Мария Александровна Александрова. Родилась 20 июля 1978 года в Москве. Российская артистка балета, актриса. Прима-балерина Большого театра (2013-2017). Народная артистка РФ (2009).
Мария Александрова родилась 20 июля 1978 года в Москве.
С ранних лет занималась танцами в детском ансамбле «Калинка».
В 1988 году поступила в Московскую академию хореографии, где училась в одном классе с Ниной Капцовой. В младших классах её педагогом по классическому танцу была Людмила Коленченко, в средних — Лариса Добржан, в старших — ректор академии Софья Головкина.
В 1995 году Мария Александрова участвовала в конкурсе Евровидение для молодых танцоров и стала его финалисткой.
На выпускном концерте участвовала в Гран па из балета «Пахита», также танцевала Гран па на музыку Обера с артистом Большого театра Николаем Цискаридзе, партнёрство с которым сложилось у неё ещё в школе. После выпуска была оставлена в академии ещё на один год стажёркой.
В июне 1997 года участвовала в Московском конкурсе артистов балета, где получила I премию и золотую медаль в категории «солистки». На завершительном гала-концерте танцевала Гран па Обера вместе с Николаем Цискаридзе, также получившим I премию конкурса.
С 1997 года — в труппе Большого театра. Позже стала примой-балериной Большого театра. Манеру танца Марии Александровой высоко оценивала Майя Плисецкая.
Мария Александрова в молодости
Партии Марии Александровой в Большом театре:
- 1997 — Царица бала — «Фантазия на тему Казановы» на музыку В. А. Моцарта, хореография М. Л. Лавровского;
- 1997 — Гран па (1-я вариация) — «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа и А. Горского в редакции Ю. Григоровича;
- 1997 — Мирта — «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа в редакции В. Васильева (позднее — в редакции Ю. Григоровича);
- 1997 — Фрейлины — «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича;
- 1998 — Уличная танцовщица — «Дон Кихот» Л. Минкуса;
- 1998 — Фея Смелости — «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича;
- 1998 — «Сны о Японии» на музыку Л. Ето, Н. Ямагучи и А. Тоша, хореография А. Ратманского;
- 1999 — Три вариации в картине «Тени» — «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича;
- 1999 — Три дриады — «Дон Кихот» Л. Минкуса;
- 1999 — Солистка — III часть «Симфонии до мажор», музыка Ж. Бизе, хореография Дж. Баланчина;
- 1999 — Мазурка — «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина;
- 1999 — Кобылицы — «Конёк-горбунок» Р. Щедрина, хореография Н. Андросова;
- 2000 — Императрица — «Русский Гамлет» на музыку Л. ван Бетховена и Г. Малера, хореография Б. Эйфмана;
- 2000 — Китри — «Дон Кихот», хореография М. Петипа и А. Горского в редакции А. Фадеечева;
- 2000 — Рамзея, вариация Конго — «Дочь фараона» Ц. Пуни, хореография П. Лакотта;
- 2000 — Гамзатти — «Баядерка»;
- 2001 — Одиннадцатый вальс — «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина;
- 2001 — Сверстница принца, Испанская невеста — «Лебединое озеро» П. Чайковского, вторая редакция Ю. Григоровича (была в числе первых исполнителей);
- 2002 — Эгина — «Спартак» А. Хачатуряна, хореография Ю. Григоровича;
- 2002 — Сильфида — «Сильфида» Г. Левенскольда, хореография А. Бурнонвиля в редакции Э. М. фон Розен;
- 2003 — Классическая танцовщица — «Светлый ручей» Д. Шостаковича, хореография А. Ратманского;
- 2003 — Клеманс — «Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича;
- 2003 — Эсмеральда — «Собор Парижской Богоматери» М. Жарра, хореография Р. Пети;
- 2003 — Мехмене Бану — «Легенда о любви» А. Меликова, хореография Ю. Григоровича;
- 2003 — Аспиччия — «Дочь фараона» Ц. Пуни, хореография П. Лакотта;
- 2003 — Джульетта — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, постановка Д. Доннеллана и Р. Поклитару;
- 2004 — Фея Сирени — «Спящая красавица» М. Петипа в редакции Ю. Григоровича;
- 2004 — Па де де на музыку Чайковского, хореография Д. Баланчина;
- 2004 — Леа — «Леа» на музыку Л. Бернстайна, хореография А. Ратманского;
- 2004 — Гермия — «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона-Бартольди и Д. Лигети, хореография Д. Ноймайера;
- 2005 — Мельничиха — «Треуголка» М. де Фальи, хореография Л. Мясина;
- 2005 — Одетта-Одиллия — «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, редакция Ю. Григоровича;
- 2005 — Солистка — «Игра в карты» И. Стравинского, хореография А. Ратманского;
- 2005 — Раймонда — «Раймонда» М. Петипа в редакции Ю. Григоровича;
- 2006 — Кармен — «Кармен-сюита» Ж. Бизе — Р. Щедрина, хореография А. Алонсо;
- 2007 — Солистка — Misericordes на музыку А. Пярта, хореография К. Уилдона;
- 2007 — Солистка — «В комнате наверху» Ф. Гласса, хореография Т. Тарп;
