Notice: Функция _load_textdomain_just_in_time вызвана неправильно. Загрузка перевода для домена cyr2lat была запущена слишком рано. Обычно это индикатор того, что какой-то код в плагине или теме запускается слишком рано. Переводы должны загружаться при выполнении действия init или позже. Дополнительную информацию можно найти на странице «Отладка в WordPress». (Это сообщение было добавлено в версии 6.7.0.) in /home/biojizn/web/biojizn.ru/public_html/wp-includes/functions.php on line 6114
Мишель Легран (Michel Legrand) - биография, личная жизнь, фото

Мишель Легран (Michel Legrand)

23 октября 2021

Мишель Легран

Мишель Жан Легран (фр. Michel Jean Legrand). Родился 24 февраля 1932 года в Париже — умер 26 января 2019 года в Париже. Французский композитор, пианист, аранжировщик, дирижёр и певец армянского происхождения. Обладатель премии «Оскар».

Мишель Жан Легран родился 24 февраля 1932 года в Париже в семье музыкантов.

Отец — Раймон Легран, композитор, дирижёр, руководитель одного из оркестров варьете.

Мать — Марсель Тер-Микаэлян, пианистка, происходившая из знатной армянской семьи.

О своем происхождении рассказывал: Мои предки, коренные армяне, покинули родину, как только начались погромы. Они пешком дошли до Франции. Дедушке моему, Саркису Тер-Микаеляну, в ту пору было всего 9 лет. Он вырос, женился на француженке Анриетте Рюзэ и произвел на свет четверых детей — троих мальчиков — Жоржа, Жака и Пьера, и одну девочку, Марсель. Вот она-то и стала моей мамой. Когда выросла, вышла замуж за музыканта Раймона Леграна».

Сестра — Кристиан, певица и актриса, озвучивала главные женские роли в фильме «Шербургские зонтики».

Племянница — Виктория Легран, участница балтиморского дрим-поп дуэта «Beach House».

Свое детство считает несчастным: «Если бы вы попросили меня подобрать цвет к воспоминаниям о моем детстве, я выбрал бы серый. А если надо было подыскать ощущение, я бы сказал — одиночество. Не люблю свое детство, так уж сложилось. Мой отец был авантюристом во всех смыслах этого слова, он быстро оставил нашу семью. Маме пришлось осваивать роль «главы семейства» — у нее даже голос изменился, стал звучать как-то мужественно. Она походила на маленького хрупкого генерала. Все время в действии, в напряжении, все время в работе, на страже. Она требовала от нас жесткого повиновения, не позволяла сюсюкать, не признавала поцелуйчиков и ласк, просила называть себя «их мать». Да, вот такое странное обращение, смысла которого я ни тогда, ни сейчас понять не могу. Так что когда мы, дети, приезжали-уезжали-просыпались, всегда именно так ей и говорили: «Доброе утро, их мать». Или «До свидания, их мать»».

По его словам, воспитывался в женском окружении, без отца и без деда. «Мой горизонт состоял из трех женщин — сестры, бабушки и матери, и я считал это нормальным. Денег лишних в доме никогда не было, так что моим детским мечтам не суждено было сбыться никогда».

Сильно болел. «В детстве я жил в ожидании своей скорой смерти. Мама как-то повела меня на консультацию к специалистам, и те обнаружили у меня редкое заболевание — надлом грудной кости, проще говоря, дырку в груди. Своими ушами слышал приговор: «Бедная мадам, ваш малыш долго не проживет!» Но мама руки не опустила, отыскала специалистов где-то на севере французского региона Нор-Па-де-Кале, в Берке, которые занимались лечением подобных патологий при помощи ледяного воздуха. И стала меня туда возить на целое лето».

В школе, по его словам, был замкнутым: «я боялся соучеников и учителей, постоянно жил в ожидании пинка, оплеухи, обидного замечания». И его убежищем от мира стало чтение приключенческих романов и прослушивание радио.

Первый музыкальный опыт Легран получил у своего отца. С детства был знаком с Эдит Пиаф и Морисом Шевалье.

«В 20 лет я еще не знал, чем конкретно буду заниматься. Концертировать, играя классическую музыку, которую до меня исполняли сотни и сотни других музыкантов, было скучно. Может, самому сочинять симфонические произведения? Или писать музыку к фильмам? Меня ничего по-настоящему не устраивало. И я принял решение не принимать никакого решения. Просто ждать своего часа. А пока работал на подхвате — играл перед киносеансами в пригородных кинотеатрах, получая по 5 франков за сеанс», — вспоминал музыкант.

Мишель Легран в молодости

Мишель Легран в молодости

Учился в Парижской консерватории, после окончания которой в 1952 году отправился в турне по США.

Начиная с 1953 года начал писать музыку к кинофильмам, неоднократно работал с такими режиссёрами, как Жак Деми и Жан-Люк Годар. Наибольшую известность ему принёс музыкальный фильм «Шербурские зонтики» (1964, режиссёр Жак Деми).

Вокальные партии двух героинь фильма — Женевьевы (Катрин Денёв) и её матери (Анна Вернон) исполнила сестра композитора Кристиан.

«Моя сестра исполнила в этом фильме арии не только Женевьев, главной героини, но и её матери, которую сыграла Анна Вернон», — говорил Легран.

С конца 1960-х годов начал работать в британском кино, а затем — и в Голливуде.

Как джазовый пианист работал с произведениями Джанго Рейнхарда и Бикса Бейдербека.

В 1958 году записал альбом с Дональдом Бирдом, Джоном Колтрейном и Беном Вебстером, в 1978 году — альбом Le Jazz Grand, а в 1991 — альбом Dingo, за который удостоился премии «Грэмми». Параллельно выступал как дирижёр и пианист классической музыки.

