Николай Лукьянович Дупак. Родился 5 октября 1921 года в Старобешево Донецкой области. Советский и российский актер театра и кино, режиссер, театральный деятель. Заслуженный артист РСФСР (1980). Заслуженный артист Украины (2012).
Николай Дупак родился 5 октября 1921 года в Старобешево Донецкой области.
Отец — Лука Ильич Дупак, воевал в Первую мировую войну, награжден Георгиевским крестом.
Мать — Анна Артемовна Дупак.
Дед — Илья Дупак, участник русско-турецкой войны 1877-1878 годов, отличился при обороне перевала Шипка во время освобождения Болгарии.
В семье было пятеро детей — Елизавета, Сергей, Ефросинья, Григорий и Николай.
Старшая сестра Елизавета в Сорочинцах преподавала русский язык.
Старший брат Сергей работал в МТС, был секретарем комсомольской организации, воевал в ВОВ.
У отца было большое хозяйство — они имели землю, подворье со скотом и птицей, свой рыбный пруд, десяток лошадей и быков, хороший сельхозинвентарь, собственную мельницу. В конце 1920-х их раскулачили. Отец был арестован и сослан в Архангельскую область, где заготавливал лес для шахт Донбасса. Отец тайно вернулся на родину, однако на него донесли. И на север сослали уже всю семью. От болезни умерла сестра Ефросинья, которой было всего 19 лет.
Через какое-то время им позволили вернуться назад. Из Донецкой области семья решила переехать в Таганрог. При выписке документов в сельсовете Николаю специально изменили отчество — так он стал Лукьянович.
Хорошо учился в школе. Принимал активное участие в школьных и районных спектаклях и театральных постановках, выступал со стихами и монологами на городских и региональных мероприятиях, приуроченных к государственным праздникам и юбилейным торжествам.
Николай Дупак в детстве с семьей
Занимался в драмкружке при местном Дворце культуры.
Талантливого парня в 1936 году отправили в Москву, где он читал стихи перед И.В. Сталиным.
С 1935 года играл роль Дамиса в спектакле «Тартюф» по комедийной пьесе Мольера в Таганрогском драматическом театре.
В 1937 году Николай Дупак поступил в театральное училище Ростова-на-Дону, учился у Юрия Александровича Завадского. До войны успел закончить три курса. Одновременно служил в Ростовском театре драмы им. М. Горького, в котором в то время также выступали Вера Марецкая, Ростислав Плятт, Николай Мордвинов.
Дружил и жил в одной комнате с Сергеем Федоровичем Бондарчуком, будущим знаменитым актером и режиссером.
Весной 1941 года он успешно прошел кинопробы на главную роль в художественный фильм «Тарас Бульба» по одноименной повести Н.В. Гоголя режиссера Александра Довженко. Однако начавшаяся война прервала съемки.
Дупак добровольцем пошел на фронт. Участник Великой Отечественной войны с 27 июля 1941 по 23 сентября 1943 года. Участник обороны Москвы и Сталинграда. С сентября по декабрь 1941 учился в Новочеркасском кавалерийском училище (НКККУКС). Зимой 1941 года с отличием выпустился в звании лейтенанта и был направлен под Москву на Западный фронт. С 16 марта 1942 года в составе 7-го кавалерийского корпуса (Брянский фронт), позже преобразованного в 6-й гвардейский кавалерийский корпус.
Был командиром взвода разведки, потом командиром гвардейского кавалерийского эскадрона. Во время боев под ним было убито несколько лошадей.
В 1942 году вступил в ряды ВКП(б).
Награжден за боевые заслуги орденами Красного знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней и медалями.
В боях был трижды ранен (дважды тяжело) в горло, левую ногу, руку и правую ногу) и один раз контужен, терял слух и речь. Получил инвалидность и после госпиталя был комиссован из армии.
