Махмуд Алисултанович Эсамбаев. Родился 15 июля 1924 года в селении Старые Атаги (Чеченская АО) — умер 7 января 2000 года в Москве. Советский и чеченский артист балета, эстрадный танцовщик, хореограф, балетмейстер, актер. Народный артист Киргизской ССР (1969). Народный артист СССР (1974). Герой Социалистического Труда (1984).
Махмуд Эсамбаев родился 15 июля 1924 года в селении Старые Атаги (ныне в Грозненском районе Чечни). Выходец из тейпа Ишхой.
О своем отце он рассказывал, что тот прожил 106 лет и женился 11 раз.
Второй женой его отца была еврейка родом из Одессы Софья Михайловна. «Ее и только ее я всегда называю мамой. Она звала меня Мойше», — говорил Эсамбаев.
Танцевать он начал с раннего детства. В возрасте 7-ми лет уже плясал на свадьбах. В 1934 году Чечню посетила актриса Любовь Орлова, которая, увидев его танец, предсказала ему большое будущее.
В 1939-1941 годах учился в Грозненском хореографическом училище. Одновременно танцевал в Чечено-Ингушском государственном ансамбле песни и танца.
В 1941-1943 годах — участник фронтовых бригад, танцевал на передовой, на строительстве оборонительных сооружений, в военных госпиталях. В одну из таких поездок начался обстрел, Махмуд не успел укрыться и получил ранение в ногу. «О танцах забудь», — сказали ему врачи. Но он даже и не думал о такой перспективе, превозмогая боль, он продолжал тренироваться, и в 1943 году вновь стал выходить на сцену.
В 1943-1944 годах — танцор Пятигорского театра музыкальной комедии.
На момент начала депортации чеченцев и ингушей находился в Пятигорске. Ему было предложено остаться жить и работать в этом городе. Однако он отверг это предложение и отправился в депортацию добровольно.
Когда чеченцев переселили в Среднюю Азию, они жили в городе Фрунзе (ныне Бишкек). Ссыльных чеченцев там считали фашистами. Как вспоминал Махмуд, Софья Михайловна сама не доедала, но пыталась прокормить его. «Она ходила в гости к своим знакомым одесситам — Фире Марковне, Майе Исаaковне — они жили побогаче, чем мы. И приносила мне кусочек струделя или еще что–нибудь», — рассказывал он.
В ссылке он стал вести на мясокомбинате кружок, учил танцевать бальные и западные танцы. За это ему платили мешок лошадиных костей. Мать обдирала с них кусочки мяса и делала котлеты напополам с хлебом, кости шли на бульoн.
Махмуд обучился еврейским танцам и песням, выступал на еврейских свадьбах за еду: «Я видел на свадьбе ребе, жениха и невесту под хупой. Потом все садились за стол. Играла музыка и начинались танцы–шманцы. Мамочка говорила: «Сейчас Мойше будет танцевать». Я танцевал раз пять–шесть. Потом она говорила: «Мойше, а теперь пой». Я становился против неё и начинал: «Вы немт мен, ву немт мен, ву немт мен?..» Мама говорила: «Видите, какой это талант!» А ей говорили: «Спасибо вам, Софья Михайловна,что вы правильно воспитали одного еврейского мальчика. Другие ведь как русские — ничего не знают по–еврейски»».
Еще одной женой отца была цыганка, она научила его гадать и воровать на базаре. «Я очень хорошо умел воровать», — признавался Махмуд.
В 1946-1956 годах — солист Киргизского театра оперы и балета во Фрунзе, где он исполнял главные партии в балетах «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» П.И. Чайковского, «Бахчисарайский фонтан» Б.В. Асафьева, танцы в оперных спектаклях.
Партии Махмуда Эсамбаева в Киргизском театре оперы и балета:
- «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева — Гирей;
- «Тарас Бульба» В. П. Соловьёва-Седого по Н. В. Гоголю — Тарас;
- «Лебединое озеро» П. И. Чайковского — Ротбарт;
- «Спящая красавица» П. И. Чайковского — фея Карабос;
- «Анар» В. А. Власова и В. Г. Фере — Кудаке;
- «Красный мак» Р. М. Глиэра — Танцовщик из ресторана;
- «Чолпон» М. Р. Раухвергера — Атаман.
