Михаил Константинович Калатозов (урожденный Калатозишвили). Родился 15 (28) декабря 1903 года в Тифлисе — умер 26 марта 1973 года в Москве. Советский кинорежиссер, кинооператор, сценарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1959). Народный артист Грузинской ССР (1965). Народный артист СССР (1969). Лауреат Сталинской премии второй степени (1951). Единственный советский режиссер, фильм которого «Летят журавли» был удостоен «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля.
Михаил Калатозишвили родился 15 (28 по новому стилю) декабря 1903 года в Тифлисе (ныне Тбилиси) в семье агронома.
Калатозишвили были потомками древнего рода князей Амиреджеби. Один его дядя был генералом царской армии, другой — одним из основателей Тбилисского университета. Их дом часто посещали представители грузинской интеллигенции, писатели и ученые, Михаил рос в атмосфере творчества.
Учился в техническом училище. С 14-ти лет начал работать — рабочим, водителем. После поступил на рабфак.
С 1923 года работал в тресте АО «Госкинпром Грузии», позже ставшей Тбилисской киностудией, перепробовал разные кинематографические профессии — был монтажером, ассистентом оператора, оператором, режиссером.
В 1925 году был оператором, а также снялся в качестве актера в фильме «Дело Тариэла Мклавадзе» И.Н. Перестиани. В фильмах «Гюлли» и «Цыганская кровь» выступал соавтором и оператором.
В 1928 году дебютировал как кинорежиссер, поставив совместно с Нино Гогоберидзе ленту «Их царство» («18 — 28»), впоследствии признанную одной из лучших документально-хроникальных картин студии в первые годы ее существования. Начал снимать картину о жизни сванов «Слепая», но кинематографисты-лефовцы ее раскритиковали за формализм, и Калатозов перемонтировал ленту в художественно-документальный фильм «Соль Сванетии». Черно-белая графика горных пейзажей Верхней Сванетии, экспрессия в построении кадра и в смене планов, романтичность режиссерской манеры сделали «Соль Сванетии» заметным явлением советского кинематографа своего времени.
Следующая его лента «Гвоздь в сапоге» была названа «политически вредной» и запрещена.
В 1933-1934 годах режиссер был аспирантом ленинградского отделения Государственной Академии искусствознания.
В 1934-1938 годах работал директором Тбилисской киностудии.
В 1939 году поставил на киностудии «Ленфильм» фильм о летчиках «Мужество».
В том же году 1939 году вступил в ВКП(б).
В 1941 году на экраны вышел его фильм «Валерий Чкалов» — биографический фильм о летчике-испытателе Валерии Чкалове, который осуществил свой дерзкий пролет под Троицким мостом в Ленинграде. В ленте патетически воспевалась отвага советских героев-летчиков.
В начале Великой Отечественной войны совместно с Сергеем Герасимовым поставил военную драму «Непобедимые» — о несгибаемой силе духа рабочих Ленинградского завода имени С.М. Кирова в период блокады Ленинграда. Съемки были начаты еще в Ленинграде во время блокады, в которой оказались режиссеры, а завершены в 1942 году в эвакуации в Алма-Ате.
В 1943-1945 годах Калатозов был полномочным представителем Комитета по делам кинематографии в США. Эта должность подразумевала пропаганду советского кино, отбор американских фильмов для советского проката и установление деловых контактов. Там же Калатозов познакомился с работой голливудских студий, изучил механизмы работы дубляжа и рекламы; впечатления о поездке он позднее описал в книге «Лицо Голливуда».
В 1945-1948 годах был начальником Главного управления по производству художественных фильмов Комитета по делам кинематографии при Совнаркоме СССР (с 1946 года министерства кинематографии СССР). В 1946 году возглавил делегацию советских кинематографистов на 1-м Каннском кинофестивале.
В 1946-1948 годах был также заместителем министра кинематографии СССР, после чего вернулся в режиссуру.
На киностудии «Мосфильм» в 1950 году поставил политическую драму «Заговор обреченных» о сопротивлении «Плану Маршалла». За нее был удостоен Сталинской премии 2 степени и премии Мира на Кинофестивале в Карловых Варах.
В 1954 году представил кинокомедию «Верные друзья» по сценарию Александра Галича и Константина Исаева. По сюжету трое друзей (в юности — Сашка «Кошачий Барин», Борька «Чижик» и Васька «Индюк») спустя 30 лет стали уважаемыми людьми — Борис Петрович Чижов стал известным московским нейрохирургом, профессором; Александр Федорович Лапин — селекционером, доктором биологических наук, директором Экспериментального института животноводства; Василий Васильевич Нестратов — академиком архитектуры. Вспомнив когда-то данное друг другу обещание, Лапин собирает друзей, и втроем они отправляются вниз по реке на бревенчатом плоту. В этом путешествии они переживают множество приключений. Главные роли сыграли Александр Борисов, Василий Меркурьев и Борис Чирков. Фильм занял седьмое место в советском прокате — 30,9 млн зрителей.
Следующая картина — «Первый эшелон» — была посвящена освоению целины.
Наибольшую известность ему принесла военная драма 1957 года «Летят журавли» по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые». За эту работу Калатозов и оператор Сергей Урусевский получили ряд международных премий, в частности, «Золотую пальмовую ветвь» на 11-м Каннском кинофестивале (фильм «Летят журавли» остался единственным советским полнометражным фильмом, который получил главный приз Каннского кинофестиваля). Игра Татьяны Самойловой и Алексея Баталова, вдохновенный монтаж массовых сцен, необычайная подвижность камеры сделали этот фильм произведением, исполненным тонкой лирической красоты и трагедийной силы. В советском прокате фильм занял десятое место при 28,3 млн зрителей.
