Никита Богословский

18 октября 2021

Никита Богословский

Никита Владимирович Богословский. Родился 9 (22) мая 1913 года в Санкт-Петербурге — умер 4 апреля 2004 года в Москве. Советский и российский композитор, автор песен, дирижер, пианист, писатель, телеведущий. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1968). Народный артист СССР (1983).

Никита Богословский родился 9 (22 по новому стилю) мая 1913 года в Санкт-Петербурге в дворянской семье.

Отец — Владимир Львович Богословский, надворный советник, служил в Главном управлении почт и телеграфов.

Мать — Елена Михайловна Богословская (урожденная Поземковская), помещица.

Дед по матери — Михаил Фёдорович Поземковский, камергер императорского двора. Служил в министерстве юстиции, в канцелярии Сената и государственной канцелярии. За заслуги в организации детских приютов был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени и медалями.

Прадед по матери — Фёдор Антонович Поземковский, крупный чиновник путей сообщения, имел чин тайного советника и постоянно жил в Петербурге.

Прапрадед по матери — Антон Игнатьевич Поземковский, майор Северского конно-егерского полка. В начале XIX века внесён в родословную книгу тамбовского дворянства. Был женат на дочери воронежского помещика Елизавете Петровне Гардениной.

Дядя (брат матери) — Георгий Михайлович Поземковский, русский оперный певец, лирический тенор. С 1919 года жил в эмиграции.

Его родители развелись вскоре после его рождения и своего отца (тот жил в Москве) он не знал. Воспитывал Никиту отчим, который заменил ему отца. Богословский относился к нему с большим уважением и любовью (хотя на его похороны почему-то впоследствии не поехал).

С 3-х лет его стали обучать музыке. Он вспоминал, что поначалу занимался из-под палки. Однако в восемь лет он случайно услышал, как мать в соседней комнате исполняет Шопена. После этого Никиту потянуло к роялю и он уже стал учиться с охотой. Тогда же, в восемь лет, написал свое первое сочинение.

В 1920-1929 годах учился в единой трудовой школе Ленинграда. По его воспоминаниям, в эти годы было получено главное музыкальное образование, значившее больше, чем всё последующее консерваторское обучение. Это произошло на длившихся в 1927-1928 годы воскресных занятиях с композитором А.К. Глазуновым.

В школьные годы создал вальс «Дита», который подарил Эдит Утёсовой (дочери Леонида Утесова) на её шестой день рождения.

К 15-летию он сам себе сделал подарок: в Ленинградском театре музыкальной комедии состоялась премьера его оперетты «Ночь перед рождеством». Забавно, что автора в зал из-за юного возраста не пустили. Строгая билетерша сказала ему: «Мальчик, тебе нельзя, придешь с мамой в воскресенье на утренник».

В 1929 году он поступил на композиторское отделение Ленинградского центрального музыкального техникума (ныне Санкт-Петербургский музыкальный колледж имени М. П. Мусоргского) по классу композиции Г. Н. Попова. Далее учился в Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова по классу композиции (экстернат) (класс композиции П. Б. Рязанова, полифонии, инструментовки, анализа музыкальных форм — X. С. Кушнарёва, М. О. Штейнберга, В. В. Щербачёва), которую окончил в 1934 году.

Уже в студенческие годы он познакомился с театральными драматургами и режиссёрами, с деятелями эстрады и кино. Сочинял музыку для спектаклей Ленинградского театра малых форм — «Уха из петуха», «Весна на Стрелке» и др.

После убийства С. М. Кирова в ходе начавшихся репрессий подлежал высылке из Ленинграда как выходец из дворянской семьи в Сыктывкар, однако решил рискнуть и туда не ехать. Ему повезло — о нем просто забыли.

Никита Богословский в молодости

Никита Богословский в молодости

С 1937 года начал писать музыку для кино. Известным стал уже после своего первого фильма — «Остров сокровищ» (там прозвучала песенка Дженни на стихи В.И. Лебедева-Кумача).

Далее перебрался в Москву. Написал песни «Любимый город» (стихи Е. А. Долматовского) для фильма «Истребители», «Спят курганы тёмные» (стихи Б. С. Ласкина) к ленте «Большая жизнь» и др.