Николай Дупак в молодости
C 1943 по 1963 год был ведущим актером и режиссером театра имени К.С. Станиславского (ныне Электротеатр Станиславский). Активно занимался общественной работой в театре, был секретарем комсомольской, а потом и партийной организации театра. Исполнял обязанности руководителя театра.
Театральные работы Николая Дупака:
- 1933 — «Бородино» — молодой солдат;
- 1934 — «Чапаев» — Петька Исаев;
- 1934 — «Как закалялась сталь» — Павка Корчагин;
- 1935 — «Тартюф» — Дамис;
- 1936 — «Падь серебряная» — эпизоды, массовка;
- 1936 — «Без вины виноватые» — распорядитель бала;
- 1936 — «Продолжение следует» — Бруно;
- 1937 — «Богдан Хмельницкий» — казак;
- 1938 — «Мещане» — Пётр;
- 1938 — «Укрощение строптивой» — эпизоды, массовка;
- 1938 — «Разбойники» — эпизоды, массовка;
- 1938 — «Тигран» — молодой строитель;
- 1939 — «Отелло» — эпизоды, массовка;
- 1939 — «Фельдмаршал Кутузов» — солдат;
- 1939 — «Враги» — эпизоды, массовка;
- 1939 — «Любовь Яровая» — эпизоды, массовка;
- 1939 — «Каменный гость» — 2-ой гость;
- 1939 — «Я сын трудового народа» — эпизоды, массовка;
- 1939 — «Хозяйка гостиницы» — эпизоды, массовка;
- 1939 — «Горе от ума» — эпизоды, массовка;
- 1940 — «Дни нашей жизни» — студент;
- 1940 — «Маскарад» — эпизоды, массовка;
- 1940 — «Человек с ружьём» — солдат;
- 1940 — «Много шума из ничего» — эпизоды, массовка;
- 1940 — «Собака на сене» — эпизоды, массовка;
- 1943 — «День чудесных обманов» — Лопес;
- 1944 — «Ромео и Джульетта» — Парис;
- 1944 — «Наташа Москвина» — Костя;
- 1944 — «Большие надежды» — Ковалев;
- 1945 — «День чудесных обманов» — Фернандо;
- 1945 — «Три сестры» — Федотик;
- 1945 — «Фархад и Ширин» — Топал;
- 1945 — «Беда от нежного сердца» — Злотников;
- 1945 — «Хозяйка гостиницы» — Фабрицио;
- 1946 — «В тиши лесов» — Подколзин;
- 1946 — «Новый сад» — Драгойло;
- 1946 — «Навстречу жизни» — Иваненко;
- 1946 — «Шутники» — Гольцев;
- 1946 — «Ровно в полночь» — Фон Лауниц;
- 1946 — «Золотой мальчик» — Фрэнк;
- 1946 — «Фархад и Ширин» — Фархад;
- 1947 — «Глубокие корни» — Бретт Чарльз;
- 1948 — «С любовью не шутят» — Хуан;
- 1949 — «Три сестры» — Тузенбах;
- 1949 — «В одном купе» — Степанов;
- 1949 — «Седьмая встреча» — Олег;
- 1949 — «Туфелька Дин» — Чжао;
- 1950 — «Две судьбы» — Курбатов;
- 1950 — «Отцы и дети» — Аркадий Кирсанов;
- 1950 — «Жених и папенька» — жених;
- 1951 — «Семья Бугровых» — Хелл;
- 1951 — «Грибоедов» — Шахназаров;
- 1951 — «Юность вождя» — Давиташвили;
- 1953 — «Бесприданница» — Вожеватов;
- 1954 — «Крошка Доррит» — Артур;
- 1954 — «Любовь Ани Берёзко» — Теряев;
- 1955 — «Снежная королева» — Сказочник;
- 1956 — «Чайка» — Треплев;
- 1956 — «Домик у моря» — молодой моряк;
- 1957 — «Ученик дьявола» — Ричард Даджен;
- 1957 — «Таинственный остров» — Сайрус Смит;
- 1957 — «Женитьба Бальзаминова» — Бальзаминов;
- 1958 — «Дни Турбиных» — Николай Турбин;
- 2012 — «Вишневый сад» — Фирс.
