Борис Николаевич Ливанов. Родился 25 апреля (8 мая) 1904 года в Москве — умер 22 сентября 1972 года в Москве. Советский актер театра и кино, театральный режиссер. Народный артист СССР (1948). Лауреат пяти Сталинских (1941, 1942, 1947, 1949, 1950) и Государственной премии СССР (1970). Отец актера Василия Ливанова.
Борис Ливанов родился 25 апреля (8 мая) 1904 года в Москве в актерской семье.
Отец — Николай Александрович Ливанов (сценический псевдоним — Извольский; 1874-1949), был крестьянином родом из Симбирска, происходил из волжских казаков, актер. Заслуженный артист РСФСР (1947).
Мать — Надежда Сергеевна Шутинская-Ливанова (1882-1969).
Борис Ливанов вспоминал, что «сызмальства любимым занятием была игра в театр». Кроме того, он мечтал стать моряком (позже на сцене театра и в кино он часто играл моряков).
Учился в Первом городском реальном училище. Но в 1920 году в возрасте 16-ти лет он сбежал из дома и вступил в Красную Армию. Около года воевал с басмачами под командованием Александра Стриженова — отца будущих известных актеров Олега и Глеба Стриженовых. Но выяснилось, что он увеличил свой возраст, чтобы вступить в армию, после чего был уволен и вынужден вернуться домой. В то время его отец блистал в постановке «Васса Железнова», он решил пойти по его стопам.
В 1922-1924 годах обучался в 4-й Студии МХАТ у Николая Демидова.
С 1924 года служил во МХАТе. Борис Ливанов вспоминал: «В МХАТ я пришел после театральной школы в 1924 году. Пришел, гордый тем, что меня приглашают сразу на роль Чацкого. Когда меня принимали, К.С. Станиславский был за границей. После его возвращения вновь принятых представляли ему. Подошла моя очередь. Константин Сергеевич посмотрел и сказал: — Вы очень красивый молодой человек. Я промолчал, но в душе был с ним, конечно, абсолютно согласен. Станиславский усмехнулся и продолжал: — Знаете что? Подождите с «Горе от ума». У вас получится не Чацкий, а этакий герой-любовник в роли Чацкого. Сыграйте сперва что-нибудь острохарактерное».
Творческую манеру артиста отличали мощный темперамент, уверенная лепка образов, яркая театральность. Всегда сам делал себе грим. Уже его первые работы — князь Шаховской и Андрей Шуйский в «Царе Федоре Иоанновиче» Алексея Толстого, Бондезен в спектакле «У врат царства» по Кнуту Гамсуну, Аполлос в «Унтиловске» Леонида Леонова — выдвинули его в число ярких представителей молодого, послеоктябрьского поколения артистов МХАТа.
В дальнейшем играл роли, пронизанные мажорным, праздничным ощущением действительности (Кимбаев в «Страхе» Александра Афиногенова и Швандя в «Любовь Яровая» Константина Тренева) и роли открытого сатирического звучания, выполненные с редким богатством и сочностью красок, с захватывающим комедийным темпераментом (кавалер Риппафрата в «Хозяйке гостиницы» и Ноздрева в «Мертвых душах»). Он создавал образы, отмеченные лиризмом (Чацкий в «Горе от ума»), и роли, сочетающие в себе романтику и широту чувства с подробной бытовой достоверностью (Кудряш в «Грозе» и Рыбаков в «Кремлевских курантах»).
В роли Соленого («Три сестры») пародийная острота внешнего рисунка парадоксально сочеталась у актера с затаенным и глубоким лиризмом. Все его последующее творчество было пронизано стремлением к философскому осмыслению действительности, к созданию крупных противоречивых характеров, возникающих на сломе двух эпох (таких как Забелин в «Кремлевских курантах», Егор Булычов в «Егор Булычов и другие»), либо образов людей, трагически осознающих невозможность обретения нравственного идеала — таких как Дмитрий Карамазов в «Братьях Карамазовых».
