Андрей Платонов

10 ноября 2021

Андрей Платонов

Андрей Платонов. Настоящее имя — Андрей Платонович Климентов. Родился 16 (28) августа 1899 года в Воронеже — умер 5 января 1951 года в Москве. Русский советский поэт и писатель, драматург, киносценарист, журналист, военный корреспондент.

Андрей Климентов, ставший широко известным как Андрей Платонов, родился 16 (28 по новому стилю) августа 1899 года в в Ямской слободе близ Воронежа. Сам он называл днем рождения 1 сентября.

Отец — Платон Фирсович Климентов (1870-1952) работал машинистом паровоза и слесарем в Воронежских железнодорожных мастерских. Дважды Герой труда (1920, 1922), в 1928 году вступил в партию.

Мать — Мария Васильевна Лобочихина (1874/1875 — 1929), дочь часового мастера, домохозяйка. В середине 1930-х Платонов написал рассказ «Третий сын», посвященный Марии Васильевне.

Родители Платонова похоронены на Чугуновском кладбище Воронежа.

В семье было 11 детей. Андрей был старшим сыном, поэтому с детства ему пришлось много трудиться и помогать воспитывать младших братьев и сестер.

В 1906 году Андрей поступил в церковно-приходскую школу.

С 12 лет начал сочинять свои первые стихи.

В 1909-1913 годах учился в городской 4-классной школе. Далее начал работать в губернском отделении страхового общества «Россия». Затем был помощником машиниста на локомобиле в имении Усть полковника Бек-Мармарчева. С 1915 года работал литейщиком на трубном заводе, делал мельничные жернова в воронежских мастерских.

С 1918 года начал сотрудничать с воронежскими газетами «Известия укрепрайона», «Красная деревня». Он публикует стихи, очерки, заметки, рецензии. В журнале «Железный путь» публикуется первый рассказ Платонова — «Очередной».

В 1918 году стал студентом Воронежского университета, учился на физико-математическое отделение, позже перевелся на историко-филологическое. В 1919-м стал студентом электротехнического отделения Воронежского рабочего железнодорожного политехникума. Продолжить учебу помешала Гражданская война — окончил техникум лишь в 1921 году по завершении военных действий.

Добровольцем записался в РККА, служил фронтовым корреспондентом, а затем в главном революционном комитете Юго-Восточных железных дорог, в редакции журнала «Железный путь». Летом 1919 года побывал в Новохопёрске как корреспондент газеты «Известия Совета Обороны Воронежского укрепленного района».

Затем служил помощником машиниста на паровозе для военных перевозок и рядовым стрелком железнодорожного отряда в Части Особого Назначения (ЧОН). Участвовал в боях с казаками.

В 1920 году стал членом РКП(б). Далее был зачислен курсантом губернской советско-партийной школы, но не доучился из-за конфликта с секретарем ячейки. 30 октября 1921 года его исключили из партии за плохую дисциплину.

В 1921 году вышла его первая брошюра — «Электрификация». По окончании техникума Платонов называет электротехнику своей основной специальностью. Опубликованы его стихотворения в коллективном сборнике «Стихи». В Краснодаре выходит книга его стихов «Голубая глубина», о которой высоко отозвался поэт Валерий Брюсов.

Андрей Платонов в молодости

Андрей Платонов в молодости

В 1922 году Платонов поступает на службу в Воронежское губернское земельное управление и возглавляет губернскую Комиссию по гидрофикации. Через несколько лет в губернии появится 763 пруда, 315 шахтных колодцев, 16 трубчатых колодцев и 3 сельские электрические силовые установки. Платонов искал средства на покупку необходимого оборудования, поощрял энтузиастов, самоотверженно трудив­шихся «по пояс в болоте».

В 1923-1926 годах работал инженером-мелиоратором, специалистом по электрификации сельского хозяйства. Заведовал отделом электрификации и руководил строительством трех электростанций, одну из них в селе Рогачёвка потом сожгли кулаки. Выдвинул ряд рационализаторских предложений: проекты гидрофикации края, планы страхования урожаев от засухи.