Николай Дупак в Театре на Таганке
C 1963 до 1977 года и с 1978 по 1990 год — актер и директор Театра на Таганке (разделившегося в 1993 году на два отдельных театра: Театр на Таганке и театр Содружество актеров Таганки).
В 1963 году Дупак был назначен директором малопопулярного тогда Московского государственного театра драмы и комедии, ставшего вскоре легендарным Театром на Таганке. Именно Дупак позже придумал и утвердил новое название Московского театра драмы и комедии и эмблему театра – красный квадрат с черными словами по периметру.
Весной 1964 года он пригласил к себе в театр и принял на работу в качестве художественного руководителя тогда еще не известного Юрия Петровича Любимова, работавшего тогда преподавателем в Театральном училище имени Б. В. Щукина при Театре им. Вахтангова. Юрий Любимов дебютировал как режиссер, поставив пьесу А. Галича «Много ли человеку надо», а в 1963 году силами студентов курса А. А. Орочко поставил второй спектакль — «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольта Брехта «Добрый человек из Сычуани». Этот спектакль понравился Дупаку и он уговорил Любимова, хотя тот намеревался переехать на работу в подмосковный городок Дубна.
Николай Дупак не только умел находить людей и разглядеть талант, но и умел находить убедительные аргументы и доводы для приглашаемых им сотрудников. Вместе с Юрием Любимовым и артистами, благодаря слаженной и кропотливой работе всего коллектива театра ему удалось сделать Таганку самым популярным театром страны, получившим не только всесоюзную, но и мировую известность. Николай Лукьянович весьма талантливо и умело руководил театром, организовывал нужное строительство и ремонт, зарубежные и союзные гастроли, несмотря на многочисленные бюрократические и идеологические препоны, грамотно выстраивал репертуар. Подбирал и приглашал актеров и постановщиков, художников, выбивал им ставки и доплаты, квартиры и дачи, отпуска и путевки. Старался обеспечить сотрудников театра жильем в радиусе одного километра от места работы.
Огромной удачей и даром судьбы считает приход в театр Владимира Семеновича Высоцкого, которого принял на работу, несмотря на первоначальные возражения Юрия Любимова. На протяжении 16 лет поддерживал талантливого поэта и замечательного актера, всячески противодействуя его увольнению и предоставляя ему возможности для киносъемок и поездок на гастроли.
Это про него пел Владимир Высоцкий:
«Быть иль не быть?» мы зря не помарали.
Конечно — быть, но только начеку.
Вы помните, конструкции упали?
Но живы все, спасибо Дупаку…».
Николай Дупак и Владимир Высоцкий
Дупак и Любимов неоднократно выдвигали Владимира Высоцкого на присвоение звания Заслуженного артиста РСФСР. Однако наверху фамилию Высоцкого обычно вычеркивали первой.
Познакомившись в Киеве с молодым талантливым художником Киевского театра русской драмы имени Леси Украинки Давидом Боровским, Дупак переманил его в Москву к себе на Таганку, создал условия, выбил квартиру его семье недалеко от театра, устроил сына в художественное училище. В Таганке таланты Боровского еще более раскрылись и развились. Давид Львович Боровский-Бродский состоялся как народный художник страны, театральный художник и сценограф, удостоен множества премий и наград.
Таганке он отдал 27 лет жизни. Николай Лукьянович спроектировал и построил новое здание Таганки, ставшее в 1980-х одним из символов Москвы. В 1960-1980-х годах Театр на Таганке стал самым посещаемым театром столицы, к тому же активно гастролирующим по стране и за рубежом. Более 30 раз выезжал на зарубежные гастроли, в том числе в 13 капиталистических стран, что для того времени было очень большой редкостью.
Работая главным руководителем Театра на Таганке, Дупак Николай Лукьянович, принципиально, чтобы не использовать служебное положение отказался навсегда от ролей в спектаклях Таганки.