Узнав о начале Великой Отечественной войны, Борис Ливанов позвонил театральному руководству и сообщил, что уходит добровольцем на фронт. В ответ ему сказали, что по распоряжению И.В. Сталина члены МХАТа, Большого и Малого театров не подлежат мобилизации. Семья Ливанова была эвакуирована, однако сам он оставался в городе на протяжении всей Битвы за Москву и каждый день ездил с концертами по частям, державшим оборону. Затем труппа театра была эвакуирована в Саратов.
Театральные работы Бориса Ливанова:
- 1924 — «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого — князь Шаховской, Андрей Шуйский;
- 1925 — «Пугачевщина» К. А. Тренева — Павел Потемкин;
- 1925 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — Курчаев;
- 1926 — «Николай I и декабристы» А. Р. Кугеля — Оболенский;
- 1927 — «У врат царства» К. Гамсуна — Бондезен;
- 1927 — «Дни Турбиных» М. А. Булгакова — Галаньба;
- 1927 — «Сестры Жерар» В. З. Масса — Жак;
- 1928 — «Унтиловск» Л. М. Леонова — Аполлос;
- 1928 — «Квадратура круга» В. П. Катаева — Емельян Черноземный;
- 1929 — «Блокада» Вс. В. Иванова — Лукьян;
- 1930 — «Отелло» Шекспира — Кассио;
- 1930 — «Три Толстяка» по Ю. К. Олеше — Генерал;
- 1931 — «Страх» А. Н. Афиногенова — Кимбаев;
- 1931 — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше — граф Альмавива;
- 1932 — «Горячее сердце» А. Н. Островского — Наркис;
- 1933 — «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони — кавалер Риппафрата;
- 1934 — «Мертвые души» по Н. В. Гоголю — Ноздрев;
- 1934 — «Гроза» А. Н. Островского — Ваня Кудряш;
- 1936 — «Любовь Яровая» К. А. Тренева — матрос Швандя;
- 1936 — «Мольер» М. А. Булгакова — Муаррон;
- 1937 — «Дни Турбиных» М. А. Булгакова — гетман Скоропадский;
- 1940 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Александр Андреевич Чацкий;
- 1940 — «Три сестры» А. П. Чехова — Василий Васильевич Соленый;
- 1942 — «Кремлевские куранты» Н. Ф. Погодина — матрос Александр Рыбаков;
- 1942 — «Фронт» А. Е. Корнейчука — Гайдар;
- 1947 — «Дядя Ваня» А. П. Чехова — Михаил Львович Астров;
- 1948 — «Зеленая улица» А. А. Сурова — Максим Романович Рубцов;
- 1949 — «Чужая тень» К. М. Симонова — Сергей Александрович Трубников;
- 1953 — «Ломоносов» Вс. В. Иванова — М. В. Ломоносов;
- 1956 — «Кремлевские куранты» Н. Ф. Погодина — Антон Иванович Забелин;
- 1960 — «Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому — Дмитрий Федорович Карамазов;
- 1961 — «Хозяин» И. Соболева — Линьков;
- 1963 — «Егор Булычов и другие» М. Горького — Егор Васильевич Булычов.
Среди его режиссерских работ в театре: «Ломоносов» Вс. В. Иванова; «Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому; «Хозяин» И. Соболева; «Егор Булычов и другие» М. Горького; «Чти отца своего» В. В. Лаврентьева; «Тяжкое обвинение» Л. Р. Шейнина; «Ночная исповедь» А. Н. Арбузова; «Чайка» А. П. Чехова.
Борис Ливанов в кино
Сниматься начал с 1924 года. Первыми фильмами в его карьере были ленты «Морозко», «Карьера Спирьки Шпандыря», «Кастусь Калиновский», «Золотой клюв».
Борис Ливанов в фильме «Кастусь Калиновский»
Широкую известность ему принесла роль Владимира Андреевича Дубровского в картине режиссера Александра Ивановского «Дубровский» по А.С. Пушкину.
В 1936 году Бориса Ливанова пригласили на роль в фильме «Депутат Балтики».
