Борис Фёдорович Андреев. Родился 27 января (9 февраля) 1915 года — умер 25 апреля 1982 года в Москве. Советский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1962). Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1948, 1950).
Родился в Саратове 27 января (9 февраля) 1915 года. Его родители были рабочими. Детские и юношеские годы будущего актёра прошли в городе Аткарск Саратовской губернии. После окончания семи классов школы Борис Андреев стал работать слесарем-электромонтёром на комбайновом заводе в Саратове. Уже тогда он начал ходить в заводской драмкружок. Заметивший его успехи знаменитый Саратовский актёр И. А. Слонов предложил ему поступить в Саратовский театральный техникум, который Борис Андреев успешно окончил в 1937 году.
Некоторое время Борис Андреев играл на сцене Саратовского драматического театра. Театр поехал на гастроли, в Москву, там Андреева и заметил кинорежиссёр Иван Пырьев.
О своем знакомстве с Пырьевым Андреев рассказывал: «Первая встреча с известным кинорежиссером разочаровала. Мои представления о внешнем облике людей этой профессии складывались по киножурналам 25-го года, которые я как-то купил на саратовском базаре. Вместо ожидаемой импозантной фигуры в гольфах, крагах, клетчатом пиджаке и неимоверных размеров кепи я увидел мужика выше среднего роста, подчеркнуто небрежного в одежде. Сейчас я понимаю, что тут была скорее своеобразная бравада, рассчитанная на определенный эффект, но в молодости все принималось за чистую монету. Кепка с выпирающего затылка была сдвинута на серые глаза, которые беспокойно, внимательно и недоверчиво ощупывали меня из-под козырька… «Ну-ка повернись», — сказал он голосом, не предвещавшим ничего хорошего. Я повернулся. «Пройдись!..» — я лениво зашагал по кругу. «А ну бегом!..» — сказал он очень сурово, и в голосе зазвучала сталь закрученной пружины. Я посмотрел на своего мучителя глазами затравленного волка. «Подходяще», — сказал Пырьев. – «Не протестую, будем пробовать на Назара Думу. «А ведь я приглашал его на Клима Ярко», — прозвучала запоздалая реплика ассистента режиссера. Слегка побледнев и набрав полную грудь воздуха, Пырьев произнес монолог, исполненный трагического пафоса. Я не помню дословно всего сказанного тогда Иваном Александровичем, но сказал он примерно следующее: «Это какому же кретину могло прийти в голову пригласить такую шалопутную человеческую особь на роль Клима Ярко, на роль героя-любовника?!» — и он злобно впился в меня глазами, отчего мне стало совсем неловко. «Клим Ярко — урожденный Крючков с Красной Пресни! А вот Назар Дума теперь будет Андреев с Волги!.. Он же рожден для того, чтобы прийти в искусство и уйти из него Назаром Думою!».
Вскоре, в 1939 году, на широкий экран вышел первый фильм с его участием — «Трактористы», где актёр выступил достойно и не затерялся среди уже известных артистов.
После дебюта в картине «Трактористы» Борис Андреев переехал в Москву, начал работать в Театре-студии киноактера.
Во время съёмок фильмов «Трактористы» и «Истребители» Борис Андреев приобрёл двух очень близких друзей — Петра Алейникова и Николая Крючкова. Впоследствии в кругу киноактёров он называл эту компанию «святой троицей».
Следующей была роль Харитона Балуна в «Большой жизни» (1-я серия — 1939 г., 2-я — 1958 г.).
В годы Великой Отечественной войны вместе с Марком Бернесом Андреев снялся в легендарном теперь фильме «Два бойца» (1943).
В конце 1940-х Андреев снялся еще в двух фильмах Ивана Пырьева — «Сказание о земле сибирской» и «Кубанские казаки». Эти фильмы очень понравились Сталину, который еще с «Трактористов» очень любил работы Андреева. И однажды это очень выручило Андреева, так как одно из приключений чуть не стоило ему жизни. Однажды в начале войны в ресторане гостиницы «Москва» он оказался за одним столиком с двумя мужчинами. Произошла ссора, в ходе которой Андреев избил одного из мужчин, который оказался генералом НКВД со своим адъютантом. Артиста арестовали за контрреволюционную агитацию, пропаганду, высказывание террористических намерений и подготовку покушения. Андреева могли расстрелять, но один из членов трибунала, зная о том, что Сталин любит этого артиста, решил доложил вождю об обстоятельствах дела. Сталин ответил: «Пусть пока погуляет». А когда вскоре на приеме в честь лидера Китая Мао Цзедуна Борис Андреев оказался рядом со Сталиным, представляя Андреева Мао Цзедуну, Сталин заметил: «Это наш известный артист Андреев. Меня он должен всегда помнить по одной истории…».
