В этот период он находился под влиянием философов-эмпириокритицистов; был подвергнут Лениным жесткой критике (в работе «Материализм и эмпириокритицизм», 1908). Развивал идеи богостроительства.

В 1907 году Луначарский участвовал в Штутгартском конгрессе Интернационала, затем — в Копенгагенском. Работал обозревателем западноевропейской литературы во многих российских газетах и журналах, высказывался против шовинизма в искусстве.

Луначарский — один из основоположников пролетарской литературы. В своих взглядах на пролетарскую литературу писатель опирался на статью Ленина «Партийная организация и партийная литература» (1905). Принципы пролетарской литературы выдвигаются в статьях «Задачи социал-демократического художественного творчества» (1907), «Письма о пролетарской литературе» (1914). По Луначарскому, пролетарская литература, прежде всего, носит классовый характер, и главное ее назначение — выработка классового мировоззрения; писатель изъявлял надежду на появление «крупных дарований» в пролетарской среде.

Из художественных произведений больше всего написано Луначарским драм; первая из них — «Королевский брадобрей» — написана в январе 1906 году в тюрьме и опубликована в том же году.

В 1907 году созданы «Пять фарсов для любителей», в 1912 году — книга комедий и рассказов «Идеи в масках». Пьесы Луначарского очень философичны и основаны большей частью на эмпириокритических взглядах.

С самого начала Первой мировой войны Луначарский занял интернационалистическую позицию, которая окрепла под влиянием Ленина. Был одним из основателей пацифистской газеты «Наше слово».

В конце 1915 года переехал со своей семьей из Парижа в Швейцарию.

Революция 1917 года

Известие о Февральской революции 1917 года ошеломило Луначарского. 9 мая, оставив семью в Швейцарии, он прибыл в Петроград и вошел в организацию «межрайонцев», избравшую его делегатом Первого Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов. Выступал с обоснованием идеи роспуска Государственной Думы и Государственного совета, передачи власти «трудовым классам народа». 11 июня отстаивал интернационалистские позиции при обсуждении военного вопроса. В июле вошел в редакцию созданной Максимом Горьким газеты «Новая жизнь», с которой сотрудничал с момента своего возвращения.

Вскоре после Июльских дней был обвинен Временным правительством в государственной измене и арестован. С 23 июля по 8 августа находился в тюрьме «Кресты». В это время заочно был избран одним из почетных председателей VI съезда РСДРП(б), на котором межрайонцы объединились с большевиками.

Анатолий Луначарский и Максим Горький

Анатолий Луначарский и Максим Горький

8 августа 1917 на Петроградской конференции фабзавкомов выступил с речью против арестов большевиков. 20 августа стал руководителем фракции большевиков в Петроградской городской думе. Во время Корниловского выступления настаивал на передаче власти Советам.

С августа 1917 года Луначарский работал в газете «Пролетарий» (выходившей вместо закрытой правительством «Правды») и в журнале «Просвещение», вел активную культурно-просветительскую деятельность среди пролетариата. Стоял за созыв конференции пролетарских просветительских обществ.

В начале осени 1917 года избран председателем культурно-просветительской секции и заместителем петроградского городского головы, стал членом Временного Совета Российской Республики. 25 октября на экстренном заседании Петроградского Совета РСД поддержал линию большевиков, выступил с горячей речью, направленной против покинувших заседание правых меньшевиков и эсеров.

После Октябрьской социалистической революции вошел в сформированное II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов правительство в качестве наркома просвещения. В ответ на бомбардировку большевиками исторических памятников Москвы во время вооруженного восстания во второй столице России, покинул пост наркома просвещения 2 ноября 1917 года, сопроводив свою отставку официальным заявлением в Совет народных комиссаров: «Я только что услышал от очевидцев то, что произошло в Москве. Собор Василия Блаженного, Успенский Собор разрушаются. Кремль, где собраны сейчас все важнейшие сокровища Петрограда и Москвы, бомбардируется. Жертв тысячи. Борьба ожесточается до звериной злобы. Что еще будет. Куда идти дальше. Вынести этого я не могу. Моя мера переполнена. Остановить этот ужас я бессилен. Работать под гнетом этих мыслей, сводящих с ума, нельзя. Я сознаю всю тяжесть этого решения. Но я не могу больше».

