Мэри Пикфорд (Mary Pickford)

10 ноября 2021

Мэри Пикфорд

Мэри Пикфорд (Mary Pickford), урождённая Глэдис Луиза Смит. Родилась 8 апреля 1892 года в Торонто (Канада) — умерла 29 мая 1979 года в Санта-Монике (США). Американская актриса канадского происхождения, режиссёр и продюсер. Соосновательница кинокомпании «United Artists». Обладательница премии «Оскар».

Мэри Пикфорд родилась 8 апреля 1892 года в городе Торонто.

Отец — Джон Чарльз Смит был сыном методистов, эмигрировавших в Канаду из Великобритании. Он был разнорабочим, много пил и умер 11 февраля 1898 года от кровоизлияния в мозг, когда служил казначеем на пароходе.

Мать — Шарлотта Хеннесси, происходила из семьи ирландских католиков и зарабатывала на жизнь шитьём.

Брат — Джек.

Сестра — Лотти.

По решению матери, которая хотела угодить родственникам с обеих сторон, Глэдис прошла обряд крещения в двух церквях — методистской и католической. Тогда же её среднее имя было изменено на Мари.

После смерти Отца Глэдис, её мать Шарлотта стала держать пансион. Также ради дополнительного заработка стала играть вместе с детьми в местном театре Princess Theatre. Таким образом 8 января 1900 года семилетняя Глэдис дебютировала на сцене в постановке «Серебряный король». На представлении присутствовали канадские солдаты, призванные в Южную Африку воевать с бурами.

На протяжении шести лет играла в водевилях и дешёвых мелодрамах. Осенью 1901 года они отправились в Буффало и пять лет гастролировали по Америке, работая на различные театральные компании. В 1907 году пятнадцатилетняя Глэдис добилась аудиенции у продюсера Дэвида Беласко и получила второстепенную роль в пьесе «Уоррены из Вирджинии».

Тогда, по совету Беласко она изменила своё имя на псевдоним — Мэри Пикфорд.

«Уоррены из Вирджинии» сошли со сцены в октябре 1908 года, выдержав 380 показов, и Мэри осталась без работы. Она считала кинематограф менее значимым искусством, нежели театр.

В начале 1909 года обратилась на киностудию «Biograph Studios». Режиссёр Д. У. Гриффит устроил девушке пробы и, так как их результаты удовлетворили его, в тот же день снял её в короткометражке. Мэри, которая с самого начала карьеры проявляла деловую хватку, настояла на гонораре в 10 долларов в день, и Гриффит согласился.

В 1909 году он снял актрису более чем в 50 короткометражных фильмах. Это было обусловлено тем фактом, что производство на заре кинематографа отнимало немного времени — фильмы, занимавшие одну бобину киноплёнки, длились не более 12 минут и зачастую снимались практически без сценария.

В январе 1910 года Гриффит перевёз свою труппу из Нью-Йорка в Лос-Анджелес. Тогда многие кинокомпании проводили зиму на юге западного побережья, так как на северо-восточном светлое время суток становилось короче, и это затрудняло съёмочный процесс. Хотя основной причиной переезда была возможность не платить за грабительские патенты производителей съёмочной техники.

Мэри продолжала активно работать, и, хотя в то время на «Biograph Studios» ещё не существовало титров с перечислением актёров, публика запомнила её, прозвав «девочкой с золотыми кудряшками».

В декабре 1910 года Мэри покинула Гриффита и перешла на киностудию Томаса Х. Инса «IMP Company», подписав контракт с гонораром в 175 долларов в неделю. Однако качество фильмов снятых на IMP, разочаровало её, и актриса обратилась в суд с требованием разорвать контракт. Выиграв дело, она стала работать на «Majestic Film Corp.» с ещё большим гонораром в 225 долларов в неделю.

Несмотря на то, что кинокомпания приняла в штат в качестве режиссёра её супруга, — актёра Оуэна Мура, за которого Пикфорд вышла в начале года, — их сотрудничество не задалось, и в 1912 году актриса вернулась к Гриффиту. К тому времени она стала широко известна. Пресса все чаще упоминала имя маленькой Мэри и анонсировала ленты с её участием.

