Ирина Анатольевна Мишина. Родилась 5 ноября 1962 года в Москве. Советская и российская журналистка, диктор, телеведущая, режиссер, публицист. Известна тем, что объявила в прямом эфире 1-й программы ЦТ СССР о распаде Советского Союза.
Ирина Мишина родилась 5 ноября 1962 года в Москве.
В 1984 году с отличием окончила дневное отделение факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.
Работала на радио «Маяк».
С 1991 по 1996 год — обозреватель, ведущая программ «120 минут», «Время» и «Новости» «Первого канала». Имела самый высокий рейтинг среди ведущих информационных программ тех лет.
8 декабря 1991 года именно Ирина Мишина объявила о том, что распался СССР.
Стала первой российской женщиной-журналистом, снявшей фильм в «горячей точке» — на границе Афганистана и Таджикистана в 1994 году.
В 1996 году была уволена с «Первого канала» лично Борисом Березовским.
Далее стала автором и ведущей международного телевизионного обозрения «Большая планета», выходившего на базе агентства Reuters.
С 1997 года работала в телекомпании REN-TV, создала там службу информации и стала одним из первых журналистов, вышедших в прямой эфир на REN-TV. С октября 1997 по январь 1999 года — ведущая ежедневной информационно-аналитической программы «Что случилось» на REN-TV поочередно с Андреем Иллешем. Впоследствии ушла с этого телеканала из-за разногласий с Иреной Лесневской.
В 2001 году была автором и ведущей авторского ток-шоу «Рубикон» на «Третьем канале».
Ирина Мишина в молодости
Публиковалась в «Московском комсомольце» и «Аргументах и фактах».
С 2001 по 2004 год работала в «Новой газете» в качестве обозревателя. Автор книги «По ту сторону эфира», выпущенной в 1998 году.
С 2011 года стала активно сотрудничать с газетой «Наша Версия». Является автором более сотни журналистских расследований на различную тематику.
В период с 2005 по 2010 год сняла ряд документальных проектов для телеканалов «Россия-1», «Россия-24» и «Культура».
С 12 ноября 2007 года — автор и режиссер фильмов на телеканале «Кто есть кто» («НТВ-Плюс»), возглавляла этот телеканал в качестве главного редактора. Телеканал был задуман как своего рода энциклопедия биографий людей, которые оставили свой след в истории.
Популярной стала еженедельная программа «Фотоальбом» — в ней известные люди рассказывали «свою правду» о времени и о себе, иллюстрируя рассказ личными фотографиями. За «Фотоальбом» Ирина Мишина была удостоена приза Союза журналистов России как режиссер.
О том, как пришла в режиссуру, Мишина рассказывала: «Это произошло давно и не случайно. Еще работая ведущей программы «Время» на Первом канале, я попросилась в командировку на таджикско-афганскую границу: хотела понять и показать, что на самом деле там происходит. Во «Времени» мне отказали, мотивировав это опасностью для жизни ведущей главного информационного выпуска дня, а вот на Авторском телевидении, куда я обратилась, пошли навстречу. После этого было еще несколько фильмов на АТВ. Именно тогда я поняла, что режиссура — это мое».
С 2013 года стала ведущей еженедельной программы «Сложный случай» на телеканале «Здоровое ТВ» (телекомпания «Стрим»).
«Телевидение я люблю во всех его проявлениях. Для меня профессия не просто жизнь — судьба. Я очень благодарна звездам, что мне суждено заниматься именно журналистикой, потому что у меня есть профессия, в которой я умею практически все, мне это удается, и я получаю от этого удовольствие. Я в кайф живу», — говорила Мишина.
Личная жизнь Ирины Мишиной:
Воспитывает дочь Любу, которую родила в уже достаточно зрелом возрасте. Ирина признавалась, что после появления на свет дочери ее жизнь стала совсем другой: «Сейчас я отвечаю не только за себя. И уже никогда не повторю свой поступок времен работы на «Рен ТВ»… Тогда во время моего прямого эфира была объявлена эвакуация из телекомпании, однако я не покинула студию и все-таки провела эфир. Сейчас на такое я уже не пойду. Не могу пойти».
В июне 2003 года Ирина Мишина подверглась нападению. 17 июня около 23:00 неизвестные подошли к ней в подъезде дома N5 на Славянском бульваре, где проживает журналистка, избили и забрали сумочку. Журналистка с закрытой черепно-мозговой травмой, ссадинами и ушибами была направлена в нейрохирургическое отделение 6-й городской больницы.
Сама она о том трагическом событии рассказывала: «В 2003 году я получила тяжелую травму, которая, как мне тогда казалось, вообще закроет путь в профессию. Хирурги в Москве от меня отказались: предполагалась очень сложная операция с мало прогнозируемым результатом, к тому же пациент — медийное лицо. Что вы! Согласился и блестяще прооперировал меня только замечательный хирург из Твери Евгений Васильевич Свентицкий. Потом пришла мне на помощь хирург Татьяна Шутенко. А между третьей и четвертой операцией я встретила своего нынешнего мужа. Он сам и наш роман во многом помогли мне преодолеть непреодолимое».
