Александр Дюма (Alexandre Dumas). Родился 24 июля 1802 года в Виллер-Котре — умер 5 декабря 1870 года в Пюи. Французский писатель, драматург, журналист. Мастер приключенческого романа. Один из самых популярных писателей в мире.
Александр Дюма родился 24 июля 1802 года в Виллер-Котре.
Отец — Тома-Александр Дюма (Thomas Alexandre Dumas), официально Дави де ля Пайетри (Davy de la Pailleterie; 25 марта 1762, Жереми, Гаити — 26 февраля 1806, Вилле-Котре, Франция), французский генерал. Был назначен Наполеоном командующим кавалерией, они были близкими друзьями. В сражении на мосту Клаузен (Klauzen) 24 февраля 1797 года в Австрийских Альпах, в одиночку остановил австрийский эскадрон, за что Бонапарт прозвал его «Горацием Коклесом из Тироля» по имени древнеримского героя Горация Коклеса. Во время Египетского похода, неудачной попытки Франции покорения Египта и Леванта, командующий французской кавалерии негативно отозвался об экспедиции Наполеона и потребовал перевести его назад во Францию. Эта просьба была удовлетворена в марте 1799 года. Дюма покинул Египет на ветхом судне, которое село на мель в водах Неаполитанского королевства. Генерал был взят в плен и брошен в подземелье. Его бывший друг Наполеон не предпринял ни единой попытки его оттуда вызволить. В тюрьме Дюма несколько раз пытались отравить, и только 5 апреля 1801 года с подорванным здоровьем он был отпущен. Имя Дюма записано на южной стене Триумфальной арки.
Мать — Мария-Луиза Лабуре, дочь хозяина гостиницы в Виллер-Котре.
Сестра — Александрина-Эме.
Бабушка по отцовской линии была чернокожей рабыней с острова Гаити, поэтому Дюма считался квартероном (так называли человека, у которого один предок во втором поколении (дед, бабка) принадлежал к негроидной расе, то есть потомок мулатного и белого родителей).
Его детство и юность прошли в родном городе Виллер-Котре в департаменте Эна. Там он подружился с Адольфом де Лёвеном, своим ровесником, поэтом и завсегдатаем парижских театров. Дюма решил непременно стать драматургом.
Без денег и связей, надеясь лишь на старых друзей отца, он решил перебраться в Париж. Двадцатилетнему Александру, не имевшему образования (его козырем был лишь прекрасный почерк), дали должность в Пале-Рояле (Париж) в канцелярии при герцоге Орлеанском, которую помог получить генерал Фуа. Один из его знакомых составил для Александра список авторов, которых он был должен прочитать: туда входили книги классиков, мемуары, хроники. Дюма посещал театры с целью изучить профессию драматурга, на одном из спектаклей он случайно познакомился с Шарлем Нодье. Вместе с Лёвеном, считавшим, что успеха легче добиться в лёгком жанре, Дюма сочинил водевиль «Охота и любовь», тот был принят к постановке театром Амбигю.
Александр Дюма (отец) в молодости
На одной из выставок ежегодного Салона Дюма обратил внимание на барельеф с изображением убийства Джованни Мональдески. Прочитав во «Всемирной биографии» статьи о Мональдески и шведской королеве Кристине, Дюма решил написать на эту тему драму. Сначала он предложил сотрудничество Сулье, однако в конце концов каждый решил написать свою «Кристину». Пьеса Дюма понравилась королевскому комиссару при «Комеди Франсез» барону Тейлору, с его помощью «Кристину» приняли при условии, что Дюма её доработает. Однако против постановки драмы возражала всесильная мадемуазель Марс, коньком которой был классический репертуар. Когда же молодой автор наотрез отказался внести по её просьбе исправления в пьесу, мадемуазель Марс сделала всё, чтобы «Кристина» не появилась на сцене «Комеди Франсез».
За два месяца он написал пьесу в пяти актах «Генрих III и его двор». Актёры «Комеди Франсез» после читки пьесы в салоне Мелани Вальдор попросили принять её к постановке вне очереди. Премьера прошла успешно 10 февраля 1829 года, и это была победа романтиков в театре, до сих пор считавшемся опорой классицизма. Публика из третьего сословия восприняла спектакль как развенчание авторитета монархии.
Далее Дюма пишет ряд известных драм и комедий, пользовавшихся в своё время громкой славой. Среди них: «Христина», «Антони», «Кин, гений и беспутство», «Тайны Нельской башни».
Пьесы молодого Дюма, принёсшие ему славу в годы запоздалого вторжения романтизма на парижскую сцену, не отличались художественным совершенством, но он, как никто другой, владел умением держать внимание публики с первого до последнего акта и сочинять эффектные реплики под занавес. Его имя на афише для директоров театров означало большие сборы, а для других драматургов он стал соавтором, способным привести к успеху самые неудачные пьесы. Однако ещё при жизни автора пьесы вышли из моды и перестали ставиться.
Дюма стал завсегдатаем знаменитого салона Нодье в Арсенале, где собирались представители новой школы — романтизма. Он одним из первых обратился к драме из современной жизни, отважился коснуться роли страсти в современном обществе. Новым было и то, что автор наделил современного человека таким накалом чувств, который, по общепринятому мнению, был скорее свойственен эпохе Возрождения.
Его пьеса «Антони» была основана на обстоятельствах личной жизни — в то время Дюма переживал страстное увлечение поэтессой Мелани Вальдор, которую вывел в пьесе в образе Адель д’Эрве. Премьера драмы состоялась 3 мая 1831 года в театре Порт-Сен-Мартен с Дорваль и Бокажем в главных ролях.