В январе 1913 года Пикфорд вернулась на сцену, сыграв в спектакле Беласко под названием «Хорошенький дьяволёнок». Беласко согласился платить актрисе 250 долларов в неделю, что в 10 раз превышало её гонорар шестилетней давности. Затем продюсер Адольф Цукор предложил Пикфорд экранизировать пьесу.

Она согласилась и подписала контракт с его кинокомпанией «Famous Players», на этот раз покинув Гриффита окончательно. В 1914 году вышло семь полнометражных фильмов с участием Пикфорд, и в том числе мелодрама «Тэсс из Страны бурь». Роль дочери сквоттера стала поворотным моментом её карьеры. С тех пор кинопоказы фильмов Пикфорд стали сопровождаться такими аншлагами, что газеты советовали зрителям занимать места пораньше, дабы избежать давки.

Сотрудничество Пикфорд и Цукора сложилось весьма успешно. Появившись за четыре года в двух десятках полнометражных фильмов, актриса превратилась в объект фанатичного обожания публики и настоящую кинозвезду. Вслед за популярностью росли и гонорары: к 1916 году Мэри получала 2 тысячи долларов в неделю и половину прибыли от проката.

В тот же период окончательно сложилось её актёрское амплуа, в котором она задержалась на долгие годы. Миловидная внешность Мэри — миниатюрное сложение и нежное лицо — идеально подходила к типажам её героинь. Преимущественно ими были обездоленные сироты, девочки-подростки бедного происхождения, несправедливо обиженные жизнью девушки. Эти персонажи находили отклик в сердцах публики, вызывая сочувствие и расположение.

В 1916 году она основала собственную кинокомпанию «Mary Pickford Company», которая несколько лет функционировала под патронажем «Famous Players», и получила почти исключительные права на свои фильмы. Она могла отбирать для себя роли, выбирать по своему усмотрению режиссёров и актёров второго плана, утверждать рекламные кампании своих фильмов и высказывать мнение относительно монтажа.

Эта договорённость позволила Пикфорд собрать съёмочную группу, с которой ей было комфортно работать. В частности она наняла режиссёра Маршалла Нилана и оператора Чарльза Рошера, которые были заняты соответственно на восьми и восемнадцати картинах актрисы. Сумма её гонорара поднялась до 10 тысяч долларов в неделю, и Мэри сохраняла право на половину прибыли от проката.

В 1918 году актриса подписала контракт с «First National», обязавшись сняться в трёх картинах с фиксированным гонораром в 675 тысяч долларов — около 10 миллионов долларов в пересчёте по современному курсу. Этими фильмами, производство которых от стадии сценария до финального монтажа она по-прежнему была вправе контролировать, стали «Длинноногий папочка», «Хулиганка» и «Сердце холмов».

Мэри Пикфорд в фильме «Длинноногий папочка»

Мэри Пикфорд в фильме Длинноногий папочка

Мэри Пикфорд в фильме «Хулиганка»

Мэри Пикфорд в фильме Хулиганка

Мэри Пикфорд в фильме «Сердце холмов»

Мэри Пикфорд в фильме Сердце холмов

Благодаря безграничному доверию, которым Пикфорд пользовалась у публики, она неоднократно принимала участие в различных благотворительных акциях. В том же 1918 году, когда шла Первая мировая война, актриса совместно с Дугласом Фэрбенксом, Чарли Чаплином и Мэри Дресслер посетила с публичными выступлениями несколько городов, призывая граждан покупать облигации военного займа — доход от них шёл на финансирование военных нужд.

Когда Пикфорд выступала на Уолл-стрит, её аудитория составила около 50 тысяч человек — несмотря на своё канадское происхождение, она превратилась в один из главных символов Америки тех лет, и благодаря её усилиям в поддержку армии была собрана значительная сумма.

