Александр Дюма сын (Alexandre Dumas fils). Родился 27 июля 1824 года в Париже — умер 27 ноября 1895 года в Марли-ле-Руа. Французский драматург, прозаик. Сын писателя Александра Дюма.
Александр Дюма сын родился 27 июля 1824 года в Париже.
Отец — Александр Дюма (Alexandre Dumas; 1802-1870), великий французский писатель и драматург, мастер приключенческого романа. Один из самых популярных писателей в мире.
Мать — Катрина Лабе (Marie-Laure-Catherine Labay; 1794-1868), белошвейка.
Его родители в браке не состояли.
Мать — уроженка Бельгии, имела французское происхождение. Вскоре после ее рождения семья перебралась на историческую родину, поселившись в Руане. Со слов самой Катрины, в Руане она вышла замуж, однако брак был неудачный и вскоре супругам пришлось расстаться. Эту версию она поддерживала всю свою жизнь, однако спустя несколько лет после рождения сына в 1831 году ей пришлось признать, что она никогда не была замужем. Она вынуждена была сделать такое заявление во время официального усыновления Александра Дюма-сына. В противном случае из-за ложных сведений документы об усыновлении маленького Александра могли счесть недействительными и официального усыновления не состоялось бы, что для Катрины стало бы большим ударом.
В какой-то момент Катрина Лабе в поисках лучшей жизни покидает Руан и переезжает в Париж, где открывает небольшую мастерскую по пошиву и починке одежды, в которой работало несколько женщин, выполнявших заказы парижан. Поселившись на Итальянской площади, Катрин невольно стала соседкой по этажу Александра Дюма, который только что приехал покорять французскую столицу. Несмотря на заметную разницу в возрасте, между молодой привлекательной женщиной, слегка склонной к полноте, и темпераментным молодым человеком разгорелся роман. Дюма под предлогом экономии средств переселяется в квартиру Катрины и там родился Александр.
В 1831 году, Дюма-отец решил признать ребёнка и написал письмо нотариусу Жану-Батисту Моро: «Сударь, я прошу Вас оформить необходимые документы, дабы признать моим ребёнка, зарегистрированного 27 июля 1824 года в мэрии на Итальянской площади под именем Александр. Мать: госпожа Лабе. Отец — неизвестен… Дело это не терпит отлагательства: я боюсь, что у меня отнимут ребёнка, к которому я очень привязан».
Акт об усыновлении от 17 марта 1831 года вызвал ожесточенное сопротивление Катрины Лабе, не желавшей отдавать сына. 21 апреля 1831 года Катрина попыталась официально усыновить Александра, но её решение не имело силы, так как отец имел право первенства. Она некоторое время безуспешно сопротивлялась решению суда. Однако в итоге семилетнему Александру Дюма-сыну пришлось оставить мать, после чего он оказался в пансионе.
В 1832 году Катрина Лабе открывает так называемый «кабинет для чтения» на улице Мишодьер, некое подобие уютного читального зала, на которые в разгар романтизма была мода. Средства на создание зала дал Дюма-отец.
Окончив пансион, Александр сохранил привязанность к матери и испытывал к ней даже бо́льшую любовь, чем к отцу. Дюма-младший, испытывая симпатию к обоим родителям, не оставлял надежды соединить, а может, даже наконец и поженить их, но неудачно.
Творчество Александра Дюма сына
С 18 лет он начал писать стихотворения в периодических изданиях. В 1847 году вышел его первый стихотворный сборник «Péchés de jeunesse» («Грехи юности»). За ним последовал ряд мелких повестей и рассказов, на которых отчасти отразилось влияние отца («Aventures de quatre femmes et d’un perroquet» («Приключения четырёх женщин и попугая»), «Le Docteur Servans» («Доктор Серван»), «Cesarine», «Le Roman d’une femme», «Trois hommes forts» etc.).
Далее написал более оригинальные романы и повести «Diane de Lys», «Un paquet de lettres», «La dame aux perles», «Un cas de rupture» и др.
Талант Дюма сказался в полном объёме только тогда, когда он перешёл к психологическим драмам. В них он затрагивал наболевшие вопросы общественной и семейной жизни и решал их по-своему, со смелостью и талантом, делавшими из каждой его пьесы общественное событие.