В 1977-1978 годах — директор Театра на Малой Бронной. Ушел на год из Театра на Таганке из-за конфликта со своим подчиненным Юрием Любимовым, всячески стремившемся стать не только худруком, но и директором театра. Но вернулся по убедительной просьбе все того же Любимова и труппы театра.
За год с небольшим — 500 дней — сумел сделать много полезного и важного для театра на Малой Бронной: построить малую сцену для Михаила Михайловича Козакова, сделать ремонт основных помещений, пригласить талантливых режиссеров, выбить дополнительные ставки, квартиры нуждающимся актерам.
Так, именно Дупак, будучи директором театра на Малой Бронной, ходатайствовал о выделении квартиры Олегу Далю, в то время как многие боялись просить за него. Однажды Даль опоздал на репетицию и его направили к Дупаку «на ковер». Актер объяснил, что живет с женой и матерью за городом и тратит два часа на дорогу. И Николай Лукьянович прошел все инстанции, чтобы Олег Даль смог получить просторную жилплощадь на Смоленском бульваре.
Актер Александр Пороховщиков говорил: «Любимов — гений! Гением быть комфортно, когда у тебя есть Дупак! Да и на Таганку привел его Дупак, — просто посмотрел «Добрый человек из Сезуана» — и нашел в себе твердость начальству сказать: «Любимов!» Мог бы сказать Фоменко, кстати… Когда он на год на Малую Бронную ушел — Таганка едва не накрылась медным тазом, — одни проваленные парижские гастроли чего стоили, после чего Любимов зачем-то Демичеву министру культуры нахамил, — испугался и написал покаянное письмо Брежневу, тот и распорядился «Любимову помочь, Дупака вернуть!» Любимова таганский народ боялся, Дупака уважал!».
Николай Дупак в кино
Сниматься начал в начале 1940-х годов. Активно стал появляться на экране со второй половины 1950-х. В основном исполнял второплановых персонажей. Диапазон его ролей весьма широк — от солдат и матросов до командующих армиями и генерал-фельдмаршала, от простых граждан до руководителей страны и регионов, от простых сотрудников милиции до комиссаров полиции.
Среди наиболее запомнившихся зрителям работ актера на экране — фильмы «Без вести пропавший» (Мирослав Дрозда), «Железный поток» (Волосатов), «Инспектор уголовного розыска» и «Будни уголовного розыска» (полковник милиции Петр Денисович Трофименко), «Бумбараш» (красноармеец Совков), «Вечный зов» (Филимонов), «Капитан Немо» (полковник Бунро), «Гарантирую жизнь» (Олешко), «Ярослав Мудрый» (Путша), «Линия жизни» (Алексей Алексеевич Хомяков), «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» (аббат Эймер), «Право любить» (Бережков).
Николай Дупак в фильме «Без вести пропавший»
Николай Дупак в фильме «Инспектор уголовного розыска»
Николай Дупак в фильме «Капитан Немо»
Николай Дупак в фильме «Линия жизни»
Много лет — в 1950-2000 годах — на общественных началах работал народным депутатом в нескольких райсоветах Москвы, в Советском фонде мира. Во время подготовки и проведения Олимпиады-80 активно работал в ее оргкомитете, отвечая за работу с иностранными делегациями в рамках культурно-развлекательных мероприятий в столице.
25 июля 1980 года, в самый разгар главного мирового спортивного форума, неожиданно умер Владимир Семенович Высоцкий и Николай Лукьянович руководил организацией и проведением похорон «Пушкина ХХ века». Выбил, подключив связи и авторитет, престижное место на Ваганьковском кладбище, организовал с коллегами прощание и проводы Высоцкого.
В 1990-м Николай Лукьянович принял решение оставить пост директора и уйти из Театра на Таганке.
