Эдвард Мунк (Edvard Munch)

23 октября 2021

Эдвард Мунк

Эдвард Мунк (норв. Edvard Munch). Родился 12 декабря 1863 года в Летене, Хедмарк (Норвегия) — умер 23 января 1944 года в Экелю (Норвегия). Норвежский живописец и график, один из первых представителей экспрессионизма. Автор картины «Крик».

Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года в Летене, Хедмарк (Норвегия).

Отец — Кристиан Мунк, военный врач.

Мать — Лаура Катрина Мунк (урожденная Бьельстад).

Имел старшую сестру Юханну Софию. Также у него были две младших сестры — Ингер и Лаура.

Младший брат — Андреас.

Дед был прославленным проповедником. Брат отца — Петер Андреас Мунк — известный историк.

Семья была бедной, хотя и известной в культурных кругах — их дальним родственником был известный художник-неоклассицист, ученик Жака-Луи Давида Якоб Мунк.

Семья часто переезжала с места на место из-за службы отца, а также из-за недостатка денег, что вынуждало их подыскивать более дешевое жилье. Большую часть своих детских лет Мунк провел в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулеза, и ведение хозяйства взяла в свои руки ее сестра, Карен Бьельстад. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза». Под влиянием его наставлений Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада.

Уже в раннем возрасте он демонстрировал свой талант художника.

Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулеза старшая сестра Софи, с которой он был очень близок. Ее смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии — впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки», и ничем не мог помочь умиравшей девушке. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин — «Больная девочка», а также серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Вскоре несчастье постигло и другую его сестру, Лауру — в ее поведении появились странности, со временем становившиеся все более заметными, и спустя некоторое время ей была диагностирована шизофрения.

В 1879 году Эдвард поступил в технический колледж, где показал прекрасные успехи в физике, химии и математике, несмотря на то, что хрупкое здоровье препятствовало полноценному обучению. В следующем году, однако, он принял решение оставить колледж и стать художником — к неудовольствию отца, в глазах которого этот выбор был сомнительным и с материальной, и с моральной точки зрения. На сторону юноши встали тетушка Карен и близкий друг Кристиана Мунка Карл Фредрик Дирикс, а также дальний родственник, влиятельный художник Фриц Таулов.

В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. В этот период его наставником стал художник-натуралист, соратник Фрица Таулова Кристиан Крог. Он ввел Эдварда в круг столичной богемы, центральной фигурой которой был скандальный писатель-анархист Ханс Егер. Мунк познакомился с Егером лишь спустя несколько лет, но они довольно быстро и близко сошлись и впоследствии художник признавал на себе его влияние.

В 1883 году состоялся публичный дебют Мунка — он представил на выставке промышленных товаров и произведений искусства в Дворцовом парке картину под названием «Этюд головы». Осенью того же года он представляет на Осенней выставке выдержанную в реалистическом духе картину «Девушка, разжигающая огонь в печи». В конце 1884 года при сопутствии Фрица Таулова художник получил стипендию, которая позволила ему поехать весной во Францию и посетить Парижский салон.

В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление — прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки». Критики были возмущены выставленным результатом — в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершенным этюдом. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалеванным наброском».

Далее последовали картины, более консервативные по стилю. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», еще одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции».

Эдвард Мунк в молодости

Эдвард Мунк в молодости

В 1889 году он вновь подал заявку на стипендию для поездки в Париж и, не в последнюю очередь благодаря поддержке Эрика Вереншелля, получил ее. Летом Мунк едет с семьей на съемную дачу в маленьком городе Осгорстранне. Осгорстранн станет его излюбленным местом, и через некоторое время он приобретет здесь собственный дом.

Осенью он едет в Париж, куда прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Здесь он начал посещать уроки Леона Бонна, среди студентов которого было много скандинавов. Бонна высоко оценивал способности Эдварда к рисованию, но не одобрял его вольного обращения с цветом. В свободное время Мунк активно ходил на выставки и в музеи, в том числе на экскурсии, посвященные классическому искусству, которые Бонна устраивал для своих студентов. Мунк экспериментирует с различными стилями, многие картины этого периода отмечены влиянием импрессионизма и пуантилизма.