Кадр из фильма Михаила Калатозова «Летят журавли»
Для съемок сцены гибели Бориса Сергей Урусевский придумал и впервые сконструировал круговые операторские рельсы. Изобразительное решение фильма, ставшее классикой операторского искусства, построено на съемке с движения и использовании сверхширокоугольного объектива с фокусным расстоянием 18 мм.
Далее Калатозов и Урусевский сняли фильмы «Неотправленное письмо» (об открытии группой геологов месторождения алмазов в сибирской тайге и их трагической гибели в лесном пожаре) и «Я — Куба». Ленты отличались еще более экспериментальной операторской работой и поэтичной режиссурой. В 1990-е годы Мартин Скорсезе и Фрэнсис Форд Коппола, случайно открыв для себя фильм «Я — Куба», оказались под таким впечатлением, что способствовали его реставрации и показу на международных кинофестивалях: он вошел в число номинантов на премию «Независимый дух» за лучший иностранный фильм, а западная критика высоко оценила его художественные особенности. Впоследствии был реставрирован и фильм «Неотправленное письмо».
Документы об экспедиции Умберто Нобиле к Северному полюсу легли в основу совместного советско-итальянского фильма «Красная палатка» (основан на реальных событиях — истории спасения итальянских аэронавтов в Арктике в 1928 году), поставленного в 1969 году при участии многих мировых звезд кино. В 1972 году фильм был номинирован на «Золотой глобус» как лучший иностранный фильм на английском языке. Он стал последней режиссерской работой Калатозова.
Михаил Калатозов скончался 26 марта 1973 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (7 участок, 5 ряд).
Личная жизнь Михаила Калатозова:
Жена — Жанна Валаци, дочь итальянского консула, принявшая советское гражданство в 1929 году.
Сын — Георгий Калатозишвили (1929-1984), грузинский кинооператор, кинорежиссер, актер и сценарист.
Внук — Михаил Калатозишвили (1959-2009), грузинский и российский кинорежиссер, актер и сценарист.
Внебрачный сын — Юрий Гаккель, работал помощником оператора на киностудии «Ленфильм», утонул в 1961 году в перерывах между съемками фильма «Барьер неизвестности».
Фильмография Михаила Калатозова:
1925 — Дело Тариэла Мклавадзе — духанщик Саморе
Режиссерские работы Михаила Калатозова:
1927 — Конный завод (документальный)
1927 — Открытие электростанции Захеси (документальный)
1928 — Их царство (документальный)
1928 — Афганский Хан в Тбилиси (документальный)
1929 — МХАТ в Тбилиси (документальный)
1930 — Слепая (не был завершен)
1930 — Соль Сванетии
1932 — Гвоздь в сапоге
1935 — 15-летие Советской Грузии (документальный)
1939 — Мужество
1941 — Валерий Чкалов
1942 — Непобедимые (совместно с С. А. Герасимовым)
1943 — Киноконцерт к 25-летию Красной Армии (совместно с С. А. Герасимовым и Е. Л. Дзиганом)
1950 — Заговор обреченных
1953 — Вихри враждебные
1954 — Верные друзья
1955 — Первый эшелон
1957 — Летят журавли
1959 — Неотправленное письмо
1964 — Я — Куба
1969 — Красная палатка
Сценарии Михаила Калатозова:
1925 — Дело Тариэла Мклавадзе (совм. с Ш. Н. Дадиани)
1927 — Гюлли (совм. с Н. М. Шенгелая, Л. Ф. Пушем)
1928 — Цыганская кровь (совм. с П. С. Морским, А. А. Такайшвили)
1936-1938 — Шамиль (нереализованный сценарий)
1942 — Непобедимые (совместно с С. А. Герасимовым и М. Ю. Блейманом)
1969 — Красная палатка (совм. с Р. Болтом, Э. де Кончини, Ю. М. Нагибиным)
1977 — Кафе «Изотоп» (совм. с В. И. Соловьевым)
Работы Михаила Калатозова в кино как оператора:
1927 — Паровоз С-1000
1927 — Гюлли
1927 — Конный завод (документальный)
1927 — Открытие электростанции Захеси (документальный)
1928 — Цыганская кровь (совм. с А. В. Гальпериным)
1928 — Афганский Хан в Тбилиси (документальный)
1929 — МХАТ в Тбилиси (документальный)
1930 — Соль Сванетии (совм. с Ш. Н. Гегелашвили)
Награды и звания Михаила Калатозова:
— Заслуженный деятель искусств РСФСР (1950);
— Народный артист Грузинской ССР (1965);
— Народный артист СССР (1969);
— Сталинская премия второй степени (1951) — за фильм «Заговор обреченных» (1950);
— Орден Трудового Красного Знамени;
— Орден Красной Звезды (1944)- за успешную работу в области советской кинематографии в дни Отечественной войны и выпуск высокохудожественных кинокартин;
— Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
— Медаль «В память 800-летия Москвы»;
— МКФ в Карловых Варах (1950, Премия Мира, фильм «Заговор обреченных»);
— МКФ в Карловых Варах (1954, Главный приз «Хрустальный глобус», фильм «Верные друзья»);
— МКФ в Каннах (1958, Главный приз «Золотая пальмовая ветвь», фильм «Летят журавли»);
— МКФ в Локарно (1958, Почетный Диплом, фильм «Летят журавли»);
— МКФ в Мехико (1958, Почетный приз, фильм «Летят журавли»)