Летом 1830 года во Франции произошла Июльская революция, свергнувшая Карла X и утвердившая буржуазное королевство. На престол вступил герцог Орлеанский под именем Луи-Филиппа. Александр Дюма был среди повстанцев, штурмовавших королевский дворец Тюильри. С первых же дней революции Александр Дюма принял деятельное участие в общественной жизни и выполнил несколько важных поручений генерала Лафайета, стоявшего тогда во главе Национальной гвардии.
5 июня 1832 года в Париже хоронили генерала Ламарка. Дюма, который был лично знаком с ним, по просьбе родственников покойного генерала возглавил колонну артиллеристов, следовавшую за траурным катафалком. Когда полиция стала разгонять толпу, произошло то, чего и следовало ожидать: траурное шествие послужило началом революционного восстания. Через несколько дней оно было жестоко подавлено. Одна из роялистских газет напечатала ложное сообщение о том, что Александр Дюма с оружием в руках был схвачен полицейскими и в ту же ночь расстрелян. В действительности, конечно, этого не было, но Дюма угрожал арест. По совету друзей он покинул Францию и отправился в Швейцарию, где прожил несколько месяцев, подготавливая к изданию свой первый историко-публицистический очерк «Галлия и Франция».
В 1830-х годах у Дюма возник замысел воспроизвести историю Франции XV-XIX веков в обширном цикле романов, начало которому было положено романом «Изабелла Баварская». Исторической основой послужили записки Фруассара, «Хроника времён Карла VI» Ювенала Юрсина, «История герцогов Бургундских» Проспера де Баранта.
Во второй четверти XIX века драмы Дюма успешно ставились за рубежом. Так, петербургские премьеры обычно следовали за парижскими с промежутком всего в несколько месяцев.
Более долговечный успех сопутствовал романам Дюма, которые охватывают множество эпох и стран — от Римской империи времён Нерона («Актея») до современной ему России («Учитель фехтования» — роман о декабристах, запрещённый в николаевской России). Выделяются циклы произведений: о последних королях династии Валуа и их придворных, о мушкетёрах середины XVII века, о дворе Марии-Антуанетты (восемь книг), о наполеоновской Франции (не завершён). Романы Дюма переведены на множество языков и продолжают ссужать сюжетный материал для многочисленных адаптаций, включая кинематографические.
В конце 1830-х годах французские газеты для увеличения числа подписчиков практиковали публикацию романов с продолжением. Дюма был одним из самых желанных писателей для издателей газет: его книги пользовались огромной популярностью, его имя привлекало массу читателей. Один из сотрудников Дюма, Жерар де Нерваль, познакомил его с малоизвестным литератором Огюстом Маке и под его влиянием Дюма решил обратиться к жанру историко-авантюрного романа, в котором реалии минувших эпох служат фоном для приключений героев. Дюма переделал пьесу Маке «Карнавальный вечер» («Батильда»), отвергнутую Антенором Жоли, и она была принята к постановке театром Ренессанс. Молодой автор был в восторге от своего успеха и предложил Дюма проект романа из времен регентства «Добряк Бюва». Дюма участвовал в его переработке, в окончательном варианте роман получил название «Шевалье д’Арманталь». Он был принят к публикации газетой «Ле Сьекль» скупившей все будущие произведения Дюма. Однако против того, чтобы «Шевалье…» был подписан обоими авторами выступил редактор газеты, поэтому роман вышел как произведение Дюма. Вместе с Дюма Маке работал над «Тремя мушкетёрами», «Графом Монте-Кристо», «Королевой Марго», «Женской войной». Переписка Дюма и Маке свидетельствует, что вклад последнего в романы был значителен. Историк литературы Альбер Тибоде предлагал называть их Дюма-Маке, считая, что по примеру Эркмана-Шатриана, авторство романов должно обозначаться двойным именем.
В 1840-е и 1850-е годы Дюма работал в бешеном темпе. Поскольку платили ему построчно, каждый день из-под его пера выходило около 24 тысяч букв или 500 строк свежего текста. Новые главы появлялись по мере публикации предшествующих. Иногда у него в работе находилось одновременно несколько романов, которые печатались конкурирующими изданиями. Он писал не только о вещах относительно правдоподобных, но и откровенно фантастических (как, например, об оборотнях).
Плодовитость Дюма вызывала изумление, а оглушительный успех его книг порождал зависть и многочисленных врагов. В 1845 году вышел памфлет Эжена де Мирекура «Фабрика романов «Торговый дом Александр Дюма и Ко»», где автор не только обвинял Дюма в том, что он безжалостно эксплуатирует литературных негров, но и коснулся его частной жизни. Дюма подал на Мирекура в суд и выиграл процесс, однако ему не удалось пресечь распространение порочащих его слухов. В связи с выходом памфлета он просил Маке написать письмо, где тот отказывался от своих прав на переиздание книг, созданных вместе с Дюма.
Позднее, когда отношения с Дюма были испорчены, Маке утверждал, что написал письмо под нажимом. В 1858 году Маке подал в суд на Дюма, требуя признать своё соавторство при создании 18 романов, но проиграл один за другим три процесса. В последние дни жизни Дюма, уже будучи тяжело больным, говорил сыну о «тайных счётах» между ним и Маке.