В декабре из Норвегии приходит известие — умер после инсульта отец. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились — Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжелый удар. Письмо пришло слишком поздно, и Эдвард не успел даже на похороны. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестает посещать уроки Бонна, рвет связи с друзьями. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь — результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают». В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода — «Ночь в Сен-Клу» — в ее главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца.

В мае 1890 года Мунк прибывает домой, в Христианию, где проходит выставка его работ — отзывы критиков были, как обычно, смешанными, но в целом более приветливыми, чем прежде. В конце года он снова едет во Францию, но вместо Парижа, где стоит промозглая погода, опасная для его слабых легких, проводит зиму в Ницце. В апреле он заезжает в Париж и посещает Салон Независимых — здесь он, должно быть, видел картины Ван Гога и Гогена, художников, которыми он позднее открыто восхищался.

В этот период окончательно оформляется фирменный «экспрессионистский» стиль Мунка — выразительные линии, упрощенные формы, символичные сюжеты. Вернувшись в Норвегию, он пишет картину «Меланхолия», в которой уже не чувствуется никаких импрессионистских влияний. В течение года появляются на свет первые полотна из будущего цикла «Фриз жизни» — в их числе «Настроение на закате», картина, из которой позднее вырастет «Крик».

В 1892 году в Христиании проходит персональная выставка Мунка, которая неожиданно приводит в восхищение Адельстена Нормана, художника-пейзажиста, имевшего репутацию консерватора. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал — консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников — привел к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона. Мунк, к этому времени привыкший стойко сносить насмешки и ругань со стороны критиков, отнесся к ситуации с нескрываемой иронией.

Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда».

Мунк курсирует между Берлином, Парижем и родной Христианией. В конце 1892 — начале 1893 года у него окончательно оформляется идея «фриза» — серии картин на «вечные» темы любви и смерти. Первым таким «фризом» становится небольшая берлинская выставка под названием «Любовь», на которой был впервые представлен «Крик». Картины с этой выставки позднее войдут в более масштабный «Фриз жизни» — «поэму о любви, жизни и смерти», над которой Мунк работал все 1890-е.

художник Эдвард Мунк

Картина «Крик»

Самая известная работа Мунка — картина «Крик». Существует четыре ее экземпляра, написанных между 1893 и 1910 годами.

Есть несколько вариаций этой работы: две выполнены маслом, одна — пастелью и еще одна в технике литографии. На полотне изображен реально существующий мост, находящийся неподалеку от Осло. Данное место не назвать приятным: там находилась бойня, а рядом с ней — дом для душевно больных, где некоторое время находилась на содержании сестра художника. Мост, изображенный на полотне, был излюбленным местом самоубийц. В центре картины изображена кричащая в муках и отчаянии человекоподобная фигура, на фоне кроваво-красного неба, на заднем фоне виднеется крайне обобщенный пейзаж. Создается крайне давящее впечатление от картины, которое усугубляется кроваво-красным закатом над фьордом. В тот год, когда было написано полотно, небо над Норвегией приобрело столь нехарактерный цвет из-за вулканического пепла, произошло извержение Кракатау.

«Крик» — это сильная боль, отчаяние, собственное бессилие, и очень глубокие чувства, которые люди, как правило, просто не могут передать словами. Таким способом Эдвард Мунк смог перефразировать всю тяжесть человеческого бытия, ангедонии и меланхолии в своем гнетущем и будоражащем образе. Центральная фигура, каждым человеком воспринимается сугубо индивидуально, кто-то видит в ней мумию, кто-то эмбрион новорожденного, инопланетянина, а кто-то даже скелет. На полотне, она закрывает уши руками, как будто пытаясь избавиться от невыносимого и громкого звука. Сам Мунк писал: «Это был крик природы, а также оглушающего пространства вокруг него».

Человек агонизирует из-за раздающегося вокруг него, как выражался сам художник, «крика природы». Мунк описывал свое озарение: «Я шел по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».

Волнообразные линии пейзажа, напоминают эхо, они повторяют закругленные контуры головы фигуры и широко раскрытого рта — создается впечатление, что звук одновременно издается повсюду, со всех сторон.

