Александр Яковлевич Аскольдов. Родился 17 июня 1932 года в Киеве — умер 21 мая 2018 года в Швеции. Советский кинорежиссёр, писатель. Создатель фильма «Комиссар».
Александр Аскольдов родился 17 июня 1932 года в Москве.
Отец — Яков Лазаревич Аскольдов (1893-1937), во время Гражданской войны работал в ВЧК (с октября 1918 по январь 1919 года возглавлял Витебскую губернскую ЧК), в 1922-1924 годах возглавлял Главное военно-инженерное управление РККА, позже — советский хозяйственник, в Киеве работал директором завода «Большевик».
Детство прошло в Киеве, где работал директором завода отец, который был арестован и расстрелян в 1937 году.
Вскоре после ареста отца пришли за матерью. Сам он убежал из квартиры.
Он вспоминал: «Сначала арестовали отца, на следующий день приехали за мамой. Я не спал, подглядывал из-под одеяла. В квартире проходил обыск. Мама одевалась под насмешливыми взглядами людей из НКВД. Она попросила их отвернуться, на что те, нагло ухмыляясь, сказали: «Ничего, привыкай одеваться при мужиках». Самая страшная картина в моей жизни — на моих глазах оскорбляли самого любимого человека. И маму увели. Выходя, один из чекистов приказал другому: «За мальчишкой вернешься, когда отвезешь ее в тюрьму». Я как-то ясно понял, что нужно уходить из этого дома. Но были две неразрешимые проблемы: не умел завязывать шнурки на ботинках и не знал, как открыть английский замок. Но тут первый раз в жизни завязал шнурки, потом поставил стул и открыл замок… Захлопнул дверь и ушел в темноту ночного Киева. Помню, шел по Крещатику. Начинался ранний рассвет, была весна, цвели каштаны, воздух переполнялся сладким запахом цветения. С тех пор этот запах я переношу с трудом. Почти инстинктивно пришел к дому, где жили друзья моих родителей, многодетная еврейская семья. Позвонил, открыли, увидели на пороге, все сразу поняли, расплакались, спрятали, сохранили. Позже меня переправят к бабушке. После войны, уже став взрослым человеком, я искал след этих людей, но он оборвался в Бабьем Яру — фашисты их расстреляли с тысячами других киевских евреев».
Друзья родителей переправили его в Москву к бабушке по материнской линии, которая жила в коммуналке около Новодевичьего монастыря.
В 1941 году мать вернулась из заключения, получила разрешение на временное проживание в Москве и, будучи врачом по профессии, вынуждена была устроиться на работу нянечкой в детском саду. Во время войны, благодаря медицинскому образованию, работала заместителем по фронту у А.А. Багдасарова, стала одним из организаторов донорского движения в СССР.
В 1955 году окончил филологический факультет МГУ. В 1958 году — аспирантуру Литературного института им. Горького. Известен как один из исследователей творчества Михаила Булгакова. По телефонному справочнику Москвы разыскал вдову Булгакова — Елену Сергеевну, помогал ей составлять опись булгаковского архива, занимался популяризацией творчества Булгакова.
Работал в аппарате Министерства культуры СССР помощником министра культуры Екатерины Фурцевой, которую знал с ранних лет. Был членом сценарно-редакционной коллегии Госкино СССР. Аскольдов вспоминал: «Несколько лет я работал главным редактором Госкино, но умудрился не нагрешить. Это было время значительных фильмов, эдакий проскок счастья: «Застава Ильича», «Летят журавли», «Весна на Заречной улице», «Два Федора», «Баллада о солдате». Кстати, я собственноручно писал представление Григория Чухрая на Ленинскую премию, а потом, во время его ретроспективы, с великим удивлением читал, что режиссера за эту картину исключили из партии… Я имел отношение и к тому, что Тарковский сделал «Иваново детство»».
В 1966 году поступил на Высшие режиссёрские курсы. В 1967 году в качестве дипломной работы снял картину «Комиссар» по мотивам рассказа Василия Гроссмана «В городе Бердичеве» (который Максим Горький считал одним из самых лучших рассказов о гражданской войне).
Фильм представляет из себя военную драму. Гражданская война. Красные части занимают маленький южный городок. Главная героиня — комиссар Красной армии Клавдия Вавилова (Нонна Мордюкова) — привыкла к суровой, мужской военной жизни, и, казалось бы, в ней не осталось ничего женского. Поэтому неожиданная беременность приводит её в ужас. В перерыве между боями комиссару Вавиловой надо было родить. Для этого она поселилась в многодетной еврейской семье мелкого ремесленника. Попав в семью бедного многодетного еврея Магазаника (Ролан Быков), она постепенно «оттаивает». Но жестокое время диктует свои жестокие законы…
Актеры и роли:
Нонна Мордюкова — Клавдия Вавилова, комиссар;
Ролан Быков — Ефим Магазанник;
Раиса Недашковская — Мария Магазанник;
Людмила Волынская — мать Ефима;
Василий Шукшин — Козырев, командир;
Отар Коберидзе — Молчаливый, отец ребенка Клавдии;
Леонид Реутов — начальник штаба;
Виктор Шахов — Емелин, дезертир;
Валерий Рыжаков — курсант;
Владимир Васильев — эпизод;
Сергей Никоненко — эпизод;
Виктор Ильичёв — эпизод;
Семён Морозов — эпизод;
Алексей Панькин — красноармеец;
Люба Кац;
Павлик Левин;
Дима Клейман;
Марта Браткова;
Игорь Фишман.
