Аида Семёновна Ведищева (урождённая Ида Соломоновна Вайс). Родилась 10 июня 1941 года в Казани. Советская певица еврейско-русского происхождения, известная исполнительница популярных песен из советских кинофильмов.
Аида Ведищева родилась 10 июня 1941 года в Казани в семье профессора медицины Соломона Иосифовича Вайса (он был выдающийся стоматолог, по его учебникам учились студенты мединститутов всего СССР) и Елены Митрофановны Емельяновой, которая была хирургом.
Родители еще до войны переехали из Киева в Казань – там ее отец получил профессорскую кафедру.
Уже в два года хорошо танцевала и садилась на шпагат.
Когда ей исполнилось четыре с половиной года, мама наняла девочке гувернантку – женщину, приехавшую из Шанхая. Она была учителем английского языка.
С 1951 года семья жила в Иркутске. Там она также учила английский дома до десятого класса. А в школе – немецкий, потому что так захотел отец.
В их иркутской квартире, как вспоминала Аида, жило еще пятнадцать человек маминых родственников, эвакуированных из Киева. «Они все играли на музыкальных инструментах и привезли их с собой – аккордеоны, гитары, балалайки… Я утром просыпалась, а в доме звучал американский джаз!»», — рассказывала она.
В Иркутске окончила музыкальное училище, где играла в студенческом театре музыкальной комедии, а затем институт иностранных языков, где изучала немецкий и английский.
По окончании института уехала в Москву и пыталась поступить в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина, но попытка не удалась.
Благодаря красивому, сильному голосу начала певческую карьеру.
На сцене стала выступать с начала 1960-х годов как эстрадная певица Харьковской филармонии. Пела в оркестре О. Лундстрема, затем в оркестре Л. Утёсова.
С 1966 давала сольные концерты с ансамблем «Мелотон», пела также в ВИА «Голубые гитары» И. Гранова.
В 1966 году стала лауреатом Первого всесоюзного конкурса советской песни. Всесоюзную известность получила, спев в 1966 году «Песенку о медведях» в фильме «Кавказская пленница» (пластинка разошлась 7-миллионным тиражом).
В 1968 году за песню «Гуси, гуси» получила диплом на фестивале в Сопоте. Далее последовали песни: «Вулкан страстей» («Помоги мне») из фильма «Бриллиантовая рука» (1968), популярная в те годы песня «Товарищ» («Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам…», 1970), «Лесной олень» (из фильма «Ох уж эта Настя!», 1972), «Синяя вода» (мультфильм «Катерок») и другие.
Создатели «Бриллиантовой руки» так хотели, чтобы именно Ведищева спела эту песню, что вызвали ее аж с Дальнего Востока, где она была на гастролях.
Несмотря на успех у слушателей, ей, как и некоторым другим певцам (В. Мулерман, Л. Мондрус, М. Кристалинская), чинили препятствия: не всегда упоминали в титрах фильмов, не разрешали концерты, холодно относились на телевидении, не выпускали на гастроли за границу.
По мнению, разделяемому, в частности, Фёдором Раззаковым, одной из причин этого был антисемитизм руководителя Гостелерадио С. Г. Лапина. Например, песню «Лесной олень» исполнил в финале «Песни-73» Большой детский хор центрального телевидения и всесоюзного радио. С середины семидесятых имя певицы исчезло и из титров кино и мультфильмов с её участием.
Однако сама певица рассказывает, что она впала в немилость со стороны официальных лиц советской культуры после фестиваля в Сопоте: «Я сразу подружилась с европейскими звездами — Геленой Вондрачковой, Радмилой Караклаич, Карелом Готтом. И вот представьте: в один из конкурсных дней по местному радио объявляют: «Советские войска вошли в Прагу». Что тут началось! Карел Готт со словами «Я не могу петь, когда Родина в опасности», покинул конкурс. Мне было так скверно, так стыдно, будто в этом вводе войск была моя личная вина! А тут еще из Москвы посыпались начальственные звонки: «Ведищевой — не петь!». Власти боялись, что из солидарности к чехам представительницу Советского Союза публика освистает. Но я ослушалась. Выступила. И спела вместо одной песни несколько. Причем пару песен Володи Шаинского, который, как оказалось, в то время был у властей не в чести. Вопреки политической заварухе, встретили меня великолепно, вызывали на «бис» и по результатам конкурса наградили второй премией. А в это время в Москве министру культуры Фурцевой уже докладывали о моей выходке. Так я и попала в черный список. Меня перестали показывать по телевидению, транслировать по радио, отменяли концерты».