Первоначально картина называлась «Отчаяние». Охваченный ужасом человек с этой картины стал одним из самых узнаваемых образов в искусстве. В частных руках остается только один вариант картины (1895). Он был продан 2 мая 2012 года на аукционе Sotheby’s за 119,9 миллиона долларов. На тот момент это было самое дорогое произведение искусства, когда-либо проданное на открытом аукционе.

Картина Эдварда Мунка Крик

Картина Эдварда Мунка Крик

Эдвард Мунк Крик

Эдвард Мунк картина Крик

В 1896 году во время путешествия в Париж он встречается с Гогеном, Эмилем Бернаром, Морисом Дени и поэтами-символистами, в частности с Малларме. В это время Мунк обращается к офорту, гравюре на дереве, литографии.

В 1902 году «Фриз жизни» впервые был выставлен в таком виде, каким его задумал художник, в галерее Берлинского Сецессиона. Мунк писал о «симфоническом эффекте», который производила выставка. Здесь художник обзаводится новыми покровителями — Альбертом Коллманом и Максом Линде, которые будут поддерживать его на протяжении долгих лет. Пресса, наконец, начинает мало-помалу принимать его и его работы, берлинские критики хорошо отзываются о выставке.

Его искусство сплошь состоит из символов и аллегорий, излюбленные темы — любовь и навязчивая мысль о смерти, и Мишель Хог справедливо отмечает в своем предисловии к каталогу выставки 1974 года: «Как и многие его современники, Мунк убежден, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстраненностью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена, историческими грезами Гюстава Моро или Беклина».

В начале 1900-х годов из-за неудач в личной жизни Мунк пережил несколько нервных срывов, вступал под странными предлогами в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми.

Личная жизнь Эдварда Мунка

В 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов — невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Милли имела репутацию кокетки и не принимала ухаживаний юноши всерьез, тогда как Эдвард, неопытный в любовных делах, относился к их роману со всей серьезностью, не говоря уж о том, что связь с замужней женщиной означала для него, происходившего из глубоко религиозной семьи, нарушение строжайшего табу. Мунк не написал ни одного портрета Милли, и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят ее образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет».

Милли Таулов

Милли Таулов

В 1892 году в Берлине он знакомится с Станиславом Пшибышевским и его будущей женой — Дагни Юль. Последняя стала для Мунка музой и любовницей.

Дагни Юль

Дагни Юль

У него был бурный роман с актрисой Национального театра Осло Ингсе Вибе.

Ингсе Вибе

Ингсе Вибе

В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Поначалу их отношения были очень теплыми, но со временем страстность и навязчивость Туллы стали утомлять и отпугивать Мунка. В 1902 году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Спустя несколько дней между Мунком и Туллой произошел загадочный инцидент, в результате которого художник прострелил себе руку — по одной из версий, Тулла пригрозила ему самоубийством, и он попытался вырвать у нее револьвер.

По другой версии Тулла разыграла жестокий спектакль. Она надела на себя саван, установила в центре своей комнаты гроб и легла в него. По всей видимости, Мунк, зайдя в помещение, должен был понять, чего потерял, и броситься к ней с мольбами о прощении. Но реакция была обратной: Мунк остолбенел от ужаса. Тогда Тулла выскочила из гроба, размахивая пистолетом. Эдвард попытался прекратить безумную комедию, бросился на вооруженную любовницу. Раздался выстрел в результате которого художник остался без пальца на левой руке и в полном душевном смятении. После этого он на полгода уехал в клинику для душевнобольных.

Художник был госпитализирован, и на этом их отношения с Туллой завершились, но его психическое благополучие было сильно подорвано.

Тулла Ларсен

Тулла Ларсен

Изматывающий роман с Туллой, их бесконечные разрывы и воссоединения, ее попытки суицида и, наконец, инцидент с револьвером дурно сказались на психическом состоянии Мунка: им овладели мысли о кознях, которые строят против него враги, он стал не в меру вспыльчив и подозрителен.

В 1903 году у него завязался роман с виолончелисткой Эвангелиной Маддок, выступавшей под итальянизированным псевдонимом Эва Мудоччи, но их отношения омрачало все более болезненное поведение Мунка. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях.

Эва Мудоччи

Эва Мудоччи

Болезнь и смерть Эдварда Мунка

В 1908 году Эдварда Мунка поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством. Всего он провел там более полугода. За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора Якобсона.

