Эдвард Мунк (норв. Edvard Munch). Родился 12 декабря 1863 года в Летене, Хедмарк (Норвегия) — умер 23 января 1944 года в Экелю (Норвегия). Норвежский живописец и график, один из первых представителей экспрессионизма. Автор картины «Крик».
Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года в Летене, Хедмарк (Норвегия).
Отец — Кристиан Мунк, военный врач.
Мать — Лаура Катрина Мунк (урожденная Бьельстад).
Имел старшую сестру Юханну Софию. Также у него были две младших сестры — Ингер и Лаура.
Младший брат — Андреас.
Дед был прославленным проповедником. Брат отца — Петер Андреас Мунк — известный историк.
Семья была бедной, хотя и известной в культурных кругах — их дальним родственником был известный художник-неоклассицист, ученик Жака-Луи Давида Якоб Мунк.
Семья часто переезжала с места на место из-за службы отца, а также из-за недостатка денег, что вынуждало их подыскивать более дешевое жилье. Большую часть своих детских лет Мунк провел в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулеза, и ведение хозяйства взяла в свои руки ее сестра, Карен Бьельстад. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза». Под влиянием его наставлений Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада.
Уже в раннем возрасте он демонстрировал свой талант художника.
Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулеза старшая сестра Софи, с которой он был очень близок. Ее смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии — впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки», и ничем не мог помочь умиравшей девушке. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин — «Больная девочка», а также серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Вскоре несчастье постигло и другую его сестру, Лауру — в ее поведении появились странности, со временем становившиеся все более заметными, и спустя некоторое время ей была диагностирована шизофрения.
В 1879 году Эдвард поступил в технический колледж, где показал прекрасные успехи в физике, химии и математике, несмотря на то, что хрупкое здоровье препятствовало полноценному обучению. В следующем году, однако, он принял решение оставить колледж и стать художником — к неудовольствию отца, в глазах которого этот выбор был сомнительным и с материальной, и с моральной точки зрения. На сторону юноши встали тетушка Карен и близкий друг Кристиана Мунка Карл Фредрик Дирикс, а также дальний родственник, влиятельный художник Фриц Таулов.
В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. В этот период его наставником стал художник-натуралист, соратник Фрица Таулова Кристиан Крог. Он ввел Эдварда в круг столичной богемы, центральной фигурой которой был скандальный писатель-анархист Ханс Егер. Мунк познакомился с Егером лишь спустя несколько лет, но они довольно быстро и близко сошлись и впоследствии художник признавал на себе его влияние.
В 1883 году состоялся публичный дебют Мунка — он представил на выставке промышленных товаров и произведений искусства в Дворцовом парке картину под названием «Этюд головы». Осенью того же года он представляет на Осенней выставке выдержанную в реалистическом духе картину «Девушка, разжигающая огонь в печи». В конце 1884 года при сопутствии Фрица Таулова художник получил стипендию, которая позволила ему поехать весной во Францию и посетить Парижский салон.
В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление — прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки». Критики были возмущены выставленным результатом — в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершенным этюдом. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалеванным наброском».
Далее последовали картины, более консервативные по стилю. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», еще одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции».
Эдвард Мунк в молодости
В 1889 году он вновь подал заявку на стипендию для поездки в Париж и, не в последнюю очередь благодаря поддержке Эрика Вереншелля, получил ее. Летом Мунк едет с семьей на съемную дачу в маленьком городе Осгорстранне. Осгорстранн станет его излюбленным местом, и через некоторое время он приобретет здесь собственный дом.
Осенью он едет в Париж, куда прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Здесь он начал посещать уроки Леона Бонна, среди студентов которого было много скандинавов. Бонна высоко оценивал способности Эдварда к рисованию, но не одобрял его вольного обращения с цветом. В свободное время Мунк активно ходил на выставки и в музеи, в том числе на экскурсии, посвященные классическому искусству, которые Бонна устраивал для своих студентов. Мунк экспериментирует с различными стилями, многие картины этого периода отмечены влиянием импрессионизма и пуантилизма.
