Николай Охлопков

03 января 2022

Николай Охлопков

Николай Павлович Охлопков. Родился 2 (15) мая 1900 года в Иркутске — умер 8 января 1967 года в Москве. Советский актер театра и кино, режиссер, педагог. Главный режиссер Реалистического театра (1930-1937) и Московского театра имени Маяковского (1943-1966). Народный артист СССР (1948). Шестикратный лауреат Сталинской премии (1941, 1947, 1949 — дважды, 1951 — дважды).

Николай Охлопков родился 2 (15 по новому стилю) мая 1900 года в Иркутске.

Отец — Павел Иосифович Охлопков, дворянин, был полковником Русской императорской армии, участником Русско-японской и Первой мировой войн, в Гражданскую войну занимался мобилизацией в Красную Армию.

Мать — Юлия Филипповна Охлопкова.

Братья его матери были известными художниками-граверами. Его старшая сестра Надежда также увлекалась живописью.

В 1910-1917 годах Николай учился в Иркутском кадетском корпусе, в художественной студии-мастерской у художника Ивана Копылова, в музыкальной школе по классу виолончели. Во время учебы впервые принял участие в любительском спектакле «Свадьба» в роли телеграфиста Ятя.

В 1917 году устроился в Иркутский городской театр в качестве мебельщика-декоратора, а в 1918 году стал актером этого театра, где служил до 1921 года.

Будучи поклонником творчества Владимира Маяковского, вместе с приятелем Василием Гнедочкиным декламировал стихи Маяковского на площадях. 1 мая 1921 года после освобождения города от Колчака поставил на городской площади массовое действо «Борьба труда и капитала» с участием войск.

В 1919 году стал одним из организаторов Иркутского Молодого театра, где в 1922 году поставил «Мистерию-буфф», после чего был отправлен на обучение в Москву.

В 1922-1923 годах учился в ГИТИСе и параллельно играл в Московском театре Революции.

В 1923 году при постановке «Великодушного рогоносца» в Театра имени Мейерхольда (ТиМ) главный режиссер спросил, есть ли среди присутствующих студентов высокий парень, и вперед вытолкнули Охлопкова, который тут же вскарабкался на декорации. В тот же день был зачислен в труппу, где играл до 1926 года Одновременно занимался в мастерской при театре (ГЭКТЕМАС) под руководством Всеволода Мейерхольда, среди его работ: «Рычи, Китай» С. М. Третьякова — Старый лодочник; «Великодушный рогоносец» Ф. Кроммелинка — Волопас; «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина — Качала.

В 1926-1928 годах служил актером и режиссером Одесской кинофабрики ВУФКУ, затем — режиссером Государственного военного фотокинопредприятия «Госвоенкино» (Москва), а в 1929-1930 годах был режиссером «Совкино». Всего как кинорежиссер поставил три фильма.

В 1930-1937 годах возглавлял Реалистический театр, где в 1935 году поставил «Аристократов» Николая Погодина, вызвавших большой интерес у мировых театральных деятелей во время Третьего театрального фестиваля в Москве.

В Реалистическом театре поставил спектакли: «Разбег» (по очеркам В. П. Ставского); «Мать» (по роману М. Горького); «Железный поток» (по повести А. С. Серафимовичу); «Аристократы» Н. Ф. Погодина; «Отелло» У. Шекспира; «Кола Брюньон» (по повести Р. Роллана); «Мечта» М. В. Водопьянова.

Одновременно вплоть до 1936 года руководил Театром народного творчества.

В своих постановках, стремясь восстановить более тесный контакт между актерами и зрителями начал экспериментировать с типом театра-арены (амфитеатр, круглый театр). Одной из первых экспериментальных постановок стало еще в Иркутске массовое площадное театральное действо под названием «Борьба труда и капитала».

Эксперименты с театральным пространством Охлопков продолжил в Реалистическом театре в Москве. Опираясь на принципы греческого, китайского, японского и шекспировского театра, он спроектировал сложную сцену в центре помещения и часто располагал сидящих зрителей в зоне действия. Вплоть до закрытия (слияния его театра с Камерным) Николай Охлопков последовательно искал и реализовывал новые, экспериментальные формы, основанные на эстетике как европейского, так и восточного народного, площадного, красочного театра. Хотя он создавал главным образом политические и пролетарские драмы, соответствовавшие советской идеологии, его стремление к экспериментам, в конечном итоге, привел к закрытию Реалистического театра в1938 году. Искания Николая Охлопкова были продолжены в конце 1960-х годов, когда тип театра-арены (theatre-in-the-round) был широко принят экспериментальными театральными труппами как составляющая усилий по отказу от буржуазного иллюзионизма и исследованию различных форм «народного» театра.

В 1937 году в связи с объединением Реалистического театра с Московским Камерным театром был назначен заместителем художественного руководителя и режиссером театра. В 1938 году перешел в Театр имени Е.Б. Вахтангова, где осуществил постановки: «Фельдмаршал Кутузов» В.А. Соловьёва; «Сирано де Бержерак» Э. Ростана.

В 1943 году после возвращения из эвакуации из Омска был назначен художественным руководителем и главным режиссером Московского театра драмы (Театр имени Маяковского с 1954 года), где служил до своей смерти.

В Московском академическом театре имени Владимира Маяковского поставил спектакли: «Сыновья трёх рек» В. М. Гусева; «Молодая гвардия» по роману А. А. Фадеева; «Закон чести» А. П. Штейна; «Дорога свободы» Г. М. Фаста; «Гроза» А. Н. Островского; «Гамлет» У. Шекспира; «Гостиница «Астория»» А. П. Штейна; «Иркутская история» А. А. Арбузова; «Медея» Еврипида.

