Евгений Александрович Евстигнеев. Родился 9 октября 1926 года в Нижнем Новгороде — умер 4 марта 1992 года в Лондоне. Советский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1983). Лауреат Государственной премии СССР (1974).
Евгений Евстигнеев родился 9 октября 1926 года в Нижнем Новгороде.
Его детство прошло в посёлке имени Володарского.
Отец был на двадцать лет старше матери. Оба они были рабочими: Александр Михайлович — металлург, Мария Ивановна — фрезеровщица.
Отец Евгения много времени посвящал пению в хоре.
В шесть лет он остался без отца. Мать второй раз вышла замуж, но и отчим умер, когда мальчику было семнадцать. Сводный старший брат Евгения Сергей участвовал в агитационных представлениях «Синей блузы», но он рано умер.
До Великой Отечественной войны Евстигнеев успел окончить семилетку и в 1941 году пошёл работать электромонтёром. Потом год проучился в дизелестроительном техникуме, после смерти отчима четыре года работал слесарем на заводе «Красная Этна», занимался в самодеятельности, играл джаз.
Евгений Евстигнеев в детстве с мамой
Евстигнеев был очень музыкален, виртуозно играл на разных инструментах: на гитаре, на рояле, на вилках. Выступал в разных местах.
В 1944 году Евстигнеев поступил в студию при Драматическом театре имени Горького. Но мама Евгения приняла все меры, чтобы сорвать его планы. Она пришла на прием к начальнику отдела кадров и упросила его не отдавать сыну документы. И тот пошел навстречу матери. После того, как завод не отпустил Евгения, и он не смог начать учебу, Евстигнеев начал в свободное от работы время играть в любительском драмкружке и в самодеятельном джазе. Руководитель кружка Виталий Соколов уделял ему особое внимание. «Это были первые мои театральные университеты, первое прикосновение к таинству, постигать которое — тогда я об этом и не подозревал — придется мне всю свою жизнь», — рассказывал артист.
В 1946 году был зачислен на первый курс Горьковского театрального училища. Окончив его в 1951 году, был распределён во Владимирский областной драматический театр имени А. Луначарского.
В 1954 году поступил в Школу-студию МХАТ, сразу на второй курс.
С ним на курсе учились Татьяна Доронина, Олега Басилашвили, Галина Волчек, впоследствии ставшая его женой.
«Вдруг среди нас на лестничной площадке встал до дикости странный парень. Стоял он очень прямо, по третьей балетной позиции — руки висели по бокам, одна чуть согнута, мизинец левой руки с ногтем был оттопырен, из-под брюк виднелись желтые модельные ботинки с узором из дырочек. Голова была без пышной шевелюры, на правой руке висел плащ, именуемый «мантель», и, время от времени кидая в урну свой согнутый «Беломор» и видя проходящую мимо какую-нибудь студентку, он, как бы прочищая глотку, как это делают певцы, говорил: «Розочка, здрасте!» Он произносил именно «здрас-сте», нажимая на букву «с» и пропуская все остальные, называл всех женщин «Розочка», потому что в его представлении именно так должен был стоять, говорить и действовать светский лев, интеллигент и будущий столичный артист», — вспоминала Волчек.
В середине 1955 года студенты Школы-студии МХАТ создали «Студию молодых актёров», которая через год стала базой для нового столичного театра — «Современник».
В 1956 году окончил Школу-студию МХАТ (курс П. В. Массальского), в школу-студию его забрал сам её ректор Радомысленский.
В 1960 году вступил в КПСС.
Первую свою значительную роль в «Современнике» Евстигнеев сыграл в 1960 году в спектакле «Голый король» по пьесе Евгения Шварца. После этого спектакля исполнитель главной роли — короля — Евстигнеев проснулся знаменитым.
Последней ролью Евстигнеева в «Современнике» был Дорн в «Чайке» А. П. Чехова в 1970 году.
В 1971 году вслед за Олегом Ефремовым перешёл в труппу МХАТа. Первой его ролью на новой сцене стал Володя в спектакле «Валентин и Валентина» по пьесе Михаила Рощина. В декабре 1980 года у Евстигнеева случился инфаркт. На рубеже 1990-х годов он сыграл в Театре Антона Чехова Фирса в «Вишнёвом саде», в 1991 году — в АРТели АРТИСТОВ Сергея Юрского — Глова в спектакле «Игроки-XXI».
В кино начал сниматься с 1957 года.
Первой значимой ролью стал начальник пионерского лагеря Дынин в фильме 1964 года режиссёра Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён».
