Notice: Функция _load_textdomain_just_in_time вызвана неправильно. Загрузка перевода для домена cyr2lat была запущена слишком рано. Обычно это индикатор того, что какой-то код в плагине или теме запускается слишком рано. Переводы должны загружаться при выполнении действия init или позже. Дополнительную информацию можно найти на странице «Отладка в WordPress». (Это сообщение было добавлено в версии 6.7.0.) in /home/biojizn/web/biojizn.ru/public_html/wp-includes/functions.php on line 6114
Мао Цзэдун - биография, личная жизнь, фото

Мао Цзэдун

25 октября 2021

Мао Цзэдун

Мао Цзэдун (кит. 毛澤東, англ. Mao Tse-Tung). Родился 26 декабря 1893 года в Шаошане (Хунань, Империя Цин) — умер 9 сентября 1976 года в Чжуннаньхай (Сичэн, Пекин, КНР). Китайский революционер, государственный, военный и политический деятель. 1-й Председатель ЦК КП Китая (20 марта 1943 года — 9 сентября 1976 года). Создатель КНР.

Мао Цзэдун родился 26 декабря 1893 года в Шаошане (уезд Сянтань, Чаншаская управа, Хунань, Империя Цин) неподалеку от столицы провинции города Чанша.

Отец — Мао Ичан (毛顺生; 1870-1920), мелкий землевладелец.

Мать — Вэнь Цимэй (文七妹; 1867-1919).

Младшие братья — Мао Цзэминь (毛泽民, 1896-1943) и Мао Цзэтань (毛泽覃, 1905-1935), погибли в борьбе на стороне коммунистов.

Младшая сестра — Мао Цзэхун (毛泽红, 1907-1929) младшая сестра, убита гоминьдановцами.

Три других брата Мао Цзэдуна и одна сестра умерли в раннем возрасте.

Отец был конфуцианцем. Мать — буддистка.

Его имя состоит из двух частей — Цзэ-дун. Цзэ имело двойное значение: первое — «влажный и мокрый», второе — «милость, добро, благодеяние». Второй иероглиф — «дун» — «восток». Имя целиком означало «Облагодетельствующий Восток». Одновременно ребенку по традиции дали и неофициальное имя. Оно должно было использоваться в особых случаях как величательно, уважительное «Юнчжи». «Юн» означает воспевать, а «чжи» — или, точнее, «чжилань» — «орхидея». Таким образом второе имя означало «Воспетая орхидея». Вскоре второе имя пришлось заменить: в нем отсутствовал с точки зрения геомантии знак «вода». В итоге второе имя получилось похожим по смыслу на первое: Жуньчжи — «Орошенная водой орхидея». При несколько ином написании иероглифа «чжи» имя Жуньчжи приобретало и еще один символический смысл: «Облагодетельствующий всех живущих». Его великое имя отражало планы родителей на успешное будущее для своего сына. В детстве Мао звали скромным уменьшительным именем — Ши сань я-цзы, т.е. «Третий ребенок по имени Камень».

Семья была достаточно обеспеченной. С ранних лет он был привязан к матери и вслед за ней стал буддистом, хотя позже отказался от религии.

Мао получил классическое начальное китайское образование в местной школе, которое включало в себя знакомство с учением Конфуция и изучение древнекитайской литературы. С ранних лет много читал, при этом признавался, что не любил классические философские трактаты. В 13 лет бросил школу из-за чрезмерной строгости учителя, который применял суровые методы воспитания и часто бил учеников. Вернулся домой.

Отец рассчитывал, что Мао станет помогать ему вести хозяйство, но сын противился любому физическому труду и все свое свободное время проводил за чтением книг.

Из-за навязанной ему женитьбы с дальней родственницей Ло Исю у него в 1907 году произошел острый конфликт с отцом. От супруги Мао сбежал и впоследствиии этот брак не признавал. Некоторое время жил у знакомого студента. Продолжал увлеченно читать, в частности, штудировал китайскую историографию — «Историческими записками» Сыма Цяня и «Историей династии Хань» Бань Гу.

Осенью 1910 года Цзэдун получил от отца деньги на продолжение образования. Он поступил в Дуньшанскую начальную школу высшей ступени. В школе Мао был встречен враждебно: остальных учеников раздражала его внешность — слишком высокий рост (177 см) и происхождение (большинство учеников были сыновьями крупных землевладельцев), также раздражал его местный сянтаньский диалект. Учился он хорошо. Мао отлично писал сочинения в классической манере. Любил историю и географию. Увлекался трудами китайских реформаторов Лян Цичао и Кан Ювэе. Их идеи конституционного монархизма оказали огромное влияние на Мао.

Синьхайская революция 1911 года застала молодого Мао в Чанша, куда тот в возрасте восемнадцати лет перебрался из Дуншани. Юноша становится свидетелем кровопролитной борьбы различных группировок, а также солдатских восстаний, и на короткое время сам примыкает к армии губернатора провинции. Через полгода он покинул армию, чтобы продолжить обучение, на этот раз в Первой провинциальной средней школе в Чанше. Но там он долго не задержался. Мао посвятил себя самообразованию и полгода занимался в Хунаньской провинциальной библиотеке, основное внимание уделяя географии, истории и философии Запада. Однако недовольный его беззаботной жизнью отец прекратил высылать деньги, пока Мао не обретет достойное занятие. В итоге весной 1913 года был вынужден записаться в студенты только что открытого Четвертого провинциального педагогического училища города Чанша, позже объединенного с Первым провинциальным педагогическим училищем.

