Эмилия Давыдовна Мильтон (Мильтон-Краснопольская). Родилась 15 мая 1902 года в Умани Киевской губернии — умерла 12 февраля 1978 года в Москве. Советская актриса театра и кино. Заслуженная артистка РСФСР (1960).
Эмилия Мильтон родилась 15 мая 1902 года в Умани Киевской губернии.
По происхождению была немкой.
Отец был провизором и бактериологом. Мать — домохозяйка.
В 1909 году семья Мильтон переехала в Одессу, где Эмилия поступила в казенную гимназию (окончила в 1919 году).
С весны 1918 года начала учиться в драматической школе при театральной студии Губнаробраза под руководством А.И. Адашева, окончила в 1920 году.
Вместе с выпуском школы участвовала в создании в Одессе театра «Массодрам» («Мастерская социальной драматургии»), на сцене которого сыграла Доримену в «Мещанине во дворянстве», Арлекин в «Турандот», Луизу в «Пире во время чумы».
В 1921 году была приглашена в Одесский театр «Красный факел», где прослужила до 1933 года. Гастролировала с театром по городам Белоруссии, Украины, Урала, Татарской республики, Донбасса, в Ленинграде (1931) и один сезон 1932-1933 годов на площадках Кузнецкстроя и Новосибирска.
Эмилия Мильтон в молодости имела толпы поклонников и шумный успех в знаменитом пролетарском театре «Красный факел», который исколесил чуть ли не всю страну. Актриса большого темперамента, острого внешнего рисунка, она играла роли молодых героинь — её лучшей работой тех лет называют Диану в «Собаке на сене». Но уже тогда ей неплохо удавались и характерные роли, как, например, миссис Филдинг в «Сверчке на печи» Диккенса. Интересно, что эту же роль Эмилия Давыдовна сыграет 50 лет спустя в радиоверсии диккенсовского произведения и соберет восторженную прессу. В 1920-е годы, режиссёры с удовольствием подмечали способность молодой актрисы быстро и точно схватывать и решать сценические задачи. Ответственную роль она могла приготовить в 2-3 дня. Так Мильтон ввелась в знаменитую «Саломею» на роль Иродиады. Об этом спектакле много писали критики и мастера сцены, а фотография Эмилии Мильтон в этом образе украшает многие книги по истории театра.
Эффектная, стройная женщина, она буквально электризовала публику страстной мелодекламацией на революционную тематику, а мгновение спустя, наравне со статистами, с удовольствием изображала за кулисами завывание ветра. Эмилии Мильтон были подвластны самые разные краски — и лирика, и юмор, и глубочайший трагизм.
В 1933 году была приглашена в Саратовский театр имени Карла Маркса, затем, в 1934 году, в Харьковский русский драматический театр, где работала до 1938 года. В 1938 году переехала в Киев и стала актрисой Киевского русского драматического театра имени Леси Украинки.
В 1941 году работала над ролью баронессы Штраль в «Маскараде», но эта работа была прервана войной. 5 июля 1941 года эвакуировалась с театром в Казахстан, но, ввиду того, что он еще не был собран в полном составе, уехала служить в Харьковский русский драматический театр, который находился тогда в Улан-Удэ. Вместе с этим театром гастролировала в Иркутске, Владивостоке и Хабаровске, а в 1944 году вернулась на Украину, в Харьков.
В 1945 году художественным руководителем Московского центрального театра транспорта (с 1959 года — Театр имени Гоголя) Николаем Петровым была приглашена работать в этот театр, где служила до конца жизни и на сцене которого сыграла много интересных ролей. Лишь однажды, на два сезона 1955-1957 годов, актриса уходила работать в Московский драматический театр.
Театральные работы Эмилии Мильтон:
- Иродиада — «Саломея»;
- Диана — «Собака на сене»;
- Королева Елизавета — «Мария Стюарт»;
- Дунька и Панова — «Любовь Яровая»;
- Анна Андреевна — «Ревизор»;
- Огудалова — «Бесприданница»;
- Виолетта — «Испанский священник»;
- Хилкрист — «Мертвая хватка»;
- Бубнова — «Униженные и оскорбленные»;
- Варвара — «Страшный суд»;
- Асунта — «Неаполь — город миллионеров».
