Notice: Функция _load_textdomain_just_in_time вызвана неправильно. Загрузка перевода для домена cyr2lat была запущена слишком рано. Обычно это индикатор того, что какой-то код в плагине или теме запускается слишком рано. Переводы должны загружаться при выполнении действия init или позже. Дополнительную информацию можно найти на странице «Отладка в WordPress». (Это сообщение было добавлено в версии 6.7.0.) in /home/biojizn/web/biojizn.ru/public_html/wp-includes/functions.php on line 6114
Элина Быстрицкая - биография, личная жизнь, фото

Элина Быстрицкая

18 октября 2021

Элина Быстрицкая

Элина Авраамовна Быстрицкая. Родилась 4 апреля 1928 года в Киеве — умерла 26 апреля 2019 года в Москве. Советская и российская актриса театра и кино, педагог, певица. Народная артистка СССР (1978).

Элина Быстрицкая родилась 4 апреля 1928 года в Киеве в семье медицинских работников.

Отец — Быстрицкий Авраам Петрович (род. 1901), врач-инфекционист похоронен в Вильнюсе.

Мать — Быстрицкая Эсфирь Исааковна, работала в больнице поваром.

У нее есть младшая сестра — Быстрицкая Софья Авраамовна, живёт за рубежом.

Относительно истории своего имени рассказывала: «Мама была очень интеллигентная и много читала. И у Кнута Гамсуна она вычитала имя Элина. Оно было с двумя «л». Дома меня звали Линой, Элей».

В детстве жила с родителями на Украине. Перед самой войной отец получил новое назначение — на Черниговщину, в Нежин.

Во время войны эвакуировались в Астрахань, где училась на курсах медсестёр, работала во фронтовом передвижном эвакогоспитале в Сталино (ныне Донецк) санитаркой. Уже в зрелом возрасте, в 1970-е, Элина Авраамовна была сильно оскорблена, когда в отделе кадров Малого театра от нее потребовали доказательств, что была на фронте. Она подняла военные архивы, дошла до Министерства обороны СССР и предоставила документы, согласно которым ей засчитали ей 1,5 года фронтового стажа.

После войны, в 1945-м, поступила в Нежинскую акушерско-фельдшерскую школу (ныне Нежинский медицинский колледж), которую закончила в 1947 году.

Однако вскоре поняла, что медиком быть не может: «Уже когда заканчивала медицинский техникум, понимала, что не буду работать врачом. Потому что однажды во время практики в мирное время была свидетельницей того, как ни с того ни с сего человек умер. Я в войну видела много смертей, страшных, жестких, но вот так, чтобы перепутали лекарство и в момент человек захрипел и умер, — не представляла себе! Потом я должна была принять 15 родов для получения диплома. В последнюю ночь моего дежурства было четверо родов, и все патологические, с отклонениями. Можете себе представить: я пришла домой седая! И поняла, что это — не моя профессия!», — делилась актриса.

В конце 1940-х начала заниматься в художественной самодеятельности, участвовала в в массовке Нежинского театра. Под давлением отца в 1947 году поступила на филологический факультет в Нежинский государственный педагогический институт имени Н. В. Гоголя. Однако через год оставила учёбу и поступила на актёрский факультет в Киевский институт театрального искусства им. И. К. Карпенко-Карого (ныне Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого) на курс Л. А. Олейника, который окончила в 1953 году.

Время учебы было омрачено несколькими неприятными ситуациями. Сначала она дала пощечину неудачно пошутившему над ней однокурснику — ее собирались исключить из комсомола. «Если вы меня исключите, ищите меня в Днепре», — ответила она.

Второй раз из комсомола хотели выгнать в момент кампании по борьбе с космополитами. Однако и тогда она не собиралась сдаваться: «Хоть режьте меня на куски, комсомольский билет не отдам. Я фронтовичка! Меня там приняли в комсомол, не у вас!», — заявила Элина. При этом сокурсники устроили Быстрицкой обструкцию — с ней никто не хотел садиться рядом на занятиях, не общался. Ее спас художественный руководитель курса, симпатизировавший своей ученице — он пригрозил, что проблемы будут у всех, кто притесняет Быстрицкую. Постепенно ситуация разрешилась, однако, как признавала Быстрицкая, осадок от нее остался на всю жизнь.