На следующий день народные комиссары признали отставку «неуместной», и Луначарский отозвал ее.

Был сторонником «однородного социалистического правительства», но, в отличие от В. Ногина, А. Рыкова и других, из Совнаркома на этой почве не выходил. Оставался наркомом просвещения вплоть до 1929 года.

После Октябрьской социалистической революции

По свидетельству Льва Троцкого, Луначарский в качестве наркома просвещения сыграл важную роль в привлечении старой интеллигенции на сторону большевиков.

В 1918-1922 годах Луначарский в качестве представителя Реввоенсовета работал в прифронтовых областях. В 1919-1921 годах — член Центральной ревизионной комиссии РКП(б). Был одним из государственных обвинителей на процессе эсеров в 1922 году. В первые послереволюционные месяцы Луначарский активно отстаивал сохранение исторического и культурного наследия.

Луначарский внес огромный вклад в становление и развитие социалистической культуры — в частности, советской системы образования, издательского дела, театрального искусства и кино. По мнению Луначарского, культурное наследие прошлого принадлежит пролетариату и только ему.

Луначарский выступал как теоретик искусства. Первым его произведением по теории искусства явилась статья «Основы позитивной эстетики». В ней Луначарский дает понятие идеала жизни — свободного, гармоничного, открытого для творчества и приятного для человека существования. Идеал личности — эстетический; он также связан с красотой и гармонией. В этой статье Луначарский дает определение эстетики как науки. Несомненно сильное влияние на эстетические взгляды Луначарского произвели работы немецкого философа Фейербаха и — в особенности — Н. Г. Чернышевского.

Луначарский пытается построить свою теорию на базе идеалистического гуманизма, антидиалектичности. Явления общественной жизни у Луначарского являются биологическими факторами (этот философский взгляд сформировался на основе эмпириокритицизма Авенариуса). Впрочем, спустя годы Луначарский отрекся от многих своих взглядов, изложенных в первой статье. Большому пересмотру подверглись взгляды Луначарского в отношении роли материализма в теории познания.

В качестве историка литературы Луначарский пересматривал литературное наследие с целью культурного просвещения пролетариата, оценивал работы крупнейших русских писателей, их значение в борьбе рабочего класса (сборник статей «Литературные силуэты», 1923).

Луначарский написал статьи о многих писателях Западной Европы; творчество последних рассматривалось им с точки зрения борьбы классов и художественных течений. Статьи вошли в книгу «История западноевропейской литературы в ее важнейших моментах» (1924). Почти все статьи Луначарского эмоциональны; далеко не всегда в исследовании предмета Луначарский избирал научный подход.

Из постоктябрьских драм Луначарского наиболее значительны драмы «Фауст и город» (1918), «Оливер Кромвель» (1920; Кромвель в пьесе представлен как исторически прогрессивная личность; при этом Луначарский отвергает требование диалектического материализма отстаивать точку зрения определенной социальной группы), «Фома Кампанелла» (1922), «Освобожденный Дон-Кихот» (1923), в которых известные исторические и литературные образы получают новую трактовку.

Некоторые пьесы Луначарского были переведены на иностранные языки и шли в зарубежных театрах.

Луначарский занимался просветительской деятельностью в области музыки. Он оставил целый ряд публикаций на эту тему, в том числе статьи в газетах «Новая жизнь», «Пролетарий», «Наше слово», «Вперед» и журнале «Просвещение». Систематического музыкального образования А. В. Луначарский не имел, но с детства любил музыку, много ее слушал и хорошо запоминал. Его можно было бы назвать профессиональным слушателем.

Первый нарком активно помогал и отстаивал у правительства консерваторию. Благодаря ему решились огромное количество проблем, связанных с делами консерватории и ее студентами, педагогами. Например, по просьбе С. Прокофьева Луначарский помог композитору уехать за границу. По просьбе директора консерватории Д. Шостаковичу был назначен академический паек. В особо тяжкий период гражданской войны благодаря Луначарскому консерватория была обеспечена едой, был сделан ремонт.