Начало войны он встретил на Киевской киностудии (ныне Киностудия имени А. Довженко). Вместе с ней его эвакуировали в Ташкент. Там им были созданы ряд выдающихся произведений. В частности, для фильма «Два бойца» он написал песню «Темная ночь» (песня была написана за один день). Режиссёру фильма «Два бойца» Леониду Лучкову никак не удавалась сцена, когда солдат пишет письмо домой. И тогда он решил усилить её песней. Обратился к Богословскому, который сел за рояль и с ходу наиграл мелодию. После этого они пошли к поэту Владимиру Агатову, который так же быстро сочинил слова. Вдохновлённые успехом, творцы среди ночи разбудили тогда известного на всю страну певца и артиста Марка Бернеса и на следующий день эпизод был снят. Песня мгновенно стала известна, на фронте её пели тысячи бойцов.

Также в фильме «Два бойца» звучит и другой его хит — «Шаланды полные кефали». Режиссёр решил, что для контраста в ленте должна быть мелодия в стиле весёлых одесских уличных песен. И Богословский справился, хотя ему пришлось освоить одесский фольклор. Сам композитор вспоминал: «Я по рождению ленинградец, никогда не соприкасался творчески с одесским песенным фольклором и просто не знал, с чего начать. И тогда в газетах разместили объявление с просьбой ко всем, знающим одесские песни, явиться на киностудию. На следующий день привалила огромная толпа коренных одесситов, патриотов своих песен. Пришли люди очень разнообразные — от почтенных докторов до типов, вызывавших удивление по поводу того, что они ещё на свободе. И все они два дня пели наперебой всевозможные типично одесские песни. А я потом, сплавив характерные обороты и интонации, написал «Шаланды», песню вполне самостоятельную. После «Двух бойцов» жизнерадостные и доброжелательные одесситы стали считать меня «своим»».

Стоит отметить также его песни «Лизавета» (стихи Е. А. Долматовского) для фильма «Александр Пархоменко» и «Солдатский вальс» (стихи В. А. Дыховичного).

Последняя песня была написана им на стихи М. С. Пляцковского в 1984 году — «Кукушка», ее исполняла Алла Пугачева.

Однако писал он не только песни. Богословский — автор музыки к разного рода театральным спектаклям (Московский театр сатиры, Центральный театр кукол и другие — «Факир на час», «Свадебное путешествие», «В сиреневом саду») и эстрадным представлениям (более 50). Среди них «Где-то в Москве» (1944), Московский театр миниатюр; «На чашку чая» (1953), Ленинградский театр миниатюр под рук. А. Райкина; «На карнавале» (1954), программа А. Шурова и Н. Рыкунина в «Эрмитаже»; «Обозрение Афанасия Белова» (1955), в «Эрмитаже»; «Программа Геннадия Дудника» (1959). Целый ряд спектаклей Моского театра миниатюр под рук. В. Полякова «Итак, мы начинаем» (1960), «О, Маргарита!» (1964).

композитор Никита Богословский

Среди других его сочинений — опера «Соль» (по Исааку Бабелю, 1981), музыкально-лирические драмы «Балаганчик» и «Незнакомка» (по Александру Блоку, 1982), музыкальные комедии «Раскинулось море широко» (1943), «Весна в Москве» (1972), «Одиннадцать неизвестных» (1972), симфоническая повесть «Василий Тёркин» (1950), симфонии, музыка к десяткам фильмов и мультфильмов.

Как дирижёр выступал в России и за рубежом, с концертами и творческими вечерами побывал во многих странах.

В конце 1950-х — 1960-х годах часто выступал на телевидении и радио в качестве ведущего развлекательных программ. Был одним из зачинателей и первым ведущим популярной передачи тех лет — Клуб Весёлых и Находчивых, которая сначала называлась «Вечер весёлых вопросов».

Опубликовал восемь книг: «Божества и убожества» (1964), «Музей муз» (1968), «Тысяча мелочей» (1973), «Очевидное, но вероятное» (1981), «Интересное кино» (повесть-гипербола, 1990), «Завещание Глинки» (роман-сатира, 1993), «Заметки на полях шляпы и кое-что еще» (1997), «Что было и чего не было и кое-что еще…» (1999).

С 1965 года был членом и Союза журналистов, однако вышел из него по собственной инициативе в 1984 году.

