Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская, польск. Matylda Maria Krzesińska). Родилась 19 [31] августа 1872 года в Лигово (под Петербургом) — умерла 6 декабря 1971 года в Париже. Русская балерина, прима-балерина Мариинского театра, заслуженная артистка Его Величества Императорских театров, педагог. Любовница Николая II.
Матильда Кшесинская родилась 19 [31] августа 1872 года в Лигово (под Петербургом) в семье артистов балета Мариинского театра.
Она дочь российского поляка Феликса Кшесинского (1823—1905) и Юлии Доминской (вдовы балетного танцовщика Леде, от первого брака у неё было пять детей).
Ее сестра — балерина Юлия Кшесинская («Кшесинская 1-я», в замужестве Зедделер, муж — Зедделер, Александр Логгинович).
Брат — Иосиф Кшесинский (1868—1942), танцовщик, балетмейстер, умер в период блокады Ленинграда.
Согласно семейной легенде, прадед Матильды еще в молодости потерял состояние, графский титул и благородную фамилию Красинский: бежав во Францию от убийц, нанятых злодеем-дядей, мечтавшим завладеть титулом и богатством, утратив бумаги, удостоверявшие его имя, бывший граф пошел в актеры – и стал впоследствии одной из звезд польской оперы.
В семье Матильду звали Малечкой.
В 8 лет поступила в балетное училище приходящей ученицей.
В 1890 году окончила Императорское театральное училище, где её педагогами были Лев Иванов, Христиан Иогансон и Екатерина Вазем. После окончания школы была принята в балетную труппу Мариинского театра, где поначалу танцевала как Кшесинская 2-я — Кшесинской 1-й официально именовалась её старшая сестра Юлия.
Танцевала на императорской сцене с 1890 по 1917 год.
В начале своей карьеры испытала сильное влияние искусства Вирджинии Цукки. «У меня было даже сомнение в правильности выбранной мной карьеры. Не знаю, к чему это привело бы, если бы появление на нашей сцене Цукки сразу не изменило бы моего настроения, открыв мне смысл и значение нашего искусства», — писала она в своих воспоминаниях.
Танцевала в балетах Мариуса Петипа и Льва Иванова: фея Драже в «Щелкунчике», Пахита в одноимённом балете, Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Никия в «Баядерке».
После отъезда в Италию Карлотты Брианца к ней перешла роль принцессы Авроры в балете «Спящая красавица». 18 ноября 1892 года, в день 50-го представления балета, балерина записала в своём дневнике: «Приехал в театр Чайковский, и его попросили на сцену (и даже я его провела на сцену), чтобы поднести ему венок».
В 1896 году получила статус прима-балерины императорских театров — очевидно, благодаря своим связям при дворе, так как главный балетмейстер Петипа не поддерживал её выдвижение на самый верх балетной иерархии.
Чтобы дополнить мягкую пластику и выразительные руки, свойственные русской балетной школе, отчётливой и виртуозной техникой ног, которой в совершенстве владела итальянская школа, начиная с 1898 года брала частные уроки у знаменитого педагога Энрико Чеккетти.
Первая среди русских танцовщиц исполнила на сцене 32 фуэте подряд — трюк, которым до этого русскую публику удивляли только итальянки, в частности, Эмма Бессон и Пьерина Леньяни. Неудивительно, что, возвращая в репертуар свои популярные балеты, Мариус Петипа при их возобновлении зачастую видоизменял хореографический текст главных партий в расчёте на физические способности балерины и её сильную технику.
Хотя имя Кшесинской часто занимало первые строчки афиш, её имя не связано с постановками великих балетов из списка классического балетного наследия.
Специально для неё было поставлено лишь несколько спектаклей, и все они не оставили особого следа в истории русского балета. В «Пробуждении Флоры», показанном в 1894 году в Петергофе специально по случаю бракосочетания великой княгини Ксении Александровны и великого князя Александра Михайловича, и затем оставшемся в репертуаре театра, ей была отведена главная партия богини Флоры. Для бенефиса балерины в Эрмитажном театре в 1900 году Мариусом Петипа были поставлены «Арлекинада» и «Времена года».
В том же году балетмейстер возобновил специально для неё «Баядерку», исчезнувшую со сцены после ухода Вазем. Также Кшесинская была главной исполнительницей в двух провальных постановках — балете «Дочь Микадо» Льва Иванова и последней работе Петипа «Волшебное зеркало», где балетмейстер поставил для неё и Сергея Легата великолепный pas d’action, в котором окружение прима-балерины и премьера составляли такие солисты, как Анна Павлова, Юлия Седова, Михаил Фокин и Михаил Обухов.
Участвовала в летних спектаклях Красносельского театра, где, например, в 1900 году танцевала полонез с Ольгой Преображенской, Александром Ширяевым и другими артистами и классическое pas de deux Льва Иванова с Николаем Легатом. Творческой индивидуальности Кшесинской была свойственна глубокая драматическая проработка ролей (Аспиччия, Эсмеральда).