В 1917 году вышла его первая статья в журнале «Новая Молодежь».

В училище Мао с друзьями создает общество «Обновление народа», программа которого была «смесью конфуцианства с кантианством». Годом позже он по приглашению своего любимого учителя кантианца Ян Чанцзи, назначенного профессором этики Пекинского университета, перебирается в Пекин, где в библиотеке Пекинского университета работает ассистентом Ли Дачжао, ставшего позже одним из основателей Коммунистической Партии Китая.

В Пекине Мао в числе прочих китайских студентов представилась возможность отправиться на обучение во Францию, к чему он готовился, но впоследствии этим шансом юноша так и не воспользовался: среди многих причин были нелюбовь к физическому труду, которым надо было подрабатывать во Франции, и трудности в изучении иностранных языков. В Пекине на формирование политических взглядов молодого Мао большое влияние оказало знакомство со сторонником марксизма Ли Дачжао и Чэнь Дусю, а также знакомство с идеями анархизма, в частности произведения Петра Кропоткина. После завершения курсов подготовки к обучению во Франции Мао решил остаться в Китае.

Начало политической деятельности Мао Цзэдуна

С марта 1919 года юный Мао путешествует по стране, занимается углубленным изучением трудов западных философов и революционеров, живо интересуется событиями в России и принимает активное участие в организации революционной молодежи Хунани. Зимой 1920 года он посещает Пекин в составе делегации от Национального Собрания провинции Хунань, требующей снятия коррумпированного и жестокого губернатора Чжан Цзинъяо. Делегация не добилась сколь-нибудь значимых успехов, однако в скором времени Чжан потерпел поражение от представителя другой милитаристской клики, У Пэйфу, и был вынужден покинуть Хунань.

5 мая 1920 года он прибыл в Шанхай, намереваясь продолжить борьбу за освобождение Хунани из-под власти тирана, а также за упразднение военного губернаторства. Вопреки его собственным, более поздним заявлениям, согласно которым к лету 1920 года он перешел на коммунистические позиции, исторические материалы свидетельствуют о другом: события в России, общение с приверженцами коммунизма, Ли Дачжао и Чэнь Дусю, имели на Мао большое влияние, однако в то время он все еще не мог до конца разобраться в идеологических течениях и окончательно выбрать для себя одно направление.

Окончательное становление Мао как коммуниста происходит осенью 1920 года. К тому времени он полностью убедился в политической инертности своих соотечественников и пришел к выводу, что лишь революция российского образца способна коренным образом изменить ситуацию в стране. Встав на сторону большевиков, Мао продолжил подпольную деятельность, теперь направленную на распространение марксизма ленинского толка. В середине ноября 1920 года он приступил к строительству подпольных ячеек в Чанша: сначала им была создана ячейка Социалистического союза молодежи, а немного позже, по совету Чэнь Дусю, и коммунистический кружок по типу уже существовавшего в Шанхае.

В июле 1921 года Мао принял участие в учредительном съезде Коммунистической партии Китая. Через два месяца, по возвращении в Чанша, он становится секретарем хунанского отделения КПК.

По причине крайней неэффективности организации рабочих и вербовки новых членов партии в июле 1922 года Мао отстранили от участия во II съезде КПК.

По настоянию Коминтерна КПК была вынуждена вступить в союз с Гоминьданом. Мао Цзэдун к тому времени полностью убедился в несостоятельности революционного движения Китая и на III съезде КПК поддержал эту идею. Поддержав линию Коминтерна, Мао выдвинулся в первые ряды руководителей КПК: на том же съезде он был введен в состав Центрального исполнительного комитета партии из девяти членов и пяти кандидатов, вошел в узкое Центральное бюро из пяти человек и был избран секретарем и заведующим организационным отделом ЦИК.

Вернувшись в Хунань, Мао активно принялся за создание местной ячейки Гоминьдана. Как делегат от хунаньской организации Гоминьдана он принимал участие в I съезде Гоминьдана, который прошел в январе 1924 года в Кантоне.

В конце 1924 года Мао покинул бурлящий политической жизнью Шанхай и вернулся в родную деревню. За несколько недель до проведения IV съезда КПК и 6 февраля 1925 года прибыл в Шаошань.

Гражданская война и Советская Республика в Цзянси

В апреле 1927 года Мао Цзэдун организует в окрестностях Чанша крестьянское восстание «Осеннего урожая». Восстание подавляется местными властями, Мао вынужден бежать с остатками своего отряда в горы Цзинганшань на границе Хунани и Цзянси. Вскоре атаки Гоминьдана принуждают группы Мао, а также разбитых в ходе Наньчанского восстания Чжу Дэ, Чжоу Эньлая и других военных лидеров КПК, покинуть эту территорию.

В 1928 году, после долгих переселений, коммунисты прочно основываются на западе провинции Цзянси. Там Мао создает достаточно сильную советскую республику. Впоследствии он проводит ряд аграрных и социальных реформ — в частности, конфискацию и перераспределение земли, либерализацию прав женщин.