В 1990-2000-е работал директором Культурного центра на Таганке, главным режиссером-консультантом Государственного учреждения культуры Московского объединения «Музеон», советником генерального директора театра зверей «Уголок Дурова» по творческим и строительным вопросам. В 1993 году, через несколько месяцев после трагического и громкого конфликта Юрия Любимова и труппы Театра на Таганке и его драматического разделения на два отдельных театра (Театр на Таганке и театр Содружество актеров Таганки) коллектив театра Содружество актеров Таганки обратился с письмом-приглашением к Николаю Лукьяновичу Дупаку с просьбой вернуться и стать директором их театра. Однако Дупак поставил условие: он примет приглашение и станет директором, если театр объединится и вновь станет единым учреждением. Театр не объединился и Дупак отказался от поста директора.
При его непосредственном участии и активном содействии на Таганке были построены культурный центр-музей В.С. Высоцкого, Дом русского зарубежья им А.И. Солженицына и другие значимые объекты, открыто несколько столичных театров, музеи Высоцкого и музеи Чехова в странах ближнего и дальнего зарубежья.
В 2001 году был Почетным гостем и членом жюри XIII Международного театрального фестиваля в Каире (Египет).
Николай Дупак много лет участвовал в общественной ветеранской работе, военно-патриотическом воспитании молодежи.
Именем Николая Дупака названа одна из малых планет.
Николай Дупак
Личная жизнь Николая Дупака:
Трижды был женат.
Первая жена — Алла Юрьевна Ванновская (1920-1966), советская и армянская актриса. Были женаты с 1939 года. Познакомились в Ростовском драмтеатре. В войну она находилась с театром в эвакуации в глубоком тылу, мужа с фронта не дождалась. Позже была первой женой Армена Джигарханяна.
Алла Ванновская — первая жена Николая Дупака
Вторая жена — Вера Васильевна Чапаева (Камишкерцева), младшая приемная дочь легендарного комдива Василия Ивановича Чапаева. С ней его познакомил старший сводный брат Веры — Александр Васильевич Чапаев. Супруга не могла иметь детей. Прожили вместе двадцать лет, после чего этот брак распался.
Третья жена — Раиса Михайловна Дупак. Они прожили вместе более сорока лет — до ее смерти в 2009 году в результате врачебной ошибки.
В 2010 году Дупак пережил еще одну трагедию. Его дочь Елена и внучка Настя трагически погибли.
Еще одна дочь Дупака, Оксана (актриса, театральный директор) с сыном Адриано живут в Москве.
Фильмография Николая Дупака:
1942 — Годы молодые — Федя
1944 — Однажды ночью — Саша Санников, младший лейтенант
1946 — В горах Югославии — адъютант Тито (нет в титрах)
1956 — Сорок первый — Андрей Чупилко
1956 — Без вести пропавший — Мирослав Дрозда, чех
1957 — Правда — Иванов
1957 — Партизанская искра — Замурин, военнопленный
1957 — Конец Чирвы-Козыря — Антон Ромашка, середняк
1959 — Мальчики — Иван Лукич, учитель физики
1959 — Его поколение — Ларин
1959 — Друзья-товарищи — Кушнир
1963 — Мамочка и два трутня (короткометражный) — Павлуша
1967 — Железный поток — Волосатов, комполка
1968 — Служили два товарища — командующий армией
1968 — Интервенция — Барбару
1968 — Жил человек — эпизод
1969 — Засада — Архипов
1970 — О друзьях-товарищах — Тарасов Олег Владимирович, заговорщик
1971 — Поезд в далекий август — Зиновьев, командир батареи
1971 — Инспектор уголовного розыска — Петр Денисович Трофименко, полковник милиции
1971 — Звездный цвет
1971 — Всего три недели… — эпизод
1971 — Бумбараш — красноармеец Совков
1972 — Тайник у Красных камней — подполковник
1972 — Доверие — Ведерников