Широкую известность ему принес роман «Дама с камелиями». Роман сразу стал очень популярен. Драматург Сироден посоветовал Дюма-сыну переделать его в пьесу. Закончив работу, он показал её отцу, тот был в восхищении. Дюма-отец собирался поставить её в своём Историческом театре, но помешали события революции 1848 года. В 1850 году Александр Дюма переработал драму. Театр «Водевиль» принял её к постановке. Но возникло препятствие: сюжет для того времени был смелый, министр полиции Леон Фоше запретил пьесу. Дюма безрезультатно обращались к цензору де Бофору — запрет оставался в силе. Госпожа Дош, которая должна была исполнять роль Маргариты, в своих хлопотах о пьесе дошла до Луи-Наполеона, с которым познакомилась в Лондоне. На одну из репетиций пришёл единоутробный брат принца-президента герцог Морни, потребовавший «свидетельство о морали» для пьесы, подписанное тремя знаменитыми писателями. Дюма-сын показал драму Жюлю Жанену, Леону Гозлану и Эмилю Ожье, и те рекомендовали её к постановке. Однако даже это не помогло. Лишь после переворота 2 декабря Морни, сменивший на короткое время Фоше, снял запрет на постановку.
В «Даме с камелиями» Дюма выступил защитником «погибших, но милых созданий» и сделал из своей героини, Маргариты Готье, идеал любящей до самопожертвования женщины, стоящей несравненно выше осуждающего её света.
На сюжет «Дамы с камелиями» создана опера Джузеппе Верди «Травиата».
Далее написал ряд других успешных драматических пьес — «Диана де Лис», «Внебрачный сын», «Взгляды госпожи Обрэ», «Княгиня Жорж», «Свадебный гость», «Господин Альфонс» и др.
Во многих из этих пьес Александр Дюма — не просто бытописатель и психолог, исследующий явления душевной жизни своих героев; он вместе с тем моралист, нападающий на предрассудки и устанавливающий свой кодекс нравственности. Он занимается чисто практическими вопросами нравственности, поднимает вопросы о положении незаконнорождённых детей, о необходимости развода, о свободном браке, о святости семьи, о роли денег в современных общественных отношениях и так далее. Своей блестящей защитой того или другого принципа Дюма несомненно придаёт большой интерес своим пьесам; но предвзятая мысль, с которой он приступает к своим сюжетам, вредит иногда эстетической стороне его драм. Они остаются, тем не менее, серьёзными художественными произведениями благодаря неподдельной искренности автора и некоторым истинно поэтическим, глубоко задуманным фигурам, таким как Маргарита Готье.
Задетые им в драмах социальные вопросы Дюма разрабатывал также в романах, например, «Дело Клемансо» и полемических брошюрах. Из последних особенно известен памфлет «Мужчина-женщина: Ответ Анри д’Идевилю» (L’homme-femme, réponse à M. Henri d’Ideville), связанный с вызвавшим широкое внимание общественности убийством: молодой аристократ застал свою жену в объятиях любовника, после чего избил её с такой силой, что она через три дня умерла. Дипломат и публицист Анри д’Идевиль опубликовал по этому поводу в газете статью о необходимости прощать женщине измену и помогать ей вернуться на путь истинный, и в ответ на эту статью Дюма напечатал 177-страничный памфлет, в котором доказывал, что убить изменившую жену можно и должно.
Значимые социальные проблемы он затрагивал в своих выступлениях-брошюрах: «Письма на злобу дня» (Lettres sur les choses du jour), «Убей её» (Tue-la), «Женщины, которые убивают, и женщины, которые голосуют» (Les femmes qui tuent et les femmes qui votent), «Recherches de la paternite» в 1883 году, памфлет «Развод» (Le divorce).
Дюма-сын увлекался хиромантией с использованием карт Таро, о чём свидетельствует посвящение ему книги Роберта Фальконнье (Robert Falconnier) «XXII герметических листа прорицательного Таро», изданной в 1896 году в Париже, — «Памяти Александра Дюма-сына, которому я обязан своими первыми познаниями в астрологической хиромантии. Р. Ф.».
Умер 27 ноября 1895 года в Марли-ле-Руа.
Личная жизнь Александра Дюма сына:
С 1951 года состоял в отношениях с Надеждой Ивановной Нарышкиной (1825-1895), урождённой баронессой Кнорринг. Совсем юной девушкой Надежда Кнорринг была выдана замуж за весьма богатого Александра Григорьевича Нарышкина — представителя одной из знатнейших русских фамилий. Брак этот оказался неудачным и вскоре фактически распался.