Компартия Китая переживала тяжелый кризис. Число ее членов сократилось до 10 000, из них лишь 3 % относились к рабочим. Новый лидер партии Ли Лисань, вследствие нескольких серьезных поражений на военном и идеологическом фронте, а также разногласий со Сталиным, был исключен из ЦК. На этом фоне позиция Мао, делавшего упор на крестьянство и действовавшего в этом направлении относительно успешно, усиливается в партии, несмотря на частые конфликты с партийной верхушкой. Со своими противниками на локальном уровне в Цзянси Мао расправился в 1930-1931 годах с помощью репрессий, в ходе которых многие местные руководители были убиты или брошены в тюрьмы как агенты вымышленного общества «АБ-туаней». Дело «АБ-туаней» стало, по сути, первой «чисткой» в истории КПК.

Осенью 1931 года на территории 10 советских районов Центрального Китая, контролируемых Китайской Красной армией и близкими ей партизанами, была создана Китайская Советская Республика. Во главе Временного центрального советского правительства (Совета народных комиссаров) встал Мао Цзэдун.

Мао Цзэдун в молодости

Мао Цзэдун в молодости

Великий поход

К 1934 году силы Чан Кайши окружают коммунистические районы в Цзянси и начинают готовиться к массированной атаке. Руководство КПК принимает решение об уходе из данного района. Операция по прорыву четырех рядов гоминьдановских укреплений подготавливается и проводится Чжоу Энлаем — Мао в данный момент снова в опале. Главенствующие позиции после отстранения Ли Лисаня занимают «28 Большевиков» — группа близких к Коминтерну и Сталину молодых функционеров во главе с Ван Мином, проходивших обучение в Москве.

С большими потерями коммунистам удается прорваться через заслоны националистов и уйти в горные районы Гуйчжоу. Во время короткой передышки в городке Цзуньи проходит легендарная партийная конференция, на которой партией были официально приняты некоторые тезисы, представляемые Мао; сам он становится постоянным членом политбюро, а группа «28 большевиков» подвергается ощутимой критике. Партия принимает решение уклониться от открытого столкновения с Чан Кайши путем броска на север, через труднопроходимые горные районы.

Спустя год после начала Великого похода, в октябре 1935 года Красная Армия достигает коммунистического района Шэньси — Ганьсу — Нинся (или, по названию крупнейшего города, Яньань), который решено было сделать новым форпостом Коммунистической Партии. В ходе Великого похода во время военных действий, из-за эпидемии, несчастных случаев в горах и болотах, а также из-за дезертирства коммунисты потеряли более 90 % из того состава, что покинул Цзянси. Тем не менее, им удается быстро восстановить свои силы. К тому времени главной целью партии стала считаться борьба с усиливающейся Японией, которая закрепляется в Манчжурии и пров. Шаньдун. После того, как в июле 1937 вспыхнули открытые военные действия, коммунисты, по указанию Москвы, идут на создание единого патриотического фронта с Гоминьданом.

В самом разгаре антияпонской борьбы Мао Цзэдун инициирует движение под названием «чжэнфэн» («упорядочивание стиля работы»). Причиной тому становится резкий рост партии, пополняющейся перебежчиками из армии Чан Кайши и крестьянами, не знакомыми с партийной идеологией. Движение включает в себя коммунистическую индоктринацию новых членов партии, активное изучение трудов Мао, а также кампании по «самокритике», особенно коснувшиеся главного соперника Мао — Ван Мина, в результате чего среди коммунистической интеллигенции фактически подавляется свободомыслие. Итогом чжэнфэн становится полная концентрация внутрипартийной власти в руках Мао Цзэдуна.

В 1943 году он избирается председателем Политбюро и Секретариата ЦК КПК, а в 1945 году — председателем ЦК КПК. Этот период становится первым этапом формирования культа личности Мао.

Мао изучает классику западной философии и, в особенности, марксизм. На основе марксизма-ленинизма, некоторых аспектов традиционной китайской философии и, не в последнюю очередь, собственного опыта и идей, Мао удается с помощью личного секретаря Чэнь Бода создать и «теоретически обосновать» новое направление марксизма — маоизм. Маоизм задумывался как более прагматичная форма марксизма, которая была бы более приспособлена к китайским реалиям того времени. Главными его особенностями могут быть обозначены однозначная ориентировка на крестьянство (а не на пролетариат), а также великоханьский национализм. Влияние традиционной китайской философии на марксизм в маоистском варианте проявилось в вульгаризации диалектики.

Победа в гражданской войне

В войне с Японией коммунисты действуют успешнее Гоминьдана. С одной стороны это объяснялось отработанной Мао тактикой партизанской войны, позволявшей успешно оперировать в тылу у противника, с другой же основные удары японской военной машины принимает на себя армия Чан Кайши, лучше вооруженная и воспринимаемая японцами как основной противник. В конце войны даже предпринимаются попытки сближения с китайскими коммунистами со стороны Америки, разочаровавшейся в Чан Кайши, испытывающем одно поражение за другим.

К середине 1940-х годов все общественные институты Гоминьдана, включая армию, находятся на крайней стадии разложения. Повсеместно процветает неслыханная коррупция, произвол, насилие. Экономика и финансовая система страны фактически атрофированы.

Категорический отказ Чан Кайши организовывать жизнь в стране после конца войны по демократическим нормам и волна репрессий против инакомыслящих обуславливают полную потерю поддержки Гоминьданом среди населения и даже собственной армии.