Евгений Евстигнеев в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»
В 1968 году он сыграл роли Калачева в «Зигзаге удачи» и Корейко в «Золотом теленке», а через четыре года снялся в роли Воробьева в фильме Рязанова «Старики — разбойники». Также запомнился такими ролями как Корзухин в «Беге», Николай в фильме «По семейным обстоятельствам», Ручечник в сериале «Место встречи изменить нельзя».
Евгений Евстигнеев в фильме «Золотой теленок»
Евгений Евстигнеев в фильме «Место встречи изменить нельзя»
В 1982 году получил Орден Трудового Красного Знамени за заслуги в производстве советских телевизионных фильмов и активное участие в создании фильма «Семнадцать мгновений весны», где сыграл роль профессора Плейшнера.
В 1983 году Евстигнеев снялся в картине «Мы из джаза». Он с детства очень любил джаз и собрал огромную коллекцию пластинок, которые покупал у спекулянтов по бешеным ценам или привозил из-за границы. Он мог часами слушать Дюка Эллингтона, Луи Армстронга, Тома Джонса, Фрэнка Синатру, и когда ехал в машине, всегда ставил любимую кассету, отбивая ритм на руле.
В 1988 году году сыграл профессора Преображенского в телефильме «Собачье сердце».
Евгений Евстигнеев в фильме «Собачье сердце»
За исполнение роли Филиппа Филипповича Преображенского получил государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых (1990).
Последней ролью Евстигнеева в кино был царь Иван Грозный в фильме В. Ускова и В. Краснопольского «Ермак».
Евгений Евстигнеев
Рост Евгения Евстигнеева: 169 сантиметров.
Личная жизнь Евгения Евстигнеева:
Первая жена — Галина Волчек (1933 г.р.). В браке состояли с 1955 года по 1964 год. У пары в 1961 году родился сын — Денис Евстигнеев, оператор, кинорежиссёр, продюсер.
Галина Волчек рассказывала: «Меня привлекала его внутренняя незащищенность. Я испытывала в некотором роде и что-то материнское, потому что он был оторван от родительского дома, от мамы, которую любил, но которая в силу обстоятельств дала ему только то, что могла дать, а Женин интеллектуальный и духовный потенциал был гораздо богаче. И самым важным было для меня то, что я сразу увидела в нем большого артиста, а потому личность… Несмотря на всякие разговоры, мы поженились. Сначала был психологически сложный период в отношениях с моим отцом, его новой женой и моей няней (а жили мы все вместе в одной квартире). В какой-то момент, когда обстановка уже накалилась до предела, я заявила со свойственным мне максимализмом: «Мы уходим и будем жить отдельно!» И мы ушли практически на улицу. Какое-то время нам приходилось ночевать даже на вокзале. Мы восемь раз переезжали, потому что снимали то одну, то другую комнату, пока не получили отдельную однокомнатную квартиру. Из-за такой бездомной жизни у нас не было ни мебели, ни скарба. Со временем папа полюбил Женю, уважал его и снимал во всех своих фильмах, хотя бы в маленьком эпизоде. Да и няне Женя оказался близким по духу и восприятию жизни. Позже она так и не смогла полюбить моего второго мужа, для нее Женя всегда оставался «своим», а тот «чужим»».
Евгений Евстигнеев и Галина Волчек
Вторая жена — Лилия Евстигнеева (Журкина) (1937-1986), актриса театра «Современник» и МХАТ. Прожили вместе 23 года, из них в браке 20 лет — с 1966 по 1986 год. В 1968-м у них родилась дочь — Мария Селянская, актриса театра «Современник». У Марии есть дочь Софья Максимовна Евстигнеева (урожденная Разуваева; 1995 г.р.), в 2017 году окончила Школу-студию МХАТ, курс Евгения Писарева.
Евгений Евстигнеев и Лилия Журкина
Третья жена — Ирина Цывина (1963 г.р.), актриса театра и кино. Несмотря на значительную разницу в возрасте — 37 лет, этот брак был действительно удачным. Ирина боготворила Евгения Александровича. Брак продлился с 1986 года до его смерти в 1992 году.