Помимо Маке, свои услуги предлагали Дюма маркиз де Шервиль и другие нуждающиеся литераторы. Так, «Две Дианы» и (частично) «Асканио» вышли из-под пера мало кому известного Поля Мёриса. Вклад Маке (и других соавторов) в романы, подписанные Дюма, продолжает оставаться предметом дискуссий. В первую очередь Маке претендовал на соавторство «Трёх мушкетёров». Современные литературоведы эти претензии отвергают: главным аргументом служит тот факт, что Маке самостоятельно не сумел даже приблизиться к уровню этого шедевра исторической прозы. Но существование «фабрики» не вызывает сомнений: литературное наследие Дюма составляет сотни томов, и написать столько в одиночку (и даже продиктовать) физически было невозможно даже самому трудолюбивому и работоспособному автору, тем более за ту сравнительно недолгую жизнь, что прожил Дюма.
Дюма много зарабатывал, но много и тратил, чтобы вести роскошный образ жизни. В 1847 году им была отстроена усадьба (шато) около Порт-Марли, названная Монте-Кристо. Издавал журналы и создал собственный Исторический театр (оба эти предприятия закончились неудачно).
После переворота 1851 года оказался в опале, от кредиторов бежал в Брюссель, где начал писать мемуары, которые по своим художественным достоинствам не уступают его лучшим беллетристическим сочинениям.
В 1853 году, вернувшись в Париж, основал газету «Мушкетёр» (просуществовавшую до 1857 года), в которой печатал свои мемуары. 1850-е годы в творчестве Дюма ознаменовались интересом к России — и в особенности к творчеству Михаила Лермонтова: в своей газете «Мушкетёр» Дюма напечатал с продолжением перевод «Героя нашего времени» и лично перевёл на французский несколько лермонтовских стихотворений.
Во время борьбы за объединение Италии Дюма провёл три года в этой стране, где издавал газету Indipendente; поддерживал дружеские отношения с Гарибальди, его собратом по масонской ложе.
Путешествие по России
По предложению графа Кушелева писатель совершил в 1858-1859 годах поездку в Россию, проследовав из Санкт-Петербурга вниз по Волге до Астрахани и дальше на Кавказ.
Жандармский генерал Перфильев докладывал в Третье отделение (которому было поручено присматривать за именитым иностранцем): «Он имеет страсть приготовлять сам на кухне кушанья и, говорят, мастер этого дела». Об уровне организации надзора, которое в одном из донесений характеризовалось как «самое аккуратное секретное наблюдение» и «казённое гостеприимство» по отношению к знаменитому писателю, может свидетельствовать то, что о его пребывании докладывалось вплоть до императора Александра II. К числу наибольших российских впечатлений французского романиста можно отнести встречу в Нижнем Новгороде с прототипами его «русского» романа «Учитель фехтования» — декабристом И. А. Анненковым и его женой Полиной, произошедшую в доме местного губернатора А. Н. Муравьёва.
Во время пребывания Дюма на Кавказе во Франции распространились слухи о его смерти, что стало известно ему в Баку из петербургских газет. Свою «преждевременную смерть» он опровергнул посредством письма своему знакомому поэту и романисту Жозефу Мери. В юмористической форме о кавказских приключениях писателя и местном гостеприимстве рассказывается в советском фильме 1979 года «Дюма на Кавказе», где главную роль исполнил Карлис Себрис.
Вернувшись через год в Париж и желая ознакомить соотечественников со своими впечатлениями от этого путешествия, Дюма открывает собственное издательство и уже с апреля 1859 года начинает публиковать газету «Кавказ. Газета путешествий и романов, издающаяся ежедневно». Материалы газеты легли в основу книги «Кавказ», которая была издана в 1859 году в Париже, в 1861 году на русском языке в Тифлисе («Путевые впечатления. В России»), в 1862 году на английском языке в Нью-Йорке. Помимо столицы, в книге описываются достопримечательности Карелии, остров Валаам, Углич, Москва, Царицын, Астрахань, Закавказье.
В новом французском издании «Путешествие на Кавказ» (Le voyage au Caucase, 2002) впервые напечатаны чёрно-белые иллюстрации сопровождавшего А. Дюма в его путешествии Жан-Пьера Муане и князя Г. Гагарина.
Смерть Александра Дюма
В конце жизни Дюма — известный в своё время гурман — работал над поваренной книгой «Большой кулинарный словарь».
Известие о первых поражениях французов во время франко-прусской войны Дюма воспринял как личное горе. Вскоре его настиг первый удар. Полупарализованный, он успел добраться до дома сына под Дьепом, где и скончался через несколько месяцев. В 2002 году прах Дюма был перенесён в парижский Пантеон.
На площади генерала Катру в 17-м округе Парижа в 1883 году был установлен памятник писателю работы Густава Доре.
Личная жизнь Александра Дюма:
В 1840 году женился на актрисе Иде Ферье, продолжая при этом быть в связи со многими другими женщинами (Белль Крельсамер, от которой он официально имел дочь Мари Александрин, Селестой Скриванек, Луизой Бодуэн, Анной Бауэр, Беатрис Пьерсон). Супруги фактически расстались в 1844 году, но развод так и не был оформлен.
Его любовницей была белошвейка Катрина Лабе (Marie-Laure-Catherine Labay; 1794-1868). Она родилась в Бельгии, ее родители, имевшие французское происхождение, вскоре после рождения дочери перебрались на историческую родину, поселившись в Руане. В поисках лучшей жизни покидает Руан и переезжает в Париж, где открывает небольшую мастерскую по пошиву и починке одежды, в которой работало несколько женщин, выполнявших заказы парижан. Поселившись на Итальянской площади, Катрин невольно стала соседкой по этажу Александра Дюма. Несмотря на заметную разницу в возрасте, между молодой привлекательной женщиной, слегка склонной к полноте, и темпераментным молодым человеком разгорелся роман. Дюма под предлогом экономии средств переселяется в квартиру Катрины и там 27 июля 1824 года рождается их сын, которого при крещении нарекли так же, как отца и деда — Александром.