19 марта 1947 года Гоминьданом был захвачен город Яньань — «коммунистическая столица». Мао Цзэдуну и всему военному командованию пришлось спасаться бегством. Однако гоминьдановцы не смогли добиться главной стратегической цели — уничтожить основные силы коммунистов и захватить их опорные базы. После этого началась активная фаза гражданской войны, в которой коммунистам удается за 2,5 года овладеть всей территорией континентального Китая, несмотря на поддержку Гоминьдана со стороны США.

Еще до окончания боевых действий в южных провинциях 1 октября 1949 года с ворот Тяньаньмэнь Мао Цзэдун провозглашает образование Китайской Народной Республики со столицей в Пекине. Сам Мао становится председателем правительства новой республики.

Мао Цзэдун и Иосиф Сталин

Мао Цзэдун и Иосиф Сталин

Правление Мао Цзэдуна

Первые годы после победы над Гоминьданом посвящены в основном решению насущных экономических и социальных проблем. Особое значение Мао Цзэдун придает аграрной реформе, развитию тяжелой индустрии и укреплению гражданских прав. Почти все реформы китайские коммунисты проводят по образцу Советского Союза, имевшего в начале 1950-х большое влияние на КНР и оказывавшего ему широкомасштабную экономическую и военную помощь.

Маоистами проводится конфискация земли у крупных землевладельцев; в рамках первой пятилетки с помощью специалистов из СССР осуществляется ряд крупных индустриальных проектов. Во внешней политике начало 1950-х годов для Китая ознаменовалось участием в Корейской войне, на которой за 3 года военных действий погибает около миллиона китайских добровольцев, включая сына Мао.

После смерти Сталина и XX съезда КПСС, в высших эшелонах власти Китая также возникают разногласия по поводу либерализации страны и допустимости критики по отношению к Партии.

Поначалу Мао принимает решение поддержать либеральное крыло, к которому принадлежали Чжоу Эньлай (премьер Госсовета КНР), Чэнь Юнь (зам. председателя КПК) и Дэн Сяопин (генсек КПК). В 1956 году в своей речи «О справедливом разрешении противоречий внутри народа» Мао призывает открыто высказывать свое мнение и участвовать в дискуссиях, бросив лозунг: «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ».

Председатель Партии не рассчитал, что его призыв вызовет шквал критики в отношении КПК и его самого. Интеллигенция и простые люди резко осуждают диктаторский стиль правления КПК, нарушения прав и свобод человека, коррупцию, некомпетентность, насилие. Таким образом, уже в июле 1957 кампания «Ста цветов» сворачивается, и вместо нее провозглашается кампания против правых уклонистов. Около 520 000 человек, подавших голос протеста во время «Ста цветов», подвергаются арестам и репрессиям, по стране прокатывается волна самоубийств.

Большой скачок

Несмотря на все усилия, темпы роста китайской экономики в конце 1950-х годов оставляли желать лучшего.

Производительность сельского хозяйства регрессировала. Помимо этого, Мао беспокоило отсутствие «революционного духа» в народных массах. К решению этих проблем он решил подойти в рамках политики «Трех красных знамен», призванной обеспечить «Большой скачок вперед» во всех областях народного хозяйства и стартовавшей в 1958 году.

Чтобы уже через 15 лет достичь объемов производства Великобритании, предполагалось организовать практически все сельское (а также, частично, и городское) население страны в автономные «коммуны». Жизнь в коммунах была в крайней степени коллективизирована — с введением коллективных столовых частная жизнь и, тем более, собственность были практически искоренены. Каждая коммуна должна была не только обеспечивать себя и окрестные города продуктами питания, но и производить индустриальные продукты, главным образом сталь, которая выплавлялась в маленьких печах на задних дворах членов коммуны: таким образом ожидалось, что массовый энтузиазм восполнит недостаток профессионализма.

Большое значение в продовольственной программе Мао придавал ликвидации во всей стране «четырех вредителей»: крыс, воробьев, мух, комаров. В промежутках между сельскохозяйственными работами крестьянское население должно было активно с ними бороться, что привело, в частности, почти к полному истреблению воробьев.

Политика «Большого скачка» закончилась грандиозным провалом. Качество произведенной в коммунах продукции было крайне низким; обработка коллективных полей шла из рук вон плохо: 1) крестьяне лишились экономической мотивации в своей работе, 2) много рабочих рук было задействовано в «металлургии» и 3) поля оставались необработанными там, где оптимистическая «статистика» предсказывала небывалые урожаи.

Уже через два года производство продуктов питания упало катастрофически. В это время руководители провинций докладывали Мао о небывалых успехах новой политики, провоцируя поднятие планок по продаже зерна и производству «домашней» стали. Критики «Большого скачка», например, министр обороны Пэн Дэхуай, лишались своих постов.

В 1959-1961 годах страну охватил величайший голод, жертвами которого стали, по разным оценкам, от 10 до 45 миллионов человек.

Разрыв с СССР

В 1959 году леворадикальные взгляды Мао приводят к разрыву отношений Китая с Советским Союзом. Мао с самого начала крайне отрицательно относится к либеральной политике Хрущева и, в особенности, к его тезисам о мирном сосуществовании двух систем. Во время «Большого скачка» эта неприязнь выливается в открытую конфронтацию. СССР отзывает из Китая всех специалистов, помогавших поднимать экономику страны, и прекращает финансовую помощь.