В роли Ильи Журбина («Большая семья», 1954) проявилось умение актёра воплощать психологически глубокие характеры. Проникнуто эмоциональной насыщенностью исполнение Андреевым ролей Лазаря Баукина в «Жестокости» (1959), боцмана Росомахи в «Пути к причалу» (1962). Крупнейшей работой артиста в кино стал Вожак в фильме «Оптимистическая трагедия» (1963), несколько эпизодов которого снимались в городе энергетиков Приднепровске Днепропетровской области, жители которого запомнили Андреева как уникального человека и актёра.
В 1971-1973 годах Борис Андреев снялся в ролях и прокомментировал текст в документальных фильмах «Народный артист Андреев», «Народный артист Касымов», «Народный артист Шукур Бурханов». Член правления Союза кинематографистов СССР.
В 1981 году актер снялся в своем последнем фильме — картине режиссера Георгия Данелии «Слезы капали».
Болезнь и смерть Бориса Андреева
Несмотря на создаваемые актером образы сильных людей на экране, у самого него было слабое здоровье. На съемках фильма «Жестокость» в марте 1958 года у Андреева случился тяжелейший инфаркт. До окончания съемок оставалось три съемочных дня, и Андреев, с трудом доиграв оставшиеся сцены, лег в больницу. В 1975 году, во время съемок фильма «Мое дело», здоровье Андреева вновь дало о себе знать — у актера часто шла носом кровь, из-за чего приходилось часто отменять съемку, а Андреев во время вынужденных перерывов отдыхал на специально принесенной для него раскладушке.
Борис Андреев умер 25 апреля 1982 года, (по другим источникам — 21 апреля и 24 апреля).
Весной 1982 года, после поездки с Театром-студией киноактера на гастроли в Куйбышев, Андреев вернулся в Москву и почувствовал сильное недомогание.
Сын актера Борис Андреев-младший вспоминал: «Утром, сразу же после его возвращения с гастролей, мы с отцом сидели на кухне, гоняли кофе и болтали о какой-то чепухе. (Уже почти два года у нас с ним был молчаливый договор — не заводить речь о самом волновавшем нас тогда — о болезни матери.) Вдруг отец приумолк и сказал совершенно неуместную, как мне показалось, фразу: «Ты знаешь, что-то я устал очень. Наверное, это конец», — даже сами эти слова казались нелепыми… Но едва ли не утром следующего дня мать срочно вызвала меня с работы: «Немедленно приезжай. Папу забирают в больницу…» У подъезда уже стояла пара медицинских спецмашин, а по квартире, уставленной кардиографами и какими-то хитрыми приборами, расхаживал в белых халатах целый консилиум врачей, укрепленный медсестрами и санитарами: тогдашнее руководство Союза кинематографистов помогло организовать «саму Кремлевку» — рядовому народному артисту просто так всех этих спецпривилегий не полагалось. «Он все время спит, а просыпается ненадолго — начинает заговариваться, — растерянно бормотала мама…» Б.Ф. сидел на кровати уже одетый, сонно щурясь, ждал отправки. «Ну вот, пошли синяки и шишки. Пироги и пышки кончились». – «Видишь, — воскликнула мама, — опять какую-то ерунду про пироги говорит!» Увы, это была совсем не ерунда. Чувство скептического юмора и в эти совсем не веселые минуты проявилось: Борис Федорович очень уместно цитировал героя из давно полюбившегося романа Джозефа Хеллерта. Кто знал, что все пироги и пышки и в самом деле кончились, ведь медики определили, по существу, простое переутомление, от которого быстро избавит высококвалифицированный и роскошный уход, наподобие санаторного. Чего больше можно было желать в кунцевских кущах… С собою отец взял рабочую тетрадь для записи афоризмов, очки и ручку… Итак, было 24 апреля 1982 года, чудесная погода, славное настроение. Дело, кажется, шло на поправку: накануне нам позвонили из больницы и сообщили, что состояние Бориса Федоровича улучшилось и его даже перевели из отделения интенсивной терапии в обычное. Мы сидели в палате и болтали о всякой всячине, предвкушая скорую встречу по-домашнему. Когда собирались уже уходить, отец вдруг спросил: «Как вы думаете, почему это я лежал на площади у врат храма, а вокруг было много-много