В 1976-1980 годах являлся членом Правления Союза композиторов СССР, а с 1981 по 1985 год — членом Правления Союза кинематографистов СССР, член Союза композиторов (с 1938), Союза кинематографистов (с 1958), Союза театральных деятелей (с 1984).

Являлся Почётным президентом Ассоциации друзей Франции (1974).

Никита Богословский входил в редколлегию мегапроекта «Антология сатиры и юмора России ХХ века» — первая попытка собрать воедино творения лучших сатириков и юмористов уходящего столетия. Серия была основана в 2000 году.

В 1993 году открыта Малая планета 3710 «Богословский».

В 1998 году на Площади звёзд эстрады в Москве появилась его звезда.

Никита Богословский прожил 90 лет, никогда не болел и в клинику попал за две недели до смерти. Умер 4 апреля 2004 года в Москве. Похоронен композитор 7 апреля 2004 года на Новодевичьем кладбище Москвы (участок № 10, ряд № 7, место № 20).

Композитор Никита Богословский

Личная жизнь Никиты Богословского:

Четыре раза был женат. Имел двоих сыновей.

Первые два брака были скоротечными. В одном из них родился сын Кирилл, он злоупотреблял спиртным и умер в 46 лет (захлебнулся во сне рвотными массами). На похороны старшего сына Никита Богословский идти отказался.

Третья жена — Наталья Ивановна Богословская, дочь И.С. Макарьева. Они прожили вместе 37 лет, до смерти супруги.

В третьем браке родился сын Андрей Богословский (1953-2007), композитор и поэт, автор песни «Рисуют мальчики войну» (ее пела Жанна Бичевская). В 1973 году Андрей Богословский заявил о себе громкой премьерой — оперой-феерией «Алые паруса», которую поставил вместе с молодыми музыкантами ВИА «Музыка». Сюжетной основой сочинения Андрея Богословского стала знаменитая повесть Александра Грина. В 1970-е и 1980-е годы он часто печатался в журнале «Юность».

Младший сын Андрей также страдал алкоголизмом. Последняя жена композитора вспоминала: «Водочка довела его до того, что в 53 года он скатился на самое дно жизни. Жена у него, похоже, была такая же, как и он. Денег у них не было. С работы его отовсюду выгнали. С ним перестали общаться все на свете. Богословский упросил своего приятеля Аркадия Вайнера взять Андрея на работу на телеканал Дарьял-ТВ. А через неделю нам домой позвонил Вайнер. К телефону подошла я. «Хорошо, что трубку снял не Никита, — сказал Аркадий Александрович. – Я даже не знаю, как это ему сказать. Андрея три дня не было на работе. Сейчас он спит в котельной. Рядом – гора пустых бутылок. Тут же он устроил туалет. Надо его забрать!». Андрея забрали в психиатрическую больницу имени Ганнушкина. «Его не могут держать там вечно, — говорила я Никите. – Что будем делать?». «Не давай ему больше денег, а покупай продукты!» — отмахнулся Никита. В конце концов, Андрея выслали в Московскую область, в какой-то барак, где он и умер».

Никита Богословский и сын Андрей

Никита Богословский и сын Андрей

После смерти третьей жены Богословский три года жил один.

Четвертая жена — Алла Николаевна Сивашова (1949 г.р.), композитор. Она была на 36 лет младше его. Вместе прожили 12 лет, до смерти композитора.

Алла Сивашова вспоминала годы, прожитые с Богословским как лучшие в своей жизни. После его смерти в Нью-Йорке она издала книгу «Я люблю тебя, Алка». Название книги — это была записка композитора, написанная им жене на рецепте чёрным фломастером пред самой смертью.

Никита Богословский и жена Алла Сивашова

Никита Богословский и жена Алла Сивашова

Богословский увлекался разведением экзотических рыбок, содержал три огромных аквариума.

Розыгрыши Никиты Богословского

По воспоминаниям знавших мэтра, в нём уживались потрясающий юмор, невероятная дерзость и удивительное жизнелюбие. О его шутках, остротах и розыгрышах, в том числе сильных мира сего, судачила вся Москва. А его фразочки и словечки (вроде «покойник был большой жизнелюб») разошлись на цитаты.

