Эмма Попова

07 ноября 2021

Эмма Попова

Эмма (Эмилия) Анатольевна Попова. Родилась 27 декабря 1928 года в Краснодарском крае — умерла 3 ноября 2001 года в Санкт-Петербурге. Советская актриса театра и кино, педагог. Заслуженная артистка РСФСР (1960). Народная артистка РСФСР (1971). Лауреат Государственной премии СССР (1968).

Эмма Попова родилась 27 декабря 1928 года на казачьем хуторе в Краснодарском крае.

В 1951 году окончила актёрский факультет Ленинградского театрального института, курс Б. В. Зона.

В 1953-1962 годах — актриса Ленинградского драматического театра имени В. Ф. Комиссаржевской. Дебютировала в роли Лизы в водевиле Д. Т. Ленского «Лев Гурыч Синичкин». О ней заговорили после сыгранной в 1953 году роли Тины Наморадзе в «Стрекозе» М. Бараташвили. Вскоре она стала ведущей актрисой театра. Играла как характерные роли, так и лирических героинь. Одной из самых запомнинающихся ролей стала трагическая Вероника в спектакле «Вечно живые» по пьесе В. Розова.

В облике Поповой многие отмечали внешнее сходство с Верой Комиссаржевской. И не случайно в Театре им. Комиссаржевской ей давали роли, некогда сыгранные «чайкой русской сцены» — Лизу Протасову, Варю в «Дикарке» и т.д. В одном из интервью актриса призналась: «Работая в театре, носящем имя великой актрисы, я, естественно, находилась под влиянием этой незаурядной личности, этого огромного трагического таланта. Я даже стала подражать её игре — в меру отпущенных мне сил и способностей. Но потом я почувствовала, что это увлечение — почти фанатическое — начинает подавлять моё актёрское «я», и меня настиг душевный кризис».

Работы Эммы Поповой в Театре имени Комиссаржевской:

«Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского — Лиза;
«Не всё коту масленица» А. Н. Островского — Агния;
«Шельменко-денщик» — Мотря;
«Стрекоза» М. Бараташвили — Тина Наморадзе;
«Дон Хиль Зеленые штаны» Тирсо де Молина. Постановка В. Андрушкевича и З. Корогодского — донья Хуана;
«Вечно живые» В. Розова — Вероника;
«Цимбелин» — Имогена;
«Первый день праздника» Н. Хикмета — Айтэн;
«То, что знает каждая женщина» Дж. Барри — Мэгги Шенд;
«Пятая колонна» Э. Хемингуэя — Анита;
«Дети солнца» А. М. Горького. Постановка М. Сулимова — Лиза Протасова;
«После свадьбы» Д. Гранина — Тоня;
«Дикарка» А. Островского и И. Соловьева. Постановка В. Майковского — Варя.

С 1962 года — актриса Ленинградского Большого драматического театра (БДТ), куда ее пригласил Георгий Товстоногов.

На сцене БДТ Попова дебютировала в роли Ксении Ивановны в «Палате» С. Алёшина и очень скоро стала одной из звёзд товстоноговской труппы. Среди лучших ролей, сыгранных на сцене этого театра, — Анна в «Варварах» А. М. Горького, Ирина в чеховских «Трёх сёстрах», Татьяна в «Мещанах».

Работы Эммы Поповой в БДТ им. М. Горького:

«Палата» С. Алёшина. Постановка Г. А. Товстоногова, Е. А. Лебедева — Ксения Ивановна;
«Варвары» М. Горького. Постановка Г. А. Товстоногова — Анна;
«Три сестры» А. П. Чехова. Постановка Г. А. Товстоногова — Ирина;
«Мещане» М. Горького. Постановка Г. А. Товстоногова — Татьяна;
«Ещё раз про любовь» Э. Радзинского. Постановка Ю. Е. Аксёнова — Наташа;
«Идиот» по Ф. М. Достоевскому (вторая редакция). Постановка Г. А. Товстоногова — Настасья Филипповна;
«Счастливые дни несчастливого человека» А. Н. Арбузова. Постановка Ю. Е. Аксёнова — Зимина Нина Павловна;
«Беспокойная старость» Л. Рахманова. Постановка Г. А. Товстоногова — Марья Львовна;
«Мольер» М. А. Булгакова. Постановка С. Ю. Юрского — Мадлена Бежар;
«Энергичные люди» В. М. Шукшина. Постановка Г. А. Товстоногова — Вера Сергеевна;
«Дачники» М. Горького. Постановка Г. А. Товстоногова — Ольга Алексеевна;
«Фантазии Фарятьева» А. Соколовой. Постановка С. Ю. Юрского;
«Волки и овцы» А. Н. Островского. Постановка Г. А. Товстоногова — Мурзавецкая;
«Порог» А. А. Дударева, постановка Г. С. Егорова — Мать;
«На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского. Постановка Г. А. Товстоногова — Турусина;
«На дне» М. Горького. Постановка Г. А. Товстоногова — Квашня.

В 1968 году актрисе была присуждена Государственная премия СССР за исполнение роли Татьяны в спектакле «Мещане» Большого драматического театра им. М. Горького.

