Александр Борисович Годунов (Alexander Borisovich Godunov). Родился 28 ноября 1949 года в Южно-Сахалинске Сахалинской области — умер 18 мая 1995 года в Лос-Анджелесе, Калифорния, США. Советский и американский танцор, артист балета, актер. Заслуженный артист РСФСР (1976).
Александр Годунов родился 28 ноября 1949 года в Южно-Сахалинске Сахалинской области в семье инженеров.
Отец — Борис Илларионович Годунов-Водуков, инженер-строитель.
Мать — Лидия Николаевна Годунова (в девичестве Студенцова), инженер-железнодорожник.
Старший брат — Олег Борисович Годунов (1947 г.р.).
Его родители познакомились в блокадном Ленинграде, в котором его мать осталась по окончании Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта, а отец восстанавливал разрушенные бомбёжками здания и коммуникации.
После войны родителей отправили на работу на Сахалин, поселились они в Южно-Сахалинске.
Родители развелись, когда ему было 3 года. Далее вместе с братом его отправили в Ригу, где они жили у дяди. Позже к ним переехала и мать, которая поступила работать на Прибалтийскую железную дорогу.
В Риге они жили в коммунальной квартире в центре города — на углу улиц Стабу и Тербатас.
В 1958 году он поступил в Рижское хореографическое училище. Он был в детстве очень маленький, когда ученики строились в классе у балетного станка, Александр стоял последний, его обгонял даже будущая американская звезда балета Михаил Барышников.
В 1967 году окончил училище по классу педагогов Юриса Капралиса и Артура Экиса. На протяжении всей жизни Годунов поддерживал с Юрисом Капралисом дружеские отношения.
После окончании училища Годунов получил распределение в Латвийский театр оперы и балета, хотя имел приглашение от Игоря Моисеева в Государственный хореографический ансамбль «Классический балет» («Молодой балет»). Его брали в кордебалет и Годунов отправился на прием к министру культуры Латвийской ССР Владимиру Ильичу Каупужу с просьбой отпустить его в Москву, но разрешения не добился, поэтому уехал в столицу самовольно.
В 1967-1971 годах он танцевал в «Молодом балете», где познакомился с элитой советского балета. В классах Асафа Мессерера и Александра Руденко он шлифовал технику, позволявшую исполнять как классические па-де-де, так и сочинения современных хореографов. Солировал в «Мимолётностях» Касьяна Голейзовского, «Гран-па» Асафа Мессерера, «Поэзии чувств» Игоря Моисеева. Танцевал в «Адажио» Альбинони, поставленном Игорем Чернышёвым впервые в Советском Союзе, репетировал с Олегом Виноградовым и с эстонским хореографом Май-Эстер Мурдмаа.
С «Молодым балетом» Годунов объездил весь мир, но мечтал танцевать в Большом театре. Вскоре последовало приглашение от главного балетмейстера театра Юрия Григоровича.
В труппу Большого театра принят после конкурсного экзамена в 1971 году, педагогом-репетитором стал Алексей Ермолаев, великий танцовщик и актер. В 1972 году принял участие во Всесоюзном конкурсе артистов балета и получил Первую премию.
Его громкий дебют состоялся в «Лебедином озере». Он пришел в Большой в момент, когда там по сути открыто враждовали три группировки — Григоровича, Плисецкой и Васильева. Приглашение Майи Плисецкой стать её партнером навлекло на него гнев главного балетмейстера. Поэтому Годунов танцевал очень мало. Спартака станцевал всего пять раз, Ивана Грозного — девять, Пастуха в «Весне священной» — два. Хозе в «Кармен» около сорока раз, Вронского в «Анне Карениной» — больше тридцати, Клавдио в «Любовью за любовь» — свыше двадцати. Последней его премьерой стал Тибальд в «Ромео и Джульетте».
