Нина Ильинична Дорда (27 августа 1924, Москва — 26 февраля 2016, Москва). Советская эстрадная певица, сопрано. Заслуженная артистка России (1995).
Нина Дорда родилась в 1924 году в Москве. Отец — агроном, мать работала лаборантом в Тимирязевской академии.
По воспоминаниям Нины Ильиничны, семья жила в подвале и испытывала постоянный недостаток средств. С началом войны отец был призван в РККА и в октябре 1941 года пропал без вести под Ельней.
Будущая певица рано проявила свой интерес к вокалу. В 1937 году Нина поступила в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории.
Она с мамой и сестрой долгое время жили в эвакуации в Саратове. В 1945 году семья Дорды переехала в Москву.
В 1945 году была принята в оркестр при Центральном Доме культуры железнодорожников под управлением Дмитрия Покрасса.
Дебют певицы — песня Дмитрия Покрасса «Три жениха».
С 1946 года Дорда — солистка-вокалистка Всесоюзного Гастрольно-Концертного Объединения (ВГКО). Выступала также в оркестре ресторана гостиницы «Москва», где познакомилась с пианистом Михаилом Липским, за которого впоследствии вышла замуж. М. Липский оказал немалое влияние на артистическую карьеру супруги, найдя для неё востребованный сценический образ.
В 1954 году Нина Дорда принимает предложение поступить в джаз-оркестр Эдди Рознера и, благодаря его обширной и яркой гастрольной программе, приобретает известность в стране.
По воспоминаниям певицы, она позволяла себе «экстремальные» по тем временам поступки. В частности, одной из первых москвичек села за руль собственной «Победы», чем потрясла воображение комсомольских и партийных активистов.
В 1960 году создаёт совместно с мужем новый оркестр и в течение двух десятилетий выступает в нём солисткой, продолжая много гастролировать по СССР. Одновременно является солисткой Московского мюзик-холла, с которым гастролирует в Северной и Латинской Америке, в Японии (1969—1970).
По оценке постсоветской критики, Нина Дорда проявила себя как «жанровая» певица. Выступая, она олицетворяла собой образ обаятельной современной девушки, её песни звучали искренне, задорно, лукаво, грустно, но, главное, они были о простом и близком, понятном каждому сидящему в зале, мелодии были доступны и быстро подхватывались публикой. Высокий голос приятного тембра, мягкая задушевная манера исполнения, искромётность и озорство позволили певице завоевать искреннюю любовь слушателей. Именно эти её качества вызывали нелицеприятные отзывы о певице в советской официальной прессе.
Наиболее известные песни в репертуаре Нины Дорды — «Ландыши» (Оскар Фельцман на стихи О. Фадеевой) и «Мой Вася» (О. Фельцман — Г. Ходосов), «Может быть» и «Мерелю» Э. Рознера и Ю. Цейтлина, «В нашем городе дождь» и «Я люблю» Э. Колмановского и Е. Евтушенко, «Стиляга», «Серые глаза», «Геологи» А. Пахмутовой на стихи С. Гребенникова и Н. Добронравова, «Как провожают пароходы» А. Островского на стихи И. Шаферана и др. Одной из первых Дорда включила в свой репертуар танго О. Строка, пела фронтовую лирику.
Именно она раньше пела популярную до сих пор, но уже в исполнении Евгения Осина, композицию Ады Якушевой «Плачет девочка в автомате».
Она выступала на самых престижных концертных площадках мира. Ее гастрольный тур по городам СССР был расписан на месяцы вперед, но не только советские граждане любили ее песни. Дорда была в числе немногих певиц того времени, которым было позволено выезжать за границу. Артистка выступала в Японии, Румынии, Польше, Германии.
В 1980-х годах Нина Дорда прекратила выступления, однако её творчество по-прежнему пользуется популярностью, а ряд её песен обрели второе рождение в исполнении других вокалистов.
«42 года была в штате «Москонцерта», пока не пришло новое руководство и не попросило написать заявление по собственному. Как они мне объяснили, хотят дать дорогу молодым исполнителям. Ушла из «Москонцерта» и все равно продолжала выступать, но уже на частных концертах», — рассказывала артистка.
В 1995 году Нина Дорда выступила с группой «Мегаполис».
В знак уважения к творчеству и личности певицы в 1995 году её удостоили звания Заслуженной артистки России.