Аида Ведищева — Будь со мною прежним (Сопот — 1968)
Аида Ведищева — Товарищ
Аида Ведищева — Дорожная песня
Аида Ведищева — Вернись лесной олень по моему хотенью
Аида Ведищева — Где-то на белом свете
Аида Ведищева — Помоги мне
В 1980 году уехала с мужем, матерью и сыном в США.
«Я уехала из СССР, потому что поняла: все то, что я создаю, здесь будет презираться всегда. У меня была тенденция делать что-то вроде мюзиклов. Мы жили за «железным занавесом» и практически ничего об этом жанре не знали. А я всегда была в авангарде. За это меня били и презирали, потому что считали, что я вульгарна, все время изощряюсь, вечно чего-то хочу. А я родилась поющей артисткой, у меня суть такая! Первую травму мне нанесли, когда не поставили мою фамилию в титры в «Кавказской пленнице», а затем и в «Бриллиантовой руке»», — рассказывала она.
Еще в 1978 году, по распоряжению сверху, размагничены все немногочисленные видеопленки с выступлениями певицы и стерты все записей радиофонда. По словам самой певицы, они не потеряны.
«Приказом Минкульта размагнитили все мои записи. Об этом я узнала случайно, будучи на гастролях в Узбекистане. Но я человек скрупулезный, все свои песни после выступлений переписывала для себя, собрала свою фонотеку… Самое главное, что мне удалось вывезти, — моя фонотека. Ее не хотели пропускать. Не положено. Оставьте! И тогда я запела «Помоги мне!» на весь аэропорт. Вот так спасла меня песня, таможенники, конечно, узнали меня и махнули рукой», — вспоминала певица.
В Америке Ведищевой пришлось начать певческую карьеру с нуля, поступить в театральный колледж и пройти четырёхлетний курс обучения, изучая американский кинематограф, танец.
Вначале поселилась в Нью-Йорке, затем переехала в Лос-Анджелес. Создала собственный театр и собственное телешоу на калифорнийском ТВ. Единственная эстрадная певица из России, добившаяся безоговорочного признания в Америки.
Выступала под псевдонимом Amazing Aida. Исполняла в основном американский репертуар — песни из популярных бродвейских мюзиклов и голливудских фильмов; кроме того, песни Мишеля Леграна, русские и цыганские романсы, еврейские песни.
Впоследствии стала реже выступать, но начала сама писать песни. Среди её песен — «Баллада о Чернобыле», «Жизнь — это музыка», «Рождество», «Америка», «Я вернусь, Москва!».
С 1989 года неоднократно посещала Советский Союз, затем — Россию. Принимала участие в фестивале «Золотой шлягер» в Могилёве.
В 1998 году Ведищева поставила шоу «Мисс Свобода — для нового тысячелетия».
После теракта 2001 года написала мюзикл «Шедевр и поющая Свобода» и посвятила его статуе Свободы. Мюзикл шёл в 2007 году на Бродвее.
У Аиды Ведищевой был конфликт с актрисой Натальей Варлей, за героиню которой она пела в «Кавказской пленнице». Певица критиковала актрису за низкие вокальные данные и непрофессиональное поведение. В одном из публичных выступлений Наталья Варлей уверяла, что якобы должна была исполнять «Песенку про медведей» по просьбе режиссёра «Кавказской пленницы», однако в дело вмешался Александр Зацепин, который заявил, что Ведищева споёт лучше. В ответ на этой Аида Ведищева сказала: «Наталья, вместо которой я спела в фильме Гайдая «Кавказская пленница», любит говорить, что у композитора Александра Зацепина две музы — она и я. Ну надо же! После того как она со мной некрасиво поступила, когда мы вдвоем Зацепина с юбилеем поздравляли, мне кажется это неискренним. Я специально прилетела, собиралась выступить, но с удивлением узнала, что Наталья сама стала исполнять мои песни. Возмутилась, конечно: зачем тогда меня пригласили? Зацепин меня все-таки за руку на сцену вывел со словами о том, что Аида поёт лучше. Но это всё на публике случилось. Позор невыносимый!».