На Первом Всероссийском мелиоративном совещании в Москве в 1926 году Платонова включили в ЦК профсоюза работников леса и земли.

Андрей Платонов был не только писателем и инженером, но и изобретателем. Первое официально признанное изобретение Платонова — «Устройство для поддержания напряжения в сети постоянным при переменном числе оборотов генератора» (1924). В 1926 году он подал заявку на изобретение «О принципах конструирования первого опытного газового тепловоза», получил патенты на изобретения «Прибор для нанесения плана по данным тахиметрической съёмки» и «Дальномер». В 1933 вместе с братом Петром получил авторские свидетельства на «Приспособление для подвода электрического тока к электрическому нагревательному элементу» и «Компенсационное устройство к весам, у которых вес тела уравновешивается электромагнитной силой». В 1936 Платонов в соавторстве с братом подал заявку на изобретение «Шестерня». Последнее из известных изобретений Платонова — «Электрический сверхъёмкий аккумулятор на принципе сверхпроводимости» — было сделано в 1947. Инженерное творчество Платонова повлияло на его художественные произведения. Он часто описывал людей как механизмы, а машины — как живые существа.

Литературное творчество Андрея Платонова

В середине 1920-х он не только работает, но и много пишет. В декабре 1926 — марте 1927 Платонов работает в Тамбове. Там он создает «Епифанские шлюзы», «Эфирный тракт», «Город Градов».

Летом 1927 года в июньском номере журнала «Молодая гвардия» печатается повесть «Епифанские шлюзы». Следом отдельной книгой выходит одноимённый сборник повестей и рассказов.

Андрей Платонов рассчитывает устроиться на работу в «СовКино». Проект сценария фильма по рассказу «Песчаная учительница» получает положительные отзывы. Однако работу в «Совкино» Платонов не получил, а постановка фильма затянулась на годы.

Осенью 1927 Платонов переезжает в Ленинград, где увлечённо работает над романом «Чевенгур».

Одна из наиболее ярких отличительных черт платоновского творчества — оригинальный, не имеющий аналогов в русской литературе язык. Его часто называют «первобытным», «нескладным», «самодельным». Платонов активно использует прием остранения, его проза изобилует лексическими и грамматическими «ошибками», характерными для детской речи.

В 1927-1930 годы Платонов создает повесть «Котлован» и роман «Чевенгур». Новаторские по языку и содержанию произведения в фантастическом духе изображают строительство нового коммунистического общества. Ни одно из них не опубликовали при жизни писателя.

Писатель Максим Горький очень тепло относился к Платонову, не раз поддерживал его. В 1929 году советский классик читал в рукописи «Чевенгур», показавшийся ему «чрезвычайно интересным». В одном из писем Максим Горький пишет Платонову: «В психике вашей, — как я воспринимаю её, — есть сродство с Гоголем. Поэтому: попробуйте себя на комедии, а не на драме. Не сердитесь. Не горюйте… Всё — минется, одна правда останется».

В 1931 году Андрей Платонов пишет повесть «Впрок», которую опубликовал Александр Фадеев, редактор журнала «Красная новь». Затронув болезненные вопросы первой пятилетки в жанре сатиры, писатель не дал на них однозначных ответов. Но повесть резко критикует сам Сталин. Вождь отметил «тарабарский» язык и «балагурство» повести, а также сатирическое изображение лидеров колхозного движения. В редакцию «Красной нови» Сталин отправил письмо, где охарактеризовал произведение как «рассказ агента наших врагов, написанный с целью развенчания колхозного движения». Сталин требует наказать автора и издателя в постскриптуме: «Надо бы нака­зать и автора и головотяпов так, чтобы наказание пошло им «впрок»».

Фадеев, чтобы исправить ошибку, пишет в «Известиях» разгромную статью «Об одной кулацкой хронике». В «Литературной газете», «Правде» и других изданиях публи­куют разоблачительные статьи, в которых писателя называют «классовым врагом» и «литературным подкулачником». В следующие годы Платонова, фактически оказавшегося в литературной изоляции, почти не печатают, издательства расторгают договоры с ним.