В начале 1919 года Мэри Пикфорд, Дуглас Фэрбенкс, Чарли Чаплин и Д. У. Гриффит, объединившись, создали собственную кинокомпанию «United Artists», которая занималась исключительно прокатом фильмов. Решение основать собственную компанию-дистрибутор было обусловлено стремлением сломать бытовавшую в то время в Голливуде вертикальную схему работы — крупные студии не только контролировали производство фильмов, но и распространение, отдавая их в прокат в сети собственных кинотеатров.

Будучи соучредителем «United Artists» и продюсером своих фильмов, Пикфорд превратилась в одну из самых влиятельных женщин, когда-либо работавших в киноиндустрии. Первоначально по условиям контракта актриса, равно как и остальные сооснователи, обязалась выпускать по пять фильмов в год. Однако вскоре от этой договоренности пришлось отказаться: производство становилось все более дорогостоящим и длительным процессом. В 1920 году вышло всего две ленты с участием Пикфорд, в 1921 году — три, а затем она окончательно снизила темп и стала выпускать по одному фильму в год.

Первым фильмом Мэри по контракту с «United Artists» стала трагикомедия «Поллианна», снятая по роману Элинор Портер. Эта история о кроткой и добродетельной девочке-сироте пользовалась успехом у публики и собрала в мировом прокате более миллиона долларов.

Далее шла трагикомедия «Мыльная пена», драма «Свет любви», комедия «С чёрного хода» и экранизация повести Фрэнсиса Барнетта — «Маленький лорд Фаунтлерой».

Мэри Пикфорд в фильме «Маленький лорд Фаунтлерой»

Мэри Пикфорд Маленький лорд Фаунтлерой

В 1921 году Пикфорд совместно с Фэрбенксом, Чаплином и Гриффитом организовала Фонд помощи нуждающимся киноактёрам и стала его вице-президентом. Чтобы собрать средства, устроителями проводились благотворительные балы и киносеансы, спортивные мероприятия, показы мод и др.

В 1922 году актриса снялась в ремейке собственного хита восьмилетней давности, мелодраме «Тэсс из Страны бурь». Далее она решила рискнуть и реализовать своё давнее желание вырваться из детского амплуа — Мэри достигла тридцатилетнего возраста и устала играть викторианских девочек-подростков, кроме того, этот образ постепенно начал выходить из моды.

В 1923 году она пригласила к сотрудничеству немецкого режиссёра Эрнста Любича и снялась в его первом американском фильме, мелодраме «Розита». Её героиня, уличная певица Розита, испытавшая на себе бремя любви короля Испании, представляла собой по-настоящему взрослую женщину, но, к сожалению — несмотря на роскошные декорации и прекрасную прессу, которая провозгласила картину очередным триумфом актрисы, лента пользовался меньшим успехом, нежели её предыдущие работы.

В 1927 году Пикфорд была в составе влиятельных голливудских лиц, основавших Американскую академию киноискусства. Её соучредителями являлись актёры Дуглас Фэрбенкс и Гарольд Ллойд, режиссёры Фред Нибло и Рауль Уолш, продюсеры Джек Уорнер и Ирвинг Тальберг, а также другие деятели, составлявшие цвет американского кинематографа тех лет.

В марте 1928 года от рака груди умерла мать Мэри Пикфорд, и актриса тяжело переживала её смерть. В том же году она решила окончательно порвать с детским имиджем и остригла свои прославленные золотые локоны. При этом событии присутствовали журналисты, и фотографии Пикфорд из парикмахерского салона попали на первые полосы газет.

В 1929 году в свои права начинала вступать эпоха звукового кино, и Пикфорд, разумеется, не могла игнорировать этот факт. Она приобрела права на экранизацию пьесы 1927 года под названием «Кокетка» — это была трагическая история о красавице Норме Безант и её возлюбленном, которого застрелил её отец.

Оператором фильма должен был стать давний друг актрисы Чарльз Рошер, однако Пикфорд уволила его, когда тот прервал на середине её сцену. Рошер решил вмешаться в процесс по причине того, что на лицо актрисы легла тень, но тем не менее Пикфорд назначила оператором другого человека.