Евгений Евстигнеев и Ирина Цывина
Цивина рассказывала: «В детстве я, как многие девочки, собирала портреты артистов. Когда я в начале 80-х приехала из Минска в Москву поступать в театральное училище, в моем дневнике была закладка — фотография Евстигнеева из «Невероятных приключений итальянцев в России», кадр, где он со сломанной ногой — веселый, озорной, но больной. Я не особенно берегла эту открытку и даже записала на ней какой-то телефон. Со странным чувством я вспоминаю теперь о ней — как о случайном знаке своей судьбы. Я училась в Школе-студии МХАТ у Василия Петровича Маркова. В конце второго курса он собрал нас и объявил, что с нами будет работать Евгений Александрович Евстигнеев — ставить «Женитьбу Белугина» Островского. Для Евстигнеева был устроен специальный показ, но он ушел молча, ничего нам не сказав. Мы гадали, кого он выберет: всем хотелось работать с ним, но он был не просто знаменитость, звезда — любимый, обожаемый нами артист. Я, суеверная трусиха, нарочно не стала читать пьесу и потихоньку выспрашивала у однокурсников, о чем она, какие в ней роли. В начале третьего курса пришел Евгений Александрович и прочитал свое распределение. Мне досталась главная героиня, Елена Кармина, чего я никак не ожидала, ведь я считалась характерной актрисой. Так мы встретились впервые — как учитель и ученица».
Смерть Евгения Евстигнеева
Скончался перед операцией на сердце в Лондоне 4 марта 1992 года (по другим источникам — 5 марта).
Один из его знакомых ранее делал такую операцию у этого же врача — Тэрри Льюиса. Этот знакомый рассказывал, что на четвертый день после операции уже ходил по лестнице и пил коньяк.
Ирина Цивина рассказывала об обстоятельствах смерти Евстигнеева следующее:
«Он говорил: «У меня столько сил и энергии, я столько еще могу сделать, а сердце, как двигатель в старой машине, не тянет. Надо только двигатель отремонтировать, и все будет в порядке». Он хотел привести себя в форму и решился ехать в Лондон. Николай Николаевич Губенко, тогда министр культуры Союза, дал деньги. Евгений Александрович нашел паузу в своем расписании. 5 марта 1992 года должна была пройти операция, ему обещали, что к 10-му числу он будет в порядке, на 17 марта был назначен «Вишневый сад», на 21-е — «Игроки», потом досъемки «Ивана Грозного» (два последних эпизода с его участием). Он относился к операции легко и, казалось, не беспокоился за ее исход.
Утром 4 марта мы поехали в клинику. Ему должны были сделать обследование, маленькую предварительную операцию — коронарографию — и оставить в клинике до утра, чтобы оперировать. Пока ему делали анализы, я пошла погулять, а часа через два вернулась к нему в палату и села около его кровати. Я решила дождаться Тэрри Льюиса и врача из нашего посольства, который должен был переводить. Полчаса мы сидели вместе, шутили, разговаривали. Евгений Александрович с утра ничего не ел перед обследованием и послал меня сказать медсестре, что он голоден. Я сходила, вернулась к нему: «Через пять минут они тебя покормят». За эти пять минут он умер…
Все происходило так быстро, что теперь эти события прокручиваются в моем мозгу, как ускоренная съемка в кино. Только я это сказала, вошли Тэрри Льюис и посольский врач. У Льюиса в руках был лист бумаги, он стал говорить и рисовать, а посольский врач переводил, очень быстро, без пауз: «Я ознакомился с вашей историей болезни, завтра мы будем вас оперировать, но у нас принято предупреждать пациента о возможных последствиях операции. Вот ваше сердце — он нарисовал, — в нем четыре сосуда. Три из них забиты, а четвертый забит на девяносто процентов. Ваше сердце работает только потому, что в одном сосуде есть десять процентов отверстия. Вы умрете в любом случае, сделаете операцию или нет!» В переводе слова звучали буквально так.
Евгений Александрович весь похолодел. Я держала его за руку. Я увидела, как он покрылся испариной и стал тяжело дышать носом. Когда ему становилось плохо, я всегда заставляла его дышать носом, по Бутейко. Я поняла, что с ним что-то случилось. Что-то стало происходить в его сознании, он испугался этого нарисованного сердца. Я заговорила с ним, стала его утешать, и в это время какие-то люди, которых я не успела рассмотреть, оторвали меня от его руки и быстро куда-то повели. Я успела заметить на экране, где шла кардиограмма, прямую линию, но ничего еще не понимала и испугалась по-настоящему только тогда, когда меня стала утешать медсестра.
Пришел посольский врач: «Наступила клиническая смерть. Но вы не волнуйтесь, его из клинической смерти вывели, он очнулся». Я слышала суету в коридоре, это Евгения Александровича срочно повезли на операцию…
Четыре часа я просидела в этой комнате. Посольский врач прибегал с новостями: «Он умирает…», «Он жив». Я уже истерически смеялась над ним: все это походило на дикий розыгрыш. Я сидела у окна и смотрела через внутренний двор на окна реанимационной, куда Евгения Александровича должны были привезти после операции. Сто раз открывалась там дверь, приходили и уходили какие-то люди, но его так и не привезли. Вместо этого опять появился посольский врач: «Операция закончена, ваш муж умирает. Операцию провели блестяще, но нужна пересадка сердца»
«Ну, так сделайте!» — Я была потрясена тем, как холодно он говорил: «Нельзя, это обговаривается заранее. Поэтому мы отключили его от всех аппаратов».