В 1939-м создал на экране образ князя Пожарского в историческом фильме Всеволода Пудовкина «Минин и Пожарский». Интересно, что во время съемок по вине Бориса Ливанова несколько раз выходило из строя звукозаписывающее оборудование — после темпераментных монологов актера. За эту работу Борис Ливанов получил Сталинскую премию первой степени.
Борис Ливанов в фильме «Минин и Пожарский»
После Великой Отечественной войны сыграл роль капитана I ранга Всеволода Федоровича Руднева, командира легендарного крейсера «Варяг» в исторической драме «Крейсер «Варяг»». За эту картину артист также получил Сталинскую премию первой степени.
Борис Ливанов в фильме «Крейсер «Варяг»
Значимыми стали роли маршала Рокоссовского в лентах «Сталинградская битва» и «Падение Берлина», белогвардейца Константина Мамантова в картине Леонида Лукова «Олеко Дундич», Михаила Васильевича Ломоносова в биографическом фильме «Михайло Ломоносов», Максима Михайловича Яценко в «Слепом музыканте», врача Седова в фильме «Степень риска».
Борис Ливанов в фильме «Михайло Ломоносов»
Борис Ливанов в фильме «Слепой музыкант»
Последней работой в кино стала главная роль в исторической драме 1970 года «Кремлевские куранты» по мотивам одноименной пьесы Н. Погодина. Его герой — крупный ученый-энергетик Забелин, который в начале 1920-х годов торгует на базаре спичками. За его дочерью ухаживает комиссар Рыбаков. Однажды, после легкой ссоры с Рыбаковым, за ученым заезжает машина — и его отвозят не в ЧК, а в Кремль. В разговоре с Лениным ученый получает предложение подключиться к разработке плана ГОЭЛРО.
Борис Ливанов в фильме «Кремлевские куранты»
Смерть Бориса Ливанова
Борис Ливанов тяжело переживал смену руководства и художественных принципов МХАТа после прихода в театр Олега Ефремова: «Я никогда не мечтал работать в театре «Современник», тем более в его филиале», — говорил он. В последовавшие два года он просто не ходил в театр.
Актер тяжело болел, много времени проводил в больницах, перенес операцию на сердце. Умер 22 сентября 1972 года в ЦКБ в окружении семьи. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
Личная жизнь Бориса Ливанова:
Жена — Евгения Казимировна Ливанова (в девичестве Правдзиц-Филипович; 1907-1978), принадлежала к старинному польскому шляхтескому роду, художница. Они познакомились в 1934 году на банкете в честь свадьбы поэта Василия Каменского. На тот момент Евгения одна воспитывала дочь Наталью от первого брака с итальянцем. Вместе они прожили больше 30 лет.
Сын — Василий Борисович Ливанов (1935 г.р.), известный советский и российский актер, режиссер кино и мультипликации, сценарист, писатель, знаменитый исполнитель роли Шерлока Холмса в фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Народный артист РСФСР (1988).
Дочь — Наталья Борисовна Ливанова.
Борис Ливанов и жена Евгения
Борис Ливанов был известен своим юмором и остроумием. На банкете первых лауреатов Сталинской премии Сталин целый час беседовал с ним. Затем подвел к столу, поднял тост и спросил: «Борис Николаевич, почему вы, такой мыслящий артист, — и не в Партии?». На что Ливанов, не задумываясь, ответил: «Товарищ Сталин, я очень люблю свои недостатки». Сталин расхохотался в голос. Ливанов же так и оставался беспартийным до конца дней.
По словам Василия Ливанова, его отец хорошо рисовал и оставил после себя тысячи рисунков. Особенно любил шаржированные портреты на актеров, родственников и всех, кто его окружал. Он настолько преуспел в этом, что знаменитые Кукрыниксы звали его в свой коллектив четвертым, на что Ливанов шутя возражал: «Если я к вам присоединюсь, то как же мы будем называться? Кукрыниксыли?».