Кадры из фильма «Комиссар»
После обсуждения на худсовете студии и массы замечаний режиссер все рекомендации учел, но картина не прошла высокие этажи инстанций. Народный суд Бабушкинского района Москвы, несмотря на показания свидетелей (Н. Мордюковой и Р. Быкова) в пользу Аскольдова постановил считать режиссера профнепригодным.
Фильм «Комиссар» был запрещён к показу и пролежал на полке более 20 лет. За свою картину Аскольдов подвергся преследованиям: его уволили со студии с формулировкой «профессионально непригоден» в трудовой книжке, исключен из партии и выселен из Москвы за тунеядство. Вынужден был уехать в Казань на строительство КамАЗа, работал в бригаде плотников-бетонщиков до 1974 года.
Позже Аскольдова восстановили в партии и сняли с него партийное взыскание. Правда, в профессию больше не вернули.
В последующие годы Аскольдов сделал документальный фильм о КАМАЗе.
Картину «Комиссар» собирались уничтожить, но режиссёр, по его словам, смог дойти до советского партийного идеолога Михаила Суслова, чье вмешательство спасло ленту от уничтожения: «Суслов наложил резолюцию: «Товарищу Романову (председателю Госкино). Прекратите безобразия с Аскольдовым!». Поэтому наша картина не вся, а частями сохранилась», — рассказывал он.
Актер и режиссер Ролан Быков писал: «Аскольдов делал эту картину поразительно одиноко, и все, кто поддерживал его, предали его, когда она вышла. И его стали бить. Вы знаете, и нас всех били, но так жестоко не били никого. Его ведь били чиновники как своего, предавшего их клан чиновничества, этих душителей подлинного искусства и творчества… Помню, когда началась перестройка, то единственный позор, который был за времена существования нового секретариата Союза кинематографистов, — это то, что новые секретари, освобождавшие картину за картиной, предложили ему переделки в «Комиссаре». Я не знаю человека, больше пострадавшего в нашем искусстве, чем Аскольдов».
В 1981-1985 годах работал директором и художественным руководителем киноконцертного зала «Россия». Во время работы художественным руководителем киноконцертного зала «Россия» был исключен из партии.
Был директором у Аллы Пугачевой. Также вывел на московскую сцену Валерия Леонтьева в спектакле на музыку Раймонда Паулса «Святая к музыке любовь».
Поставил спектакль и фильм «Завещание», посвященный матери.
В 1987 году, во времена перестройки в жюри Московского международного кинофестиваля участвовало большое количество зарубежных кинодеятелей (Роберт Де Ниро, Ванесса Редгрейв, Стенли Крамер, Габриель Гарсиа Маркес и других) и на пресс-конференции фестиваля при обсуждении темы запрещённого кино в СССР, Аскольдов вышел из зала на трибуну и рассказал о своём запрещённом до того времени фильме «Комиссар». Позднее фильм появился на экранах страны.
Единственный советский фильм, который был в широком прокате в США — показ прошел в 126 городах Америки.
В американской киноэнциклопедии эта лента названа «шедевром киноискусства». По оценке критиков, в США фильм Аскольдова имеет рейтинг 8,6 балла. Картина вошла во все мировые киноучебники.
Фильм получил множество призов:
— Специальный приз жюри — Александр Аскольдов, 1988 год, МКФ в Генте;
— Приз Серебряный Медведь, Приз FIPRESCI — Александр Аскольдов, 1988 год, МКФ в Западном Берлине;
— Гран-при — Александр Аскольдов, 1988 год, МКФ в Кемпере;
— 1988 год — Премия Ника: За лучшую мужскую роль — Ролан Быков, За лучшую операторскую работу — Валерий Гинзбург, За лучшую роль второго плана — Раиса Недашковская, За лучшую музыку к фильму — Альфред Шнитке.
Преподавал в киношколах и университетах Германии, Швеции, Англии и Италии. Издал несколько книг. В частности, Александр Аскольдов написал роман «Возвращение в Иерусалим», автобиографию.
Ушел из жизни 21 мая 2018 года в Швеции в одной из больниц.
Александр Аскольдов
Личная жизнь Александра Аскольдова:
Жена — Светлана Михайловна. Познакомились в студенческие годы, вместе с 1949 года.
У пары родилась дочь Марина, она защитила диссертацию о Гроссмане, литературовед. Живет с тремя дочками в Москве.
Фильмография Александра Аскольдова:
1992 — Охота на бабочек (Butterfly Hunt, The / Chasse aux papillons, La) — эпизод
2003 — Нонна Мордюкова. Я вспоминаю… (документальный)
Режиссерские работы Александра Аскольдова:
1967 — Комиссар
1972 — Товарищ КамАЗ (документальный)
Сценарии Александра Аскольдова:
1967 — Комиссар