Дюма писал о ней: «Больше всего я люблю в ней то, что она целиком и полностью женщина, от кончиков ногтей до глубины души… Это существо физически очень обольстительное — она пленяет меня изяществом линий и совершенством форм. Всё нравится мне в ней: её душистая кожа, тигриные когти, длинные рыжеватые волосы и глаза цвета морской волны».
Надежда Ивановна Нарышкина (баронесса Кнорринг) — первая жена Александра Дюма сына
От этой добрачной связи у него была дочь Колетт Дюма (настоящее имя Marie-Alexandrine-Henriette Dumas; 20.11.1860-17.11.1907). Официально удочерена 31.12.1864 во время брака с Нарышкиной, заключённого после смерти её первого мужа. Сын Колетт Дюма — Александр Липпман — был известным фехтовальщиком, он выиграл пять медалей на трех различных Олимпийских играх.
Затем у пары родилась вторая дочь — Жаннина (03.05.1867-1943), в замужестве де Отерив.
Колетт Дюма — дочь Александра Дюма сына
Вторая жена — Анриетта Эскалье (урождённая Ренье, 1864-1934). С ней он был в связи с апреля 1887 года. Оформил брак 26 июня 1895 года.
Также у Александра Дюма сына в разные годы было много любовниц: Луиза Прадье (1843), Альфонсина Плесси (Мари Дюплесси) (1844-45), Анаис Льевенн (1845), мадам Дальвэн (1849), Лидия Закревская-Нессельроде (1850-51), Оттилия Гендли-Флаго (1881).
Самой известной его пассией является Мари Дюплесси (Marie Duplessis; 15 января 1824 — 5 февраля 1847), известная французская куртизанка, прообраз главной героини его романа «Дама с камелиями». Их встреча состоялась в сентябре 1842 года, им тогда было по восемнадцать лет. Познакомился он с ней только спустя два года. Их роман продолжался чуть меньше года, до августа 1845 года и закончился по инициативе Дюма. В прощальном письме он написал: «Дорогая Мари, я не настолько богат, чтобы любить вас так, как мне хотелось бы, и не настолько беден, чтобы быть любимым так, как хотелось бы вам. И поэтому давайте забудем оба: вы — имя, которое вам было, должно быть, почти безразлично; я — счастье, которое мне больше недоступно. Бесполезно рассказывать вам, как мне грустно, потому что вы и сами знаете, как я вас люблю. Итак, прощайте. Вы слишком благородны, чтобы не понять причин, побудивших меня написать вам это письмо, и слишком умны, чтобы не простить меня. С тысячью лучших воспоминаний».
Мари Дюплесси — любовница Александра Дюма сына
Библиография Александра Дюма сына:
Сборник стихов «Грехи молодости» (1847);
Повесть «Приключения 4 женщин и одного попугая» (1847);
Роман «Дама с камелиями» (1848);
Исторический роман «Тристан Рыжий»;
Повесть «Регент Мюстель»;
Роман «Дама с жемчугами» (1852);
Роман «Дело Клемансо» (1866);
«Доктор Серван» (Le Docteur Servans);
«Роман одной женщины» (Le Roman d’une femme)
Пьесы Александра Дюма сына:
«Диана де Лис / Diane de Lys» (1851);
«Полусвет / Demi-Monde» (1855);
«Денежный вопрос / Question d’argent» (1857);
«Внебрачный сын / Fils Naturel» (1858);
«Блудный отец / Père Prodigue» (1859);
«Друг женщин / Ami des femmes» (1864);
«Взгляды госпожи Обрэ / Les Idées de m-me Aubray» (1867);
«Княгиня Жорж / Princesse Georges» (1871), «Свадебный гость» (1871);
«Жена Клавдия / La femme de Claude» (1873);
«Господин Альфонс / Monsieur Alphonse» (1873);
«L’Etrangère» (1876);
«Багдадская принцесса / Princesse de Bagdad» (1881);
«Дениза / Denise» (1885);
«Франсийон / Francillon» (1887);
«Comtesse Romani» в сотрудничестве с Фульдом (под общим псевдонимом G. de Jalin);
«Les Danicheff» — с П. Корвином (подписана Р. Nevsky);
«Маркиз де Вильмер» (1862, с Жорж Санд, уступил ей права);
«Новые сословия» (1895);
«Фиванская дорога» (1895)