В декабре из Норвегии приходит известие — умер после инсульта отец. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились — Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжелый удар. Письмо пришло слишком поздно, и Эдвард не успел даже на похороны. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестает посещать уроки Бонна, рвет связи с друзьями. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь — результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают». В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода — «Ночь в Сен-Клу» — в ее главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца.
В мае 1890 года Мунк прибывает домой, в Христианию, где проходит выставка его работ — отзывы критиков были, как обычно, смешанными, но в целом более приветливыми, чем прежде. В конце года он снова едет во Францию, но вместо Парижа, где стоит промозглая погода, опасная для его слабых легких, проводит зиму в Ницце. В апреле он заезжает в Париж и посещает Салон Независимых — здесь он, должно быть, видел картины Ван Гога и Гогена, художников, которыми он позднее открыто восхищался.
В этот период окончательно оформляется фирменный «экспрессионистский» стиль Мунка — выразительные линии, упрощенные формы, символичные сюжеты. Вернувшись в Норвегию, он пишет картину «Меланхолия», в которой уже не чувствуется никаких импрессионистских влияний. В течение года появляются на свет первые полотна из будущего цикла «Фриз жизни» — в их числе «Настроение на закате», картина, из которой позднее вырастет «Крик».
В 1892 году в Христиании проходит персональная выставка Мунка, которая неожиданно приводит в восхищение Адельстена Нормана, художника-пейзажиста, имевшего репутацию консерватора. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал — консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников — привел к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона. Мунк, к этому времени привыкший стойко сносить насмешки и ругань со стороны критиков, отнесся к ситуации с нескрываемой иронией.
Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда».
Мунк курсирует между Берлином, Парижем и родной Христианией. В конце 1892 — начале 1893 года у него окончательно оформляется идея «фриза» — серии картин на «вечные» темы любви и смерти. Первым таким «фризом» становится небольшая берлинская выставка под названием «Любовь», на которой был впервые представлен «Крик». Картины с этой выставки позднее войдут в более масштабный «Фриз жизни» — «поэму о любви, жизни и смерти», над которой Мунк работал все 1890-е.
Картина «Крик»
Самая известная работа Мунка — картина «Крик». Существует четыре ее экземпляра, написанных между 1893 и 1910 годами.
Есть несколько вариаций этой работы: две выполнены маслом, одна — пастелью и еще одна в технике литографии. На полотне изображен реально существующий мост, находящийся неподалеку от Осло. Данное место не назвать приятным: там находилась бойня, а рядом с ней — дом для душевно больных, где некоторое время находилась на содержании сестра художника. Мост, изображенный на полотне, был излюбленным местом самоубийц. В центре картины изображена кричащая в муках и отчаянии человекоподобная фигура, на фоне кроваво-красного неба, на заднем фоне виднеется крайне обобщенный пейзаж. Создается крайне давящее впечатление от картины, которое усугубляется кроваво-красным закатом над фьордом. В тот год, когда было написано полотно, небо над Норвегией приобрело столь нехарактерный цвет из-за вулканического пепла, произошло извержение Кракатау.
«Крик» — это сильная боль, отчаяние, собственное бессилие, и очень глубокие чувства, которые люди, как правило, просто не могут передать словами. Таким способом Эдвард Мунк смог перефразировать всю тяжесть человеческого бытия, ангедонии и меланхолии в своем гнетущем и будоражащем образе. Центральная фигура, каждым человеком воспринимается сугубо индивидуально, кто-то видит в ней мумию, кто-то эмбрион новорожденного, инопланетянина, а кто-то даже скелет. На полотне, она закрывает уши руками, как будто пытаясь избавиться от невыносимого и громкого звука. Сам Мунк писал: «Это был крик природы, а также оглушающего пространства вокруг него».
Человек агонизирует из-за раздающегося вокруг него, как выражался сам художник, «крика природы». Мунк описывал свое озарение: «Я шел по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».
Волнообразные линии пейзажа, напоминают эхо, они повторяют закругленные контуры головы фигуры и широко раскрытого рта — создается впечатление, что звук одновременно издается повсюду, со всех сторон.