Элина Быстрицкая 2

В 1953-1956 годах — актриса Вильнюсского русского драматическом театре, в 1956-1958 — Московского драматического театра им. А. С. Пушкина. Сыграла в спектаклях: 1953 — «Таня» А. Н. Арбузова — Таня; 1953 — «Порт-Артур» И. Ф. Попова и А. Н. Степанова — Варя; 1954 — «Годы странствий» А. Н. Арбузова — Ольга; «Повесть о настоящем человеке» по Б. Н. Полевому — Клавдия; «Аленький цветочек» по С. Т. Аксакову — Алёнушка.

Элина Быстрицкая 4

С 1958 года — в труппе Малого театра (Москва). Дебютом в театре была роль леди Уиндермиер в спектакле «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда (1959). Затем, в 1965 году сыграла в той же пьесе миссис Эрлин.

Наиболее известные роли Быстрицкой в Малом театре:

1959 — «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда — Леди Уиндермиер;
1960 — «Осенние зори» В. И. Блинова — Наталья;
1960 — «Карточный домик» О. Н. Стукалова — Нина;
1961 — «Почему улыбались звёзды» А. Е. Корнейчука — Клеопатра Гавриловна;
1961 — «Крылья» А. Е. Корнейчука — Катерина Ремез;
1961 — «Весенний гром» Д. И. Зорина — Паранька;
1962 — «Маскарад» М. Ю. Лермонтова — баронесса Штраль;
1963 — «Палата» С. И. Алёшина — Ксения Ивановна;
1964 — «Дачники» М. Горький — Юлия Филипповна;
1964 — «Главная роль» С. И. Алёшина — Мария Ивановна Мартынова;
1965 — «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда — Миссис Эрлин;
1965 — «Герой Фатерланда» Л. Кручковского — Эльза;
1966 — «Волки и овцы» А. Н. Островского — Глафира;
1966 — «Иванов» А. П. Чехова — Анна Петровна;
1966 — «Стакан воды» Э. Скриба — Герцогиня Мальборо;
1968 — «Старик» М. Горького — Софья Марковна;
1970 — «Признание» С. А. Дангулова — Анастасия;
1971 — «Каменный хозяин» Л. Украинки — Донна Анна;
1972 — «Бешеные деньги» А. Н. Островского — Лидия;
1972 — «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана — Паула Клотильда Клаузен;
1973 — «Касатка» А. Н. Толстого — Маша;
1977 — «Любовь Яровая» К. А. Тренёва. Режиссёр: П. Н. Фоменко — Павла Петровна Панова;
1981 — «Выбор» по Ю. В. Бондареву — Мария;
1981 — «Фома Гордеев» по М. Горькому — Пелагея;
1981 — «Без вины виноватые» А. Н. Островского — Кручинина и Отрадина;
1989 — «Долгий день уходит в ночь» Ю. О’Нила — Мэри;
1992 — «Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому — Москалёва;
2000 — «Горе от ума» А. С. Грибоедов — Хлёстова;
2002 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — Турусина;
2007 — «Любовный круг» по пьесе «Круг» С. Моэма — Леди Кити Чемпион-Ченей.

В 1998 году работала в Московском драматическом театре им. М. Ермоловой, была задействована в пьесе «Перекрёсток» («Варшавская мелодия-98») Л. Г. Зорина (роль — Она).

Элина Быстрицкая 3

В кино начала сниматься с 1950 года. Дебютной стала роль Лены Алексеенко в фильме «В мирные дни».

А первую известность и признание актриса получила после воплощения образа Елизаветы Максимовны в картине «Неоконченная повесть» (1955). За эту роль по опросу читателей газеты «Советская культура» она была названа лучшей актрисой 1955 года.

Элина Быстрицкая в фильме «Неоконченная повесть»

Элина Быстрицкая Неоконченная повесть

Благодаря блестяще сыгранной роли в «Неоконченной повести» Быстрицкую включили в состав советской делегации, посетившей Францию. Именно находясь в Париже она узнала, что режиссер Сергей Герасимов ищет исполнителей для картины «Тихий Дон».

Она тут же всё бросила и досрочно вернулась в СССР — ей очень хотелось попасть в этот фильм. Она сама позвонила Герасимову и попросила о встрече. В тот момент в качестве кандидатуры на роль Аксиньи режиссер рассматривал Нонну Мордюкову.