Андрей Платонов пишет покаянные письма в редакции «Литературной газеты» и «Правды» и самому Сталину. 8 июня 1931 года Платонов пишет Сталину письмо с пояснением своей позиции и заверением, что ошибку он осознал: «Перечитав свою повесть, я многое передумал; я заметил в ней то, что было в период работы незаметно для меня самого и явно для всякого пролетарского человека — дух иронии, двусмысленности, ложной стилистики… Зная, что вы стоите во главе этой политики, что в ней, в политике партии, заключена забота о миллионах, я оставляю в стороне всякую заботу о своей личности и стараюсь найти способ, каким можно уменьшить вред от опубликования повести «Впрок»». Сталин поручил «перевоспитание» Платонова Горькому.

Позже, с помощью Фадеева, стремившегося загладить вину, Платонов с семьёй поселяется во флигеле «Дома Герцена», где они и проживут в двух комнатах оставшиеся ему двадцать лет жизни. Там были написаны пьесы «Объявление о смерти» («Высокое напряжение»), «14 красных избушек», «Ученик лицея» и «Ноев ковчег», повести «Ювенильное море» и «Джан», романы «Счастливая Москва» и «Путешествие из Ленинграда в Москву в 1937 году», рассказы «Неодушевленный враг» и «Афродита».

Сам Сталин в 1932 году показал свою заинтересованность Платоновым. 26 октября вождь пришёл на квартиру Горького, дабы встретиться с ведущими литературными авторами. Именно там он назвал советских писателей «инженерами человеческих душ». И первым делом Сталин поинтересовался: «А Платонов здесь есть?».

В 1934 году Платонова благодаря поддержке Горького включили в коллективную писательскую поездку по Средней Азии: это был знак доверия. Из Туркмении писатель привёз рассказ «Такыр», повесть «Джан» и другие произведения. В 1936 году публикуются рассказы «Фро», «Бессмертие», «Глиняный дом в уездном саду», «Третий сын», «Семён», в 1937 году — повесть «Река Потудань».

В это время Платонов сотрудничал с известным философом Георгом Лукачем и также с критиком Михаилом Лифшицем. Это период их совместной работы в журнале «Литературный критик» и связи Платонова с кружком или, как сами участники его называли, течением Лукача-Лифшица. Платонов был включён в философские дискуссии по поводу отчуждения и свободы, ведущиеся в течении.

В январе 1937 года, во время судебного процесса над так называемым «параллельным троцкистским центром», ещё до вынесения приговора, Андрей Платонов опубликовал в «Литературной газете» статью «Преодоление злодейства», в которой обосновывал необходимость смертного приговора для подсудимых: «Разве в «душе» Радека, Пятакова или прочих преступников есть какое-либо органическое, теплотворное начало, — разве они могут называться людьми хотя бы в элементарном смысле? Нет, это уже нечто неорганическое, хотя и смертельно-ядовитое, как трупный яд из чудовища. Как они выносят себя? Один, правда, не вынес, — Томский. Уничтожение этих особых злодеев является естественным, жизненным делом. Жизнь рабочего человека в Советском Союзе священна, и кто её умерщвляет, тому больше не придётся дышать… Могли ли мы, литераторы, в наших книгах предугадать появление или просто разглядеть столь «запакованных» злодеев, как троцкисты? Да, могли, потому что уже довольно давно И. В. Сталин определил их, как передовой отряд контрреволюционной буржуазии».

писатель Андрей Платонов

Во время Великой Отечественной войны писатель добровольцем уходит на фронт рядовым. Но вскоре становится военным журналистом, в звании капитана служит корреспондентом газеты «Красная звезда».

Рассказы Платонова появляются в печати. Его первый военный рассказ «Броня» напечатали в сентябре 1942 года. Он рассказывал о моряке, который изобретал состав сверхпрочной брони. После его гибели становится ясно: броня, «новый металл», «твёрдый и вязкий, упругий и жёсткий» — характер народа. Темы военных произведений Платонова: ратный труд и подвиг русского солдата, изображение античеловеческой сущности фашизма.