Работы Александра Годунова в Большом театре:
1971 — «Лебединое озеро», П. И. Чайковский. Постановка А. Горского, па-де-труа;
1971 — «Лебединое озеро», П. И. Чайковский. Постановка А. Горского, А. Мессерера — Принц;
1971 — «Лебединое озеро», П. И. Чайковский. Постановка Ю. Григоровича — Принц;
1972 — «Анна Каренина», Р. Щедрин. Постановка М. Плисецкой, Натальи Рыженко, Виктора Смирнова-Голованова — Вронский;
1972 — «Шопениана», Ф. Шопен — Юноша;
1973 — «Конёк-горбунок», Ц. Пуни. Па-де-труа «Океан и жемчужины». Постановка А. Горского. На гастролях в США;
1973 — «Дон Кихот», Л. Минкус — Базиль;
1974 — «Кармен-сюита», Ж. Бизе — Р. Щедрин. Хореография А. Алонсо — Хозе;
1974 — «Озарённость», А. Пахмутова. Хореография Н. Рыженко и И. Смирнова-Голованова — Любимый (1-й исполнитель);
1974 — «Жизель», А. Адан — Альберт;
1974 — «Гибель розы», Г. Малер. Хореография Ролана Пети — Юноша;
1976 — «Спартак», А. Хачатурян. Хореография Ю. Григоровича — Спартак;
1976 — «Любовью за любовь», Т. Хренников. Хореография В. Боккадоро — Клавдио (1-й исполнитель);
1976 — «Иван Грозный», С. Прокофьев. Хореография Ю. Григоровича — Царь Иван;
1977 — «Весна священная», И. Стравинский. Хореография Н. Касаткиной и Вл. Василёва — Пастух;
1978 — «Паганини», С. Рахманинов. Хореография Л. Лавровского — Паганини;
1978 — «Баядерка», Л. Минкус. Картина «Тени» — Солор;
1979 — «Ромео и Джульетта», С. Прокофьев. Хореография Ю. Григоровича — Тибальд (1-й исполнитель).
Лауреат (золотая медаль) Московского международного конкурса артистов балета в 1973 году.
Заслуженный артист РСФСР (1976).
Лауреат премии Вацлава Нижинского (Париж).
Параллельно снимался в кино. В 1978 году сыграл главную роль в музыкальном фильме «31 июня». Его герой — придворный музыкант Лемисон.
Александр Годунов в фильме «31 июня»
Примерно в течение 5 лет работы в Большом театре Александр Годунов был невыездным. Поскольку, в то время как другие премьеры много времени проводили на гастролях, Годунов очень много танцевал на сцене Большого театра, репертуар его стал на редкость разнообразным.
Побег Александра Годунова из СССР
23 августа 1979 года во время гастролей Большого театра в Нью-Йорке 29-летний Годунов обратился к американским властям с просьбой о предоставлении политического убежища. После известия о его отсутствии советские власти отправили жену Годунова — Людмилу Власову, единственную из труппы, на самолёте в Москву. Однако самолёт был задержан американскими властями прямо перед взлётом, и Государственный департамент США потребовал предоставить доказательства того, что Власова возвращается в СССР добровольно.
Вслед за этим в инцидент оказались вовлечены лидеры СССР и США Леонид Брежнев и Джимми Картер. В конце концов, через три дня самолёт, в котором находилась Власова, был выпущен в СССР. По мотивам этих событий в 1985 году в СССР вышел фильм «Рейс 222», сюжет которого был основан на реальных событиях, но скорректирован (вместо балетных актеров в нём фигурировали спортсмены), в том числе был написан другой текст, часто цитируемый.
В этот трудный для Годунова период он несколько дней прожил в доме друзей Иосифа Бродского. В течение года Годунов безуспешно пытался добиться возвращения жены. Эта пара стала известна как «Ромео и Джульетта» холодной войны. В 1982 году был оформлен их развод.
Годунов был принят в труппу Американского театра балета, где выступал как премьер (principal dancer). В 1981 году Годунов параллельно с работой в АБТ сотрудничал с балетом Алвина Эйли. В 1982 году контракт с театром не был продлён из-за разногласий с руководителем труппы Михаилом Барышниковым.