Фильмография Ирины Мишиной:
«Таджикистан: полшага от войны» (Первый канал)
«Армия — новый прицел» (Первый канал)
«Без права на ошибку» (Россия)
«Формула Келдыша. Просчет главного теоретика» (Россия)
«Врачебная тайна» (т/к «Россия»)
«Человек полета. Андрей Туполев» (т/к «Культура»)
«Мистер Икс Советского телевидения» (НТВ-Плюс)
«Чайковский. Смерть композитора» (т/к «Кто есть Кто», НТВ-Плюс)
«Под небом чужим. Петр Лещенко» (т/к «Кто есть Кто», НТВ-Плюс)
«Жизнь после смерти» (телеканал «Кто есть Кто», НТВ-Плюс)
Цикл документальных программ «Фотоальбом»
Награды и звания Ирины Мишиной:
— Диплом Союза журналистов России как режиссер цикла телевизионных программ «Фотоальбом»;
— Приз Первого Всероссийского фестиваля «Профессия: журналист» за фильм «Мистер Икс Советского телевидения»;
— Лауреат 13-го Евразийского Телефорума (фильм «Петр Лещенко. Под небом чужим»);
— Лауреат Премии Союза журналистов «За профессиональное мастерство» (за цикл телевизионных программ о выдающихся деятелях современной культуры и журналистики);
— Медаль «Отличник погранвойск» за мужество, проявленное во время съемок в «горячих точках»;
— Диплома Первой степени на международном фестивале в Севастополе в мае 2014 года за документальный фильм «Туполев. Человек полета».
Ирина Мишина объявляет о распаде СССР
По графику, 8 декабря 1991 года я вела дневные Новости и выпуск в 21.00 (программу «Время») на Первом канале. Когда пришла в редакцию, первое, что бросилось в глаза — это пустота. Не было ни главного редактора Олега Добродеева (и это печально: Олег был хорошим, грамотным руководителем). Ни генерального директора Бориса Непомнящего (ну, это невелико горе: тот был исполнителен, но туп, как Маугли). На хозяйстве остались я¸ да зам. Главного редактора Олег Борисовский.
В редакции царила тишина.
То, что со страной что-то должно было произойти, было ясно по событиям предыдущих дней. И я поняла, что отсутствие руководства не случайно: эти люди не хотели брать на себя ответственность за непредсказуемые события.
Компьютеров тогда в редакции не было, мы ориентировались не ленту ИТАР-ТАСС. Но и она безмолвствовала. Позвонили в приемную Горбачева: никого. В приемную Ельцина: молчание.
Через какое-то время на выпуск позвонили от Назарбаева, сказали, что он в Москве и не может ни до кого дозвониться. Стало понятно, что первые лица куда-то съехали, предварительно пригласив Назарбаева, но потом почему-то решили его бортануть.
Я знала, что Назарбаев — за сохранение Союза. Из всего этого можно было сделать вывод, что исчезнувшее скопом руководство страны решило все-таки страну развалить… И мы сели с Олегом Борисовским продумывать сценарии того, что может произойти. На самом деле, вариантов было всего несколько: Евразийский Союз, Альянс Славянских государств (Славянская ось), Конфедерация.
Мы уже начали склоняться к Славянской оси, судя по кинутому Назарбаеву…
На самом деле, кому сказать, как решалась судьба государства… Руководство страны в полном составе непонятно где, а ведущий главной программы страны сидит и гадает, что будет со страной и что в этой связи ему говорить в эфире…
ИТАР-ТАСС молчал. Я вышла в 15 часов с информационным выпуском, в котором на свой страх и риск озвучила все происходящее в тот момент. Через несколько минут лента ИТАР-ТАСС отреагировала: «Как сообщила ведущая Новостей Первого канала Ирина Мишина…». Я поняла, что меня решили сделать крайней. С той минуты мне стало все равно…
Примерно в 20. 50, минут за 10 до начала программы «Время», позвонили из ТАСС и сказали, что Договор об образовании СССР от 1922 года сегодня был денонсирован, сообщение об этом будет к концу программы «Время»… Сказать вам, что это такое?
Сверстанный выпуск, в котором все было просчитано до секунды, летел в тар-тарары. И опять все замыкалось на мне. Я должна была делать в кадре не понятно что, по ситуации.
Выпуск уже подходил к концу, заканчивался спортивный обзор, и я уже думала, что пронесло. Собиралась проститься в кадре, как в студии появилась выпускающий редактор Ольга Иванова с таким лицом, как будто у нее личное горе, и с длинной, метра в три длиной, тассовской лентой. Я все поняла без слов.
«Текст не вычитан», — успела мне сказать Оля.
На всякий случай, если вы не знаете, что такое невычитанный текст ТАСС: это через каждое слово «рпт», «зпт», «тире», повторы, иногда величиной в абзац… С листа, без предварительной вычитки, это воспроизвести очень сложно.
Перед тем, как зачитать Акт о денонсации СССР, я успела сказать только одно. Эту фразу я помню до сих пор: «Сейчас я вынуждена сообщить вам, что той страны, в которой все мы родились, выросли и жили, больше не существует».
Где-то на середине чтения Акта я подумала: «Интересно, они там сейчас видят, как я седею в кадре?».
Пока я дочитывала этот Акт, в студию принесли еще одну «простыню ТАСС»: это было обращение Ельцина к Президенту США Бушу.
К народу СССР, бывшего СССР, в тот вечер из руководства страны не обратился никто.
А через несколько дней в Маастрихте были подписаны Соглашения по Единой Европе. И до сих пор мучает меня вопрос: было ли это случайное совпадение или закономерность?