В течение всей жизни был знаменит розыгрышами, которые зачастую ставились им по законам драматургии и развивались во времени. Сам композитор считал, что «Розыгрыш — это театр для себя». А театр этот получался разным. И безобидным, и с последствиями. Например, в его воспоминаниях описано неизменно выигрываемое пари об авторстве раннего пейзажа Левитана, висевшего в квартире. Под Левитаном спорщики полагали художника-передвижника И. И. Левитана, что, естественно, полностью исключалось ввиду изображённого ужаса. На самом деле это был созданный по просьбе Н. Богословского единственный живописный опыт известного диктора радио Ю. Б. Левитана — однофамильца художника. Жертвы спора прекрасно и давно знали шутки композитора, но всё равно попадались.

Иногда действия Богословского приводили к весьма нежелательным последствиям. Например, закрытию в 1957 году телевизионной передачи — Вечер Весёлых Вопросов, первого варианта Клуба Весёлых и Находчивых. Композитор придумал для неё условия конкурса, заключавшиеся в приезде летом на передачу в шубе и валенках. Для того чтобы снизить число победителей, было решено добавить к условиям конкурса ещё и то, чтобы участники должны были привезти с собой прошлогоднюю газету за 31 декабря. Однако Богословский, который был ведущим программы, о газете не упомянул. Как следствие, по летнему зною на передачу в прямом эфире явилось столько разгорячённых людей в шубах и валенках, что образовалась настоящая свалка. Трансляцию пришлось прервать. Несколько часов в эфире демонстрировалась заставка «Перерыв по техническим причинам». Передачу закрыли, а ЦК КПСС принял постановление, где говорилось: «Работники телестудии стали на путь подражания худшим приёмам и нравам буржуазного телевидения… Подобный случай мог произойти только в условиях политической беспечности руководства телевидением. Партийно-политическая работа поставлена слабо, до сих пор среди работников студии не обсуждена статья Н. С. Хрущёва «За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа».

В 1980 году Богословский с помощью хлебного мякиша и пластиковой розетки от подсвечника сфабриковал фотографию НЛО, которую переслал астроному и энтузиасту уфологии Феликсу Зигелю, выдав за снимок, сделанный в городе Стара-Загора. Зигель принял фотографию всерьёз, и в качестве подлинной она фигурировала в некоторых СМИ вплоть до 2000-х годов, несмотря на опубликованное в 1989 году самоопровержение.

Фильмография Никиты Богословского:

1971 — Ехали в трамвае Ильф и Петров — тапёр (нет в титрах)
1971 — Поговорить нам необходимо… (документальный)
1973 — Жили три холостяка — пианист (нет в титрах)
1978 — Композитор Никита Богословский (документальный)
1983 — Я возвращаю Ваш портрет (документальный)
1987 — …Всё, что на сердце у меня… (документальный)
2008 — Больше, чем любовь. Леонид Утесов и Елена Ленская (Голдина) (документальный)

Работы Никиты Богословского в кино как композитора:

1937 — Остров сокровищ
1937 — Граница на замке
1938 — Три мушкетёра (анимационный)
1938 — Кот в сапогах (анимационный)
1939, 1946 — Большая жизнь
1939 — Мойдодыр (анимационный)
1939 — Лимпопо (анимационный)
1939 — Истребители
1939 — Воинственные бобры (анимационный)
1939 — Аринка
1940 — Галя (короткометражный)
1941 — Таинственный остров
1941 — Последняя очередь (короткометражный)
1941 — Мать (короткометражный)
1941 — Лгунишка (анимационный)
1941 — Боевой киносборник №8
1941 — Бармалей (анимационный)
1942 — Славный малый
1942 — Музыкальный киносборник (короткометражный)
1942 — Ёлка (новогодняя сказка) (анимационный)
1942 — Дорога к звёздам
1942 — Александр Пархоменко
1943 — Два бойца
1944 — Синица (анимационный)
1944 — Синдбад-мореход (анимационный)
1944 — Орел и крот (анимационный)
1945 — Пятнадцатилетний капитан
1945 — Это было в Донбассе
1954 — Подпись неразборчива (анимационный)
1954 — На даче (анимационный)
1954 — Мы с вами где-то встречались
1954 — Морской охотник
1955 — Снеговик-почтовик (анимационный)
1955 — Это что за птица? (анимационный)
1956 — Разные судьбы
1956 — Путешествие в молодость
1956 — Кораблик (анимационный)
1956 — Безумный день
1957 — Опять двойка (анимационный)
1957 — К Чёрному морю
1958 — Петя и Красная шапочка (анимационный)
1958 — Олеко Дундич (Aleksa Dundić)
1958 — Мы за солнышком идём (анимационный)
1958 — Кошкин дом (анимационный)
1959 — Три дровосека (анимационный)
1959 — Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачёва
1960 — Человечка нарисовал я (анимационный)
1960 — Трижды воскресший
1960 — Светлячок №1 (анимационный)
1960 — Рыжик
1960 — Разные колеса (анимационный)
1960 — Непьющий воробей (анимационный)
1960 — Мурзилка на спутнике (анимационный)
1960 — Леон Гаррос ищет друга (советский вариант фильма)
1961 — Совершенно серьёзно (киноальманах)
1961 — Семейная хроника (анимационный)
1961 — Самогонщики (короткометражный)
1961 — Мультипликационный «Крокодил» (анимационный)
1961 — Любушка
1961 — Дорогая копейка (анимационный)
1962 — Небесная история (анимационный)
1962 — Без страха и упрёка
1963-1969 — Фитиль (короткометражный)
1963 — Штрафной удар
1963 — Внимание! В городе волшебник!
1963 — Большой фитиль (киноальманах)
1963 — Бабушкин козлик (анимационный)
1964 — Страна Оркестрия (анимационный)
1964 — Следы на асфальте (анимационный)
1964 — Лёгкая жизнь
1964 — Дюймовочка (анимационный)
1965 — Приезжайте на Байкал
1965 — Портрет (анимационный)
1965 — Пограничная тишина
1965 — Эскадра уходит на запад
1966 — Рай в шалаше (анимационный)
1966 — Про бегемота, который боялся прививок (анимационный)
1966 — Потерялась внучка (анимационный)
1966 — Нет и да
1966 — Мой зеленый крокодил (анимационный)
1966 — Букет (анимационный)
1967 — Человек в зелёной перчатке
1967 — Таинственный монах
1967 — Скамейка (анимационный)
1967 — Сказки для больших и маленьких (анимационный)
1968 — Козлёнок, который считал до десяти (анимационный)
1968 — Золотые часы
1969 — Старый знакомый
1969 — Марки, йоги и 7-ой «а» (фильм-спектакль)
1969 — Где-то в Москве (фильм-спектакль)
1969 — Архимеды XX века (фильм-спектакль)
1970 — Я нарисую солнце (анимационный)
1970 — Смерти нет, ребята!
1970 — Это в наших силах (анимационный)
1970 — День да ночь
1971 — Факир на час
1971 — Терем-теремок (анимационный)
1971 — Сердце (анимационный)
1971 — Ехали в трамвае Ильф и Петров
1971 — Алло, Варшава!
1972 — Симулянт (анимационный)
1972 — Нервы, нервы
1973 — Жили три холостяка
1973 — Всадник без головы (Jinete sin Cabeza, El)
1973 — Божественная комедия (фильм-спектакль)
1973 — Берега
1974 — Кто, если не ты…
1975 — Долгие вёрсты войны
1976 — Ноев ковчег (фильм-спектакль)
1976 — «SOS» над тайгой
1978 — Золушка (фильм-спектакль)
1978 — Живите в радости
1979 — Незнакомка
1983 — Следствие ведут Колобки (анимационный)

Работы Никиты Богословского в кино как художника:

1972 — Осторожные козлы (анимационный)

Песни Никиты Богословского:

Ленин в каждом из нас (слова М. Львовского);
Звезда моих полей (слова Л. Давидович и В. Драгунского);
Русской зимы красота (слова Е. Аграновича);
Спасибо вам за тишину (слова Е. Евтушенко);
Тюльпаны мая (слова П. Иванова);
Любимый город (из кинофильма «Истребители», слова Е. Долматовского);
Ты ждёшь, Лизавета (слова Е. Долматовского);
Тёмная ночь (слова В. Агатова);
Солдатский вальс (слова В. Дыховичного);
Песенка Джени (слова В. Лебедева-Кумача);
Где ты, утро раннее? (слова А. Жарова);
Сияет лампочка шахтёра (слова М. Матусовского);
Давно не бывал я в Донбассе (слова Н. Доризо);
В шахтёрском общежитии (слова М. Пляцковского);
Спят курганы тёмные (из кинофильма «Большая жизнь», слова Б. Ласкина);
Улыбка (слова Б. Ласкина);
Моему другу (из кинофильма «Долгие вёрсты войны», слова М. Матусовского);
Бывают в жизни дни (слова М. Танича);
Не улетай (слова Е. Аграновича);
Романс Рощина (из кинофильма «Разные судьбы», слова Н. Доризо);
Молодость песней станет (слова М. Пляцковского);
Звёздный час (слова М. Пляцковского);
Дорожная (слова М. Львовского и В. Коростылёва);
Есть закон у тайги (слова М. Танича);
Песня о молодом солдате (слова Н. Доризо);
Солдатский привет (слова М. Пляцковского);
Пехота — есть пехота! (слова М. Пляцковского);
Не верьте тишине (слова М. Матусовского);
У нас на заставе (слова М. Пляцковского);
Мой Севастополь ( слова А. Поперечного);
Морская песенка (слова В. Дыховичного и М. Слободского);
Приморский город (слова М. Пляцковского);
Песня о дружбе (слова М. Танича);
Берёзонька (слова Л. Давидович и В. Драгунского);
Алёнушка (слова А. Коваленкова);
Без тебя (слова М. Пляцковского);
Пойми меня (слова И. Кохановского);
Кружится лист (слова И. Шаферана);
Настя (слова К. Ваншенкина);
А я в ответ (слова М. Танича);
Мужской разговор (слова Н. Доризо);
Песенка об одиноком друге (слова Н. Доризо);
Три года ты мне снилась (слова А. Фатьянова);
Московские улочки (слова Н. Доризо);
Колокольчик (слова Е. Евтушенко);
Слово (слова Н. Закусиной);
Напрасно (слова М. Пляцковского);
Вот какое положенье (слова В. Бахнова и Я. Костюковского);
Разговоры (слова В. Бахнова и Я. Костюковского);
Дождик, дождик (слова В. Масса и М. Червинского);
Я к тебе со всей душою (слова И. Шаферана);
Ты да я, да мы с тобою (слова В. Бахнова и Я. Костюковского);
Песня старого извозчика (слова Я. Родионова);
Не смейте забывать учителей (слова А. Дементьева);
Вечный вальс (слова И. Кохановского);
Ты ведь русской девчонкой была (слова С. Острового);
У дипломатов, как у солдат (слова М. Танича);
Дорогой мой человек (из кинофильма «Лёгкая жизнь», слова А. Галича);
Уснувший Париж (из кинофильма «Эскадра уходит на запад», слова М. Матусовского);
Байкальский ветер (из кинофильма «Приезжайте на Байкал», слова М. Матусовского);
Ночные зарницы (из кинофильма «Приезжайте на Байкал», слова М. Матусовского);
Про холостого омуля (из кинофильма «Приезжайте на Байкал», слова М. Матусовского);
Песня выпускников (из кинофильма «Разные судьбы», слова Н. Доризо);
Спящая красавица (из кинофильма «Нет и да», слова М. Танича)

Награды и звания Никиты Богословского:

— Заслуженный деятель искусств РСФСР (1968);
— Народный артист РСФСР (1973);
— Народный артист СССР (1983);
— Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (11 июня 2003) — за большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства;
— Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (22 мая 1998) — за большой личный вклад в развитие отечественного музыкального искусства;
— Орден Трудового Красного Знамени (1971);
— Орден Красной Звезды (1946);
— Полный кавалер знака «Шахтёрская слава» (1966, 1968, 1973);
— Орден «За артистическую деятельность» (1978, Франция);
— Офицер орден Искусств и литературы (1980, Франция);
— Орден «Кирилл и Мефодий» I степени (1986, Болгария);
— Медаль имени А. В. Александрова (1986);
— Международная премия Андрея Первозванного «За веру и верность» (2003) — за «особый вклад в укрепление государственности и приумножение национальной славы России»;
— в 1979 и 1991 годах был удостоен премии «Золотой телёнок» «Литературной Газеты» («Клуба 12 стульев»)