Будучи академической балериной, она тем не менее участвовала в постановках хореографа-новатора Михаила Фокина «Эвника» (1907), «Бабочки» (1912), «Эрос» (1915).
В 1904 году Кшесинская уволилась из театра по собственному желанию, и после полагающегося прощального бенефиса с ней был заключён контракт на разовые выступления — сначала с оплатой по 500 руб. за каждое выступление, с 1909 года — по 750.
Кшесинская всячески противодействовала приглашению в труппу иностранных балерин, интриговала против Леньяни, которая, тем не менее, протанцевала в театре 8 лет, до 1901 года. При ней стала сходить на нет практика приглашения знаменитых гастролёрш. Балерина славилась умением устраивать карьеру и отстаивать свои позиции.
Некоторым образом именно она послужила причиной ухода из театра князя Волконского: отказавшись восстанавливать для Кшесинской старинный балет «Катарина, дочь разбойника», он был вынужден подать в отставку с поста директора Императорских театров. Согласно воспоминаниям самой балерины, видимым поводом к конфликту послужили фижмы костюма для русского танца из балета «Камарго».
Во время германской войны, когда войска Российской империи сильно страдали от нехватки снарядов, верховный главнокомандующий великий князь Николай Николаевич утверждал, что бессилен что-либо сделать с артиллерийским ведомством, так как Матильда Кшесинская влияет на артиллерийские дела и участвует в распределении заказов между различными фирмами.
Летом 1917 навсегда уехала из Петрограда, первоначально в Кисловодск, а в 1919 в Новороссийск, откуда вместе с сыном отплыла за границу.
13 июля 1917 года Матильда с сыном покинула Петербург, прибыв в Кисловодск на поезде 16 июля. Андрей с матерью великой княгиней Марией Павловной и братом Борисом занимал отдельный дом.
В начале 1918 года до Кисловодска «докатилась волна большевизма» — «до этого времени мы все жили сравнительно мирно и тихо, хотя и раньше бывали обыски и грабежи под всякими предлогами», пишет она. В Кисловодске Владимир поступил в местную гимназию и с успехом закончил её.
После революции с матерью и братом Борисом жил в Кисловодске (туда же приехала Кшесинская с сыном Вовой). 7 августа 1918 года братья были арестованы и перевезены в Пятигорск, но через день отпущены под домашний арест. 13 числа Борис, Андрей и его адъютант полковник Кубе бежали в горы, в Кабарду, где и скрывались до 23 сентября.
Кшесинская в итоге оказалась с сыном, семьей сестры и балериной Зинаидой Рашевской (будущей женой Бориса Владимировича) и другими беженцами, которых было около сотни, в Баталпашинской (с 2 до 19 октября), откуда караван под охраной двинулся в Анапу, где решила обосноваться ехавшая под конвоем великая княгиня Мария Павловна.
В Туапсе все сели на пароход «Тайфун», который доставил всех в Анапу. Там Вова заболел испанкой, но его выходили.
В мае 1919 года все вернулись в Кисловодск, который посчитали освобожденным, где оставались до конца 1919 года, отбыв оттуда после тревожных новостей в Новороссийск. Беженцы ехали на поезде из 2-х вагонов, причем великая княгиня Мария Павловна ехала в вагоне 1-го класса со своими знакомыми и окружениями, а Кшесинская с сыном — в вагоне 3-го класса.
В Новороссийске прожили 6 недель прямо в вагонах, причем кругом свирепствовал сыпной тиф. 19 февраля (3 марта) года отплыли на пароходе «Семирамида» итальянского «Триестино-Ллойд». В Константинополе они получили французские визы.
12 (25) марта 1920 года семья прибыла в Кап-д’Ай, где 48-летней к тому моменту Кшесинской принадлежала вилла.
В 1929 году открыла собственную балетную студию в Париже. Среди учениц Кшесинской была «бэби-балерина» Татьяна Рябушинская. Во время уроков Кшесинская была тактична, она никогда не повышала голоса на своих учеников.
Старший брат Матильды Феликсовны Иосиф Кшесинский остался в России (танцевал в Кировском театре) и умер во время блокады Ленинграда в 1942 году.
В эмиграции при участии своего супруга написала мемуары, первоначально изданные в 1960 году в Париже на французском языке. Первое российское издание на русском языке осуществилось лишь в 1992 году.
Матильда Феликсовна прожила долгую жизнь и скончалась 5 декабря 1971 года за несколько месяцев до своего столетия.
Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем в одной могиле с мужем и сыном. На памятнике эпитафия: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская».
Матильда Кшесинская. Загадки жизни
Рост Матильды Кшесинской: 153 сантиметра.
Личная жизнь Матильды Кшесинской:
В 1892—1894 годах была любовницей цесаревича Николая Александровича — будущего Николая II.