Нина Дорда стала прототипом певицы Веры Горды, героини повести Василия Аксёнова «Московская сага», по которой в 2004 году был снят одноимённый телесериал, где роль Горды исполнила Кристина Орбакайте. Самой Нине Дорде этот эпизод не понравился: «Сериал видела не полностью, но те сцены, которые попались на глаза, поразили. Вот, к примеру, Орбакайте поет, а потом спускается к зрителям. Да где такое видано, чтобы артистка эстрадного оркестра моталась среди посетителей ресторана и столиков. Нам запрещено было спускаться к зрителям! Все было намного строже, чем это показали в «Московской саге». Жаль, что не смогли передать дух нашей молодости», — говорила она.
Проживала в Москве.
Скоропостижно скончалась 26 февраля 2016 года. Похоронена на Долгопрудненском кладбище рядом с родителями.
Нина Дорда — Ходит песенка по кругу
Нина Дорда — Плачет девочка в автомате
Нина Дорда — Старый клен
Нина Дорда — Песня остаётся с человеком
Нина Дорда — Ландыши
Рост Нины Дорды: 167 сантиметров.
Личная жизнь Нины Дорды:
Первый раз вышла замуж за человека, который был намного старше ее: «Влюбилась я в одного пианиста, он как раз только с фронта вернулся. Ему было за 40, а мне только 20. Ну в общем по глупости поженились, но вместе не жили. Спустя год развелись», — рассказывала певица.
Вторым мужем стал пианист Михаил Липский, с которым познакомилась, когда пела в оркестре ресторана гостиницы «Москва».
«В 1948 году пришел к нам в оркестр новый дирижер и пианист Михаил Липский. Вначале хотел от меня избавиться, он не такую молодую артистку видел в своем коллективе. Но мы вскоре подружились. У нас не было феерических взлетов чувств, все шло ровно и мирно. До замужества 5 лет встречались, не расписывались потому, что негде было жить. Позже я купила двухкомнатную квартиру в центре Москвы. Когда появилось жилье, решили узаконить наши отношения. Свадьбы конечно же не было, тогда такое было не принято. Со временем в «Москонцерте» мне дали собственный оркестр, с которым я ездила на гастроли. Взяла Мишу туда пианистом, и мы стали колесить по стране», — вспоминала Дорда.
Через 10 лет брака у мужа Нины Дорды обнаружили неизлечимый недуг – болезнь Паркинсона.
Нина Дорда и Михаил Липский прожили вместе 30 лет. Детей не было.
Песни Нины Дорды:
Была весна (П. Креудер — Н. Коваль)
В звёздный вечер (И. Якушенко — Г. Регистан)
Весенняя песенка (А. Островский — О. Фадеева)
Весна в парке (О. Фельцман — И. Финк)
Где же тут любовь (А. Эшпай — Г. Регистан)
Для вас, влюблённых (К. Молчанов — Г. Регистан)
До свиданья, друзья (А. Островский — Л. Ошанин)
Доброй ночи, москвичи (В. Мещерин — Г. Фере)
Жду любви (Т. Хренников — Е. Шатуновский)
Здравствуй, город дорогой (М. Кажлаев — Н. Алиев)
Ландыши (О. Фельцман — О. Фадеева)
Лунной тропой (А. Островский — Г. Регистан)
Майское утро (В. Людвиковский — В. Драгунский)
Мой Вася (О. Фельцман — Г. Ходосов)
Мой милый (А. Островский — Ю. Цейтлин)
Над Москвою рекой и над Вислой (А. Лепин — М. Матусовский)
Наша улица (А. Цфасман — В. Драгунский, Л. Давидович)
Не встретимся (А. Островский — И. Кашежева)
Непонятные слова (Б. Меррилл — М. Липский)
Ну, улыбнись (Д. Львов-Компанеец — В. Гурьянов
Ну, что тебе сказать про Сахалин (Я. Френкель — М. Танич)
Озорница (Доменико Модуньо)
Первый лёд (Плачет девочка в автомате) (О. Фельцман — А. Вознесенский)
Песня остаётся с человеком (А. Островский — С. Островой)
Поезда (О. Фельцман — М. Матусовский)
Последние кочевники (О. Фельцман — Н. Олев)
Продавщица игрушек (Е. Птичкин — О. Фадеева)
Прости (А. Бабаджанян — Г. Регистан)
Синие сумерки (Т. Бромберг — И. Алешковский)
Старый клён (А. Пахмутова — М. Матусовский)
Субботний вечерок (С. Туликов — В. Харитонов)
Ты скажи мне, расскажи, река (А. Зацепин — Л. Кривощёков)
Улетают лётчики (М. Федин — И. Шамов)
Ходит песенка по кругу (О. Фельцман — М. Танич, И. Шаферан)
Ягнёнок (С. Агабабов — М. Гаирбеков)
Ясная ночь (В. Мещерин — Г. Фере)