— Кто вам дал право?! Я позвоню нашим друзьям в Австралию, мы найдем донора… Не могли бы вы продержать его хотя бы несколько дней?
— Нет, это надо было обговорить заранее.
Вошел Тэрри Льюис: «Я вынужден вам сообщить, что ваш муж скончался…»
Через полчаса мне разрешили войти к нему… Он лежал удивительно красивый. Я обняла его и почувствовала, что он теплый… Не может быть человек теплый и мертвый… Я умоляла его не оставлять меня — это длилось, кажется, долго-долго… Я не перестаю искать объяснений его смерти. Она была абсолютно нелогична, абсурдна. Ведь я видела это своими глазами-спокойный, веселый человек умер сразу после того, как ему нарисовали его сердце и сказали: вот так вы можете умереть. И я нахожу единственный ответ: его гениальное воображение. Так же как он мог представить себе любую страну, выйдя на полчаса на улицу, так же он представил себе свою смерть… Он вошел в нее, как в очередную роль…».
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).
Фильмография Евгения Евстигнеева:
1957 — Поединок — Петерсон
1958 — Васисуалий Лоханкин (к/м) — Васисуалий Лоханкин
1959 — Баллада о солдате — водитель грузовика
1960 — Анюта — художник
1961 — В трудный час — сосед Ольги
1961 — Любушка — Филипп
1961 — Человек идёт за солнцем — Николай Черных, мотоциклист
1962 — Девять дней одного года — Николай Иванович
1962 — Никогда — Александр Иванович Алексин
1962 — Молодо-зелено — Жохов, священник
1963 — Им покоряется небо — Иван Сергеевич
1963 — Сотрудник ЧК — Марков
1964 — Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён — Дынин, начальник пионерского лагеря
1964 — Хотите — верьте, хотите — нет… — сосед-профессор
1965 — Верьте мне, люди — Костиков
1965 — Верность — Иван Терентьевич
1965 — Знойный июль — следователь
1965 — Гиперболоид инженера Гарина — инженер Пётр Петрович Гарин
1966 — Скверный анекдот — Пралинский
1966 — Строится мост — Синайский
1966 — Старшая сестра — Огородников
1966 — Всадник над городом — Дядя Владя
1966 — Берегись автомобиля — режиссёр народного театра
1966 — Крылья — Миша
1966 — Мангышлак. Начало пути. — голос за кадром
1967 — Они живут рядом — Данилов
1967 — Стюардесса (к/м) — пьяный пассажир
1967 — Штрихи к портрету В. И. Ленина — Анатолий Луначарский
1968 — Золотой телёнок — Александр Иванович Корейко, подпольный миллионер
1968 — Всего одна жизнь — Чичерин
1968 — Зигзаг удачи — Калачёв
1969 — Это было в разведке — фотограф
1969 — Старый дом — Яковлев
1969 — Мосты через забвение — человек с гвоздями
1969 — Странные люди (серия «Братка») — старший брат
1969 — Обвиняются в убийстве — Спиридонов
1969 — Чайковский — Герман Ларош
1970 — Бег — Парамон Ильич Корзухин
1970 — Свой — Георгий Ефимович
1971 — Старики-разбойники — Валентин Петрович Воробьёв
1971 — Вся королевская рать — Ларсон
1971 — Достояние республики — Витоль
1972 — Вечер воспоминаний («Фитиль») — пьяница
1972 — Жертва гостеприимства («Фитиль») — пьяница Дед Мороз
1972 — Командир счастливой «Щуки» — Степан Лукич
1972 — Ход белой королевы — Дрыжик
1972 — Приваловские миллионы — Иван Яковлевич
1972 — Учитель пения — инспектор жилконторы
1973 — Семнадцать мгновений весны — Вернер Плейшнер, профессор
1973 — Невероятные приключения итальянцев в России — хромой
1973 — Старая крепость — Петлюра
1973 — Дача — Фёдор — художник
1974 — Жребий — Профессор
1974 — Нейлон 100 % — Стоматолог
1974 — Моя судьба — Тимофей Кожухов / Павел Тимофеевич Кожухов
1974 — Последнее лето детства — Валентин Валентинович Навроцкий, расхититель мануфактуры
1974 — Ещё можно успеть — Сеглин
1975 — На ясный огонь — Пирамидов