В эти годы выходит четыре его книги. Большую известность получают военные рассказы «Одухотворённые люди», «Взыскание погибших», «Смерти нет!», «В сторону заката солнца», а также рассказ «Афродита» — глубокое размышление о собственной судьбе и эпохе.

На фронте Платонов побывал подо Ржевом, на Курской дуге, на Украине и в Белоруссии. Выполняя обязанности военкора, не раз рисковал жизнью. В годы войны Платонову присвоили звание майора. По окончании войны его наградили медалью «За победу над Германией».

Болезнь и смерть Андрея Платонова

К концу войны у Платонова резко ухудшается здоровье. После бомбёжки подо Львовом летом 1944 года в лёгких образовалась каверна и начался туберкулёз. Он не обратил внимания на кашель, лихорадку, повышенную температуру, продолжал выезжать на фронты. Осенью 1944 года в «Красной звезде» получили телеграмму: «Платонов заболел. Последние дни лежит. Работать не может. Как поступить?».

Однако писатель нашел в себе силы вернуться к написанию рассказов, создал целый ряд блестящих портретов советских офицеров.

В феврале 1946 писателя демобилизовали по болезни.

Прикованный к постели прогрессирующей болезнью, Платонов не оставлял работы: после войны в его пересказе вышли русские и башкирские народные сказки. Он написал пьесы «Пушкин в лицее», «Ноев ковчег», семь киносценариев, несколько рассказов о детях и оригинальных сказок, печатавшихся в детских издательствах. В архиве писателя остался незаконченный ещё с 1930-х годов роман «Счастливая Москва».

В 1946 вышел его рассказ «Возвращение» (авт. «Семья Иванова»). Критик Ермилов обвинил автора в «пошлости» и «гнуснейшей клевете на советских людей, на советскую семью, на воинов-победителей, возвращавшихся домой». К критике присоединился Александр Фадеев, который в «Правде» назвал «Семью Иванова» «лживым и грязноватым рассказцем» и «выползающей на страницы печати обывательской сплетней».

В дальнейшем Платонову удалось опубликовать несколько рецензий, пару рассказов в журнале «Огонек», несколько сборников народных сказок в литературной обработке. Последним его прижизненным изданием стала книга русских сказок «Волшебное кольцо» (под общей редакцией Михаила Шолохова, помогавшего Платонову в это время), которая вышла за несколько месяцев до смерти писателя.

Андрей Платонов умер 5 января 1951 в Москве от туберкулёза. Похоронен на Армянском кладбище, за Краснопресненской заставой, рядом с сыном.

Личная жизнь Андрея Платонова:

Жена — Мария Александровна Кашинцева. Родом из Санкт-Птербурга. В 1918 году семья Кашинцевых уехала из голодного, потрясаемого революционными событиями Петрограда сначала в Петрозаводск, а в 1919-м — в Воронеж, где она поступила в университет. В 1921 году она стала работать учительницей в селе.

В том же 1921-м они и познакомились. Для Платонова — с первой их встречи и до конца жизни — Мария (Муся) оставалась его единственной любовью, музой, роковой страстью, счастьем и мукой. Писанье писем к любимой как действие выливалось в своеобразные поэмы в прозе высокого лирического строя. Письма к Марии питают творчество, превращаются в прихотливые эпистолярные сюжеты его прозы, в которых реальное обретает метафизическую перспективу.

Поначалу будущая жена писателя уехала в захолустье, чтобы избежать отношений с Платоновым. Этот «побег от любви» в 1927 году лег в основу рассказа «Песчаная учительница» об учительнице. В основе сюжета — фрагменты биографии Марии Кашинцевой, ставшей прототипом главной героини. По мотивам произведения был снят художественный фильм «Айна».

Андрей Платонов и жена Мария Кашинцева

Андрей Платонов и жена Мария Кашинцева

В 1922 году у них родился сын, которого назвали Платоном — в честь отца писателя.