лидер КНР Мао Цзэдун

При этом Мао внушал китайцам, что досоветская (до 1917 года) и советская Россия после 1956-1961 годов — это империализм, а императорский Китай и Цинская империя — это не империализм.

Характерен антиревизионистский плакат того периода: «Люди всего мира, объединяйтесь для свержения американского империализма! Долой советский ревизионизм! Долой реакционеров всех стран!».

Внутриполитическая ситуация в Китае также существенно меняется. После катастрофического провала «Большого скачка» многие руководители как высшего, так и локального уровня начинают отказывать Мао в поддержке. Инспекционные поездки по стране Дэн Сяопина и Лю Шаоци (сменившего в 1959 г. Мао Цзэдуна на посту главы государства) выявляют чудовищные последствия проводимой политики, вследствие чего большая часть членов ЦК более или менее открыто переходит на сторону «либералов». Раздаются завуалированные требования отставки председателя КПК.

Вследствие этого Мао Цзэдун частично признает провал «Большого скачка» и даже намекает на свою вину в этом. Сохраняя авторитет, он перестает на время активно вмешиваться в дела руководства страны, наблюдая со стороны, как Дэн и Лю проводят реалистичную политику, в корне расходящуюся с его собственными воззрениями — распускают коммуны, допускают частное землевладение и элементы свободной торговли на селе, существенно ослабляют хватку цензуры.

Одновременно левое крыло партии усиленно укрепляет свои позиции, действуя преимущественно из Шанхая. Так, новый министр обороны Линь Бяо занимается активным насаждением культа личности Мао, особенно в подвластной ему «Народно-освободительной армии». Впервые в политику — поначалу политику культуры — стала вмешиваться Цзян Цин, последняя жена Мао. Она резко атакует демократически настроенных писателей и поэтов Китая, а также авторов «буржуазной» литературы, пишущих без подтекста классовой борьбы.

Культурная революция

В 1965 году в Шанхае от лица леворадикального журналиста Яо Вэньюаня публикуется статья, в которой подвергается уничтожающей критике драма известного историка и писателя, заместителя мэра Пекина У Ханя «Разжалование Хай Жуя» (кит. 海瑞罢官), которая в иносказательной форме, на примере из древности, иллюстрировала царящие в Китае коррупцию, произвол, ханжество и несвободу. Несмотря на старания либерального блока, дискуссия вокруг этой драмы становится прецедентом для начала больших изменений в сфере культуры, а вскоре — и Культурной Революции. Предполагается что образ Хай Жуя иносказательно выражает не что иное как защиту Пэн Дэхуая, разжалованного за свою искреннюю критику политики Председателя.

Несмотря на высокие темпы развития китайской экономики после отказа от политики «Трех красных знамен», Мао не собирается мириться с либеральной тенденцией развития народного хозяйства. Он также не готов предать забвению идеалы перманентной революции, допустить «буржуазные ценности» (преобладание экономики над идеологией) в жизнь китайцев. Тем не менее он вынужден констатировать, что основная масса руководящих кадров не разделяет его мировоззрение. Даже созданный «Комитет по культурной революции» предпочитает поначалу не применять жесткие меры против критиков режима. При таком раскладе Мао решается провести новую глобальную пертурбацию, которая должна была вернуть общество в лоно революции и «истинного социализма». Кроме левых радикалов — Чэнь Бода, Цзян Цин и Линь Бяо, союзником Мао Цзэдуна в этом предприятии должна была стать прежде всего китайская молодежь.

Произведя в июле 1966 году заплыв по реке Янцзы и доказав тем самым свою «боеспособность», Мао возвращается к лидерству, прибывает в Пекин и производит мощную атаку на либеральное крыло партии, главным образом на Лю Шаоци. Чуть позже ЦК по указке Мао утверждает документ «Шестнадцать пунктов», ставший практически программой «Великой Пролетарской Культурной Революции».

Началом ее служат нападки на руководство Пекинского университета лекторши Не Юаньцзы. Вслед за этим студенты и ученики средних школ, в стремлении противостоять консервативным и нередко коррумпированным учителям и профессуре, воодушевившись революционными настроениями и культом «Великого кормчего — председателя Мао», который умело разжигали «леваки», начинают организовываться в отряды «хунвэйбинов» — «красных охранников» (можно также перевести как «красногвардейцев»). В прессе, контролируемой левыми, стартует кампания против либеральной интеллигенции. Не выдержав травли, некоторые ее представители, а также партийные руководители совершают самоубийства.

5 августа Мао Цзэдун опубликовал свою дацзыбао под названием «Огонь по штабам», в которой обвинял «некоторых руководящих товарищей в центре и на местах» в том что они «осуществляли диктатуру буржуазии и пытались подавить бурное движение великой пролетарской культурной революции». Эта дацзыбао, по сути дела, призывала к разгрому центральных и местных партийных органов, объявленных буржуазными штабами.

При логистической поддержке Народной Армии (Линь Бяо) движение хунвэйбинов приобрело глобальный характер. По всей стране проводятся массовые судилища руководящих работников, профессоров, во время которых они подвергаются всяческим унижениям, нередко избиваются. На миллионном митинге в августе 1966 года Мао высказывает полную поддержку и одобрение действиям хунвэйбинов, из которых последовательно создается армия революционного левого террора. Наряду с официальными репрессиями партийных руководителей, все чаще происходят жестокие расправы хунвэйбинов. В числе прочих представителей интеллигенции, подвергся зверским пыткам и покончил жизнь самоубийством известнейший китайский писатель Лао Шэ.