Александр Дюма сын (Alexandre Dumas fils) стал известным французским драматургом и прозаиком.
Дюма испытывал уважительное отношение к Катрине Лабе, но не стал обременять себя семейными узами, к тому же ему приходилось скрывать рождение сына от своей матери. Вскоре у Дюма появились деньги, и он смог снять для Катрины Лабе и маленького Александра небольшой дом, расположенный в Пасси. Дюма отец не отказался содержать своего ребёнка, иногда он даже ночевал в квартире Катрины, но постепенно всё его внимание переключилось на новое увлечение — Мелани Вальдор, и редкие встречи с Катриной Лабе прекратились.
В 1831 году, Дюма-отец решил признать ребёнка. Акт об усыновлении от 17 марта 1831 года вызвал ожесточенное сопротивление Катрины Лабе, не желавшей отдавать сына. 21 апреля 1831 года Катрина попыталась официально усыновить Александра, но её решение не имело силы, так как отец имел право первенства. Она некоторое время безуспешно сопротивлялась решению суда. Однако в итоге семилетнему Александру Дюма-сыну пришлось оставить мать, после чего он оказался в пансионе.
В 1832 году Катрина Лабе открывает так называемый «кабинет для чтения» на улице Мишодьер, некое подобие уютного читального зала, на которые в разгар романтизма была мода. Средства на создание зала дал Дюма-отец. На этом его непосредственная помощь Катрине Лабе закончилась.
Повзрослевший Александр сохранил привязанность к матери и испытывал к ней большую любовь, чем к отцу. После успеха «Дамы с камелиями» и последующего за ним признания и материального благополучия молодой драматург оставался заботливым сыном и поселил мать в Нёйи. По отзывам Александра Дюма сына, она была «простой, прямой, честной, работящей, преданной и порядочной во всех своих побуждениях». Уже в зрелые годы Дюма-младший, испытывая симпатию к обоим родителям, не оставлял надежды соединить, а может, даже наконец и поженить их. Последняя попытка пришлась на 26 мая 1864 года, когда Катрина Лабе и Дюма-отец встретились в мэрии на его бракосочетании с Надеждой Нарышкиной. Дюма-сын стремился примирить престарелых родителей, но успеха так и не добился. Дюма-отец не возражал против этого предложения. Однако на этот раз уже Катрина отказала своему бывшему любовнику, сославшись на возраст и непригодность выполнять роль служанки.
Катрина Лабе — любовница Александра Дюма
Библиография Александра Дюма:
Граф Монте-Кристо (Le comte de Monte Cristo; 1844-1846; роман)
Трилогия о мушкетерах (La Trilogie des Mousquetaires)
Три мушкетера (Les Trois Mousquetaires; 1844; роман);
Двадцать лет спустя (Vingt ans après; 1845; роман);
Виконт де Бражелон, или Еще десять лет спустя (Le Vicomte de Bragelonne, ou Dix ans plus tard; 1847-1850; роман)
Трилогия о Генрихе Наваррском (Трилогия о Валуа) {La Trilogie des Valois}
Королева Марго (La Reine Margot; 1845; роман);
Графиня де Монсоро (La Dame de Monsoreau; 1846; роман);
Сорок пять (Les Quarante-Cinq; 1847; роман)
Время Регентства (Régence)
Шевалье д’Арманталь (Le Chevalier d’Harmental; 1841-1842; роман);
Дочь Регента (Une fille du régent; 1844; роман)
Записки врача (Mémoires d’un médecin)
Шевалье де Мезон-Руж (Le Chevalier de Maison-Rouge; 1845–1846; роман);
Жозеф Бальзамо (Записки врача) (Joseph Balsamo; 1846-1848; роман);
Ожерелье королевы (Le Collier de la Reine; 1849-1850; роман);
Анж Питу (Ange Pitou; 1851; роман);
Графиня де Шарни (La Comtesse de Charny; 1852-1856; роман)
XVI век
Асканио (Ascanio ou l’Orfèvre du roi; 1843; роман);
Две Дианы «Les Deux Diane; 1846; роман);
Предсказание (L’Horoscope; примерно 1858 или 1854; роман)
Соратники Иегу (Les Compagnons de Jéhu)
Соратники Иегу (Тайный заговор) (Les Compagnons de Jéhu; 1857; роман);
Белые и синие (Les Blancs et les Bleus; 1867; роман);
Шевалье де Сент-Эрмин (Le Chevalier de Sainte-Hermine; 1869)
Революция
Волонтер девяносто второго года (René d’Argonne, René Besson: un témoin de la Révolution) роман;
Волчицы из Машкуля (Les Louve de Machecouls; 1858; роман);
Красная роза (1831; повесть)
Наполеоновская эра
Капитан Ришар (Le Capitaine Richard; 1854; роман)
Царствования Филиппа VI и Эдуарда III Английского (Règnes de Philippe VI et d’Édouard III d’Angleterre)
Графиня Салисбюри (Графиня Солсбери) (La Comtesse de Salisbury; 1836; роман);
Эдуард III (Édouard III; 1836; роман)
Роман о Неаполитанской революции 1798-1800 гг.