Официально свой брак они закрепили только в 1943 году. До этого на официальной регистрации, как свидетельствуют письма, настаивал именно Платонов.

Мария Александровна занималась домом, сыном, вела светскую жизнь. Она тоже хотела быть писательницей, желала писательской славы и признания. Но одна из задуманных ей книг о жизни с Платоновым не была написана.

Сын Платон Андреевич Платонов рос болезненным. В возрасте пятнадцати лет в мае 1938 года он был арестован. Поводом для ареста, по одной из версий, стало юношеское баловство. Платон вместе с приятелем написал письмо немецкому журналисту, жившему по соседству в одном доме, с предложением купить важную «информацию». По другой версии, его арестовали по доносу соученика по классу. В сентябре 1938 года Платон Платонов был осуждён и приговорён к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Сын писателя был отправлен для отбывания наказания в Норильлаг. Чтобы вызволить сына из тюрьмы, Платонов писал письма Сталину, наркому внутренних дел Николаю Ежову и его заместителю Михаилу Фриновскому, прокурору СССР Михаилу Панкратьеву и председателю Верхов­ного суда СССР Ивану Голякову.

Андрей Платонов с женой и сыном Платоном

Андрей Платонов жена Мария сын Платон

В октябре 1940 года сын вернулся из заключения, после хлопот друзей Платонова, и благодаря содействию Михаила Шолохова, но неизлечимо больным туберкулезом. Летом 1942 года удалось устроить сына в санаторий, но лечение не помогло. В январе 1943 года Платон Платонов умер. Незадолго до смерти у Платона родился ребенок.

11 октября 1944 года Андрей Платонов и его жена Мария во второй раз стали родителями — у них родилась дочь Мария.

Андрей Платонов с женой и дочерью

Андрей Платонов с женой и дочерью

В 1975 году в журнале «Волга» были напечатаны фрагменты писем Платонова к своей жене. В предисловии к публикации Мария Александровна писала: «Платонов даже в трудные для него времена никогда не замыкался в кругу семьи и не сосредоточивался на себе — он по натуре своей был глубоко неравнодушным и, в подлинном значении этого слова, общественным человеком. Однако, помимо неизменной социальной уверенности, его оптимизм, жизнестойкость и писательскую работоспособность питало, как он сам выразился, „ощущение счастья вблизи родного существа, ибо любовь есть соединение любимого человека со своими основными и искреннейшими идеями — осуществление через него (любимого, любимую) своего смысла жизни“.Писем ко мне А. Платонова сохранилось не много. Я подготовила отдельные фрагменты из них, в которых, на мой взгляд, личное перестает быть только личным и может тронуть читателя глубиной мысли, чистотой и ясностью чувств».

Дочь Мария Андреевна Платонова (11 октября 1944 года — 20 октября 2005 года) — русский литератор, сотрудник Института мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук (с 1992 года), организатор группы «Собрания сочинений Андрея Платонова»; дочь Андрея Платонова и подготовитель его книг к изданию.

В течение своей жизни дочь вела борьбу за наиболее полную публикацию литературного наследия отца, а также увековечение его памяти. Благодаря усилиям Марии Андреевны, впервые в России увидели свет такие произведения Платонова, как «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море», «14 Красных избушек». Ее усилиями в Институте мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, где она работала с 1992 года, была образована группа «Собрания сочинений Андрея Платонова», изданы уникальные «Записные книжки» писателя, подготовлен и вышел в свет первый том научного «Собрания сочинений». Мария Андреевна стала вдохновителем международного платоновского сообщества, а также участником всех Платоновских чтений в ИМЛИ РАН и сопутствующих научных изданий.

Мария Андреевна Платонова умерла 20 октября 2005 года, похоронена 24 октября 2005 года на Армянском кладбище.