Ведищева отмечала, что Варлей не стоило бы строить из себя певицу, не имея для этого выдающихся вокальных данных: «Варлей же по профессии акробатка. Я акробатикой не занимаюсь, так зачем она лезет в моё дело? Да и в «Кавказской пленнице» Варлей не то что не пела, но и не играла особо, с дикцией проблемы были, так что её роль Надежда Румянцева озвучила».
Рост Аиды Ведищевой: 170 сантиметров.
Личная жизнь Аиды Ведищевой:
Первым мужем был Вячеслав Ведищев — артист цирка, акробат. В браке родился сын Владимир, бизнесмен и музыкант.
«Вячеслав Ведищев был очень известным артистом. Он меня представил Олегу Лундстрему, и я работала в его оркестре. Но у Олега Леонидовича мне приходилось все время ездить, а мы со Славой только поженились, хотелось быть вместе. Поэтому я ушла к Утесову, который брал нас обоих… Я замуж вышла в двадцать лет, а через год Володю родила. А разошлись потому, что просто были разные люди», — рассказывала Аида.
Аида Ведищева с первым мужем Вячеславом Ведищевым
Второй муж — Борис Дверник, пианист, руководитель ансамбля «Мелотон», с которым выступала певица.
Вместе со вторым мужем и сыном эмигрировала в США. Там они развелись. Вскоре он покончил с собой.
«Он был младше меня на девять лет. Удивительный человек, я его очень уважаю и люблю. С ним в Америке случилась трагедия. Дело в том, что Боря вырос в армии. Родители еще ребенком отдали его в военную музыкальную школу, а он был с очень тонкой нервной системой. Это было не для него – муштра, грубые ровесники… Его психика еще тогда надломилась. В США Боре стало совсем тяжело, и он покончил с собой вскоре после того, как мы расстались», — вспоминала она.
Аида Ведищева и Борис Дверник
В 45 лет вышла замуж за 60-летнего бизнесмена Джея Маркоффа. Он увидел ее на сцене и влюбился с первого взгляда, разыскал и вскоре уговорил стать его женой.
Около трех лет она не выступала. Миллионер не хотел, чтобы она появлялась на сцене. В итоге Аида от него ушла. Бракоразводный процесс длился со скандалом три года.
Аида Ведищева и Джей Маркофф
Когда ей было за пятьдесят, она узнала о своем страшном диагнозе: рак. В начале 1990-х ей был поставлен диагноз «рак третьей степени». Несмотря на предостережения врачей, она настояла на операции и прошла курс химиотерапии, и болезнь отступила.
Ее друг, Наим Беджим поддерживал ее в это страшное время, всегда был рядом.
После операции он приглашал ее не в ресторан, а на танцы. После победы над раком Аида Ведищева вышла за него замуж.
Аида Ведищева и Наим Беджим
«Наим меня буквально на руках носил. Хотя даже жен бросают в такой ситуации! После этого мы стали друзьями. Много лет просто дружили. Потом поженились», — говорила Аида в одном из интервью.