Луиза Сан-Феличе (La San-Felice; 1863-1865; роман-эпопея)
Савойский дом (La Maison de Savoie)
Паж герцога Савойского (Le page du duc de Savoie; 1852; роман);
Царица Сладострастия (La Dame de Volupté; 1855; роман);
Две королевы (Les Deux Reines; 1864; роман);
Виктор Амадей III (De Victor Amédée III à Charles Albert; 1856; роман)
Парижские могикане (Les Mohicans de Paris) роман-эпопея
Парижские могикане (Les Mohicans de Paris; 1854-1855; роман);
Сальватор (Salvator; 1855 — 1859; роман)
Исаак Лакедем» (Isaac Laquedem) роман-эпопея
Исаак Лакедем (Isaac Laquedem; 1853; роман) — неокончен;
Актея (Acté; 1837; роман)
Сир де Жиак (Le Sire de Gyac)
Правая рука кавалера де Жиака (Пьер де Жиак, La Main droite du Sire de Giac: 1425-1426; 1836; рассказ)
Робин Гуд (Robin Hood)
Робин Гуд — Король разбойников (Принц отверженных) (Le Prince des voleurs; 1863; роман);
Робин Гуд в изгнании (Robin Hood le proscrit; 1863; роман)
О Средневековье
Изабелла Баварская (Chroniques de France: Isabel de Bavière; 1835; роман);
Приключения Лидерика (Aventures de Lydéric, grand-forestier de Flandre; 1842; повесть);
Бастард де Молеон (Le Bâtard de Mauléon; 1846; роман)
О современности автора
Амори (Amaury; 1844; роман);
Габриель Ламбер (Gabriel Lambert; 1844; повесть);
Любовное приключение (Une Aventure d’amour : un voyage en Italie; 1859 — 1860; повесть);
Приключения Джона Дэвиса (Aventures de John Davys; 1839; роман);
Катрин Блюм (Catherine Blum; 1854; роман);
Учитель фехтования (Memoires d’un maitre d’armes; 1840; роман);
Госпожа де Шамбле (Мадам де Шамбле) (Madame Chamblay, ou Ainsi soit-il!; 1858; роман);
Жорж (Georges; 1843; роман);
Прусский террор (La Terreur prussienne, souvenirs dramatiques; 1867; роман);
Сын каторжника (Господин Кумб) (Le Fils du forçat, ou Monsieur Coumbes, ou Histoire d’un cabanon et d’un chalet; 1859; роман)
Исторические хроники
Галлия и Франция (Gaule et France) (1833; очерк);
Жанна д’ Арк (Жанна девственница)» (Jeanne la pucelle, 1429-1431) (1842; очерк);
Карл Смелый (Charles le Téméraire) (1857; очерк);
Дорога в Варенн (La Route de Varennes) (1858; очерк);
Драма 93-го года» очерк (1858);
Наполеон (Бонапарт) (Napoléon) (1839; очерк);
Последний король французов: очерк;
Цезарь: очерк;
Медичи (Les Médicis) (1845; очерк);
Стюарты (Les Stuarts) (1840; очерк);
Гарибальдийцы (Mémoires de Garibaldi) (1862; очерк);
Регентство: очерк
Великие люди в домашнем халате
Генрих IV (Henri IV) (1855) очерк;
Людовик XIII и Ришелье (Louis XIII et Richelieu) (1856) очерк;
Людовик XIV и его век (Louis XIV et son siècle) (1844) очерк;
Людовик XV и его двор (Louis XV et sa cour) (1849) очерк;
Людовик XVI и революция: очерк
Преступление и наказание
Адская бездна («Le trou de l’enfer») роман (1850);
Бог располагает («Dieu dispose») роман (1851)
Сотворение и искупление
Таинственный доктор («Le Docteur mystérieux») (1870) роман;
Дочь маркиза («La Fille du Marquis») (1870) роман
Другие
«Ашборнский пастор» (Le Pasteur d’Ashbourn) (1853) роман;
«Блек (Блек)» (Black) (1858) роман;
«Воды Экса» (Les Eaux d’Aix) (1833) повесть;
«Голубка» (La Colombe, 1850) повесть;
«Женитьбы папаши Олифуса» (Les Mariages du Père Olifus) (1849) повесть;
«Женская война» (La Guerre des femmes, 1845) роман;
«Жиль Блас в Калифорнии» (Un Gil Blas en Californie (Californie: Un an sur les bords du San Joaquin et du Sacramento)) (1852) повесть;
«Замок Эпштейнов (Альбина)» «Le Château d’Eppstein» (1843) роман;
«Инженю» «Ingénue» (1854) роман;
«Исповедь маркизы» «Lts Confession de la marquise» (1855 — 1857) роман;
«Исповедь фаворитки» (Souvenirs d’une favorite (Confessions d’une favorite; Les Amours de Lady Hamilton)) (1863 — 1864) роман;
«История моих животных» (Histoire de mes bêtes) (1855 — 1866);
«Капитан Памфил» (Le Capitaine Pamphile) (1839) роман;
«Капитан Поль» (Le Capitaine Paul) (1838) роман;
«Княгиня Монако» (Vie et Aventures de la princesse de Monaco) (1854) роман;
«Консьянс блаженный» (Conscience l’innocent (Dieu et Diable; Le bien et le mal)) (1852) роман;
«Корсиканские братья (Корсиканское семейство)» (Les Frères corses) (1844) роман;
«Красный сфинкс» (Le Comte de Moret (Le Sphinx Rouge)) (1865 — 1866) роман;