Их первая встреча состоялась 23 марта 1890 года во время выпускного экзамена.
Все произошло при одобрении членов царской семьи, начиная от императора Александра III, организовавшего это знакомство и заканчивая императрицей Марией Федоровной, которая все же хотела, чтобы ее сын стал мужчиной.
После экзамена был ужин, взаимный флирт двух молодых людей и спустя годы запись в мемуарах Кшесинской: «Когда я прощалась с Наследником, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения друг к другу».
Для Матильды юный цесаревич Николай Александрович был просто Ники.
Николай II в молодости
Отношения с цесаревичем прекратились после помолвки Николая II с Алисой Гессенской в апреле 1894 года. По собственному признанию Кшесинской, она тяжело пережила этот разрыв.
Позже была любовницей великих князей Сергея Михайловича и Андрея Владимировича.
Великий князь настолько боготворил свою возлюбленную, что прощал ей все — даже бурный роман с другим Романовым — молодым великим князем Андреем Владимировичем. Вскоре после переворота, когда Сергей Михайлович вернулся из Ставки и был освобожден от занимаемой им должности, он предложил Кшесинской брак. Но, как пишет она в мемуарах, она ответила отказом из-за Андрея.
18 июня 1902 года в Стрельне родился сын Владимир, которого в семье звали «Вова». Он получил по Высочайшему указу от 15 октября 1911 года фамилию «Красинский» (по семейному преданию, Кшесиньские происходили от графов Красинских), отчество «Сергеевич» и потомственное дворянство.
Матильда Кшесинская. Балет и власть
В 1917 году Кшесинская, лишившись дачи и знаменитого особняка, скиталась по чужим квартирам. Она решила отправиться к Андрею Владимировичу, который находился в Кисловодске. «Я, конечно, рассчитывала осенью вернуться из Кисловодска в Петербург, когда, как я надеялась, освободят мой дом», — наивно считала она.
«В моей душе боролись чувство радости снова увидеть Андрея и чувство угрызения совести, что оставляю Сергея одного в столице, где он был в постоянной опасности. Кроме того, мне было тяжело увозить от него Вову, в котором он души не чаял», — вспоминала балерина.
В 1918 году великий князь Сергей Михайлович был, в числе других Романовых, казнен большевиками в Алапаевске. Романовых сталкивали на дно заброшенной шахты, обрекая на медленную мучительную смерть. Когда после прихода белогвардейцев тела подняли на поверхность, оказалось, что Сергей Михайлович сжимал в руке медальон с портретом Матильды.
Матильда Кшесинская с сыном Владимиром
17 (30) января 1921 года в Каннах в Архангело-Михайловской церкви вступила в морганатический брак с великим князем Андреем Владимировичем, который усыновил её сына (тот стал Владимиром Андреевичем).
В 1925 году перешла из католицизма в православие с именем Мария.
30 ноября 1926 года Кирилл Владимирович присвоил ей и её потомству титул и фамилию князей Красинских, а 28 июля 1935 года — светлейших князей Романовских-Красинских.
Матильда Кшесинская в старости
Репертуар Матильды Кшесинской:
1892 — принцесса Аврора, «Спящая красавица» Мариуса Петипа
1894 — Флора*, «Пробуждение Флоры» Мариуса Петипа и Льва Иванова
1896 — Млада, «Млада» на музыку Минкуса
1896 — богиня Венера, «Астрономическое pas» из балета «Синяя борода»
1896 — Лиза, «Тщетная предосторожность» Мариуса Петипа и Льва Иванова
1897 — богиня Фетида, «Фетида и Пелей» Мариуса Петипа
1897 — королева Низия, «Царь Кандавл» Мариуса Петипа
1897 — Готару-Гиме*, «Дочь Микадо» Льва Иванова
1898 — Аспиччия, «Дочь фараона» Мариуса Петипа
1899 — Эсмеральда «Эсмеральда» Жюля Перро в новой редакции Мариуса Петипа
1900 — Колос, царица лета*, «Времена года» Мариуса Петипа
1900 — Коломбина*, «Арлекинада» Мариуса Петипа
1900 — Никия, «Баядерка» Мариуса Петипа
1901 — Риголетта*, «Риголетта, парижская модистка» Энрико Чекетти
1903 — Принцесса*, «Волшебное зеркало» Мариуса Петипа
1907 — Эвника*, «Эвника» Михаила Фокина
1915 — Девушка*, «Эрос» Михаила Фокина
* — первая исполнительница партии.
Библиография Матильды Кшесинской:
1960 — Matilda Kshessinskaya. Dancing in Petersburg
1960 — S.A.S. la Princesse Romanovsky-Krassinsky. Souvenirs de la Kschessinska : Prima ballerina du Théâtre impérial de Saint-Pétersbourg (Reliure inconnue)
1992 — Воспоминания