Террор захватывает все области жизни, классы и регионы страны. Не только известные личности, но и простые граждане подвергаются ограблениям, избиениям, пыткам и даже физическому уничтожению, часто под самым ничтожным предлогом. Хунвэйбинами уничтожаются бесчисленные произведения искусства, сжигаются миллионы книг, тысячи монастырей, храмов, библиотек.

Вскоре, помимо хунвэйбинов, организовываются отряды революционной рабочей молодежи — «цзаофани» («бунтари»), причем оба движения дробятся на враждующие группировки, ведущие подчас кровопролитную борьбу между собой. Когда террор достигает своего пика и жизнь во многих городах замирает, против беспорядков решаются выступить региональные руководители и НОА. Стычки военных с хунвэйбинами, а также внутренние столкновения между революционной молодежью поставили Китай под угрозу гражданской войны. Осознав меру воцарившегося хаоса, Мао решает прекратить революционный террор. Миллионы хунвэйбинов и цзаофаней, наряду с партийными работниками, попросту высылаются в деревни. Главное действие культурной революции закончилось, Китай образно (и, частично — в буквальном смысле) лежит в руинах.

IX съезд КПК, который проходил в Пекине с 1 по 24 апреля 1969 года, одобрил первые итоги «культурной революции». В отчетном докладе одного из ближайших соратников Мао Цзэдуна маршала Линь Бяо главное место занимали восхваления «великого кормчего», идеи которого именовались «высшим этапом в развитии марксизма-ленинизма»… Главным в новом уставе КПК являлось официальное закрепление «идей Мао Цзэдуна» в качестве идеологической основы КПК. В программную часть устава вошло беспрецедентное положение о том, что Линь Бяо является «продолжателем дела товарища Мао Цзэдуна». Вся полнота руководства партией, правительством и армией была сосредоточена в руках Председателя КПК, его заместителя и Постоянного комитета Политбюро ЦК.

По окончании культурной революции во внешней политике Китая происходит неожиданный поворот. На фоне крайне напряженных отношений с Советским Союзом (особенно после вооруженного конфликта на острове Даманский) Мао внезапно решается на сближение с Соединенными Штатами Америки, против чего резко выступал Линь Бяо, считавшийся официальным преемником Мао. После культурной революции власть его резко возросла, что беспокоит Мао Цзэдуна. Попытки Линь Бяо вести самостоятельную политику заставляют председателя окончательно разочароваться в нем, против Линя начинают фабриковать дело. Узнав об этом, Линь Бяо 13 сентября 1971 года совершает бегство из страны, но его самолет терпит крушение при невыясненных обстоятельствах над аймаком Хэнтий в МНР.

Уже в 1972 году Китай посещает президент Ричард Никсон.

Великий кормчий Мао Цзэдун

Культ личности Мао Цзэдуна

Культ личности Мао Цзэдуна зарождается еще во время Яньаньского периода в начале сороковых годов. Уже тогда на занятиях по изучению теории коммунизма используются главным образом труды Мао. В 1943 году начинают выходить газеты с портретом Мао на передовице, а вскоре «идеи Мао Цзэдуна» становятся официальной программой КПК. После победы коммунистов в гражданской войне плакаты, портреты, а позже и статуи Мао появляются на площадях городов, в кабинетах и даже в квартирах граждан. Однако до гротескных размеров культ Мао был доведен Линь Бяо в середине 1960-х годов. Тогда был впервые опубликован цитатник Мао — «Красная книжечка», ставшая впоследствии Библией культурной революции. В пропагандистских сочинениях, как, например, в «Дневнике Лэй Фэна», громких лозунгах и пламенных речах культ «вождя» форсировался до абсурда. Толпы молодых людей доводят себя до истерии, выкрикивая здравицы «красному солнцу наших сердец» — «мудрейшему председателю Мао». Мао Цзэдун становится фигурой, на которой в Китае сосредотачивается практически все.

В годы культурной революции в стране царствовал настоящий психоз: хунвэйбины избивали велосипедистов, осмелившихся появиться без изображения Мао Цзэдуна; пассажиры автобусов и поездов должны были хором повторять выдержки из сборника изречений (цитатника) Мао; классические и современные произведения уничтожались; книги сжигались, чтобы китайцы могли читать только одного автора — «великого кормчего» Мао Цзэдуна, издававшегося в десятках миллионов экземпляров.

Смерть Мао Цзэдуна

С 1971 года Мао сильно болел и нечасто выходил на публику. После гибели Линь Бяо за спиной стареющего Председателя проходит внутрифракционная борьба в КПК. Друг другу противостоят группировка «левых радикалов» (во главе с лидерами культурной революции, так называемой «бандой четырех» — Цзян Цин, Ван Хунвэнь, Чжан Чуньцяо и Яо Вэньюань) и группировка «прагматиков» (во главе с умеренным Чжоу Эньлаем и реабилитированным Дэн Сяопином). Мао Цзэдун старается поддерживать равновесие власти между двумя фракциями, допуская, с одной стороны, некоторые послабления в области экономики, но и поддерживая, с другой стороны, массовые кампании ультралевых, например, «Критику Конфуция и Линь Бяо». Новым преемником Мао стал считаться Хуа Гофэн, принадлежащий к умеренным левым.