1975 — Потрясающий Берендеев — отец Берендеева
1975 — Вкус халвы — Визирь
1975 — Гамлет Щигровского уезда — Фёдор Михеич
1975 — Вариант «Омега» — Симаков
1976 — Без дураков («Фитиль») — чиновник
1976 — Легенда о Тиле — священник
1976 — Дни хирурга Мишкина — Филипп Иванович
1976 — Жизнь и смерть Фердинанда Люса — Дигон
1976 — Повесть о неизвестном актёре — Пал Палыч Горяев
1977 — Про Красную Шапочку — Звездочёт
1977 — Подранки — Сторож
1977 — Нос — чиновник газетной экспедиции
1977 — Переезд — Дядя Федя — работник технической службы железной дороги
1977 — По семейным обстоятельствам — Николай
1978 — Кровь и пот — Чернов, генерал
1979 — С любимыми не расставайтесь — Хомак
1979 — Примите телеграмму в долг — отец Сашеньки
1979 — Место встречи изменить нельзя — Пётр Ручников по кличке «Ручечник»
1980 — Чёрная курица, или Подземные жители — Батюшка
1980 — Старый Новый год — Иван Адамыч
1980 — Атланты и кариатиды — Сосновский
1981 — Рождённые бурей — Хейзе, полковник
1981 — Любимая женщина механика Гаврилова — дядя Риты
1982 — Не хочу быть взрослым — Актёр
1983 — Демидовы — Никита Демидович Антуфьев
1983 — Комический любовник, или Любовные затеи сэра Джона Фальстафа — Герцог
1983 — Мы из джаза — «Папа», вор-карманник
1984 — Ещё люблю, ещё надеюсь — Василий Васильевич
1984 — Сказки старого волшебника — новый король
1984 — Предел возможного — Куликов, профессор
1984 — Перикола — Вице-король
1984 — И жизнь, и слёзы, и любовь — Степан Степанович (Стаканыч)
1984 — Прохиндиада, или Бег на месте — зритель в зале
1985 — Человек с аккордеоном — Лопатин
1985 — Зимний вечер в Гаграх — Алексей Иванович Беглов
1987 — Моонзунд — фон Эссен, адмирал
1987 — Гардемарины, вперёд! — Алексей Петрович Бестужев, вице-канцлер
1987 — Следопыт — Сахем племени сенеков
1987 — Джек Восьмёркин — «американец» — Кацауров, адмирал
1987 — Она с метлой, он в чёрной шляпе — Ворон (озвучка)
1988 — Город Зеро — хранитель музея
1988 — Собачье сердце — профессор Преображенский
1988 — Новые приключения янки при дворе короля Артура — Архиепископ
1988 — Ёлки-палки! — Юрий Викторович
1989 — Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным — Михаил Иванович Калинин
1989 — Биндюжник и Король — Никифор, кучер
1989 — Канувшее время — Василий Данилович Челышев, академик
1990 — Яма — председатель суда
1990 — Шапка — Константин Баранов, писатель
1990 — Десять лет без права переписки — Исай Львович, профессор
1990 — Сукины дети — Андрей Иванович Нанайцев
1990 — …По прозвищу «Зверь» — старый зэк
1991 — Виват, гардемарины! — Бестужев
1991 — Ночные забавы — Александр Григорьевич Андрющенко, саксофонист
1991 — Глас вопиющий — палач
1992 — Гардемарины III — Бестужев
1992 — Как живёте, караси? — Анатолий, диссидент, карась-эмигрант
1992 — Сны о России — придворный садовник
1992 — Арбитр — голос за кадром
1992 — Лавка «Рубинчик» и… — Профессор
1996 — Ермак — Иван Грозный (фильм закончен после смерти актёра, роль озвучена Сергеем Арцибашевым)
Телеспектакли Евгения Евстигнеева:
1972 — На дне — Сатин
1977 — Заседание парткома — Лев Алексеевич Соломахин
1978 — Мораль пани Дульской — Пан Дульский
1981 — Этот фантастический мир. Выпуск № 6 — Кеннет Берг
1983 — В городе хорошая погода — секретарь райкома партии
1983 — Человек из страны Грин — Франк Давенант
1984 — Три сестры — Чебутыкин
1987 — Игра в детектив — инспектор полиции
1992 — Вишнёвый сад — Фирс
Озвучивание мультфильмов Евгения Евстигнеева:
1972 — Весёлые ребята
1977 — Бравый инспектор Мамочкин
1978 — Как Тоску одолели
1985 — Чертёнок с пушистым хвостом
1986 — Маленькая колдунья (Чехословакия) — Ворон (дубляж)