Первоначально картина называлась «Отчаяние». Охваченный ужасом человек с этой картины стал одним из самых узнаваемых образов в искусстве. В частных руках остается только один вариант картины (1895). Он был продан 2 мая 2012 года на аукционе Sotheby’s за 119,9 миллиона долларов. На тот момент это было самое дорогое произведение искусства, когда-либо проданное на открытом аукционе.
Картина Эдварда Мунка Крик
В 1896 году во время путешествия в Париж он встречается с Гогеном, Эмилем Бернаром, Морисом Дени и поэтами-символистами, в частности с Малларме. В это время Мунк обращается к офорту, гравюре на дереве, литографии.
В 1902 году «Фриз жизни» впервые был выставлен в таком виде, каким его задумал художник, в галерее Берлинского Сецессиона. Мунк писал о «симфоническом эффекте», который производила выставка. Здесь художник обзаводится новыми покровителями — Альбертом Коллманом и Максом Линде, которые будут поддерживать его на протяжении долгих лет. Пресса, наконец, начинает мало-помалу принимать его и его работы, берлинские критики хорошо отзываются о выставке.
Его искусство сплошь состоит из символов и аллегорий, излюбленные темы — любовь и навязчивая мысль о смерти, и Мишель Хог справедливо отмечает в своем предисловии к каталогу выставки 1974 года: «Как и многие его современники, Мунк убежден, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстраненностью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена, историческими грезами Гюстава Моро или Беклина».
В начале 1900-х годов из-за неудач в личной жизни Мунк пережил несколько нервных срывов, вступал под странными предлогами в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми.
Личная жизнь Эдварда Мунка
В 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов — невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Милли имела репутацию кокетки и не принимала ухаживаний юноши всерьез, тогда как Эдвард, неопытный в любовных делах, относился к их роману со всей серьезностью, не говоря уж о том, что связь с замужней женщиной означала для него, происходившего из глубоко религиозной семьи, нарушение строжайшего табу. Мунк не написал ни одного портрета Милли, и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят ее образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет».
Милли Таулов
В 1892 году в Берлине он знакомится с Станиславом Пшибышевским и его будущей женой — Дагни Юль. Последняя стала для Мунка музой и любовницей.
Дагни Юль
У него был бурный роман с актрисой Национального театра Осло Ингсе Вибе.
Ингсе Вибе
В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Поначалу их отношения были очень теплыми, но со временем страстность и навязчивость Туллы стали утомлять и отпугивать Мунка. В 1902 году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Спустя несколько дней между Мунком и Туллой произошел загадочный инцидент, в результате которого художник прострелил себе руку — по одной из версий, Тулла пригрозила ему самоубийством, и он попытался вырвать у нее револьвер.
По другой версии Тулла разыграла жестокий спектакль. Она надела на себя саван, установила в центре своей комнаты гроб и легла в него. По всей видимости, Мунк, зайдя в помещение, должен был понять, чего потерял, и броситься к ней с мольбами о прощении. Но реакция была обратной: Мунк остолбенел от ужаса. Тогда Тулла выскочила из гроба, размахивая пистолетом. Эдвард попытался прекратить безумную комедию, бросился на вооруженную любовницу. Раздался выстрел в результате которого художник остался без пальца на левой руке и в полном душевном смятении. После этого он на полгода уехал в клинику для душевнобольных.
Художник был госпитализирован, и на этом их отношения с Туллой завершились, но его психическое благополучие было сильно подорвано.
Тулла Ларсен
Изматывающий роман с Туллой, их бесконечные разрывы и воссоединения, ее попытки суицида и, наконец, инцидент с револьвером дурно сказались на психическом состоянии Мунка: им овладели мысли о кознях, которые строят против него враги, он стал не в меру вспыльчив и подозрителен.
В 1903 году у него завязался роман с виолончелисткой Эвангелиной Маддок, выступавшей под итальянизированным псевдонимом Эва Мудоччи, но их отношения омрачало все более болезненное поведение Мунка. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях.
Эва Мудоччи
Болезнь и смерть Эдварда Мунка
В 1908 году Эдварда Мунка поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством. Всего он провел там более полугода. За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора Якобсона.