Фильмография Бориса Ливанова:
1924 — Морозко (короткометражный) — Морозко
1924 — Четыре и пять (Стальные журавли) — Дмитрий Гай
1926 — Карьера Спирьки Шпандыря — эпизод
1927 — Кастусь Калиновский — пан Сторжинский
1927 — Октябрь — министр М. И. Терещенко
1928 — Золотой клюв — майор Тучков
1933 — Анненковщина — атаман Анненков
1933 — Город под ударом — Карл Рунге
1933 — Дезертир (Теплоход «Пятилетка») — Карл Ренн
1934 — Частная жизнь Петра Виноградова — Петр Виноградов
1934 — Четыре визита Самюэля Вульфа — Дик Арроусмит
1936 — Дубровский — Владимир Андреевич Дубровский
1936 — Депутат Балтики — Михаил Макарович Бочаров
1937 — Балтийцы — Вихорев
1939 — Минин и Пожарский — князь Д. М. Пожарский
1940 — Суворов — эпизод
1945 — Без вины виноватые — Григорий Львович Муров
1946 — Глинка — Николай I
1946 — Крейсер «Варяг» — капитан В. Ф. Руднев
1947 — Свет над Россией — Маяковский
1949 — Сталинградская битва — К. К. Рокоссовский
1949 — Падение Берлина — К. К. Рокоссовский
1953 — Адмирал Ушаков — князь Г. А. Потемкин
1955 — Михайло Ломоносов — М. В. Ломоносов
1958 — Капитан первого ранга — капитан 1 ранга Николай Лезвин
1958 — Олеко Дундич — генерал К. К. Мамонтов
1958 — Поэма о море — Генерал Федорченко
1959 — Накануне — Николай Стахов
1959 — Театр зовет (короткометражный)
1960 — Мертвые души (фильм-спектакль) — Ноздрев
1960 — Слепой музыкант — Максим Яценко
1965 — Гибель эскадры — адмирал Гранатов
1966 — А теперь суди… — Богутовский
1967 — Кремлевские куранты (фильм-спектакль) — Антон Иванович Забелин
1968 — Степень риска — ученый-врач Михаил Седов
1969 — Егор Булычов и другие (фильм-спектакль) — Егор Булычов
1970 — Кремлевские куранты — Антон Иванович Забелин
Озвучивание Бориса Ливанова:
1944 — Синдбад-мореход (анимационный) — Джинн/Восточный капитан
1945 — Пропавшая грамота (анимационный) — запорожец
1974 — Чайка (фильм-спектакль) — читает текст за кадром
Режиссерские работы Бориса Ливанова:
1953 — «Ломоносов» Вс. В. Иванова
1960 — «Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому
1961 — «Хозяин» И. Соболева
1963 — «Егор Булычов и другие» М. Горького
1965 — «Чти отца своего» В. В. Лаврентьева
1966 — «Тяжкое обвинение» Л. Р. Шейнина
1967 — «Ночная исповедь» А. Н. Арбузова
1968 — «Чайка» А. П. Чехова
Награды и звания Бориса Ливанова:
заслуженный артист РСФСР (1933);
народный артист РСФСР (1938);
народный артист СССР (1948);
Сталинская премия первой степени (1941) — за роль князя Д. М. Пожарского в фильме «Минин и Пожарский» (1939);
Сталинская премия первой степени (1942) — за роль матроса Рыбакова в спектакле МХАТ СССР имени М. Горького «Кремлевские куранты» Н. Ф. Погодина;
Сталинская премия второй степени (1947) — за роль командира крейсера В. Ф. Руднева в фильме «Крейсер „Варяг“» (1946);
Сталинская премия первой степени (1949) — за роль Рубцова в спектакле МХАТ СССР имени М. Горького «Зеленая улица» А. А. Сурова;
Сталинская премия первой степени (1950) — за роль профессора Трубникова в спектакле МХАТ СССР имени М. Горького «Чужая тень» К. М. Симонова;
Государственная премия СССР (1970) — за актерские и режиссерские работы последних лет в театре и кино;
орден Ленина (25.04.1964);
четыре ордена Трудового Красного Знамени (3.5.1937, 26.10.1948, 16.6.1954, 1971);
орден «Знак Почета» (01.04.1938) — за исполнение роли комиссара Вихорева в фильме «Балтийцы»;
медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
медаль «В память 800-летия Москвы»