В 1947 году поставил «Молодую гвардию», в которой увековечил воспоминания о Великой Отечественной войне: зрителям и критикам спектакль особенно запомнился развивавшимся над сценой огромным красным полотнищем. Мария Бабанова в образе Любви Шевцовой исполнила со сцены романс «Одинокая гармонь», мгновенно ставший всесоюзным хитом. За этот спектакль Охлопков был удостоен Сталинской премии первой степени, а в 1948 году ему было присвоено звание Народного артиста СССР.

Член КПСС с 1952 года.

В 1954 году поставил «Гамлета», а в 1955 году во время визита английского режиссера Питера Брука в Москву со своим «Гамлетом» состоялся нашумевший поединок: для ЦТ была записана сцена Гамлета и Офелии, которых попарно играли Евгений Самойлов с Мэри Юр и Пол Скофилд с Галиной Анисимовой.

Параллельно с работой в Театре драмы ставил оперные спектакли в Большом театре и Малом оперном театре. Был членом-корреспондентом Берлинской академии художеств, автором статей по театральному искусству, членом коллегии Министерства культуры СССР.

Весной 1954 года был назначен заместителем Министра культуры СССР, став первым представителем художественной интеллигенции на столь высоком посту. Освобожден от должности заместителя министра культуры по собственному желанию весной 1955 года.

Вел педагогическую деятельность в ГИТИСе, которая продлилась до 1963 года (профессор, руководил курсом мастерства режиссуры). С 1960 по 1963 год вел творческую лабораторию в ВТО.

Николай Охлопков в кино

В кино дебютировал как актер в 1924 году. Первая роль в кино — Скрипач в фильме «Банда батьки Кныша». Затем в 1920-е сыграл в картинах «Черное сердце», «Предатель», «Бухта Смерти», «Митя».

Николай Охлопков в фильме «Бухта Смерти»

Николай Охлопков в фильме Бухта Смерти

Широкую известность ему принесли роли чекиста Василия в фильмах «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» режиссера Михаила Ромма. Ленты описывают события Октябрьской революции 1917 года и роль Ленина в организации восстания большевиков, а затем события 1918 года, включая покушение на Ленина во время его выступления на заводе Михельсона.

Николай Охлопков в фильме «Ленин в Октябре»

Николай Охлопков в фильме Ленин в Октябре

Заметными стали роли в фильмах «Александр Невский» (Василий Буслай), «Яков Свердлов» (Федор Шаляпин), «Кутузов» (Барклай-де-Толли).

Николай Охлопков в фильме «Александр Невский»

Николай Охлопков в фильме Александр Невский

Николай Охлопков в фильме «Кутузов»

Николай Охлопков в фильме Кутузов

Последней работой в кино стала роль Федора Яковлевича Шатрова в ленте «Огни Баку». Фильм повествует о развитии нефтяной промышленности советского Азербайджана на фоне великих исторических процессов первой половины XX века. На экраны фильм выпущен не был.

Николай Охлопков в фильме «Огни Баку»

Николай Охлопков в фильме Огни Баку

Николай Павлович Охлопков скончался 8 января 1967 года в Москве после тяжелой болезни. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 6).

Личная жизнь Николая Охлопкова:

Жена — Елена Ивановна Зотова-Охлопкова (1905-1988), режиссер Московского театра им. В. Маяковского. Похоронена рядом с мужем.

Фильмография Николая Охлопкова:

1924 — Банда батьки Кныша — скрипач
1924 — Гонка за самогонкой (короткометражный) — хулиган
1925 — Черное сердце (не сохранился) — часовой
1926 — Предатель — Неизвестный матрос
1926 — Бухта Смерти — матрос
1927 — Митя (не сохранился) — Митя
1932 — Дела и люди — Захаров
1937 — Ленин в Октябре — Василий
1938 — Александр Невский — Василий Буслай
1939 — Ленин в 1918 году — Василий
1940 — Яков Свердлов — Федор Иванович Шаляпин
1941 — Боевой киносборник № 7 (новелла «Настоящий патриот») — немецкий солдат
1941 — Боевой киносборник № 7 (новелла «Белая ворона») — вежливый офицер
1943 — Кутузов — генерал от инфантерии Барклай-де-Толли
1947 — Свет над Россией (в прокат не вышел) — инженер Антон Иванович Забелин
1948 — Повесть о настоящем человеке — комиссар Воробьев
1950 — Далеко от Москвы — Василий Максимович Батманов
1950 — Огни Баку — Федор Яковлевич Шатров

Режиссерские работы Николая Охлопкова:

1927 — Митя (не сохранился)
1928 — Проданный аппетит (совм. с И. Роной, среднеметражный; не сохранился)
1930 — Путь энтузиастов (автор сценария совм. с Г. И. Павлюченко)
1967 — Медея (фильм-спектакль) (совм. с А. В. Кашкиным, А. А. Шориным)

Награды и звания Николая Охлопкова:

Народный артист РСФСР (1942);
Народный артист СССР (1948);
Сталинская премия первой степени (1941) — за исполнение роли большевика Василия в фильмах «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году»;
Сталинская премия первой степени (1947) — за постановку спектакля «Молодая гвардия» А. А. Фадеева;
Сталинская премия второй степени (1949) — за исполнение роли комиссара Воробьева в фильме «Повесть о настоящем человеке»;
Сталинская премия второй степени (1949) — за постановку спектакля «Закон чести» А. П. Штейна;
Сталинская премия первой степени (1951) — за исполнение роли Батманова в фильме «Далеко от Москвы»;
Сталинская премия второй степени (1951) — за постановку оперного спектакля «Молодая гвардия» Ю. С. Мейтуса;
Орден Ленина (1954);
Три ордена Трудового Красного Знамени (1938, 1947, 1960);
Орден Красной Звезды (1944);
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946);
Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948)