Стоит отметить, что сняться в роли Аксиньи Быстрицкой в некоторой степени помогли обстоятельства: уже бывший в летах Сергей Герасимов сватался к молоденькой актрисе Нонне Мордюковой, но получил отказ. Больше того, его с позором и оскорблениями («старый развратник» и т.п.) выставила за дверь мать Мордюковой.

Поэтому режиссер начал рассматривать другие кандидатуры, в т.ч. и Быстрицкой. Окончательно она была утверждена на роль Аксиньи самим Михаилом Шолоховым — автором романа «Тихий Дон». «Конечно, Аксинья — это она!», — сказал писатель, указав на Быстрицкую во время просмотров.

К слову, Шолохов вог время съемок подшутил над актрисой, сказав, что женщина, с которой он списал Аксинью, живет поблизости. Быстрицкая пыталась ее разыскать и была очень разочарована, когда через несколько лет Шолохов признался: «я тогда пошутил…».

Ради съемок в фильме Элине пришлось набрать вес (как она рассказывала, благодаря ежедневному поеданию огромного количества сметаны), кроме того, огрубить свои руки — чтобы они стали похожи на руки женщины, которая постоянно тяжело работает на хуторе (она стирала, готовила, носила тяжести и т.д.). Как вспоминала актриса, не было жертв, на которые бы она не пошла ради роли Аксиньи.

Фильм был принят зрителями с огромным успехом. Все исполнители главных ролей стали поистине звездами советского экрана.

Элина Быстрицкая в фильме «Тихий Дон»

Элина Быстрицкая Тихий Дон

Впоследствии актриса сыграла роли в ряде других фильмов, имевших успех, — Лёли («Добровольцы», 1958), Мария-Пандора (Барбары) Монтези («Русский сувенир», 1960), Ксении Румянцевой («Всё остаётся людям», 1963), Юлии Филипповны Сусловой («Дачники», 1966) и других.

Элина Быстрицкая в фильме «Добровольцы»

Элина Быстрицкая Добровольцы

Элина Быстрицкая в фильме «Русский сувенир»

Элина Быстрицкая Русский сувенир

После замужества в конце 60-х перестала сниматься в кино. Вернулась на экран только после развода с мужем. Сыграла несколько ролей в картинаха начала 1990-х, а затем и начала 2000-х.

С 1978 года занималась педагогической деятельностью в Высшем театральном училище им. М. С. Щепкина (профессор), преподавала на кафедре актёрского мастерства в ГИТИСе имени А. В. Луначарского (ныне Российский университет театрального искусства — ГИТИС).

Выступала в концертах, в том числе сольных, где поёт романсы, русские народные песни, песни военных лет.

С 2010 года сотрудничала с Государственным академическим русским народным ансамблем «Россия» им. Л. Зыкиной.

Написала книгу «Встречи под звездой надежды».

Элина Быстрицкая 5

Была членом КПСС с 1970 года.

С 1980 года, в течение 17 лет возглавляла Федерацию художественной гимнастики СССР, военно-патриотическую комиссию Всероссийского театрального общества (ныне Союз театральных деятелей Российской Федерации), была участником Антисионистского комитета советской общественности (АКСО), почётным президентом Федерации бильярда, членом Совета по культуре при Президенте РФ, ныне — учредитель и президент Благотворительного фонда поддержки культуры и искусства, профессор и академик нескольких академий.

Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России. Вице-президент Международного фонда охраны здоровья матери и ребёнка, один из лидеров политического движения «Стабильная Россия».

21 февраля 2014 года, вместе с В. Лановым, Т. Миансаровой, И. Кобзоном и космонавтом А. Волковым, подписала призыв к Президенту Украины В. Януковичу «применить всю власть и силу, которая есть в Ваших руках, чтобы навести порядок в стране».

11 марта 2014 года подписала обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики Президента РФ В. Путина на Украине и в Крыму.