Эмилия Мильтон в кино
Впервые снялась в кино в 1926 году в фильме «Подозрительный багаж». Спустя десять лет сыграла вдову Дуглас в картине «Том Сойер».
Эмилия Мильтон в фильме «Том Сойер»
В 1972-м сыграла главную роль — Антонину Валерьяновну Прахову — в детективе «Следствие ведут Знатоки» («Шантаж», Дело №6). По сюжету арестован работник антикварного магазина, занимающийся спекуляцией золотыми вещами. При обыске у него находят весы, после экспертизы которых становится ясно, что обвиняемый занимался также скупкой золотого песка. Следствие должно установить поставщика.
Эмилия Мильтон в фильме «Следствие ведут Знатоки»
Самой известной работой Эмилии Мильтон на экране является фрау Заурих в фильме «Семнадцать мгновений весны» режиссера Татьяны Лиозновой.
Эмилия Мильтон в фильме «Семнадцать мгновений весны»
Эмилия Мильтон в фильме «Семнадцать мгновений весны»
Также стоит отметить ее работы в лентах «Костёр бессмертия» (Елизавета), «Внимание, черепаха!» (пожилая актриса), «Кортик» (Подволоцкая), «Северная рапсодия» (Жоржетта Афанасьевна), «Театр неизвестного актера» (Федорова), «Легенда о Тиле» (Стивениха), «Доброта» (Павла Васильевна).
Эмилия Мильтон в фильме «Костёр бессмертия»
Эмилия Мильтон в фильме «Легенда о Тиле»
В последние годы часто болела, но все равно играла в театре и продолжала сниматься в кино. Несмотря на плохое самочувствие, она вышла на сцену театра и у неё случился инфаркт. Карета «скорой помощи» увезла Мильтон в больницу, где она и умерла 12 февраля 1978 года. Похоронена на Введенском (Немецком) кладбище рядом с мужем (25 уч.).
Личная жизнь Эмилии Мильтон:
Муж — Алексей Сергеевич Краснопольский (7 (20) июня 1904 — 25 октября 1967), советский актёр театра и кино. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Вышла за него замуж, работая в Саратовском театре имени Карла Маркса.
Алексей Краснопольский — муж Эмилии Мильтон
Фильмография Эмилии Мильтон:
1926 — Подозрительный багаж — Новская
1936 — Том Сойер — вдова Дуглас
1939, 1946 — Большая жизнь — Лида Иванова, жена Никифора Степановича (нет в титрах)
1939 — Щорс — буржуа (нет в титрах)
1941 — Богдан Хмельницкий — Потоцкая (нет в титрах)
1955 — Костёр бессмертия — Елизавета, королева Англии
1956 — Как Джанни попал в ад (фильм-спектакль) — Цита
1958 — Шли солдаты… — актриса (нет в титрах)
1965 — Рано утром — Серафима Александровна, заведующая детсадом
1966 — Берегись автомобиля — дама в комиссионке (нет в титрах)
1969 — Внимание, черепаха! — пожилая актриса, жена Антона Павловича
1970 — Салют, Мария! — женщина, прятавшая дочь в дровах (нет в титрах)
1972 — Следствие ведут Знатоки. Шантаж | Дело N6 — Антонина Валерьяновна Прахова
1973 — Семнадцать мгновений весны — фрау Заурих
1973 — Кортик — Подволоцкая, бабушка Лели Подволоцкой, вдова профессора морской академии
1974 — Совесть — соседка Кудрявцева, «капитанша» из 14-ой квартиры
1974 — Скворец и Лира (Skřivánek a Lyra) — гадалка
1974 — Северная рапсодия — Жоржетта Афанасьевна
1975 — Потрясающий Берендеев — учительница эстетики
1975 — Бегство мистера Мак-Кинли — монахиня на пресс-конференции (нет в титрах)
1976 — Театр неизвестного актера — Федорова
1976 — Пока арба не перевернулась (фильм-спектакль) — Кесария
1976 — Марк Твен против… — тётушка Уиллер
1976 — Легенда о Тиле — Стивениха, хозяйка трактира
1977 — Доброта — Павла Васильевна, учительница математики
Озвучивание Эмилии Мильтон:
1974 — Волшебник Изумрудного города (анимационный) — злая волшебница Генгема