Публика в конечном итоге с восторгом приняла «Кокетку», а Пикфорд за роль Нормы стала лауреатом премии «Оскар». Критики, однако, отнеслись к фильму прохладно.

Мэри Пикфорд в фильме «Кокетка»

Мэри Пикфорд в фильме Кокетка

В 1929 году Пикфорд выпустила ещё один фильм — комедию «Укрощение строптивой» по одноимённому произведению Шекспира, где появилась в паре со своим вторым мужем Дугласом Фэрбенксом. Затем в 1930 году начала производство картины «Твоя навечно», однако из-за пристрастия к алкоголю режиссёра Маршалла Нилана заморозила проект и уничтожила отснятые материалы.

Её следующая картина вестерн 1933 года «Секреты» — тоже не имела кассового успеха. Поэтому Пикфорд решила закончить карьеру и с тех пор более не снималась.

В 1941 году Пикфорд предприняла попытку ослабить влияние крупных студий (в то время монополия на производство и прокат фильмов почти целиком принадлежала «MGM», «Paramount Pictures», «RKO», «Warner Bros.» и «20th Century Fox») и совместно с Уолтом Диснеем, Орсоном Уэллсом, Чарли Чаплином и другими основала Объединение независимых кинопродюсеров.

В 1944 году Мэри стала председателем женского отделения основанного Рузвельтом Национального фонда борьбы с полиомиелитом и посещала госпитали, где лежали больные дети.

Незадолго до смерти Пикфорд обратилась к правительству Канады с просьбой восстановить её гражданство, которое, как она считала, было утеряно после брака с Фэрбенксом, американским гражданином. Канада удовлетворила просьбу знаменитой соотечественницы, и таким образом на закате жизни у неё появилось двойное гражданство.

29 мая 1979 года в Санта-Монике в возрасте 87 лет скончалась от кровоизлияния в мозг. Она была похоронена на кладбище мемориального парка Форест-Лаун в Калифорнии на том же участке, где покоились её мать, брат и сестра.

Рост Мэри Пикфорд: 154 сантиметра.

Личная жизнь Мэри Пикфорд:

7 января 1911 года восемнадцатилетняя Пикфорд вышла замуж за Оуэна Мура, актёра ирландского происхождения, в дуэте с которым часто снималась. Её мать, которая на протяжении многих лет имела большое влияние на Мэри, не разделяла симпатию дочери к Муру, поэтому некоторое время супруги скрывали от неё свои отношения. Их брак оказался неудачным из-за алкоголизма Мура и его неприятия популярности супруги.

Начиная с 1914 года они жили раздельно, а затем Пикфорд завязала роман с Дугласом Фэрбенксом — в то время он выступал на Бродвее и вскоре стал столь же знаменит в кино, как и Мэри. Некоторое время они хранили свою связь в секрете от окружающих. Так как Фэрбенкс был женат, Пикфорд опасалась, что огласка приведет к скандалу, и не хотела портить свою безупречную репутацию. Однако они появлялись вместе на публике во время благотворительных туров 1918 года. 2 марта 1920 года Пикфорд наконец развелась с Муром.

28 марта 1920 года Мэри Пикфорд вышла замуж за Фэрбенкса. Церемония прошла в закрытом кругу — не были приглашены даже их близкие друзья, включая Чаплина, — а свидетелями выступили сводный брат жениха Джон Фэрбенкс и актриса Марджори Доу. 19 мая 1920 года молодожёны отплыли на пароходе «Royal George» в Европу и провели там всё лето.

Осенью 1920 года, вскоре после того, как они вернулись в Америку, имя Пикфорд оказалось косвенно вовлечено в скандал, когда 10 сентября жена её брата Джека, актриса Олив Томас, скончалась во Франции, случайно выпив раствор сулемы (этим лекарством Джек пытался вылечиться от хронического сифилиса).