Борьба между двумя фракциями обостряется в 1976 году после смерти Чжоу Эньлая. Его поминки вылились в массовые народные демонстрации, на которых люди выражают почтение покойному и протестуют против политики левых радикалов. Беспорядки жестоко подавляются, Чжоу Эньлай посмертно клеймится как «каппутист» (то есть сторонник капиталистического пути — ярлык, использовавшийся во время культурной революции), а Дэн Сяопин отправляется в ссылку. К тому времени Мао уже серьезно болен болезнью Паркинсона и не в состоянии активно вмешиваться в политику.

После двух тяжелых инфарктов 9 сентября 1976 года в 00:10 по пекинскому времени на 83-м году жизни Мао Цзэдун скончался.

На похороны «Великого кормчего» пришло более миллиона человек. Тело покойного подверглось бальзамированию по разработанной китайскими учеными методике и выставлено для обозрения год спустя после смерти в мавзолее, сооруженном на площади Тяньаньмэнь по распоряжению Хуа Гофэна.

Мао оставил своим преемникам страну в глубоком, всеобъемлющем кризисе. После «Большого скачка» и культурной революции экономика Китая стагнировала, интеллектуальная и культурная жизнь были разгромлены левыми радикалами, политическая культура отсутствовала вовсе, ввиду чрезмерной общественной политизации и идеологического хаоса. Особенно тяжким наследием режима Мао следует считать искалеченные судьбы десятков миллионов людей во всем Китае, пострадавших от бессмысленных и жестоких кампаний. Подсчеты количества жертв маоистского режима сильно разнятся. Только в ходе культурной революции погибло, по разным данным, до 20 миллионов человек, еще 100 миллионов так или иначе пострадали в ее ходе. Количество жертв «Большого скачка» было еще большим, но ввиду того что большая часть из них приходилась на сельское население, неизвестно даже приблизительное число, характеризующее масштаб катастрофы.

В то же время Мао, получив в 1949 году малоразвитую, погрязшую в коррупции, анархии и общей разрухе аграрную страну, за малые сроки сделал из нее достаточно мощную, независимую державу, обладающую атомным оружием. В годы его правления процент неграмотности снизился с 80 % до 7 %, продолжительность жизни увеличилась в 2 раза, население выросло более чем в 2 раза, индустриальная продукция — более чем в 10 раз. Ему удалось объединить Китай, а также включить в него Внутреннюю Монголию, Тибет и Восточный Туркестан. Идеология маоизма также оказала большое влияние на развитие левых, в том числе террористических движений во многих странах мира — Красных Кхмеров в Камбодже, Сияющего Пути в Перу, революционное движение в Непале, коммунистических движений в США и Европе.

Китай после смерти Мао в своей экономике далеко отошел от идей Мао Цзэдуна, сохранив коммунистическую идеологию. Реформы, начатые Дэн Сяопином в 1979 году и продолженные его последователями, де-факто сделали экономику Китая капиталистической, с соответствующими последствиями для внутренней и внешней политики.

В Китае персона Мао оценивается крайне неоднозначно. С одной стороны, часть населения видит в нем героя Гражданской Войны, сильного правителя, харизматическую личность. С другой стороны, многие люди не могут простить Мао жестокости и ошибок его массовых кампаний, особенно культурной революции. Сегодня в Китае разрешено открыто высказываться о роли Мао в современной истории страны, допускаются рассуждения о негативных аспектах его правления, однако слишком резкая критика не приветствуется и пресекается. В КНР официальной формулой оценки его деятельности остается мнение, данное самим Мао как характеристика деятельности Сталина (как ответ на разоблачения в тайном докладе Хрущева): 70 % побед и 30 % ошибок.

Мао Цзэдун был мастером каллиграфии, сохранилось множество записанных его рукой стихотворений поэтов Древнего Китая. В 2010 году в КНР была выпущена книга, трехтомник с 500 рукописными работами Мао Цзэдуна, из них 98 — стихотворения древнекитайских поэтов.

Фактически Мао Цзэдун превратился в современном Китае в коммерческий бренд. В КНР ежегодно продают десятки миллионов сувениров с изображением Мао, которые в значительной части экспортируются за рубеж. Особое значение данный бренд имеет для внешней политики Китая: хотя во внутренней политике от большинства идей Мао китайцы давно отошли, в других странах они по-прежнему оказывают поддержку маоистским группам, используя их деятельность как инструмент своей политики.

Рост Мао Цзэдуна: 177 сантиметров.

Личная жизнь Мао Цзэдуна:

Четыре раза был женат.

Первая жена — Ло Исю (罗一秀, 1889-1910), имела дальние родственные связи с Мао Цзэдуном. Формально была его супругой с 1907 года. Брак был ему навязан отцом. По словам Мао Цзэдуна, жену он не принял и жить с ней отказался. «Я никогда не жил с ней — ни тогда, ни после. Я не считал ее своей женой», — говорил он спустя годы Эдгару Сноу. Вскоре после свадьбы Мао сбежал из дома и около полугода прожил в гостях у одного знакомого безработного студента в Шаошани.