«Мадам Лафарг» (Madame Lafarge);
«Маркиза д’Эскоман» (La Marquise d’Escoman) (1860) роман;
«Метр Адам из Калабрии» (Maître Adam le calabrais) (1839) повесть;
«Монсеньер Гастон Феб» (Monseigneur Gaston Phoebus. Chronique dans laquelle est racontee l’histoire du demon familier du Sire de Corasse) повесть (1838);
«Ночь во Флоренции» (Une nuit à Florence sous Alexandre de Médicis) (1861) роман;
«Огненный остров» (L’Île de feu (Le Médecin de Java)) (1859) роман;
«Олимпия Клевская» (Olympe de Clèves) (1852) роман;
«Отон-лучник» (Othon, l’archer) (1839) повесть;
«Охотник на водоплавающую дичь» (Le chasseur de sauva-gine) (1858) роман;
«Папаша Горемыка» (1860);
«Парижане и провинциалы» (Parisiens et provinciaux) (1866) роман;
«Паскуале Бруно» (Pascal Bruno) (1837) повесть;
«Пират» (1856);
«Полина» (La Salle d’armes / Pauline, 1838) роман;
«Предводитель волков (Волчий вожак)» (Le Meneur de loups) (1857) роман;
«Приглашение к вальсу» (L’Invitation à la valse) (1857);
«Роман о Виолетте» (Le Roman de Violette) (1870) повесть;
«Сальтеадор» (El Salteador) (1854) роман;
«Сесиль (Подвенечное платье)» «Cécile ou la Robe de noces» (1843) роман;
«Сильвандир» «Sylvandire» (1843) роман;
«Фернанда» «Fernande» (1844) роман;
«Чёрный тюльпан» «La tulipe noire» (1850) роман;
«Шевалье де Мезон-Руж (Кавалер Красного замка)» (Le Chevalier de Maison-Rouge) (1845 — 1846) роман;
«Яков Безухий» (1860)
«Знаменитые преступления» (Les Crimes célèbres, 1839-1841)
«Ванинка» (Vaninka) повесть;
«Иоанна Неаполитанская» или «Жанна Неаполитанская» (Jeanne de Naples) повесть;
«Семейство Ченчи» ( Les Cenci) (1839) повесть;
«Карл Людвиг Занд» ( Karl Ludwig Sand) (1839) повесть;
«Мюрат» (Murat) (1838) рассказ;
«Мария Стюарт» ( Marie Stuart) повесть;
«Семейство Борджа» (Les Borgia) повесть;
«Железная маска» (L’homme au masque de fer) (1841) повесть;
«Дёрю» (Derues) повесть;
«Маркиза де Бренвилье» (La marquise de Brinvilliers) (1839) повесть;
«Маркиза де Ганж» (La marquise de Ganges) повесть;
«Юрбен Грандье» (Urbain Grandier) повесть;
«Кровопролитие на юге» (Massacres du Midi) повесть;
«Графиня де Сен-Жеран» (La comtesse de Saint-Géran) повесть;
«Низида» (Nisida) повесть;
«Мартен Герр» (Martin Guerre) повесть;
«Али-паша» (Ali Pacha) (1841) повесть;
«Вдова Константен» (La Constantin) (1841) повесть
«Тысяча и один призрак» (Les Mille et Un Fantômes)
«День в Фонтене-о-Роз (Тысяча и один призрак)» (Les Mille-et-un fantômes: Une Journeé à Fontenay-aux-Roses) (1849) повесть;
«Джентльмены Сьерры-Морены и чудесная история дона Бернардо де Суньиги (Дон Бернардо де Суньига)» (Les Gentilshommes de la Sierra-Morena) (1849) новелла;
«Женщина с бархаткой на шее (Мертвая голова)» (La Femme au collier de velours) (1850) повесть;
«Завещание господина де Шовелена» (Le Testament de Monsieur Chauvelin) (1849) повесть;
«Обед у Россини, или два студента из Болоньи» (Un Dîner chez Rossini (Les deux étudiants de Bologne) (1849) рассказ
«Драмы на море» (Les Drames de la mer)
«Бонтеку» (Bontekoe))1852) рассказ;
«Приключения капитана Мариона» (Le Capitaine Marion) (1852) рассказ;
«Кент» (Le Kent) (1852) рассказ;
«Юнона» (La Junon) (1852) рассказ
«Записки полицейского (Записки полицейского, или Девять уголовных следствий)» (Stories of a Detective) (1859)
«Жестокосердный Джексон» рассказ;
«Мономания» рассказ;
«X, Y, Z» рассказ;
«Двойняшки» рассказ;
«Невинно осужденный» рассказ;
«Вдова» рассказ;
«Мэри Кингсфорд» рассказ;
«Ловкие мошенники» рассказ;
«Ловля» рассказ
«Воспоминания Антони» (Souvenirs d’Antony) (1835-1844)
«Керубино и Челестини (Калабрийские бандиты)» (Cherubino et Celestini) (1833) повесть;
«Кучер кабриолета» (Le Cocher de Cabriolet) (1831) рассказ;
«Красная роза (Невеста республиканца)» (La Rose Rouge) (1831) повесть;
«Бал-маскарад (Маскарад)» (Un Bal masqué) (1833) рассказ;
«Жак I и Жак II. Фрагменты истории» (Jacques I et Jacques II. Fragmens Historiques) (1835) повесть;
«Бернар» (Bernard) (1842) рассказ;
«Кюре Шамбар» (Le Curé de Chambard) (1844) рассказ
«Пракседа» (Praxède) (1841)
«Пракседа» (Praxède) (1841) рассказ;
«Педро Жестокий» (Pierre le Cruel) (1839) рассказ;