После медового месяца пара поселилась вместе в поместье Фэрбенкса неподалеку от Лос-Анджелеса, которое получило название от слияния их имен — Пикфэр. На протяжении 1920-х годов Пикфорд и Фэрбенкс составляли самую известную супружескую пару Голливуда. На проводимых в их поместье приёмах собирался цвет артистического, политического и интеллектуального сообществ тех лет. В 1927 году они стали первыми актёрами, которые оставили отпечатки своих ладоней на цементной плите перед входом в кинотеатр «Grauman’s Chinese Theater».

Летом 1926 года Пикфорд и Фэрбенкс побывали в Советском Союзе, где затем была выпущена книга «Они у нас. Мери Пикфорд и Дуглас Фербенкс в СССР». Также в 1927 году вышел фильм Сергея Комарова «Поцелуй Мэри Пикфорд». Он состоял из документальных кадров из хроники пребывания актёров на Украине (в частности эпизод, где Мэри поцеловала одного из поклонников) были смонтированы с отснятым уже после их отъезда материалом.

В итоге получилась комедия о простом парне Гоге, которому не везёт в любви, но после поцелуя звезды дамы начинают обращать на него внимание. Пикфорд узнала о существовании этого фильма только в конце жизни.

Мэри Пикфорд и Дуглас Фэрбенкс

Мэри Пикфорд и Дуглас Фэрбенкс

Однако и этот брак актрисы в итоге распался. Из-за плотного съёмочного графика супруги проводили друг с другом немного времени. Помимо этого Фэрбенкс любил путешествовать и начиная с 1930 года уезжал в одиночку, оставляя жену дома. В начале 1930-х он увлёкся британской актрисой леди Сильвией Эшли, и этот роман подвёл черту под его браком с Пикфорд.

В марте 1936 года Фэрбенкс женился на Эшли. Пикфорд тоже недолго оставалась одна. 24 июня 1937 года она вышла замуж за актёра и джазового музыканта Чарльза «Бадди» Роджерса (своего партнёра в фильме 1927 года «Моя любимая девушка»), но тем не менее сохранила привязанность к Фэрбенксу и, когда в 1939 году он скончался от сердечного приступа, глубоко переживала утрату.

В 1943 и 1944 годах Пикфорд и Роджерс усыновили соответственно мальчика Рональда Чарльза и девочку Роксанну. Они прожили вместе более сорока лет до самой смерти актрисы в 1979 году.

Фильмография Мэри Пикфорд:

1913 — Каприз (Caprice) — Мерси Бакстер
1913 — В повозке епископа (In the Bishop’s Carriage) — Нэнс Олден
1914 — Золушка (Cinderella) — Золушка
1914 — За кулисами (Behind the Scenes) — Долли Лейн
1914 — Такая маленькая королева (Such a Little Queen) — Королева Анна Виктория
1914 — Орлица (The Eagle’s Mate) — Анемона Брекенридж
1914 — Тэсс из Страны бурь (Tess of the Storm Country) — Тэссибель Скиннер
1914 — Хорошенький дьяволёнок (A Good Little Devil) — Джульет
1914 — Дрейфующие сердца (Hearts Adrift) — Нина
1915 — Мадам Баттерфляй (Madame Butterfly) — Чио-Чио-сан
1915 — Вчерашняя девушка (A Girl of Yesterday) — Джейн Стюарт
1915 — Эсмеральда (Esmeralda) — Эсмеральда Роджерс
1915 — Рагс (Rags) — Рагс / Элис Макклауд
1915 — Маленькая подружка (Little Pal) — Маленькая подружка
1915 — Заря завтрашнего дня (The Dawn of a Tomorrow) — Глэд
1915 — Сверчок Фашон (Fanchon, the Cricket) — Фашон
1915 — Госпожа Нелл (Mistress Nell) — Нелл Гвин
1915 — Подкидыш (The Foundling) — Молли О
1916 — Меньше пыли (Less Than the Dust) — Рада
1916 — Хальда из Голландии (Hulda from Holland) — Хальда
1916 — Вечная доля (The Eternal Grind) — Луиза
1916 — Бедная маленькая Пеппина (Poor Little Peppina) — Пеппина
1916 — Подкидыш (The Foundling) — Молли О
1917 — Маленькая принцесса (The Little Princess) — Сара Крю
1917 — Ребекка с фермы Саннибрук (Rebecca of Sunnybrook Farm) — Ребекка Рэнделл
1917 — Маленькая американка (The Little American) — Анжела Мур
1917 — Роман в Редвудс (A Romance of the Redwoods) — Дженни Лоренс
1917 — Бедная маленькая богатая девочка (The Poor Little Rich Girl) — Гвендолин
1917 — Гордость клана (The Pride of the Clan) — Маргет Мактавиш
1918 — Вербовка Джоанны (Johanna Enlists) — Джоанна Ренссаллер
1918 — Как ты могла, Джин? (How Could You, Jean?) — Джин Макаэ
1918 — Мелисса (M`Liss) — Мелисса Смит
1918 — Амарилли с аллеи Клозес-Лайн (Amarilly of Clothes-Line Alley) — Амарилли Дженкинс
1918 — Звезда морей (Stella Maris) — Мисс Стелла Марис
1918 — Юнити
1919 — Сердце холмов (Heart o’ the Hills) — Мэвис Хоун
1919 — Хулиганка (The Hoodlum) — Эми Берк
1919 — Длинноногий папочка (Daddy-Long-Legs) — Джеруша Эббот
1919 — Капитан Кидд-младший (Captain Kidd, Jr.) — Мэри Мактавиш
1920 — Мыльная пена (Suds) — Аманда Аффлик
1920 — Поллианна (Pollyanna) — Поллианна Уиттер
1921 — Маленький лорд Фаунтлерой (Little Lord Fauntleroy) — Седрик Эррол
1921 — С чёрного хода (Through the Back Door) — Жанна Бодамер
1921 — Свет любви (The Love Light) — Анжела Карлотти
1922 — Тэсс из Страны бурь (Tess of the Storm Country) — Тэссибель Скиннер
1923 — Розита (Rosita) — Розита
1924 — Дороти Вернон из Хэддон-Холла (Dorothy Vernon of Haddon Hall) — Дороти Вернон
1925 — Маленькая Анни Руни (Little Annie Rooney) — Аннабель Руни
1926 — Воробушки (Sparrows) — Молли
1927 — Моя любимая девушка (My Best Girl) — Мэгги Джонсон
1927 — Поцелуй Мэри Пикфорд — камео
1929 — Укрощение строптивой (The Taming of the Shrew) — Катрин
1929 — Кокетка (Coquette) — Норма Безант
1931 — Кики (Kiki) — Кики
1933 — Секреты (Secrets) — Мэри Карлтон

Режиссёрские работы Мэри Пикфорд:

1924 — Доротти Вернон (Dorothy Vernon of Haddon Hall)

Продюсерские работы Мэри Пикфорд:

1919 — Длинноногий папочка (Daddy-Long-Legs)
1920 — Мыльная пена (Suds)
1920 — Поллианна (Pollyanna)
1921 — Маленький лорд Фаунтлерой (Little Lord Fauntleroy)
1921 — С черного хода (Through the Back Door)
1922 — Тэсс из страны бурь (Tess of the Storm Country)
1923 — Розита (Rosita)
1924 — Доротти Вернон (Dorothy Vernon of Haddon Hall)
1925 — Маленькая Анни Руни (Little Annie Rooney)
1926 — Воробушки (Sparrows)
1927 — Моя любимая девушка (My Best Girl)
1929 — Кокетка (Coquette)
1929 — Укрощение строптивой (The Taming of the Shrew)
1932 — Кики (Kiki)
1933 — Секреты (Secrets)
1936 — Веселый Десперадо (The Gay Desperado)
1948 — Спи, моя любовь (Sleep, My Love)
1949 — Счастливая любовь (Love Happy)

Награды Мэри Пикфорд:

1928 — Оскар — Лучшая актриса — Кокетка
1975 — Почетная премия — за вклад в развитие кинематографа