Последней театральной работой Поповой стала Квашня в пьесе М. Горького «На дне» — последнем спектакле Георгия Товстоногова. После его смерти в 1989 году актриса покинула сцену.

В течение ряда лет вела актёрский курс в Институте театра, музыки и кинематографии.

В кино дебютировала в 1957 году в главной роли — Саши Карцевой — в историко-революционной драме «Шторм» по одноимённой пьесе Владимира Билль-Белоцерковского.

Эмма Попова в фильме «Шторм»

Эмма Попова Шторм

Самой известной работой Эммы Поповой в кино стала роль врача Юлии Дмитриевны в военной драме «Поезд милосердия», снятой режиссёром Искандером Хамраевым. Фильм рассказывает о боевых буднях санитарного поезда, в котором встретились разные по характеру, возрасту и привычкам люди. Четыре года по дорогам войны курсирует поезд милосердия, эвакуируя с фронта раненых. Бомбежки, кровь, смерть, короткие минуты отдыха сближают людей, спасающих чужие жизни. Все они становятся одной большой семьей.

Эмма Попова в фильме «Поезд милосердия»

Эмма Попова Поезд милосердия

Несколько раз играла в кино Надежду Крупскую.

На экраны часто выходили экранизации спектаклей с участием актрисы. В частности, она сыграла Веру Комиссаржескую в телеспектакле «Чайка русской сцены».

Последний раз появилась на экране в 1981 году в роли Ульяны в фильме-спектакле «Дело Артамоновых».

Эмма Попова в фильме-спектакле «Дело Артамоновых»

Эмма Попова Дело Артамоновых

В целом в кино снималась мало, отдавая предпочтение театру.

Заслуженная артистка РСФСР (8.03.1960).

Народная артистка РСФСР (1971).

Умерла 3 ноября 2001 года в Доме ветеранов сцены в Санкт-Петербурге. Похоронена на Волковском кладбище.

Актер Сергей Юрский отмечал, говоря об Эмме Поповой: «Те, кто с ней играл, те, кто с ней общался на площадке, знают то, чего никогда не узнают зрители… Партнерам взаимодействовать с этим абсолютом было не просто легко, а возникало ощущение, что тебя подняло, ты находишься на ковре-самолете — и все мы разговариваем уже на совершенно другом уровне».

Актриса Наталья Тенякова говорила: «Идеал этой школы для меня Эмма Попова. Она для меня вообще олицетворение актрисы. Я выше не знаю по той мере чувств, которую она сумела выразить. Много. У меня эта мера другая, я должна сразу уйти от лишнего. Я лучше не доиграю. Только она имела право на «пере», потому что она сама была пере-полнена. Абсолютное бесстрашие в чувстве. Она сама была соткана из этого. Она была — как крона дерева. Она имела право. И я ей верила всегда и во всем».

Личная жизнь Эммы Поповой:

Дважды была замужем.

Первый муж — Наум Бирман, актёр и режиссёр, ее однокурсник. Поженились во время обучения в институте.

В браке родился сын Анатолий Попов, актёр.

Эмма Попова и Наум Бирман

Эмма Попова и Наум Бирман

Второй муж — Александр Гладков (1912-1976), драматург и сценарист, автор пьесы «Давным-давно», по которой Эльдар Рязанов поставил кинокомедию «Гусарская баллада».

Эмма Попова и Александр Гладков

Эмма Попова и Александр Гладков

Фильмография Эммы Поповой:

1957 — Шторм — Саша Карцева
1960 — Госпожа министерша (фильм-спектакль) — Живка Попович
1961 — Коллеги (фильм-спектакль)
1963 — Рембрандт (фильм-спектакль) — Саския ван-Эйленбург, жена Рембрандта
1964 — Совесть не прощает (фильм-спектакль) — Шаиргуль
1964 — Поезд милосердия — Юлия Дмитриевна, врач
1965 — На одной планете — Надежда Крупская
1966 — Смуглая леди сонетов (фильм-спектакль) — королева Елизавета
1967 — Чудаки (фильм-спектакль) — Елена, жена Мастакова
1967 — Домик (фильм-спектакль) — Есаулова, председатель городского исполкома
1968 — Принц Наполеон (фильм-спектакль) — Элеонора Гордон, восторженная поклонница Луи
1968 — Перед бурей (фильм-спектакль) — Софья
1968 — Месяц в деревне (фильм-спектакль) — Наталья Петровна
1968 — Гроза над Белой — Софья Алексеевна Попова, жена М.В. Фрунзе
1968 — Аглая (фильм-спектакль) — Аглая
1969 — Стакан воды (фильм-спектакль) — королева Анна
1970 — Чайка русской сцены (фильм-спектакль)
1970 — Поезд в завтрашний день — Крупская
1971 — Фиеста (фильм-спектакль) — Фрэнсис Клайн, подруга Роберта Кона
1971 — Мещане (фильм-спектакль) — Татьяна, дочь Бессеменова
1972 — Прежде всего — театр (документальный)
1981 — Дело Артамоновых (фильм-спектакль) — Ульяна