В 1950-е годы оставил академическую сцену и обратился к народному танцу. С 1957 года — солист филармонии Чечено-Ингушской АССР. В 1957 году в Москве состоялся Всемирный молодежный фестиваль, который принес танцору лидерство в двух номинациях и первые медали. Но самым важным было народное признание и знакомство со знаменитым балетмейстером Большого театра. Великая балерина Галина Уланова сказала, что такие таланты, как Эсамбаев, рождаются один раз в тысячелетие.
В 1959 году выступил со своей программой в Москве, затем в составе труппы «Звёзды советского балета» посетил с гастролями Францию, Южную Америку, где имел грандиозный успех.
После зарубежных гастролей создал свой коллектив — уникальный монотеатр танцевальных миниатюр. Создатель первой сольной танцевальной программы в СССР «Танцы народов мира».
Исполнил огромное количество самых разнообразных танцев: «Чабан» (чечено-ингушский, узбекский), «Воин» (башкирский), «Золотой бог» (индийский-бхаратнатьям), ритуальный «Танец огня» на музыку М. де Фальи, «Ла-коррида» (испанский), «Танец с ножами» (таджикский), «Воинственный» (таджикский), «Охотник и орёл» (монгольский), «Павлин» (перуанский), «Свободу Африке» (африканский), «Бамбука» (колумбийский), «Негритянский танец», танцевальные сценки: «Еврейские портняжки», «Автомат», танцевальная новелла «Аве Мария» на музыку Ф. Шуберта и др.
Махмуд Эсамбаев — индийский ритуальный танец «Золотой бог»
Всего за годы танцевальной карьеры исполнил около 100 балетных партий, танцев, хореографических миниатюр.
Махмуд Эсамбаев в кино
С 1961 года снимался в кино.
В 1962-м сыграл сыграл роль главного героя Махмуда Ишхоева, прототипом которого и являлся, в ленте «Я буду танцевать».
В 1973-м исполнил роль чёрного шамана в популярном приключенческом фильме «Земля Санникова».
Махмуд Эсамбаев в фильме «Земля Санникова»
Далее были работы в лентах «Честное волшебное» (Огонь), «Пока бьют часы» (придворный музыкант, «Несравненнейший» Иги-Наги-Туги), «Репортаж из бездны» (учитель), «Приключения маленького Мука» (казначей).
Махмуд Эсамбаев в фильме «Пока бьют часы»
В 1988 году он сыграл главную роль в криминальном фильме «Дорога в ад». Его герой — наркоторговец Керим Рустамович Бакаев по кличке «Шах». «Дорогой в ад» стала жизнь молодых людей Марины и ее брата Олега, пристрастившихся к наркотикам. За их сломанными судьбами стоят люди, которых молодые люди считают своими благодетелями. Наркоторговцы не останавливаются ни перед чем, чтобы расширять рынки сбыта. Угрожая физической расправой, они пытаются втянуть в свой бизнес лаборантку Катю и ее друга водителя-дальнобойщика Алексея.
Махмуд Эсамбаев в фильме «Дорога в ад»
С 1989 года — организатор и президент Международного союза деятелей эстрадного искусства. Академик Международной академии танца. При его активной поддержке в Грозном были построены новые здания драматического театра и цирка.
Избирался депутатом Верховных Советов Чечено-Ингушской АССР (1958, 1962), РСФСР 8-го созыва и СССР 10-го и 11-го созывов.
«У меня пара крыльев — Чечня и Россия», — говорил Эсамбаев, тяжело переживая начало второй Чеченской войны.
В последние годы страдал онкологическим заболевание. За три дня до смерти перенес инсульт. Махмуд Эсамбаев умер 7 января 2000 года в Москве. Похоронен на Даниловском мусульманском кладбище.