Начиная с конца 1900-x годов стиль художника изменяется в сторону более резкой и грубой манеры. Поздние картины написаны широкими мазками и изобилуют яркими контрастными цветами. Сюжеты становятся более мирными и обыденными, новые картины изображают рабочих, крестьян, жизнь на природе. Одной из самых крупных работ этого периода становится цикл монументальных полотен, украшающих концертный зал Университета Осло (переданы университету в 1916 году).

Одно время ближайшим другом Мунка был известный норвежский скульптор Густав Вигеланд. Но друзья рассорились после того, как Вигеланд получил крупный заказ от муниципалитета, в результате которого возник знаменитый Парк скульптур Вигеланда.

В 1916 году Мунк приобрел располагавшуюся близ столицы виллу Экелю, где прожил всю оставшуюся жизнь. Прилегавшие к вилле обширные земельные владения позволили ему заняться сельским хозяйством, которое стало его увлечением в поздние годы: при помощи работников он выращивал фрукты и овощи, разводил домашнюю птицу.

В 1918 году художник слег с «испанкой», унесшей в те месяцы жизни миллионов человек, но благополучно выздоровел, несмотря на свойственную ему хрупкость здоровья. В 1919 году он написал «Автопортрет после испанки».

Творчество Мунка оказало значительное влияние на развитие искусства XX века, особенно на такие направления, как экспрессионизм и фовизм.

В 1930 году у художника произошло кровоизлияние в стекловидное тело правого глаза, из-за которого он почти полностью прекратил писать, в то же время он рисовал эскизы с отражением последствий этого кровоизлияния в виде искаженных форм.

В 1940 году Норвегия была оккупирована нацистской Германией. Хотя поначалу нацисты превозносили Мунка как «истинно нордического» художника, поздне́е его заклеймили как представителя «дегенеративного искусства». Последние годы художник жил в тревоге, ожидая возможной конфискации своих работ из собственного дома.

Эдвард Мунк умер 23 января 1944 года.

Эдвард Мунк на смертном одре

Эдвард Мунк на смертном одре

Согласно завещанию Мунка, после его смерти все его работы, хранившиеся у него дома, должны были быть переданы городу. Коллекция, включавшая в себя несколько тысяч живописных полотен, рисунков, гравюр и рукописей, составила основу для собрания будущего Музея Мунка, открывшегося в 1963 году. До того, как в 2015 году наследие Мунка перешло в общественное достояние, Музей Мунка выступал как официальный правообладатель в вопросах, связанных с коммерческим использованием его картин.

Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Принадлежавшая художнику рыбацкая хижина в Осгорстранне, где он подолгу жил и работал, сейчас функционирует как дом-музей, вся обстановка которого осталась нетронутой со времен его жизни.

Работы Мунка неоднократно входили в число самых дорогих проданных картин. В 2006 году его гравюра «Двое (Одинокие)» ушла с аукциона за 8.1 млн норвежских крон (1.27 млн долларов США) и стала самой дорогой гравюрой, проданной в Норвегии. В 2013 году одна из версий картины «Крик» была продана на аукционе за $119.9 млн, став самым дорогим на тот момент произведением искусства. Портрет Эдварда Мунка изображен на банкноте в 1000 норвежских крон. В 2013 году в честь стопятидесятилетия со дня рождения Мунка Почта Норвегии выпустила серию марок с репродукциями его работ.

Похищения картин Эдварда Мунка

Картины Мунка неоднократно становились мишенями для злоумышленников. В 1994 году из Национальной галереи был похищен «Крик», но спустя несколько месяцев его удалось вернуть обратно. Как выяснилось, в 1988 году один из преступников уже был приговорен к тюремному заключению за участие в похищении картины «Вампир», которую также вскоре обнаружили и вернули в музей.

22 августа 2004 года двое вооруженных преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». В мае 2006 года трое обвиняемых в краже были приговорены к тюремным срокам, а в августе полиции удалось обнаружить работы. За время нахождения в руках похитителей оба полотна получили повреждения: на них присутствовали царапины и следы от влаги, холсты были надорваны. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщали в музее.

В декабре 2018 года из музея Стенерсена в Осло было похищено 6 работ художника. Среди них: «Смерть Марата», «Омега плачет», «Плачущая девушка у кровати», «Портрет фру Р» и другие.