Начиная с конца 1900-x годов стиль художника изменяется в сторону более резкой и грубой манеры. Поздние картины написаны широкими мазками и изобилуют яркими контрастными цветами. Сюжеты становятся более мирными и обыденными, новые картины изображают рабочих, крестьян, жизнь на природе. Одной из самых крупных работ этого периода становится цикл монументальных полотен, украшающих концертный зал Университета Осло (переданы университету в 1916 году).
Одно время ближайшим другом Мунка был известный норвежский скульптор Густав Вигеланд. Но друзья рассорились после того, как Вигеланд получил крупный заказ от муниципалитета, в результате которого возник знаменитый Парк скульптур Вигеланда.
В 1916 году Мунк приобрел располагавшуюся близ столицы виллу Экелю, где прожил всю оставшуюся жизнь. Прилегавшие к вилле обширные земельные владения позволили ему заняться сельским хозяйством, которое стало его увлечением в поздние годы: при помощи работников он выращивал фрукты и овощи, разводил домашнюю птицу.
В 1918 году художник слег с «испанкой», унесшей в те месяцы жизни миллионов человек, но благополучно выздоровел, несмотря на свойственную ему хрупкость здоровья. В 1919 году он написал «Автопортрет после испанки».
Творчество Мунка оказало значительное влияние на развитие искусства XX века, особенно на такие направления, как экспрессионизм и фовизм.
В 1930 году у художника произошло кровоизлияние в стекловидное тело правого глаза, из-за которого он почти полностью прекратил писать, в то же время он рисовал эскизы с отражением последствий этого кровоизлияния в виде искаженных форм.
В 1940 году Норвегия была оккупирована нацистской Германией. Хотя поначалу нацисты превозносили Мунка как «истинно нордического» художника, поздне́е его заклеймили как представителя «дегенеративного искусства». Последние годы художник жил в тревоге, ожидая возможной конфискации своих работ из собственного дома.
Эдвард Мунк умер 23 января 1944 года.
Эдвард Мунк на смертном одре
Согласно завещанию Мунка, после его смерти все его работы, хранившиеся у него дома, должны были быть переданы городу. Коллекция, включавшая в себя несколько тысяч живописных полотен, рисунков, гравюр и рукописей, составила основу для собрания будущего Музея Мунка, открывшегося в 1963 году. До того, как в 2015 году наследие Мунка перешло в общественное достояние, Музей Мунка выступал как официальный правообладатель в вопросах, связанных с коммерческим использованием его картин.
Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Принадлежавшая художнику рыбацкая хижина в Осгорстранне, где он подолгу жил и работал, сейчас функционирует как дом-музей, вся обстановка которого осталась нетронутой со времен его жизни.
Работы Мунка неоднократно входили в число самых дорогих проданных картин. В 2006 году его гравюра «Двое (Одинокие)» ушла с аукциона за 8.1 млн норвежских крон (1.27 млн долларов США) и стала самой дорогой гравюрой, проданной в Норвегии. В 2013 году одна из версий картины «Крик» была продана на аукционе за $119.9 млн, став самым дорогим на тот момент произведением искусства. Портрет Эдварда Мунка изображен на банкноте в 1000 норвежских крон. В 2013 году в честь стопятидесятилетия со дня рождения Мунка Почта Норвегии выпустила серию марок с репродукциями его работ.
Похищения картин Эдварда Мунка
Картины Мунка неоднократно становились мишенями для злоумышленников. В 1994 году из Национальной галереи был похищен «Крик», но спустя несколько месяцев его удалось вернуть обратно. Как выяснилось, в 1988 году один из преступников уже был приговорен к тюремному заключению за участие в похищении картины «Вампир», которую также вскоре обнаружили и вернули в музей.
22 августа 2004 года двое вооруженных преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». В мае 2006 года трое обвиняемых в краже были приговорены к тюремным срокам, а в августе полиции удалось обнаружить работы. За время нахождения в руках похитителей оба полотна получили повреждения: на них присутствовали царапины и следы от влаги, холсты были надорваны. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщали в музее.
В декабре 2018 года из музея Стенерсена в Осло было похищено 6 работ художника. Среди них: «Смерть Марата», «Омега плачет», «Плачущая девушка у кровати», «Портрет фру Р» и другие.