В честь Эсамбаева назван астероид 4195 (Esambaev), открытый 19 сентября 1982 года Л.И. Черных.
19 октября 2007 года в пансионате «Лесной городок» в Одинцовском районе Московской области был торжественно открыт первый в России памятник Махмуду Эсамбаеву татарского скульптора Рима Акчурина. В 2009 году бронзовую фигуру Эсамбаева окружили восемь рельефов с изображениями самых ярких образов, созданных им за творческую жизнь.
17 июля 2008 года состоялось торжественное открытие памятника танцору в Грозном, приуроченное к 84-й годовщине со дня его рождения. Памятник установлен у здания Республиканского центра культуры и искусств. Скульптура изготовлена жителем села Бено-Юрт А. Тимерхановым и преподнесена министерству культуры Чеченской Республики в подарок.
11 августа 2009 года проспект Революции в Грозном переименован в проспект имени Махмуда Алисултановича Эсамбаева. Распоряжением Правительства Чеченской Республики от 8 октября 2009 года ансамблю «Даймохк» было присвоено имя Махмуда Эсамбаева.
Имя Махмуда Эсамбаева навечно занесено на плиту в галерее «Звёзды эстрады Российской Федерации» в Москве перед Государственным концертным залом «Россия».
Учрежден Всемирный благотворительный фонд имени Махмуда Эсамбаева.
Личная жизнь Махмуда Эсамбаева:
Жена — Нина Аркадьевна Эсамбаева (урожденная Ханумянц; 1924-2002), по национальности армянка, по профессии врач. Познакомились в 1945 году.
Дочь — Стелла Махмудовна Эсамбаева.
Махмуд Эсамбаев и жена Нина
Махмуд Эсамбаев с женой и дочерью
Махмуд Эсамбаев никогда не снимал свою папаху. Он был единственным человеком в СССР, которому разрешили сфотографироваться на паспорт в головном уборе.
Фильмография Махмуда Эсамбаева:
1961 — В мире танца
1962 — Голубой огонёк-1962 (фильм-спектакль) — исполнитель танца «Автомат»
1962 — Я буду танцевать — Махмуд Ишхоев
1968 — Лебединое озеро — Ротбарт
1969 — Жизнь, ставшая легендой (часть I «Истоки»)
1972 — Вино из одуванчиков (короткометражный) — старьёвщик
1973 — Земля Санникова — чёрный шаман
1975 — На край света… — эпизод
1975 — Честное волшебное — Огонь
1976 — Махмуд Эсамбаев (документальный)
1976 — Пока бьют часы — придворный скрипач Иги Наги Туги
1983 — Приключения маленького Мука — казначей
1984 — Репортаж из бездны — учитель
1984 — Махмуд Эсамбаев. Танец — моя жизнь (документальный)
1988 — Дорога в ад — Керим Рустамович Бакаев («Шах»)
1994 — Увертюра
1994 — Зов предков. Великий Туран — великий шаман Бильге-Оол
Сценарии Махмуда Эсамбаева:
1961 — В мире танца
Награды и звания Махмуда Эсамбаева:
— Герой Социалистического Труда (1984) — за выдающиеся заслуги в развитии советского хореографического искусства и в связи с 60-летием со дня рождения;
— Заслуженный артист РСФСР (1957);
— Народный артист РСФСР (1966);
— Народный артист Киргизской ССР (1969);
— Народный артист СССР (1974);
— Орден Ленина (1984);
— Три ордена Трудового Красного Знамени (1965, 1971, 1981);
— Орден Отечественной войны II степени (1985);
— Орден Дружбы народов (1994) — за выдающиеся достижения в искусстве танца и плодотворную общественную деятельность;
— Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (1999) — за выдающийся вклад в развитие искусства танца;
— Национальная российская музыкальная премия в области зрелищ и популярной музыки «Овация» в номинации «Живая легенда» (1998);
— Золотая и две серебряных медали Всесоюзного фестиваля советской молодежи в Москве (1957);
— Лауреат различных международных конкурсов.