«Дон Мартин ди Фрейташ (Верность до гроба)» (Don Martin de Freytas) (1839) повесть
«Современные новеллы» (Nouvelles contemporaines) (1826)
Лоретта, или Свидание (Laurette (Le Rendez-vous)) (1826) рассказ;
Бланш де Больё, или Вандейка (Blanche de Beaulieu, ou La Vendéene) (1826) рассказ;
Мари (Marie) (1826) рассказ
Рассказы, не вошедшие в циклы или в сборники
«Елена» рассказ;
«Карл Великий» (Chronique de Charlemagne) (1842) рассказ;
«Пипин Короткий» (Chronique de Roi Pépin) (1842) рассказ;
Невероятная история (Histoire d’un mort racontée par lui-même (Invraisemblance)) (1844) рассказ;
Ловля сетями (La Pêche aux filets) (1845) рассказ;
Эрминия (Амазонка) (Herminie (Une Amazone)) (1845) рассказ;
Шкаф красного дерева (L’armoire d’acajou) (1868) рассказ;
Самоотверженность бедняков (Le Dévouement des pauvres. Petite histoire en quatre ou cinq chapitres) (1868) очерк
Путевые впечатления
«Путевые впечатления (Швейцария)» (1832);
«15 дней на Синае (Путешествие в Египет)» очерк;
««Быстрый», или Танжер, Алжир и Тунис» (Le Veloce ou Tanger, Alger et Tunis) (1851) очерк;
«Валахия» очерк;
«Вила Пальмьери» (La Villa Palmieri) (1843) очерк;
«В России (Из Парижа в Астрахань. Свежие впечатления от путешествия в Россию)» (De Paris à Astrakan: Nouvelles impressions de voyage) (1862) очерк;
«Письма из Санкт-Петербурга» (Lettres sur le servage en Russie) (1859) очерк;
«В Швейцарии» (Impressions de voyage : Suisse) (1851) очерк;
«Год во Флоренции» (Souvenirs de voyage : Une année à Florence) (1841) очерк;
«Из Парижа в Кадис» (Impressions de voyage : De Paris à Cadix) (1847) очерк;
«Кавказ» (Le Caucase: Impressions de voyage; suite de En Russie) (1859) очерк;
«Капитан Арена» (Le Capitaine Arena) (1842) очерк;
«Корриколо» (Le Corricolo) (1842) очерк;
«Прогулки по берегам Рейна» (Excursions sur les bords du Rhin) (1841) очерк;
«Сперонара» (Le Speronare) (1842) очерк;
«Счастливая Аравия» (1857) очерк;
«Юг Франции» (Nouvelles Impressions de voyage (Midi de la France)) (1841) очерк
Автобиографическая проза
Вандейские записки (1830);
Мои мемуары;
Новые мемуары;
Театральные воспоминания;
«Жизнь артиста (Скитания и приключения одного актера)» (Une vie d’artiste (1854);
«Мертвые обгоняют нас» (Les morts vont vite) (1861)
Очерки
«Итальянцы и фламандцы (История живописи)» очерк;
«Девочки, содержанки и куртизанки (Проститутки, лоретки, куртизанки)» (Filles, Lorettes et Courtisanes, 1843) очерк;
«Папа перед Евангелиями» очерк;
«Последний год Мари Дорваль» (1849);
«О происхождении разбоя…» (1862)
Сказки
«Заяц моего деда» (Le Lièvre de mon grand-père) (1856) повесть;
«Русалочка (Сиреночка)» (La Petite Sirène) (1859) сказка;
«Кегельный король» (Le Roi des quilles) (1859) сказка;
«Пьер и гусыня» (Pierre et son oie) (1860) сказка;
«Белоснежка» (Blanche de Neige) (1858) сказка;
«Волшебный свисток» (Le Sifflet enchanté) (1859) сказка;
«Человек, который не мог плакать» (L’Homme sans larmes) (1859) сказка;
«Гордячка Тини (Тщеславная Тини)» (Tiny la Vaniteus) (1860) сказка;
«Пьеро (Юность Пьеро)» (La Jeunesse de Pierrot (Le Roi de Bohème, Conte de Fée, Renfermant la Première Partie de la Vie et des Aventures de Pierrot)) (1853) повесть;
«Медовая каша графини Берты (Предание о графине Берте)» (La Bouillie de la comtesse Berthe) (1845) повесть;
«Оловянный солдатик и бумажная танцовщица» (Le Soldat de plomb et la danseuse de papier) (1857) сказка;
«Маленький Жан и большой Жан» (Petit Jean et Gros Jean) (1857) сказка;
«Король кротов и его дочь» (Le Roi des taupes et sa fille) (1857) сказка;
«Снежная королева» (La Reine des neiges) (1859) сказка;
«Два брата» (Les Deux frères) (1859) сказка;
«Храбрый портняжка» (Le Vaillant petit tailleur) (1857) сказка;
«Гигантские руки» (Les Mains géantes) (1859) сказка;
«Коза, портной и трое его сыновей» (La Chèvre, le tailleur et ses trois fils) (1858) сказка;
«Святой Непомук и сапожник» (Saint Népomucène et le savetier) (1860) сказка;
«Себялюбец» (L’Égoïste) (1844) сказка;
«Никола-философ» (Nicolas le Philosophe) (1857) сказка;
«Тщеславный мячик и рассудительный волчок» (La balle ambitieuse et le sabot philosophe) (1859) сказка;