Мишель Легран — трижды лауреат премии «Оскар» в номинациях за лучшую песню и лучшую музыку к фильму.

Всего номинировавшись шесть раз, он получил «Оскар» в 1969 (The Windmills of Your Mind, «Афера Томаса Крауна» — лучшая песня), 1972 («Лето 42-го», лучший оригинальный саундтрек) и 1984 («Йентл», лучшая запись песен к фильму) годах.

Композитор является лауреатом премий BAFTA и «Золотой глобус» (на которую номинировался восемь раз), также три раза номинировался на премию «Сезар».

Из США в итоге уехал, вернулся в Париж. «Лос-Анджелес — страна вечного лета и застывшего времени. Никакой смены сезонов, ни тучки,ни дождика — ни-че-го! Наступает момент, когда постоянное присутствие солнца начинает просто взрывать тебе мозг. Помню, Эдит Пиаф как-то сказала мне: «Если случится тебе оказаться в Америке, никогда не бросай там якорь. В Америке надо быть только проездом. Иначе просто иссякнешь как творческая личность. Там нет никакой эмоциональной подпитки». Она была права: если надолго задержался в Америке — то все, в Америке и закончишься,начнешь медленно угасать, чахнуть. У меня развилась серьезная депрессия, такая тяжелая, что я решил вернуться домой», — рассказывал он.

Мишель Легран неоднократно выступал с Тамарой Гвердцители и писал для неё музыку после концерта певицы в парижском концертном зале «Олимпия» в 1991 году.

Легран автор музыки к балету хореографа Джона Ноймайера «Лилиом» (Гамбургский балет, 2011). За эту работу в 2012 году он был награждён призом «Бенуа танца».

Поработал с такими режиссерами, как Ричард Брукс, Норман Джуисон, Сидни Поллак. Сочинял музыку для фильмов со Стивом МакКуином — «Афера Томаса Крауна», «Ле-Ман». Дружил с Барброй Стрейзанд и Фей Данауэй.

Его супруга Маша Мериль рассказывала: «…когда мы были в Америке, супруг Барбры Стрейзанд сказал Мишелю по секрету: «Мы всегда ставим твои «Зонтики», когда начинаем заниматься любовью!» Так что Мишель сумел угодить влюбленным всего мира!».

Мишель Легран умер 26 января 2019 года в Париже. 1 февраля с Мишелем Леграном простились в соборе Александра Невского в Париже. Он похоронен на кладбище Пер-Лашез.

Мишель Легран — Шербургские зонтики

Личная жизнь Мишеля Леграна:

От браков имел четверых детей. Сыновья пошли по стопам отца и посвятили себя музыке. Он рассказывал: «Один мой сын — композитор. Другой — певец. У каждого из них своя жизнь. Одна дочь занимается конным спортом, участвует в соревнованиях. Вторая — руководит курсами вождения».

В сентябре 2014 года Мишель Легран обвенчался в Александро-Невском соборе Парижа с актрисой Машей Мериль, урождённой княжной Гагариной.

До этого они были знакомы 50 лет. Он рассказывал: «Произошло это очень давно, еще в 1964 году. Я в те далекие времена был уже состоявшимся музыкантом, писал музыку к фильмам модного тогда течения Новой волны, ко мне присматривался Голливуд — иными словами, был вполне успешным молодым человеком. И вот в составе французской делегации я отправился в Бразилию, в Рио-де-Жанейро, на международный кинофестиваль. Тем временем молодая актриса Маша Мериль тоже собирала вещи, готовясь к путешествию в том же направлении, будучи в составе большой делегации парижских кинематографистов — от режиссера Жака Деми до юной Катрин Денев, которые должны были представлять на конкурсе свои новые картины. Маша, например, представляла фильм «Очаровательная лгунья». И вот представьте себе. Копакабана — пляж и одноименный городской район в Рио-де-Жанейро, расположенный при входе в залив Гуанабара, к югу от центра города. Романтическое, райское место. Солнце. Изумрудная вода. Там я впервые увидел Машу и влюбился в нее с первого взгляда».

Мишель Легран и Маша Мериль

Мишель Легран и Маша Мериль

Мишель Легран и Маша Мериль 2

Мишель Легран и Маша Мериль 3

Фильмография Мишеля Леграна (музыка):

1957 — Трёхколёсный грузовой мотороллер (Le Triporteur)
1957 — Очаровательные парни (Charmants Garçons)
> 1961 — Женщина есть женщина (Une Femme Est Une Femme)
1962 — Ева (Eva)
1963 — Залив ангелов (La Baie des anges)
1964 — Шербурские зонтики (Les Parapluies de Cherbourg)
1966 — Девушки из Рошфора (Les Demoiselles de Rochefort)
1966 — Человек в бьюике (L’Homme à la Buick)
1968 — Манон (Manon 70)
1968 — Афера Томаса Крауна (Thomas Crown affair»)
1968 — Сладкий ноябрь (Sweet November)
1969 — Бассейн (La piscine)
1970 — Ослиная шкура (Peau d’âne)
1971 — Лето 42-го (Summer of ’42)
1971 — Ле-Ман (Le Mans)
1973 — Веселушка
1972 — Человек умер (Un Homme est Mort)
1977 — Обратная сторона полуночи (The Other Side Of Midnight)
1983 — Никогда не говори «никогда» (Never Say Never Again)
1983 — Йентл (Yentl)
1987 — Казанова (Casanova)
1994 — Высокая мода (Prêt-à-Porter)
1999 — Рождественский пирог (La Bûche)
2008 — Диско (Disco)
2011 — Любовь живёт три года (сыграл камео)