Вторая жена — Ян Кайхуэй (杨开慧, 1901-1930). Ее отцом был Ян Чанцзи, руководитель Хунаньского первого педагогического училища и один из любимых учителей Мао.

В сентябре 1918 года Мао приеезжает из Хунаня в Пекин с несколькими единомышленниками. По прибытии они остановились в маленьком домике Янов на севере города. Здесь Мао вновь встретил Кайхуэй. Ее внешность произвела впечатление на Мао и его друзей. Позже Кайхуэй рассказывала, что «безумно влюбилась в него, когда услышала о его многочисленных достижениях», но не сразу поняла свои чувства. Она продолжала «надеяться и мечтать», и решила, что никогда не выйдет замуж за кого-либо, кроме Мао.

Были в браке с 1921 по 1927 год.

У них было трое детей: Мао Аньин, Мао Аньцин и Мао Аньлун. Мао Аньин погиб в ходе Корейской войны, а Мао Аньцин работал переводчиком в аппарате ЦК Компартии Китая.

В октябре 1930 года военачальник Гоминьданя Он Цзянь захватил Ян Кайхуэй и ее сына Мао Аньина. От Ян требовали публично отказаться от Мао Цзэдуна и КПК, но она отвергла эти требования даже несмотря на пытки. Ян Кайхуэй была казнена в Чанше 14 ноября 1930 года в возрасте 29 лет.

Ян Кайхуэй — вторая жена Мао Цзэдуна

Ян Кайхуэй вторая жена Мао Цзэдуна

Третья жена — Хэ Цзычжэнь (贺子珍, 1910-1984). Окончила Юнсиньскую школу для девочек и присоединилась к Коммунистической партии Китая в 1926 году. Познакомились в горах Цзинганшань весной 1928 года. Когда они поженились, Мао еще не успел развестись со своей второй женой Ян Кайхуэй и она еще не была к тому моменту арестована. Были в браке с 1928 по 1939 год.

У них родились дети: Сяо Мао (род. 1932, потерян в 1934), Ли Минь (李敏, род. 1936), сын (1939-1940). Двое других детей были оставлены в чужих семьях во время гражданской войны в 1929 и 1935 годах. Предпринятые позже многократные попытки поиска ни к чему не привели.

Четвертая жена — Цзян Цин (江青, 1914-1991), известна также по сценическому имени Лань Пин (кит. 蓝苹), китайская актриса.

В 16 лет присоединилась к труппе бродячих актеров. В 30-х выступала в шанхайском театре, снималась в кино, ездила с концертной бригадой по стране. В 1933 вступила в КПК. Однако через два месяца, когда ее муж был брошен в тюрьму, бежала в Шанхай. Осенью 1934 года ее арестовали, но через три месяца без всяких объяснений выпустили. Вскоре под псевдонимом Лань Пин она начала выступать на шанхайской театральной сцене и в кино. Особенно ей удался образ Норы в спектакле по пьесе Г. Ибсена «Кукольный дом». Лань Пин стала известной провинциальной актрисой, также снималась в фильмах.

В 1937 году она направилась в Яньань, где познакомилась с Мао Цзэдуном и в 1938 г. стала его четвертой женой. Она стала регулярно посещать лекции Мао и выступать на представлениях пекинской оперы, потом они стали тайно встречаться, ранее Мао Цзэдун отправил свою жену Гуйюань в СССР на лечение. К моменту женитьбы на Цзян Цин был оформлен развод Мао с его предыдущей женой.

В 1940 году у них родилась дочь Ли На (李讷).

Цзян Цин играла большую роль в руководстве Культурной революцией. После смерти Мао в 1976 была причислена к Банде четырех и попала под показательный процесс, на нее взвалили ответственность за преступления периода Культурной революции и прочие «ошибки» периода правления Мао. Хуа Гофэн при этом предъявил ей обвинения в контрреволюционной деятельности совместно с Линь Бяо, что было оформлено в обличительном документе «Контрреволюционная группа Линь-Цзян».

Сама Цзян Цин скрывала ряд фактов своей биографии, а иногда жестоко устраняла свидетельства. Когда «Банда четырех» была разоблачена, началась кампания по поиску порочащих ее материалов. Поэтому по биографии Цзян Цин существуют немало противоречивых материалов, в которых не сходятся даты и факты. Кроме того про Цзян Цин ходило большое количество слухов и домыслов, о ней было написано огромное количество книг, снято много фильмов, ее образ стал нарицательным как образ жестокой и хитрой женщины, пробивающей путь наверх любыми средствами.

На процессе приговорена к смертной казни, замененной на пожизненное заключение; освобождена по медицинским показаниям (рак горла) и вскоре после освобождения повесилась в больнице.

Мао Цзэдун и жена Цзян Цин

Мао Цзэдун и Цзян Цин

Мао Цзэдун и жена Цзян Цин

Библиография Мао Цзэдуна:

1937 — «О практике» (實踐論)
1937 — «Относительно противоречий» (矛盾論)
1937 — «Против либерализма» (反對自由主義)
1938 — «О затяжной войне» (論持久戰)
1940 — «О новой демократии» (新民主主義論)
1942 — «О литературе и искусстве»
1944 — «Служить народу» (為人民服務)
1949 — «Методы работы партийных комитетов»
1957 — «О правильном разрешении противоречий внутри народа» (正确处理人民内部矛盾问题)
1960 — «Довести революцию до конца»