«Душа, которой предстояло родиться» (Une âme à naître) (1844) сказка;
«История Щелкунчика» (Histoire d’un casse-noisette) (1844) повесть
Пьесы и другие театральные постановки
«Стратсбургский майор» (1821) пьеса;
«Охота и любовь» «La Chasse et l’Amour» (1825);
«Свадьбы и похороны» «La Noce et l’Enterrement» (1826);
«Генрих III и его двор» «Henri III et sa cour» (1829);
«Кристина» «Christine, ou Stockholm, Fontainebleau et Rome» (1830);
«Антони» «Antony» (1831);
«Наполеон Бонапарт, или Тридцать лет истории Франции» «Napoléon Bonaparte ou Trente Ans de l’Histoire de France» (1831);
«Карл VII среди своих крупных вассалов» «Charles VII chez ses grands vassaux» (1831);
«Тереза» «Teresa» (1831);
«Нельская башня» «La Tour de Nesle» (1832);
«Ричард Дарлингтон (Ричард Дарлингтон. Член парламента)» «Richard Darlingtonпьеса» (1832);
«Анжела» «Souvenirs d’Anthony» (1833);
«Екатерина Говард» «Cathérine Howard» (1835);
«Кин, гений и беспутство» «Kean» (1836);
«Пикильо» «Piquillo» комедийная опера;
«Калигула» «Caligula» (1837) пьеса;
«Мадемуазель де Бель-Иль» «Mademoiselle de Belle-Isle» (1839) комедия;
«Алхимик» «L’Alchimiste» (1839) пьеса;
«Лео Буркарт» «Léo Burckart» (1839) пьеса;
«Брак при Людовике XV» «Un mariage sous Louis XV» (1841) пьеса;
«Лоренцо» «Lorenzino» (1842) пьеса;
«Галифакс» «Halifax» (1842) пьеса;
«Воспитанницы Сен-Сирского дома» «Les demoiselles de Saint-Cyr» (1843) комедия;
«Луиза Бернард» «Louise Bernard» (1843) пьеса;
«Поместье Дамбик» «Le Laird de Dumbiky» (1844) пьеса;
«Мушкетёры» (1845) пьеса;
«Дочь регента» (1845);
«Катилина» «Catilina» (1847) пьеса;
«Королева Марго» (1847);
«Шевалье де Мезон-Руж» «Le Chevalier de Maison-Rouge» (1847) пьеса;
«Гамлет, принц Дании» «Hamlet, prince de Danemark» (1848) пьеса;
«Молодость мушкетёров» (1849);
«Охота в Шастре» «La Chasse au chastre» (1850) пьеса;
«Три антракта к „Любви-целительнице“» (1850) комедия;
«Вампир» «Le Vampire» (1851) пьеса;
«Бенвенуто Челлини» (1852);
«Молодость Людовика XIV» «La Jeunesse de Louis XIV» (1854) пьеса;
«Мраморный Резец» «Le Marbrier » (1854) пьеса;
«Сознание» «La Conscience » (1854) пьеса;
«Башня Сен-Жак» «La Tour Saint-Jacques » (1856) пьеса;
«Сын ночью или пират» «Le Fils de la nuit ou le Pirate» (1856) пьеса;
«Роман Эльвиры» «Le Roman d’Elvire » (1856) комедийная опера;
«Приглашение на вальс» «L’Invitation à la valse » (1857) пьеса;
«Заговор на изнанку» «L’Envers d’une conspiration » (1860) пьеса;
«Лесничие» (1858) пьеса;
«Парижские могикане» (1865);
«Узники Бастилии» (1865) пьеса;
«Граф Германн» пьеса
Поэзия
«Той самой…» стихотворение
Словари
«Большой кулинарный словарь» (Le grand dictionnaire de cuisine) 1873 словарь
Экранизации произведений Александра Дюма:
1911 — Три мушкетёра;
1913 — Храбрец Д’Артаньян;
1921 — Три мушкетёра;
1921 — Три мушкетёра;
1929 — Железная маска;
1932 — Три мушкетёра — миледи;
1932 — Три мушкетёра — подвески королевы;
1934 — Загадка графа Монте-Кристо;
1935 — Три мушкетёра;
1938 — Три мушкетёра;
1939 — Три мушкетёра;
1948 — Три мушкетёра;
1951 — Клинок Д’Артаньяна;
1952 — Леди в железной маске;
1952 — С клинком наготове;
1953 — Тайны Версаля;
1953 — Три мушкетёра;
1954 — Граф Монте-Кристо;
1954 — Королева Марго;
1959 — Три мушкетёра;
1961 — Три мушкетёра;
1961 — Месть миледи;
1962 — Железная маска;
1963 — Сирано и Д’Артаньян;
1971 — Графиня де Монсоро;
1973 — Жозеф Бальзамо;
1973 — Три мушкетёра;
1974 — Три мушкетёра;
1974 — Четыре мушкетёра: Месть миледи;
1974 — Четыре мушкетёра;
1974 — Четверо против кардинала;
1975 — Граф Монте-Кристо;
1977 — Человек в железной маске;
1979 — Д’Артаньян и три мушкетёра;
1979 — Пятый мушкетёр;
1984 — Корсиканские братья;
1989 — Возвращение мушкетёров;
1989 — Узник замка Иф;
1992 — Мушкетёры двадцать лет спустя;
1992 — Эротические приключения трёх мушкетёров;
1992 — Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя;
1993 — Три мушкетёра;
1994 — Дочь д’Артаньяна;
1994 — Круг мушкетёров;
1994 — Королева Марго;
1996-1997 — Королева Марго;
1997 — Графиня де Монсоро;
1998 — Человек в железной маске;
2001 — Мушкетёр;
2009 — Возвращение мушкетёров, или Сокровища кардинала Мазарини;
2011 — Мушкетёры (в 3D);
2014 — Мушкетёры