народа?» — «Ай, — он по-особенному, как только ему присуще было, досадливо отмахнулся рукой, — должно быть, приснилось. Ерунда какая-то». Сколько ни упрашивали, он настойчиво вызвался нас проводить — хотя бы до коридора. Огромный и добрый, стоял, заслонив дверной проем, и глядел, как мы уходили. Нет, не мы. Тогда от нас уходил он. Вечером, в половине одиннадцатого, позвонила лечащий врач… В это не хотелось, нельзя было поверить… На исходе пасхальной недели отца хоронили. Шли последние минуты прощания. Гроб с телом русского артиста установили перед входом в церковь Большого Вознесения, что на Ваганькове. Отчаянно светило солнце. Вокруг собрался народ. Многие плакали…». Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
Награды:
Сталинская премия первой степени (1948) — за исполнение роли Якова Бурмака в фильме «Сказание о земле Сибирской»
Сталинская премия первой степени (1950) — за исполнение роли Алексея Иванова в фильме «Падение Берлина»
МКФ в Канне (1955, Приз лучшему актёрскому составу, фильм «Большая семья»)
ВКФ (1959, Первая премия за исполнение мужской роли, фильм «Поэма о море»)
МКФ в Сан-Франциско (1963, Приз «Золотые ворота» за лучшее исполнение мужской роли, фильм «Оптимистическая трагедия»)
Народный артист РСФСР (1950)
Народный артист СССР (1962)
Орден Ленина (1967)
Орден Октябрьской революции (1974)
Орден Красной Звезды (1944) — за фильм «Два бойца»
Личная жизнь Бориса Андреева:
Жена — Галина Васильевна Андреева. В начале 1980-х годов жена серьезно заболела, актер большую часть времени проводил с ней.
Сын — Борис Борисович Андреев.
Фильмография Бориса Андреева:
1939 — Трактористы — Назар Дума
1939 — Большая жизнь. Часть 1 — Харитон Егорович Балун
1939 — Истребители — лейтенант Птенчик
1941 — Богдан Хмельницкий — казак Довбня / боярин Пушкин, московский посол
1941 — Валерий Чкалов — Механик
1942 — Сын Таджикистана
1942 — Александр Пархоменко — Анархист
1942 — Годы молодые — Захар
1942 — Музыкальный киносборник (1-я новелла «Чудесная скрипка»)
1942 — Боевой киносборник № 8
1942 — Юные партизаны (2-я новелла «Учительница Карташова»)
1943 — Два бойца — Саша Свинцов
1944 — Малахов курган (сцены обороны Севастополя 1941-1942 гг.) — командир полка, майор Жуковский
1944 — Я черноморец — краснофлотец Степан Полосухин, Григорий Полосухин
1944 — Однажды ночью — Христофоров
1945 — Золотая тропа — Епифанцев
1946 — Большая жизнь. Часть 2 — Харитон Егорович Балун
1947 — Сказание о земле Сибирской — Яков Захарович Бурмак
1948 — Белая тьма (Чехословакия) — советский партизан Дугин
1949 — Встреча на Эльбе — сержант Егоркин
1949 — Кубанские казаки — Федя Груша
1949 — Падение Берлина — Алексей Иванов
1951 — Незабываемый 1919-й — Шибаев
1952 — Максимка — матрос Лучкин
1953 — Судьба Марины — Матвей
1954 — Большая семья — Илья Матвеевич Журбин
1955 — Мексиканец — Паулино Вэра
1956 — Илья Муромец — Илья Муромец
1958 — Поэма о море — Савва Зарудный
1959 — Жестокость — Лазарь Евтифьевич Баукин
1959 — Фома Гордеев — Званцев
1959 — Хмурое утро — Чугай
1959 — В степной тиши
1960 — Повесть пламенных лет — генерал Глазунов
1961 — Казаки — Ерошка
1962 — Путь к причалу — боцман «Полоцка» Зосима Семёнович Росомаха
1963 — Оптимистическая трагедия — Вожак
1963 — Мелодии Дунаевского
1964 — Зачарованная Десна
1965 — Над нами южный крест — Федосеенко
1966 — На диком бреге — Литвинов
1968 — День ангела — купец Грызлов
1969 — Ночной звонок — Лаврентий Квашнин
1971 — Остров сокровищ — Джон Сильвер
1973 — Дети Ванюшина — Александр Егорович Ванюшин
1973 — Абитуриентка — Петро
1974 — Петр Мартынович и годы большой жизни
1975 — На край света… — дежурный по переезду
1975 — Назначаешься внучкой — дед Тимофей
1976 — Первый рейс — капитан Дмитрий Иванович Белоусов
1976 — Моё дело — Друянов
1978 — Сапоги всмятку — Василий Александрович Блистанов
1980 — Сергей Иванович уходит на пенсию — Сергей Иванович
1982 — Предисловие к битве — Мохов
1982 — Слёзы капали — Николай Ваничкин
см. также: Лучшие роли Бориса Андреева. ФОТО.