Мария Платонова — дочь Андрея Платонова

Мария Андреевна Платонова

Библиография Андрея Платонова:

1920 — рассказ «Чульдик и Епишка»;
1921 — рассказ «Маркун», брошюра «Электрификация»;
1922 — книга стихов «Голубая глубина»;
1926 — рассказы «Антисексус», «Родина электричества», повесть «Епифанские шлюзы»;
1927 — повести «Город Градов», «Сокровенный человек», «Эфирный тракт», рассказы «Ямская слобода», «Песчаная учительница», «Как зажглась лампа Ильича»;
1928 — повесть «Происхождение мастера», пьеса «Дураки на периферии», очерк «Че-Че-О» (в соавторстве с Б. А. Пильняком);
1929 — роман «Чевенгур» (в первой редакции — «Строители страны», 1927);
1929 — рассказы «Государственный житель», «Усомнившийся Макар»;
1930 — повесть «Котлован», «Шарманка» (пьеса);
1931 — бедняцкая хроника «Впрок», пьесы «Высокое напряжение» и «14 красных избушек»;
1933-1936 — «Счастливая Москва» (роман не окончен);
1934 — повести «Мусорный ветер», «Ювенильное море» и «Джан», рассказ «Такыр»;
1936 — рассказы «Третий сын» и «Бессмертие», роман «Македонский офицер» (не завершён);
1937 — рассказы «Река Потудань», «В прекрасном и яростном мире», «Фро», роман «Путешествие из Москвы в Петербург» (рукопись утеряна);
1938 — рассказ «Июльская гроза»;
1939 — рассказ «По небу полуночи», книга «Николай Островский» (не опубликована);
1942 — «Под небесами родины» (сборник рассказов);
1942 — «Одухотворённые люди» (сборник рассказов);
1943 — «Рассказы о Родине» (сборник рассказов);
1943 — «Броня» (сборник рассказов);
1944 — пьеса «Волшебное существо»;
1945 — сборник рассказов «В сторону заката солнца», рассказ «Никита»;
1946 — рассказ «Семья Иванова» («Возвращение»);
1947 — книги «Финист — Ясный Сокол», «Башкирские народные сказки»;
1948 — пьеса «Ученик лицея»;
1950 — «Волшебное кольцо» (сборник русских народных сказок);
1951 — «Ноев ковчег» (незавершённая пьеса-мистерия);
«Неодушевлённый враг», рассказ.

Экранизации произведений Андрея Платонова:

«Айна» (1931) — по произведению Андрея Платонова «Песчаная учительница»;
«Фро» (1964) — по мотивам одноимённого рассказа;
«Родина электричества» (киноальманах «Начало неведомого века») (1967-1987) — по мотивам одноимённого рассказа Андрея Платонова;
«Рабыня» (1968) — по мотивам рассказа «Такыр»;
«Возвращение» (1968) — телеспектакль в постановке Академического театра им. Евгения Вахтангова;
«Житейское дело» (1976) — по одноимённому рассказу Андрея Платонова;
«Три брата» (1981) — по мотивам рассказа «Третий сын» (действие перенесёно в Италию);
«Домой!» (1982) — по мотивам рассказа «Возвращение»;
«Возлюбленные Марии» (1984) — по мотивам «Реки Потудань» (сюжет перенесён в США);
«Одинокий голос человека» (1987) — по мотивам произведений Андрея Платонова «Река Потудань», «Сокровенный человек», «Происхождение мастера»;
«Иван великий» (1987) — по мотивам военных рассказов;
«Маркун» (1989);
«Корова» (1989) — мультфильм по одноимённому рассказу;
«Аризонская мечта» (Arizona Dream) (1993) — идея фильма основана на рассуждении Захара Павловича из романа «Чевенгур»;
«Возвращение» (1997);
«Опять надо жить» (1999) — по мотивам рассказов Андрея Платонова «На заре туманной юности», «В прекрасном и яростном мире», «Сокровенный человек»;
«Случайный взгляд» (2005) — по мотивам повести «Котлован»;
«Отец» (2007) — по мотивам рассказа «Возвращение»;
«Никита» (2011) — по мотивам рассказа «Никита»;
«Железная старуха» (2014);
«Юшка» (2017) — по мотивам рассказа «Юшка»

Награды Андрея Платонова:

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
Медаль «За оборону Москвы»