Некоторое время выступал с собственной труппой. Как приглашённая звезда, много гастролировал в США, Канаде, Латинской Америке, Австралии, Израиле, Европе, Японии.
В 1985 году ушёл из балета и продолжил кинокарьеру, начатую ещё в СССР.
Начиная с 1981 года периодически брал уроки актерского мастерства и речи в Джульярдской школе искусств и студии легендарной Стеллы Адлер. После ухода из балета поддерживал физическую форму, занимаясь в балетной академии Дэвида Личина под руководством Татьяны Рябушинской, там же периодически проводил балетные мастер-классы.
Снялся в роли бандита Карла в фильме «Крепкий орешек».
Александр Годунов в фильме «Крепкий орешек»
Незадолго до смерти сыграл главную роль — экстравагантного террориста-химика Лотара Красну, мечтающего поработить мир — в боевике «Зона».
Александр Годунов в фильме «Зона»
В апреле 1995 года Годунов впервые со времени своего отъезда в США побывал в Риге, где встретился со своей семьей — матерью, братом, племянниками.
Смерть Александра Годунова
18 мая 1995 года Годунов был найден мертвым в его квартире в комплексе кондоминиумов Шорхэм Тауэрс в Западном Голливуде. Нашла его медсестра, которую послали туда друзья танцора, обеспокоенные отсутствием телефонных звонков от него.
По утверждению врачей, смерть была вызвана осложнениями гепатита, обусловленными хроническим алкоголизмом.
В заявлении, опубликованном вскоре после его смерти, личный публицист Годунова Эвелин Шривер сказала: «У него не было СПИДа, он не совершал самоубийства. Это время было одним из самых счастливых периодов его жизни».
Прах Годунова был развеян 22 мая 1995 года над Тихим океаном, его мемориал находится в Лос-Анджелесе. Эпитафия на кенотафе гласит: «His future remained in the past» («Его будущее осталось в прошлом»).
В то же время Людмила Власова выражала сомнение относительно характера смерти танцора. Ей показались подозрительными обстоятельства смерти, а также процедура похорон Годунова: тело покойного было кремировано без вскрытия, а прах развеян над океаном.
Людмила установила надгробие памяти бывшего мужа на Введенском кладбище Москвы (участок № 12). Эпитафия на нём гласит: «Ты всегда с нами».
Александр Годунов
Рост Александра Годунова: 190 сантиметров.
Личная жизнь Александра Годунова:
Первая жена — Людмила Иосифовна Власова (урожденная Маркова; родилась 2 марта 1942 года), советская и российская балерина, актриса, хореограф, солистка Большого театра в 1961-1982 годах. К Годунову Власова ушла от своего первого мужа — Станислава Власова.
Поженились в 1971 году и были вместе до бегства Годунова в США. В 1982 году их официально развели через посольство.
Александр Годунов и Людмила Власова
Состоял в близких отношениях с британской киноактрисой Жаклин Биссет (Jacqueline Bisset). Они были вместе с начала 1980-х годов и до смерти Годунова в 1995 году.
Александр Годунов и Жаклин Биссет
Фильмография Александра Годунова:
1974 — Анна Каренина (фильм-спектакль) — Вронский
1978 — Кармен-сюита (фильм-спектакль) — Хозе
1978 — 31 июня — Лемисон / Боб Тейлор, придворный музыкант (озвучил Алексей Золотницкий)
1985 — Свидетель (Witness) — Дэниел Хохляйтнер
1986 — Ловушка для простаков (Money Pit, The)
1988 — Крепкий орешек (Die Hard) — Карл, бандит
1990 — Рунический камень (The Runestone)
1991 — Откровения балетмейстера Федора Лопухова (документальный)
1992 — Музей восковых фигур 2 (Waxwork II: Lost in Time)
1994 — Норт (North) — эпизод
1995 — Зона (Zone, The) — Лотар Красна