- 2007 — Медора — «Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа, редакция А. Ратманского и Ю. Бурлаки;
- 2007 — Солистка — «Класс-концерт» на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича, хореография А. Мессерера;
- 2007 — Ученица — «Урок» Ж. Делерю, хореография Ф. Флиндта;
- 2008 — Жанна — «Пламя Парижа» Б. Асафьева, хореография А. Ратманского с использованием фрагментов спектакля В. Вайнонена;
- 2008 — Вариация, Пахита — Большое классическое па из балета «Пахита», хореография М. Петипа в редакции Ю. Бурлаки;
- 2009 — Сванильда — «Коппелия» Л. Делиба, хореография М. Петипа и Э. Чекетти в редакции С. Вихарева;
- 2009 — Никия — «Баядерка»;
- 2009 — Эсмеральда — «Эсмеральда» Ц. Пуни, постановка Ю. Бурлаки и В. Медведева по М. Петипа и А. Вагановой;
- 2010 — Графиня — «Пиковая дама» на музыку П. Чайковского, хореография Р. Пети;
- 2010 — Принцесса Аврора — «Спящая красавица» М. Петипа в редакции Ю. Григоровича;
- 2012 — Дуэт — Dream of Dream на музыку С. Рахманинова, хореография Й. Эло;
- 2012 — Главная Мочалка — «Мойдодыр» Е. Подгайца, хореография Ю. Смекалова;
- 2013 — Плита, вальс, пылесосы — «Квартира» на музыку Fleshquartet, постановка М. Эка;
- 2014 — Катарина — «Укрощение строптивой» на музыку Д. Шостаковича, хореография Ж.- К. Майо.
В 2004 году была удостоена Премии «Золотая маска» за лучшую роль в балете — за исполнение партии Классической танцовщицы в балете «Светлый ручей» Д. Шостаковича (хореография А. Ратманского).
В декабре 2016 года в Московском Губернском театре под руководством Сергея Безрукова состоялась премьера необычного пластического спектакля «Калигула», где вместе с драматическими актерами и балеринами Большого театра были заняты слабослышащие артисты. Постановка была основана на сюжете одноименной пьесы Альбера Камю, а также исторических материалах и сюжетах художественных произведений других авторов. Режиссер-хореографом выступил Сергей Землянский. Основой стиля wordless, в котором работает режиссёр, стало создание художественного образа не только с помощью пластики тела и ярких музыкальных акцентов, но и использованием танцевальных элементов. Поэтому совершенно естественно, что Землянский пригласил в работу солисток Большого театра — приму-балерину Марию Александрову и балерину Марию Богданович. В спектакле также заняты Катерина Шпица, Равшана Куркова, Станислав Бондаренко, Илья Малаков, Всеволод Болдин, Вера Шпак и другие актёры.
Мария Александрова о работе в спектакле «Калигула» говорила: «Я откликнулась на это предложение, прежде всего, потому что это Сергей Землянский, с которым я уже успела поработать, сыграв в его бессловесном «Ревизоре» в театре им. Ермоловой. Мне интересно с ним работать, я люблю его сочинения. Кроме того, играть в спектаклях драматического театра — это новый важный опыт для профессии. Профессия одна, но ходы разные. В балете у нас чистое пространство, а в драме мы учимся вписываться в декорации. Владение сценическим пространством — это тоже расширение границ профессии. Общение с артистами с ограниченными возможностями мне кажется очень позитивным. Мы учимся слышать и понимать друг друга, расширяем границы нашего понимания. Мне кажется, что это так важно в нашем непростом мире, в наше непростое время».
2 февраля 2017 года Мария Александрова уволилась из Большого театра по собственному желанию. «Это личное решение балерины. И руководство театра, и руководство балета неоднократно встречались с ней, предлагая продолжить работу в ГАБТе. Тем не менее Мария Александрова не пересмотрела свое решение», — говорили в театре. Сама Александрова пояснила «Я приняла для себя решение, что переворачиваю эту страницу. Место артиста на сцене, все остальное это лирика, иллюзия и пустая, разрушающая душу нервотрепка».
Далее стала работать в Большом по контракту.
В декабре 2019 года Мария Александрова вместе с Владиславом Лантратовым провела встречу с поклонниками в Центральной балетной школе, где поделилась своими мыслями о профессии и балетными историями.
Рост Марии Александровой: 162 сантиметра.
Личная жизнь Марии Александровой:
Замужем. Супруга зовут Сергей, он художник. Жизнь своей семьи Мария от глаз публики скрывает.
Фильмография Марии Александровой:
2015 — Большой Вавилон (Bolshoi Babylon) (документальный)
Награды и звания Марии Александровой:
1997 — I премия Международного конкурса артистов балета в Москве;
1999 — приз журнала «Балет» «Душа танца» (номинация «Восходящая звезда»);
2004 — премия «Золотая маска» за лучшую роль в балете (за исполнение партии Классической танцовщицы в балете «Светлый ручей»);
2005 — Заслуженная артистка России;
2009 — Народная артистка России