По мнению актрисы, современной России нужна своя идеология, как это было во времена СССР: «Я считаю, что ничего дурного в той идеологии не было. Наоборот, вижу там много основательного! Каждый чувствовал себя частью большого и очень важного созидательного процесса. Делать что-то нужное для своих соотечественников — это всегда в России было главенствующим общественным позывом. Советская идеология воспитывала в нас с самого юного возраста чувство преданности и давала примеры, которым хотелось следовать. Я имею в виду героев не литературных, а настоящих — эти люди во время войны отдавали жизнь ради победы. Тогда совершали настоящие подвиги, ничего не требуя взамен. Это наша национальная черта», — указывала Быстрицкая.

В последние годы актриса тяжело болела. Неоднократно госпитализировалась из-за болей в груди (медики поставили диагноз атеросклеротическая болезнь сердца). Элина Быстрицкая умерла 26 апреля 2019 года в Москве. Актриса скончалась в больнице в реанимации.

29 апреля в московском Малом театре прошла церемония прощания с Элиной Быстрицкой. Актриса похоронена на Новодевичьем кладбище.

Элина Быстрицкая. Железная леди

Рост Элины Быстрицкой: 165 сантиметров.

Личная жизнь Элины Быстрицкой:

Первой любовью актрисы был известный советский актер Кирилл Лавров. Она встретила его, когда приехала учиться в Киев — Лавров тогда играл на сцене театра имени Леси Украинки. Они собирались пожениться, когда Элина окончит институт. Мать Кирилла Лаврова даже ездила в Вильнюс, где тогда работали родители Быстрицкой, чтобы познакомиться с будущей родней. Было решено, что свадьба состоится летом 1953-го года. Однако весной Элина и Кирилл расстались — актер увлекся актрисой Валентиной Николаевой.

В конце 1960-х Быстрицкая вышла замуж за Николая Кузьминского. Он был старше ее почти на 20 лет. Кузьминский был известным ловеласом, его называли «мужем актрис», потому что до этого он был женат сначала на балерине, а затем на актрисе Театра Вахтангова.

Кузьминский руководил отделом переводов в Министерстве внешней торговли СССР, регулярно ездил в заграничные командировки — благодаря этому Быстрицкая всегда имела стильные и модные заграничные наряды, вызывавшие зависть у коллег.

Они прожили вместе 27 лет, после чего актриса подала на развод, обвинив мужа (которому тогда было под 80) в многочисленных изменах.

Детей у актрисы нет. Как объяснили врачи — это следствие тяжелых нагрузок во время войны, когда ей приходилось таскать носилки с ранеными.

Николай Иванович Кузьминский умер через несколько лет после их расставания. Актриса настолько была обижена на бывшего супруга, что даже не захотела прийти на его похороны.

Быстрицкая с тех пор живет одна.

Очень любит собак. «Собаки не предают, как, к сожалению, предают некоторые люди», — говорит она.

Фильмография Элины Быстрицкой:

1950 — В мирные дни — Лена Алексеенко
1951 — Тарас Шевченко — эпизод
1954 — «Богатырь» идёт в Марто — Женя Сергеева, радистка
1955 — Неоконченная повесть — Елизавета Максимовна
1958 — Тихий Дон — Аксинья
1958 — Добровольцы — Лёля
1960 — Русский сувенир — Мария-Пандора (Барбара) Монтези
1963 — Всё остаётся людям — Ксения Румянцева
1964 — Негасимое пламя — Глаша
1966 — Дачники — Суслова Юлия Филипповна
1967 — Николай Бауман — Андреева
1990 — Московский полицейский Каминский — Ивановна
1991 — Семь дней после убийства — Кира Александровна
1992 — Прощальные гастроли — пассажирка поезда
1993 — Бравые парни — Надежда, жена Чередниченко
2002 — Бабий Яр — Элеонора
2004 — Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко — княгиня Ольгa
2005 — Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой — княгиня Ольгa
2006 — Возвращение Мухтара — Алина Станиславовна

Телеспектакли Элины Быстрицкой:

1973 — Волки и овцы — Глафира
1974 — Дом Островского — Глафира
1974 — Старик — Софья Марковна
1976 — Признание — Анастасия
1978 — Бешеные деньги — Лидия
1983 — Фома Гордеев — Пелагея
1985 — Без вины виноватые — Кручинина
2002 — Горе от ума — Хлёстова
2008 — Любовный круг — леди Китти Чемпион-Ченей
2008 — На всякого мудреца довольно простоты — Софья Игнатьевна Турусина