Аида Ведищева — Невероятные истории любви
Фильмография Аиды Ведищевой (исполнительница песен):
«Белый рояль» — Дорожная песня (музыка А. Зацепина, стихи О. Гаджикасимова); Первая весна (музыка А. Зацепина, стихи О. Гаджикасимова); Песня о Душанбе (музыка А. Зацепина, стихи О. Гаджикасимова); Я буду ждать тебя (музыка А. Зацепина, стихи О. Гаджикасимова);
«Ох уж эта Настя!» — Лесной олень (музыка Е. Крылатова, стихи Ю. Энтина);
«Кавказская пленница» — Песенка о медведях (музыка А. Зацепина, стихи Л. Дербенева);
«Бриллиантовая рука» — Помоги мне, 1968 (музыка А. Зацепина, стихи Л. Дербенева);
«Красное, синее, зелёное» — Уходим в старину, 1966 (Музыка — Г. Фиртич, слова — Д. Иванов, В. Трифонов);
«Три плюс два» — Пусть говорят, 1963 дуэт с Геннадием Ниловым (музыка А. Волконского, слова С. Михалкова);
«Ангел в тюбетейке» Казахфильм — Все равно ты будешь мой, 1968 (музыка А. Зацепина, слова Л. Дербенева);
«В гостях у советской милиции» (фильм-спектакль) — Весна это музыка, 1968 (музыка Р. Майоров, слова А. Ольгин)
Песни Аиды Ведищевой к мультфильмам:
1969 — «Умка» — «Колыбельная медведицы», 1969 (музыка Евгения Крылатова, стихи Юрия Яковлева);
1970 — «И мама меня простит» — «Товарищ»
Песни Аиды Ведищевой:
Журавли (музыка Э. Ханок, стихи А. Досталь);
Любовь (музыка О. Фельцман, стихи Н. Олев);
Отзовись (музыка С. Пожлаков, стихи Н. Малышев);
Я буду ждать тебя, 1968 (музыка А. Зацепина, стихи О. Гаджикасимова);
Товарищ (музыка О. Иванов, стихи А. Прокофьев);
Всё равно ты будешь мой, 1969 (музыка А. Зацепин, стихи Л. Дербенёв);
Напрасно спорил ты (музыка Б. Савельев, стихи В. Харитонов);
Прощание с Братском (дуэт с Ю. Пузырёвым, музыка А. Пахмутовой — стихи С. Гребенникова и Н. Добронравова);
Будь, что будет (музыка Я. Френкель, стихи М. Танич);
Шаги по траве (музыка М. Легран, стихи И. Резник);
Песня о Душанбе (из кинофильма «Белый рояль»);
Арифметика, 1969 (музыка В. Хвойницкий, стихи Н. Олев);
Куда же вы спешите, 1968 (музыка Б. Савельев, стихи Л. Дербенёв);
Чёт или нечёт, 1969 (музыка В. Гамалия, стихи И. Шаферан);
Не родись красивой, 1970 (музыка Р. Майоров, стихи О. Гаджикасимов);
Найди меня, 1969 (музыка В. Хвойницкий, стихи Г. Бейлин);
Дорожная, 1968 (музыка А. Зацепин, стихи О. Гаджиксимов);
Песня о весне, 1968 (музыка А. Зацепин, стихи Я. Зискинд);
Песенка вполголоса, 1969 (музыка С. Заславский, стихи М. Пляцковский);
Лесной олень, 1971 (музыка Е. Крылатов, стихи Ю. Энтин), — песня из к/ф «Ох уж эта Настя!»;
Гололёд, 1969 (музыка А. Зацепин, стихи Л. Дербенёв);
Гуси, гуси, 1967 (музыка С. Пожлаков, стихи Н. Малышев);
Человек придумал песню, 1966 (музыка И. Гранов, стихи Л. Дербенёв);
Просто возраст мой такой, 1970 (музыка Б. Савельев, стихи М. Пляцковский);
Старый сад (музыка В. Млинарский, стихи Л. Дербенёв);
Моё счастье море унесло (музыка А. Днепров, стихи А. Ведищева);
Загадай желание (музыка И. Гранов, стихи Д. Иванов);
Я люблю тебя, Москва (А. Абрамова, Л. Иванова);
Колдунья (музыка Р. Майоров, стихи О. Гаджикасимов);
Надежда, Вера, Любовь;
Песенка о медведях, 1969 (музыка А. Зацепин, стихи Л. Дербенёв);
Будь со мною прежним, 1968 (музыка В. Шаинский, стихи А. Нагорняк)