Луначарский участвовал в организации кружков пролетарских писателей за пределами Советской России, принимал активное участие в работе Пролеткульта.

Анатолий Васильевич Луначарский

Выступал Луначарский также как переводчик (перевод «Фауста» Ленау и др.) и мемуарист (воспоминания о Ленине, о событиях 1917 года в России).

Луначарский был сторонником перевода русского языка на латиницу и считал такой переход неизбежным. В 1929 году Народный Комиссариат просвещения РСФСР образовал комиссию по разработке вопроса о латинизации русского алфавита. Латинизацию решили начать с языков национальных меньшинств.

Не участвуя во внутрипартийной борьбе, Луначарский в конце концов присоединился к победителям, но, по словам Троцкого, «до конца оставался в их рядах инородной фигурой».

Осенью 1929 года был смещен с поста наркома просвещения и назначен председателем Ученого комитета при ЦИК СССР.

Академик АН СССР (1930).

В начале 1930-х годов Луначарский — директор Института литературы и языка Комакадемии, директор ИРЛИ АН СССР, один из редакторов Литературной энциклопедии. Луначарский был лично знаком с такими известными зарубежными писателями, как Ромен Роллан, Анри Барбюс, Бернард Шоу, Бертольт Брехт, Карл Шпиттелер, Герберт Уэллс и другими.

В сентябре 1933 года назначен полпредом СССР в Испанию, куда не смог прибыть по состоянию здоровья. Заместитель главы советской делегации во время конференции по разоружению при Лиге Наций. Скончался 26 декабря 1933 года по пути в Испанию от стенокардии на французском курорте Ментона. Тело кремировано, урна с прахом установлена в Кремлевской стене на Красной площади.

Личная жизнь Анатолия Луначарского:

Первая жена — Анна Александровна Малиновская (1883 — 1959), писательница, дочь учителя, заведующего городским училищем Александра Александровича Малиновского. Сестра революционера и философа Александра Александровича Богданова (Малиновского). Была управляющей детским приютом в Царском Селе. Были женаты в период 1902-1922 годов.

В браке родился сын Анатолий Анатольевич (1911-1943), писатель, журналист, добровольцем ушел на фронт, погиб при высадке десанта в Новороссийске.

Вторая жена — Наталья Александровна Розенель (1902-1962), актриса, переводчица, автор книги мемуаров «Память Сердца». Поженились в 1922 году.

Приемная дочь — Ирина Луначарская (1918-1991), военный инженер-химик, журналист.

Анатолий Луначарский и жена Наталья Розенель

Анатолий Луначарский и жена Наталья Розенель

В 1924 году от внебрачных отношений с балериной Надеждой Надеждиной родилась дочь Галина Луначарская.

Библиография Анатолия Луначарского:

1905 — Этюды критические и полемические;
1905 — Королевский брадобрей: Пьеса;
1906 — Отклики жизни;
1907 — Пять фарсов для любителей;
1912 — Идеи в масках;
1917 — Культурные задачи рабочего класса;
1918 — Александр Николаевич Радищев — первый пророк и мученик революции: речь, произнесенная на открытии его памятника в Петрограде 22 сентября народным комиссаром А. Луначарским: с приложением снимка с памятника Радищева работы Шервуда, его портрета и избранных страниц из книги его: «Путешествие из Петербурга в Москву»;
1918 — Диалог об искусстве;
1918 — Фауст и город: Драма для чтения;
1919 — Великий переворот (Октябрьская революция);
1919 — Культурные задачи рабочего класса. Культура общечеловеческая и классовая;
1919 — Маги: Драматич. фантазия;
1920 — Василиса Премудрая: Драм. сказка;
1920 — Иван в раю: Миф в пяти картинах;
1920 — Оливер Кромвель: Историческая мелодрама;
1921 — Канцлер и слесарь: Пьеса в 10 картинах;
1922 — Искушение: Драматич. сказка в вольных стихах: В 4 сценах;
1922 — Освобожденный Дон Кихот;
1922 — Фома Кампанелла;
1922 — Этюды критические;
1923 — Бомба: Фарс в 1 д.;
1923 — Драматические произведения, тт. I-II;
1923 — Наука, религия, искусство: Сборник статей;
1923 — Основы позитивной эстетики;
1923 — Христианство и марксизм;
1924 — Искусство и революция;
1924 — История западно-европейской литературы в ее важнейших моментах, чч. 1-2;
1924 — Владимир Ильич Ленин;
1924 — Медвежья свадьба: Мелодрама на сюжет Меримэ в 9 карт.;
1924 — Поджигатели: Пьеса в 7-ми картинах;
1924 — Театр и революция;
1924 — Толстой и Маркс;
1925 — Критические этюды: Русская литература;
1925 — Литературные силуэты;
1925 — Мораль с марксистской точки зрения;
1925 — Судьбы русской литературы;
1925 — Этюды критические: Западно-европейская литература;
1926 — Христианство или коммунизм: Диспут с митрополитом А. Введенским;
1926 — Яд: Драма в 5 д. и 6 картинах;
1927 — Вопросы социологии музыки;
1927 — На Западе;
1927 — О культуре на западе и у нас;
1928 — Н. Г. Чернышевский: Статьи;
1928 — О Толстом: Сборник статей;
1928 — Личность Христа в современной науке и литературе (об «Иисусе» Анри Барбюса);
1929 — Банкирский дом: Комедия в I действ в добром старом стиле;
1929 — Баронская причуда: Пьеса в I действ;
1929 — Комета: Пьеса в 1 действ;
1929 — Максим Горький;
1929 — Пушкин и современность;
1933 — Спиноза и буржуазия;
1933 — Религия и просвещение;
1933 — О быте: молодежь и теория стакана воды;
1938 — Статьи о театре и драматургии;
1941 — Статьи об искусстве

Экранизации произведений Анатолия Луначарского:

1918 год — «Уплотнение», в соавторстве с режиссером А. П. Пантелеевым;
1919 год — «Смельчак» (режиссеры: М. С. Нароков, Н. В. Туркин);
1924 год — «Слесарь и канцлер», в соавторстве с В. И. Пудовкиным (режиссер: В. Р. Гардин);
1925 год — «Медвежья свадьба» (по П. Мериме), в соавторстве с Г. Э. Гребнером (режиссеры: В. Р. Гардин, К. В. Эггерт);
1927 год — «Яд», в соавторстве с режиссером Е. А. Ивановым-Барковым;
1928 год — «Саламандра», в соавторстве с Г. Э. Гребнером (режиссер: Г. Л. Рошаль);
1987 год — «Освобожденный Дон Кихот» — кукольный мультфильм режиссера Вадима Курчевского.

Образ Анатолия Луначарского в кино:

1918 — Уплотнение — камео;
1928 — Саламандра — камео;
1957 — Правда — в роли Анатолия Луначарского актер Анатолий Каневский;
1962 — Крах — в роли Анатолия Луначарского актер Лев Золотухин;
1967 — Штрихи к портрету В.И. Ленина — в роли Анатолия Луначарского актер Евгений Евстигнеев;
1968 — Шестое июля — в роли Анатолия Луначарского актер Родион Александров;
1970 — Сердце России — в роли Анатолия Луначарского актер Родион Александров;
1970 — Семья Коцюбинских — в роли Анатолия Луначарского актер Родион Александров;
1970 — Посланники вечности — в роли Анатолия Луначарского актер Родион Александров;
1970 — Поезд в завтрашний день — в роли Анатолия Луначарского актер Родион Александров;

Родион Александров в роли Анатолия Луначарского

Родион Александров в роли Анатолия Луначарского

1982 — Синдикат-2 — в роли Анатолия Луначарского актер Родион Александров;
2005 — Есенин — в роли Анатолия Луначарского актер Авангард Леонтьев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2022 Биография По всем вопросам пишите сюда: info@biojizn.ru