Михаил Викторович Ардов (Ольшевский). Родился 21 октября 1937 года в Москве. Советский и русский писатель, сценарист, публицист, мемуарист. До 1993 года был священником Русской православной церкви, служил в Ярославской и Московской епархиях. Клирик неканонической Российской православной автономной церкви, протоиерей, настоятель московского храма св. Царственных мучеников и Новомучеников и Исповедников Российских на Головинском кладбище, благочинный Московского благочиния РПАЦ.
Михаил Ардов родился 21 октября 1937 года в Москве.
Отец — Виктор Ефимович Ардов (настоящая фамилия — Зигберман; 1900-1976), русский советский писатель, сатирик, драматург, сценарист, публицист, карикатурист.
Мать — Нина Антоновна Ольшевская (1908-1991), советская театральная актриса.
Младший брат — Борис Викторович Ардов (1940-2004), советский и российский актер театра и кино, режиссер и художник-постановщик мультипликационных фильмов, педагог, кандидат искусствоведения.
Брат по матери — Алексей Владимирович Баталов (1928-2017), советский и российский актер театра и кино, кинорежиссер, сценарист, педагог, Народный артист СССР.
Племянница — Анна Борисовна Ардова, актриса театра и кино.
Михаил Ардов и Алексей Баталов в детстве
С началом войны в 1941 году вместе с матерью и братьями был в эвакуации в Бугульме, где ходил в местный детский сад. В 1944 году они вернулись в Москву, в том же году он пошел в школу.
В столице семья жила в квартире на Большой Ордынке, 17. Там всегда было много гостей. Среди них были эстрадные артисты, писатели, поэты, в т.ч. у них бывали Борис Пастернак, Александр Солженицын, Иосиф Бродский. Родители дружили с певицей Лидией Руслановой и поэтессой Анной Ахматовой.
В 1960 году окончил факультет журналистики МГУ. Был профессиональным литератором.
Писал сценарии к фильмам. В частности, вместе с Алексеем Баталовым написал сценарий (как Михаил Ольшевский) к фильму-сказке «Три толстяка» по мотивам одноименной сказки Юрия Олеши.
В 1964 году принял крещение. С 1967 года иподиакон в Скорбященском храме на Ордынке. В 1980 году в Вербное воскресенье был рукоположён во диакона в Ярославле в храме во имя святителя Иннокентия, митрополита Московского.
На Пасху 1980 года рукоположён во священника митрополитом Иоанном (Вендландом). Служил в деревенских приходах Ярославской и Московской епархий.
Михаил Ардов, Борис Ардов и Алексей Баталов
Летом 1993 года вышел из юрисдикции Московского патриархата и перешёл в Русскую зарубежную церковь, став клириком Суздальской епархии, возглавляемой Валентином (Русанцовым). Вместе с Валентином (Русанцовым) ушёл в раскол, и с 1995 году являлся клириком административно-канонически независимой от РПЦЗ Российской православной свободной церкви (в 1998 году переименована в Российскую православную автономную церковь).
Обвинял Московскую патриархию и зарубежную РПЦ в работе на КГБ.
«Мы живём в последние христианские времена. Мир с очень большой скоростью скатывается к апокалипсису. Московская патриархия не только потому является лжецерковью, что она основана безбожником Сталиным и его бандитами-подручными, но и потому, что она относится к так называемому мировому православию, то есть связана с модернистами, экуменистами, со всеми теми, кто в конце концов составит религию Антихриста. В мире сейчас больше нет православных патриархов, все они по большей части «новостильники», в их числе находится и московский патриарх со всем своим синодом и своими епископами. Это уже пародия на церковь, это не церковь», — говорил Ардов.
В 1990-е годы выступал против строительства храма Христа Спасителя в Москве, дав затем себе обет никогда не входить в этот храм. В дальнейшем он неоднократно публично шутил на эту тему, называя его «храм Лужка-строителя», а также опубликовал свою шутку, что «первый храм на этом месте строил архитектор Тон, а второй храм построил архитектор Моветон».
В сентябре 2006 года вызвал критику в адрес РПАЦ со стороны заместителя председателя ОВЦС протоиерея Всеволода Чаплина.
Выступал против Олимпийских игр и любых спортивных соревнований, заявлял о недопустимости занятий физической культурой и спортом для христиан. «Каноны Православной Церкви запрещают нам посещать любые зрелища, даже такие, казалось бы, невинные, как конно-спортивные соревнования. И по этой причине настоящий христианин не может быть ни «фанатом», ни «болельщиком». Но мало того — истинный сын Церкви не может заниматься ни физкультурой, ни тем паче спортом, ибо все подобные упражнения являются, выражаясь языком церковным, «попечением о плоти», а от этого нас предостерегает первоверховный Апостол Павел (Послание к Римлянам 13:14)», — заявлял он.
«Без церкви нельзя спастись. Надо следить за тем, чтобы принадлежать к истинной церкви. Если человек ищет истину, то он найдёт себе истинную церковь. А если христианство ему нужно для чего-то другого — для душевного спокойствия, для расслабления или ещё для каких низменных целей, то он не будет искать истинную церковь, а удовлетворится тем, что встретится на его пути, например, какой-нибудь красивый храм, псевдодуховный батюшка», — указывал Михаил Ардов.
Михаил Ардов неоднократно негативно высказывался о многих поэтах и живописцах.
Будучи сторонником объединения «истинно-православных церквей», причащает у себя представителей всех «осколков» РПЦЗ, ушедших из нее.
Ведет колонку воспоминаний об известных личностях в газете «Метро».
Михаил Ардов
Сценарии Михаила Ардова:
1963 — Фитиль (короткометражный)
1966 — Три толстяка
1972 — Игрок (Hráč)
Библиография Михаила Ардова:
1995 — Мелочи архи…, прото… и просто иерейской жизни
1998 — Возвращение на Ордынку. Воспоминания, публицистика
2000 — Вокруг Ордынки
2001 — Легендарная Ордынка. Портреты
2004 — Монография о графомане. Воспоминания
2006 — Всё к лучшему…
2006 — Узелки на память
2007 — Прописные истины
2008 — Великая душа. Воспоминания о Дмитрии Шостаковиче
2009 — Заметки кладбищенского попа
2013 — Исподтишка меняются портреты