1972 — Вера, Надежда, Любовь — Прохоров, хозяин Трехгорной мануфактуры
1973-1983 — Вечный зов — Филимонов
1973 — Последний подвиг Камо — Каретников, начальник военной академии (нет в титрах)
1973 — Высокое звание — комиссар
1973 — Будни уголовного розыска — Петр Денисович, начальник колонии, полковник
1974 — Единственная дорога (Chained Drivers / Okovani šoferi) — генерал Цильке
1975 — Стрелы Робин Гуда (Robina Huda bultas) — Мельник
1975 — Капитан Немо — полковник Бунро
1975 — Единственная — Иван Гаврилович, начальник смены на автобазе
1975 — Вы Петьку не видели? — Николай Иванович, колхозник
1976 — Самый красивый конь — руководитель секции конного спорта
1976 — Два капитана — эпизод
1976 — Волшебный круг — начальник тюрьмы
1977 — Трясина — Илья Захарович, председатель
1977 — Талант — парторг АДВИ
1977 — Гарантирую жизнь — Олешко
1978 — Я хочу вас видеть (Ich will euch sehen) — Козловский
1979 — Жизнь прекрасна (Life Is Beautiful / Vita è bella, La) — комиссар
1979 — Выгодный контракт — Виктор Алексеевич Витковский, директор института
1980 — Расследование — генерал
1980 — Жизнь моя — армия — начальник политотдела
1981 — Ярослав Мудрый — Путша
1981 — Черный треугольник — Александр Сергеевич Рычалов, председатель Московской милиции (озвучил Вячеслав Шалевич)
1981 — Линия жизни — Алексей Алексеевич Хомяков
1982 — Казнить не представляется возможным — эпизод
1982 — Баллада о доблестном рыцаре Айвенго — аббат Эймер
1984 — Твое мирное небо
1984 — Берег его жизни — журналист
1985 — Черная стрела — трактирщик
1985 — Право любить — Бережков
1985 — По зову сердца — майор, член комиссии
1985 — Корабль пришельцев — член правительства и ЦК КПСС
1985 — Господин гимназист — солдат
1987 — Дни и годы Николая Батыгина — министр
1989 — Любовь с привилегиями — председатель Совета Министров
1990 — Война на западном направлении — военврач
1996 — Ермак — эпизод (нет в титрах)
2001 — Сыщики-1 — декан
2005 — Владимир Высоцкий. 205 дней (документальный)
2009 — Человек в кадре. Инна Ульянова (документальный)
2011 — Высоцкий. Вот и сбывается все. что пророчится… (документальный)
2014 — Подъемная сила (короткометражный)
Награды и звания Николая Дупака:
— Заслуженный артист РСФСР (9 июля 1980 года) — за заслуги в области советского киноискусства;
— Заслуженный артист Украины (24 августа 2012 года) — за весомый личный вклад в укрепление международного авторитета Украины, популяризацию ее исторического наследия и современных достижений и по случаю 21-й годовщины независимости Украины;
— Орден Красного Знамени;
— Орден Отечественной войны I степени;
— Орден Отечественной войны II степени;
— Орден Дружбы народов;
— Орден «За мужество» III степени (Украина);
— Орден Петра Великого I-й степени;
— Орден Александра Невского I-й степени;
— Орден «За веру и верность»;
— Орден «За вклад в культуру»;
— Орден «Слава нации»;
— Орден «Во имя жизни на Земле»;
— Медаль «За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»;
— Медаль «Ветеран труда»;
— Медаль «За оборону Москвы»;
— Медаль «За оборону Сталинграда»;
— Медаль «За оборону Кавказа»;
— Медаль «В память 800-летия Москвы»;
— Медаль «В память 850-летия Москвы»;
— Национальная премия «Признание» (2017);
— Почетный гражданин города Валуйки (Белгородская область) (1945);
— Почетный гражданин Старобешевского района Донецкой области (1965);
— Народный артист фабрики «Красный Октябрь» (1980);
— Почетный деятель искусств города Москвы (2019);
— Премия «Общественное признание» Центрального административного округа Москвы (2020)